Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Причастие как особая
форма глагола
Выполнила: Анисимова О.В.,
учитель русского языка,
литературы и МХК,
МОУ «СОШ №15»
г.Славгорода Алтайского края
Слайд 2
Описание слайда:
Какая?
Падающая указка = которая падает
~~~~~~~~~~
от прилагательного от глагола
Слайд 3
Описание слайда:
Задание: подобрать к словосочетанию прил + сущ однокоренное прич + сущ (сущ. заменить по смыслу)
синий горизонт
желтая кувшинка
колючий еж
шумный поток
зеленый лес
рыхлый лед
белый хлеб
Слайд 4
Описание слайда:
Проверьте себя: подобрать к словосочетанию прил + сущ однокоренное прич + сущ (сущ. заменить по смыслу)
синий горизонт – синеющий небосклон
желтая кувшинка – желтеющая нива
колючий еж – колющийся предмет
шумный поток – шумевший ручей
зеленый лес – зеленеющий тростник
рыхлый лед – рыхлевший снег
белый хлеб – белеющая роща
Слайд 5
Описание слайда:
Задание: найти словосочетания
прил +сущ (записать только цифры,
обозначающие словосочетания)
1 вариант 2 вариант
1.стоящий мальчик 1. старый человек
2. засеянное поле 2. чернеющая смородина
3. летящая птица 3. свежие семена
4. светлое небо 4. склонившаяся береза
5. собранные грибы 5. густой ельник
6. маленький ребенок 6. седеющие волосы
7. весенняя травка 7. бегущая строка
8. прореженная свёкла 8. голые ветки
Слайд 6
Описание слайда:
Проверь себя: найти словосочетания
прил +сущ
1 вариант 2 вариант
1.стоящий мальчик 1. старый человек
2. засеянное поле 2. чернеющая смородина
3. летящая птица 3. свежие семена
4. светлое небо 4. склонившаяся береза
5. собранные грибы 5. густой ельник
6. маленький ребенок 6. седеющие волосы
7. весенняя травка 7. бегущая строка
8. прореженная свёкла 8. голые ветки
Слайд 7
Описание слайда:
Задание: найти словосочетания
прич + сущ (записать только цифры,
обозначающие словосочетания)
1 вариант : 2 вариант:
1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом
2) черная ночь 2) желтым светом
3) белого снега 3) дремлющий старик
4) поспевший крыжовник 4) северное сияние
5) темный горизонт 5) горячее молоко
6) болотная вода 6) колосящаяся рожь
7) горячая печь 7) белый лист
8) спеющая ягода 8) белеющий снег
9) мелкий брод 9) заросший пруд
Слайд 8
Описание слайда:
Проверь себя: найти словосочетания
прич + сущ
1 вариант : 2 вариант:
1) чернеющая пропасть 1) желтевшим светом
2) черная ночь 2) желтым светом
3) белого снега 3) дремлющий старик
4) поспевший крыжовник 4) северное сияние
5) темный горизонт 5) горячее молоко
6) болотная вода 6) колосящаяся рожь
7) горячая печь 7) белый лист
8) спеющая ягода 8) белеющий снег
9) мелкий брод 9) заросший пруд
Слайд 9
Описание слайда:
Озаглавить текст, выписать словосочетания прич.+сущ.
Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу
Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он
стоил жизни.
Широко известны имена пионеров, пренебрегавших
опасностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб.
Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена
Воронов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах
ребят, писала об отважном поступке школьника из
смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на
борьбу с огнем за хлеб всё село.
Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесённая
хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К
каждому колоску, подобранному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.
Слайд 10
Описание слайда:
Цена хлеба. Нет ничего дороже хлеба. Берегите хлеб!
Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому комсомольцу
Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни.
Широко известны имена пионеров, пренебрегавших опасностью и вступивших в борьбу со стихией за хлеб.
Пал на обуглившейся ниве калининский пионер Гена
Воронов. «Пионерская правда», рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб всё село.
Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесённая хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке школьной столовой должно быть бережное отношение.
Слайд 11
Описание слайда:
Причастный оборот – причастие с зависимым словом.
Какой?
/по / с=м редеющий осенью лес
~~~~~~~~~~~~~~~ – •– •– •– •– •
Какой?
С=М, /по/, лес, редеющий осенью,
~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Слайд 12
Описание слайда:
Проверь себя! Расставить и объяснить орфограммы и знаки препинания при причастном обороте.
Сове …кие солдаты в ... друзившие 30 апреля
1945 года знамя Победы над рейхстагом воз-
в…стили миру о п…беде над фашизмом. На
параде Победы к подножию Мавзолея были
брошены знамёна дивизий и полков
поверженных советскими воинами. Первым
было брошено лич?ное знамя Гитлера
м…чтавшего пок…рить весь мир.
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Личное знамя Адольфа Гитлера
Слайд 15
Описание слайда:
Проверь себя! Расставить и объяснить
орфограммы и знаки препинания при
причастном обороте.
Советские солдаты, водрузившие 30 апреля
1945 года знамя Победы над рейхстагом, воз-
вестили миру о победе над фашизмом. На па-
раде Победы к подножию Мавзолея были
брошены знамёна дивизий и полков,
поверженных советскими воинами. Первым
было брошено личное знамя Гитлера,
мечтавшего покорить весь мир.
Слайд 16
Описание слайда:
настоящее время
-ущ,-ющ - брить - бреющий
-ащ,-ящ – смотреть - смотрящий
Слайд 17
Описание слайда:
Образовать действительные причастия от глаголов: 1вариант – настоящего времени, 2вариант – прошедшего времени
Пилить –
Стоять -
3евать -
Держать -
Раздеваться -
Увидеть -
Рисовать -
Читать -
Слайд 18
Описание слайда:
Проверь себя!
Пилить – пилящий, пиливший
Стоять – стоящий, стоявший
3евать – зевающий, зевавший
Держать – держащий, державший
Раздеваться – раздевающийся, раздевавшийся
Видеть – видящий, видевший
Рисовать – рисующий, рисовавший
Читать – читающий, читавший
Слайд 19
Слайд 20
Описание слайда:
Образовать страдательные причастия от глаголов: 1вариант – настоящего времени, 2вариант – прошедшего времени
1.Слышать –
2. Объявлять –
3. Сберегать –
4. Провозить –
5. Погружать –
6. Поддерживать –
Слайд 21
Описание слайда:
Проверь себя!
1.Слышать – слышимый, слышанный.
2. Объявлять – объявляемый, объявленный.
3. Сберегать – сберегаемый, сбереженный.
4. Провозить – провозимый, провезенный.
5. Погружать – погружаемый, погруженный.
6. Поддерживать – поддерживаемый, поддержанный.
Слайд 22
Описание слайда:
Спасибо за урок!
Слайд 23
Описание слайда:
Использованная литература:
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.
Презентацию на
тему Причастие можно скачать бесплатно ниже: