Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
Слайд 2
Описание слайда:
Знакомство с образовательными технологиями
Понятие
Примеры отдельных технологий
Слайд 3
Описание слайда:
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.
А.Дистервег
Слайд 4
Описание слайда:
Традиционная педагогика
Традиционная педагогика
Учитель учит- ученик учится
Учитель знает все- ученик не знает ничего
Учитель думает- ученик воспроизводит знания
Учитель говорит- ученик слушает
Учитель управляет- ученик подчиняется
Учитель активен- ученик пассивен
Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается
Учитель авторитарен- ученик несвободен
Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:
Стандарт как совокупность
трех систем требований к ООП
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
Новое качество образования
Слайд 12
Описание слайда:
О системно-деятельностном подходе
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского…
… где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования.
(из материалов «Стандарты второго поколения»)
Слайд 13
Описание слайда:
Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 14
Слайд 15
Описание слайда:
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли этому школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников.
2. Учитель объявляет новую тему.
3. Учитель объясняет новую тему.
4. Учитель организует закрепление знаний учениками.
Слайд 16
Описание слайда:
Новая дидактическая модель образования
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Слайд 17
Описание слайда:
Инновационное образовательное пространство урока
Слайд 18
Описание слайда:
ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач
прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Слайд 19
Описание слайда:
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Слайд 20
Описание слайда:
Образовательные технологии
Слайд 21
Описание слайда:
Технология -
это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Слайд 22
Описание слайда:
Педагогическая технология -
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Слайд 23
Описание слайда:
Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Слайд 24
Описание слайда:
Образовательная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
Слайд 25
Слайд 26
Описание слайда:
Три уровня педагогических технологий:
Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный.
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Слайд 27
Описание слайда:
Технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения
технология мастерских
групповое обучение
и др.
Слайд 28
Слайд 29
Описание слайда:
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
модульная технология;
технология проектного обучения;
технология внутриклассной дифференциации;
технология проблемного обучения;
технология дидактической игры.
Слайд 30
Описание слайда:
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Слайд 31
Описание слайда:
О проекте
Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени
Проектирование и творчество
Проектирование и управление
Проектирование и развитие
Слайд 32
Описание слайда:
Структура проектной деятельности
Ориентация на получение результата!
1.Описание (фиксация) результата
2. Фиксация срока достижения результата
3. Предварительное планирование действий по достижению результата
4. Программирование (планирование по времени отдельных действий)
5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
6. Получение продукта проектной деятельности
Слайд 33
Описание слайда:
Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.
Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.
Слайд 34
Описание слайда:
Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся;
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями общества.
Слайд 35
Описание слайда:
Основные требования к учебным проектам
Организационно-педагогические;
Психолого-физиологические;
Технолого-экономические.
Слайд 36
Описание слайда:
Основные компоненты проекта
Слайд 37
Описание слайда:
Этапы проектной деятельности
Выбор направлений сбора сведений
Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Слайд 38
Описание слайда:
Этапы проектной деятельности
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат: найденные сведения
Слайд 39
Описание слайда:
Выполнение проекта
Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи:
Исследования;
Изготовление конечного продукта.
Слайд 40
Описание слайда:
Этапы проектной деятельности
Завершение работы над темой
Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)
Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Слайд 41
Описание слайда:
Этапы проектной деятельности
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Слайд 42
Описание слайда:
Проектная деятельность в школе
Слайд 43
Описание слайда:
Технология проектно-исследовательской деятельности
Слайд 44
Описание слайда:
Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры:
- разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся);
- разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
- формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность;
- проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета;
- осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению;
- создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности.
Слайд 45
Описание слайда:
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
Слайд 46
Описание слайда:
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.
Слайд 47
Описание слайда:
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.
Слайд 48
Описание слайда:
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Описание слайда:
Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:
Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:
выдвигать темы проектов,
вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы,
приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.
Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей.
Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе
Слайд 53
Слайд 54
Описание слайда:
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ
Слайд 55
Описание слайда:
Отечественные исследования:
проблемное обучение: И.А.Ильницкая
В.Т. Кудрявцев
М.И.Махмутов
психология творчества:А.В.Брушлинский
А.М.Матюшкин
А.Т.Шумилин
Слайд 56
Описание слайда:
Технология
проблемно-диалогического
обучения
Урок объяснения нового материала
Слайд 57
Описание слайда:
Традиционный урок
Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
Слайд 58
Описание слайда:
Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений
Лена:
На юге жарко.
Слайд 59
Описание слайда:
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?
Слайд 60
Описание слайда:
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ :
1. Даёт прочные знания.
2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
3. Воспитывает активную личность.
4. Здоровьесберегающая технология.
Слайд 61
Описание слайда:
ШКОЛЬНИК НОВОГО ТИПА –
внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения
Слайд 62
Описание слайда:
ТЕХНОЛОГИЯ
развития критического мышления
Слайд 63
Описание слайда:
1. Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи: Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Слайд 64
Описание слайда:
1. Технология развития критического мышления.
Критерии оценки результата
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Слайд 65
Описание слайда:
А. В. Хуторской
Методика личностно-ориентированного обучения
Как обучать всех по-разному?
Слайд 66
Описание слайда:
Личностно-ориентированные системы обучения:
Система Сократа.
2. Свободная школа Л. Толстого.
3. Новая школа Френе.
4. Система Монтессори.
5. Вольдорфская школа.
6. Школа М. Щетинина.
7. Школа свободного развития.
8. Школа самоопределения.
Слайд 67
Описание слайда:
Исходная позиция – каждый ученик индивидуальность.
Учащийся - субъект своего образования.
Слайд 68
Описание слайда:
Смысл и вектор образовательного движения иной – не к ученику, а от него.
Слайд 69
Описание слайда:
Но мало дать свободу детям, надо научить их действовать.
Слайд 70
Описание слайда:
Закономерности:
Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.
Слайд 71
Описание слайда:
Образовательный продукт – результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее ( идея, текст, поделка, сочинение) и внутреннее ( личностные качества) проявления.
Слайд 72
Описание слайда:
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
Смысл деятельности ( зачем я это делаю);
Постановка личной цели ( предвосхищающий результат);
План деятельности;
Реализация плана;
Рефлексия ( осознание собственной деятельности);
Оценка;
Корректировка или переопределение целей.
Слайд 73
Описание слайда:
Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Презентацию на
тему Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе можно скачать бесплатно ниже: