🗊Скачать презентацию Фонетика

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Скачать презентацию Фонетика , слайд №1Скачать презентацию Фонетика , слайд №2Скачать презентацию Фонетика , слайд №3Скачать презентацию Фонетика , слайд №4Скачать презентацию Фонетика , слайд №5Скачать презентацию Фонетика , слайд №6Скачать презентацию Фонетика , слайд №7Скачать презентацию Фонетика , слайд №8Скачать презентацию Фонетика , слайд №9Скачать презентацию Фонетика , слайд №10Скачать презентацию Фонетика , слайд №11Скачать презентацию Фонетика , слайд №12Скачать презентацию Фонетика , слайд №13Скачать презентацию Фонетика , слайд №14Скачать презентацию Фонетика , слайд №15Скачать презентацию Фонетика , слайд №16Скачать презентацию Фонетика , слайд №17Скачать презентацию Фонетика , слайд №18Скачать презентацию Фонетика , слайд №19Скачать презентацию Фонетика , слайд №20Скачать презентацию Фонетика , слайд №21Скачать презентацию Фонетика , слайд №22Скачать презентацию Фонетика , слайд №23Скачать презентацию Фонетика , слайд №24

Содержание


Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Фонетика
Повторение, обобщение
 материала
Ахметова В.В.,
учитель русского языка 
и литературы
Описание слайда:
Фонетика Повторение, обобщение материала Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2





Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

    Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).
Здесь живет такая-то буква?
Да.
Не могли бы вы сейчас поработать?
А как?
Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...
В начале слова не работаю.
А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...
Простите, в таких местах не бываю.
Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
Какие это буквы, будьте добры?..
Первая - Н, а за ней -Ч.
Нет, туда не пойду.
А после Ч? Перед Т?
Если в глаголе - тогда с удовольствием.
Нет, в существительном.
Ничем не могу вам помочь.
Дверь захлопнулась.
Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном -                     не хочет?
Описание слайда:
Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка» Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не могли бы вы сейчас поработать? А как? Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... Простите, в таких местах не бываю. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием. Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Слайд 3





 Автор данного текста,
  Михаил Викторович Панов,                   обращается к форме                                     лингвистической сказки-загадки   "Таинственная незнакомка",                                            не просто облекая языковой материал                            в увлекательную форму сказки,                                     но и ставя перед читателем                     определенную лингвистическую задачу,                                               решить которую можно,                               актуализировав полученные ранее знания.
Описание слайда:
Автор данного текста, Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.

Слайд 4





Справка 
                Михаи́л Ви́кторович Пано́в                  (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку.                        Активно занимался методической и преподавательской деятельностью.                 Автор двух поэтических сборников.
Описание слайда:
Справка Михаи́л Ви́кторович Пано́в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.

Слайд 5





Закончи фразу
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается ….,                     а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….  .
Описание слайда:
Закончи фразу Фонетика – это раздел языкознания, изучающий ….. Звуки мы …., а буквы ….. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. Не обозначают звуков буквы …. . Шипящие звуки …. . Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … . Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Слайд 6





Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

 всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
 всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
 сонорный:  Н, П, С, Ш, Ф, Ц
 не имеет пары по звонкости -   глухости:  Д, Й, П, Ж, Г, В
Описание слайда:
Найди звук, соответствующий определенной характеристике: всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Слайд 7





Игра «Рассели «жильцов»
Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья  рассели в домики
В первый домик - слова, в которых                         количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше,                 чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше,                      чем букв.
Описание слайда:
Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Слайд 8





Звук под маской
 Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости.                                                                     В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
 Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
 Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?
Описание слайда:
Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф]. Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться. Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Слайд 9





Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.
Описание слайда:
Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

Слайд 10









Звуки – смыслоразличители.
Что произошло? Почему получилась такая путаница?  Исправь.
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
На болоте нет дорог, 
Я по кошкам – скок да скок.
Забодал меня котел,
На него я очень зол.
 Вывод: функция звуков сводится к                 формированию и различению слов                                  (мал – мол – мыл).
Описание слайда:
Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол. Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

Слайд 11





Звуки – смыслоразличители.
Что произошло? Почему получилась такая путаница?  Исправь. Сформулируй вывод.
     Дым на улице стоит, 
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка, 
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот 
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке, 
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам, 
Убедиться может сам!
Описание слайда:
Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод. Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Слайд 12





Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.                                                              Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем  букву так, чтобы получилось новое слово.                                                                                                Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».
Описание слайда:
Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

Слайд 13





Ключ к метаграмме
Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот
Описание слайда:
Ключ к метаграмме Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Слайд 14





Игра «Наоборот»
Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
 из слова Лён – цифру;
 из слова Лей – название дерева;
 из слова Люк – большой мешок;
 из слова Ток – домашнее животное;
 из слова Шёл – неправду.
Описание слайда:
Игра «Наоборот» Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова Лён – цифру; из слова Лей – название дерева; из слова Люк – большой мешок; из слова Ток – домашнее животное; из слова Шёл – неправду.

Слайд 15





Отгадай загадку!
Без досок, без топоров
Через реку мост готов,
Мост – как синее стекло,
Скользко, весело, светло.  
 Какое фонетическое явление происходит в  слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
Сколько раз встречается звук [с]?
В саду рос куст роз.
Описание слайда:
Отгадай загадку! Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло. Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением? Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов? Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.

Слайд 16





Подбери  пару
    К  каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы  первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком                                     в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль - 
жар -
дрель -
гонец -
быль – 
зыбь –                                                                                       Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.
Описание слайда:
Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Слайд 17





Волшебная сила звука
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их  подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева?                                         Люблю грозу в начале мая,                                            Когда весенний первый гром,                                        Как бы резвяся и играя,                                                  Грохочет в небе голубом.                                      Гремят раскаты молодые…
Описание слайда:
Волшебная сила звука Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности. Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Слайд 18





Вывод:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.   
   Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.                                                             В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые  в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:                                                                                             «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
      К. Д. Бальмонт.
      Звукоподражание шелесту, шороху.
Описание слайда:
Вывод: определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись. Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт. Звукоподражание шелесту, шороху.

Слайд 19





Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. 
Ему уже двенадцать лет. 
Но говорит он до сих пор 
Не «коридор», а «колидор», 
«Дилектор входит в кабинет…», 
«Закрыт м а г`а з и н на обед…», 
«Хозяйка моет с т а к а н`ы…», 
«Секёт свеклу…», 
«Пекёт блины…». 
И до меня дошёл черёд: 
Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. 
Но мне не зря «Родную речь» 
Судьбой доверено беречь. 
И я придумал, не шутя: 
Пусть и его зовут П е т`я. 
- П е т`я! – несётся со двора, - 
 Тебе домой идти пора! 
- Не трогай малыша, П е т`я, 
Ведь ты большой, а он дитя! 
«П е т`я» обижен на ребят: 
- Скажите, в чём я виноват? 
Я не ругался, не грубил 
И никого не оскорбил. 
За что же среди бела дня 
Отняли имя у меня? 
                                                                                          
                                                                                                              (Ю. Тимянский)
Описание слайда:
Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)

Слайд 20





Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения,              в частности нормы ударения?
Произносим правильно                                            докумЕнт, а не докУмент,                                            началА, а не нАчала,                                                     звонИт, а не звОнит,                                               алфавИт, а не алфАвит.
Описание слайда:
Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения? Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.

Слайд 21





Как называется система правил                                              о написании слов и их частей?
 Ра…каз получился не очень интересный.                        В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что …  . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
 Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев.                                                                                В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
 Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга.                                                                                               В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … .                                                   Внимание! Мы произносим буквы правильно:              с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].
Описание слайда:
Как называется система правил о написании слов и их частей? Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … . Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что …. Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Слайд 22





Подводим итоги урока.
Закончи фразу
 Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Было трудно…
 Я выполнял задания…
 Я понял, что…
 Теперь я могу…
 Я научился…
 У меня получилось …
 Я попробую…
 Меня удивило…
 Мне захотелось…
Описание слайда:
Подводим итоги урока. Закончи фразу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 23


















Домашнее задание (на выбор):
сочинить  собственную лингвистическую сказку  по аналогии с прослушанной;
придумать (подобрать) другие игры по теме;
 придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр; 
 составить задания – тесты по теме;
 устный развёрнутый ответ по одной из тем:
     - Звукопись;
     - Аллитерация;
     - Особенности русского ударения.
Описание слайда:
Домашнее задание (на выбор): сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной; придумать (подобрать) другие игры по теме; придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр; составить задания – тесты по теме; устный развёрнутый ответ по одной из тем: - Звукопись; - Аллитерация; - Особенности русского ударения.

Слайд 24





Использованная литература
Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
 В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». -                   М.: Просвещение, 1991.
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». –                                 Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
Интернет – ресурсы:
http://igrovaia.ru 
http://ru.wikipedia.org
http://festival.1september.ru
http://openclass.ru 
http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций
Описание слайда:
Использованная литература Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991. В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990. Интернет – ресурсы: http://igrovaia.ru http://ru.wikipedia.org http://festival.1september.ru http://openclass.ru http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций


Презентацию на тему Фонетика можно скачать бесплатно ниже:

Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию