Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Фрэнсис Бэкон
22 января 1561 — 9 апреля 1626
Слайд 2
Описание слайда:
Фрэнсис Бэкон
английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Слайд 5
Описание слайда:
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Слайд 6
Описание слайда:
Основные сочинения Ф.Бэкона
Опыты, или наставления нравственные и политические
(1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625)
О мудрости древних (1609)
Великое восстановление наук
О достоинстве и приумножении наук (1605)
Новый Органон (1620)
История ветров (1622)
История жизни и смерти (1623)
Новая Атлантида (1623-1624?)
Слайд 7
Описание слайда:
Учение о «призраках» («идолах») разума
Слайд 8
Описание слайда:
Идолы рода
Идолы рода находят основание
в самой природе человека,
в племени или самом роде людей,
ибо ложно утверждать, что
чувства человека есть мера вещей.
Наоборот, все восприятия
как чувства, так и ума
покоятся на аналогии человека,
а не на аналогии мира.
Ум человека уподобляется неровному
зеркалу, которое, примешивая
к природе вещей свою природу,
отражает вещи в искривлённом
и обезображенном виде.
Слайд 9
Описание слайда:
Примеры идолов рода:
Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным).
Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле.
Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.
Слайд 10
Описание слайда:
Идолы пещеры
Идолы пещеры суть заблуждения
отдельного человека. Ведь у каждого
помимо ошибок, свойственных роду
человеческому, есть своя особая пещера,
которая ослабляет и искажает свет
природы. Происходит это или от особых
прирождённых свойств каждого,
или от воспитания и бесед с другими,
или от чтения книг и от авторитетов,
перед какими кто преклоняется, или
вследствие разницы во впечатлениях,
зависящей от того, получают ли их души
предвзятые и предрасположенные или
же души хладнокровные и спокойные
Слайд 11
Описание слайда:
Примеры идолов пещеры:
Люди в большинстве своём склонны ценить выше то, во что ими вложено больше труда, или то, что им более привычно.
Одни умы склонны придавать большее значение различиям в вещах, другие – сходству между ними.
Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым.
Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне, но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми.
Слайд 12
Описание слайда:
Идолы площади (рынка)
Существуют ещё идолы, которые
происходят как бы в силу взаимной
связанности и сообщества людей.
Эти идолы мы называем, имея
в виду порождающее их общение
и сотоварищество людей,
идолами площади.
Люди объединяются речью.
Слова же устанавливаются
сообразно разумению толпы.
Поэтому плохое и нелепое
установление слов удивительным
образом осаждает разум.
Слайд 13
Описание слайда:
Примеры идолов площади:
Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей)
Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.
Слайд 14
Описание слайда:
Идолы театра
Существуют, наконец, идолы,
которые вселились в души людей
из разных догматов философии,
а также из превратных
законов доказательств.
Их мы называем идолами театра,
ибо мы считаем, что,
сколько есть принятых или
изобретённых философских систем,
столько поставлено
и сыграно комедий,
представляющих вымышленные
и искусственные миры.
Слайд 15
Описание слайда:
Опыт как источник знания
Два пути существуют и могут
существовать для отыскания и
открытия истины. Один воспаряет
от ощущений и частностей к наиболее
общим аксиомам и, идя от этих
оснований и их непоколебимой
истинности, обсуждает и открывает
средние аксиомы. Этим путём и
пользуются ныне. Другой же путь
выводит аксиомы из ощущений и
частностей, поднимаясь непрерывно и
постепенно, пока наконец не приходит
к наиболее общим аксиомам.
Это путь истинный, но не испытанный.
Слайд 16
Описание слайда:
Опыт как источник знания
Оба эти пути исходят
из ощущений и частностей
и завершаются в высших общностях.
Но различие их неизмеримо.
Ибо один лишь бегло касается опыта
и частностей, другой надлежащим
образом задерживается на них.
Один сразу же устанавливает некие
общности, абстрактные и бесполезные,
другой постепенно поднимается
к тому, что действительно
более сообразно природе.
Слайд 17
Описание слайда:
Опыт как источник знания
Индукция
(лат., inductio, наведение) –
форма мышления, посредством
которой мысль наводится на
общее правило, общее
положение, присущее всем
предметам какого-либо класса.
Слайд 18
Описание слайда:
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. Проповедником эмпиризма Ф.Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм — в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро — во Франции. Проповедником эмпиризма Ф.Бэкона был также словацкий философ Ян Байер.
Слайд 19
Описание слайда:
«Знание есть сила, сила есть знание»
Слайд 20
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Презентацию на
тему Фрэнсис Бэкон можно скачать бесплатно ниже: