🗊МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №1МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №2МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №3МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №4МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №5МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №6МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №7МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №8МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №9МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №10МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №11МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №12МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №13МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №14МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №15МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №16МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №17МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Описание слайда:
МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Слайд 2





	Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.
	Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.
Описание слайда:
Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова. Выполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова.

Слайд 3





Порядок морфемного разбора
Порядок морфемного разбора

1. Определите часть речи.
2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.
3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.
4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.
5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.
6. Выделите корень.
7. Запишите графическую схему слова.
Описание слайда:
Порядок морфемного разбора Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками. 5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова.

Слайд 4





	Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа
	Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа
Описание слайда:
Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа

Слайд 5





	Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. 
	Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. 
	Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть).
	Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] → о-свобод- и-ть → свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.
Описание слайда:
Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] → о-свобод- и-ть → свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е.

Слайд 6





Типичные трудности морфемного анализа
Типичные трудности морфемного анализа
Описание слайда:
Типичные трудности морфемного анализа Типичные трудности морфемного анализа

Слайд 7





	Различение нулевого окончания и отсутствия окончания
	Различение нулевого окончания и отсутствия окончания

	Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): 
несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; 
простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д.,
междометия: ого, ах.
Описание слайда:
Различение нулевого окончания и отсутствия окончания Различение нулевого окончания и отсутствия окончания Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах.

Слайд 8





	Разграничение омонимичных морфем
	Разграничение омонимичных морфем
	Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного)
– сделать по-нов-ому (суффикс наречия);
Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); 
заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия).
	Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.
Описание слайда:
Разграничение омонимичных морфем Разграничение омонимичных морфем Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бег-ом (окончание существительного) – мчаться бег-ом (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи.

Слайд 9





	Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий
	Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий
Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий).
Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. 
Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). 
Если [j] сохраняется, он входит в основу: 
друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей);
волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).
Описание слайда:
Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий).

Слайд 10





	Связанные корни
	Связанные корни
Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов 
	ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. 
	В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-.
Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.
Описание слайда:
Связанные корни Связанные корни Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-. Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство.

Слайд 11





Исторические чередования
Исторические чередования
	Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны
	(например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).
Описание слайда:
Исторические чередования Исторические чередования Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка).

Слайд 12





	Определение семантики приставок и суффиксов
	Определение семантики приставок и суффиксов
	Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. 
	Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс 
	-иц- с уменьшительно-ласкательным значением.
Описание слайда:
Определение семантики приставок и суффиксов Определение семантики приставок и суффиксов Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшительно-ласкательным значением.

Слайд 13





Суффикс -ий- (-j-)
Суффикс -ий- (-j-)

	Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных 
	-ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.
Описание слайда:
Суффикс -ий- (-j-) Суффикс -ий- (-j-) Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных -ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и.

Слайд 14





	Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения:
	Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения:
1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности;
2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия;
4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.
Описание слайда:
Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: 1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности; 2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия; 4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа.

Слайд 15





	Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:
	Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:
кочк(а) – нечленимая основа;
кадк(а) → кадоч-к(а);
кость( ) → кост-очк(а);
тетрадь( ) → тетрад-к(а) → тетрад-оч-к(а);
желудок → желудоч-н(ый);
карт(а) → карт-очн(ый);
ель → ел-к(а) → ел-оч-н(ый).
Описание слайда:
Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например: кочк(а) – нечленимая основа; кадк(а) → кадоч-к(а); кость( ) → кост-очк(а); тетрадь( ) → тетрад-к(а) → тетрад-оч-к(а); желудок → желудоч-н(ый); карт(а) → карт-очн(ый); ель → ел-к(а) → ел-оч-н(ый).

Слайд 16





	ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
	ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова?
2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами.
3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий?
4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования?
5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами.
6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.
Описание слайда:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. 3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий? 4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования? 5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами. 6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-.

Слайд 17





	1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов:
	1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3) столярничать, сотрудничать.
Ответ:
1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов- ый → готов-ность; 
2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) → вяз-а-льн-ый;
3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-трудник → со-труд-нич-а-ть.
Описание слайда:
1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов: 1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов: 1) законность, готовность; 2) центральный, вязальный; 3) столярничать, сотрудничать. Ответ: 1) закон → закон-н-ый → закон-н-ость; готов- ый → готов-ность; 2) центр → центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) → вяз-а-льн-ый; 3) столяр → столяр-нича-ть; труд → со-трудник → со-труд-нич-а-ть.

Слайд 18





 	2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ
 	2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ
1) Воротник, задачник, ночник.
2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.
3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.
Ответ:
1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь → ноч-н-ой → ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-.
2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-.
3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь → чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый → скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.
Описание слайда:
2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ 2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь → ноч-н-ой → ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь → чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый → скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй → лентяй-нича-ть.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию