🗊Презентация Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №1Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №2Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №3Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №4Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №5Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №6Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №7Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №8Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №9Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №10Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №11Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №12Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №13Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», слайд №14

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Доклад-сообщение содержит 14 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
Описание слайда:
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Слайд 2





М.Ю.Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой.1828-1831.
Описание слайда:
М.Ю.Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой.1828-1831.

Слайд 3





Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Описание слайда:
Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 4





Белеет парус одинокой
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Описание слайда:
Белеет парус одинокой Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Слайд 5





Играют волны - ветер свищет,
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Описание слайда:
Играют волны - ветер свищет, Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Слайд 6





Играют волны - ветер свищет,
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Описание слайда:
Играют волны - ветер свищет, Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Слайд 7





Под ним струя светлей лазури,
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Описание слайда:
Под ним струя светлей лазури, Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 8





Анализ текста
Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М.Ю.Лермонтова, т.е. в основе текста лежат размышления о смысле жизни и о вечных вопросах человеческого бытия.
Написанное восемнадцатилетним поэтом, это стихотворение является предельным воплощением романтического мироощущения.
Главными темами стихотворения являются темы одиночества, неудовлетворенности миром, невозможности обрести гармонию.
Образ паруса в тексте приобретает символический смысл, становясь воплощением души лирического героя. Герой смотрит на парус и отождествляет себя с ним. Одиночество, мятежность, отчужденность от мира – все это характеристики героя, данные через сопоставление его и паруса.
Главным образом стихотворения при внимательном прочтении оказывается отнюдь не парус, а романтический герой – одинокий, страдающий в противоречивом, полном противоречий мире.
Описание слайда:
Анализ текста Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М.Ю.Лермонтова, т.е. в основе текста лежат размышления о смысле жизни и о вечных вопросах человеческого бытия. Написанное восемнадцатилетним поэтом, это стихотворение является предельным воплощением романтического мироощущения. Главными темами стихотворения являются темы одиночества, неудовлетворенности миром, невозможности обрести гармонию. Образ паруса в тексте приобретает символический смысл, становясь воплощением души лирического героя. Герой смотрит на парус и отождествляет себя с ним. Одиночество, мятежность, отчужденность от мира – все это характеристики героя, данные через сопоставление его и паруса. Главным образом стихотворения при внимательном прочтении оказывается отнюдь не парус, а романтический герой – одинокий, страдающий в противоречивом, полном противоречий мире.

Слайд 9





 В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
 В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
От строфы к строфе изменяется пространственная организация  текста. От вполне понятной картины – герой видит парус в дали моря и размышляет о нем – до полного наложения образов паруса и лирического героя (наложение подчеркивается использованием местоимения он вместо слова парус во всех стихах кроме первого).
Основным художественным приемом создания текста является антитеза. При помощи антитез автор подчеркивает конфликт между парусом (героем) и окружающим миром. Положение «между» – морем и небом, «страной далекой» и «краем родным», бурей и покоем – создает впечатление одиночества в крайнем своем выражении.
Описание слайда:
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. От строфы к строфе изменяется пространственная организация текста. От вполне понятной картины – герой видит парус в дали моря и размышляет о нем – до полного наложения образов паруса и лирического героя (наложение подчеркивается использованием местоимения он вместо слова парус во всех стихах кроме первого). Основным художественным приемом создания текста является антитеза. При помощи антитез автор подчеркивает конфликт между парусом (героем) и окружающим миром. Положение «между» – морем и небом, «страной далекой» и «краем родным», бурей и покоем – создает впечатление одиночества в крайнем своем выражении.

Слайд 10





Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не ищет... не от счастия бежит... над — под) — подчеркивают важность содержания.
Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не ищет... не от счастия бежит... над — под) — подчеркивают важность содержания.
Той же цели служит и инверсия, приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом. 
Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны. 
Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку.
 Поэт использует звукоподражание (ветер свищет, мачта... скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури.
Описание слайда:
Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не ищет... не от счастия бежит... над — под) — подчеркивают важность содержания. Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не ищет... не от счастия бежит... над — под) — подчеркивают важность содержания. Той же цели служит и инверсия, приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом. Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны. Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. Поэт использует звукоподражание (ветер свищет, мачта... скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури.

Слайд 11





Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет...) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется).
Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет...) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется).
Стихотворение «Парус» в русской поэзии стало воплощением романтизма. Темы одиночества и исканий души нашли в нем самое яркое свое выражение.
Описание слайда:
Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет...) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется). Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет...) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется). Стихотворение «Парус» в русской поэзии стало воплощением романтизма. Темы одиночества и исканий души нашли в нем самое яркое свое выражение.

Слайд 12





Интертекстуальные связи
Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и в большинстве случаев этот образ генетически связан с лермонтовским.
Сам Лермонтов еще не раз возвращался к образу паруса в своем творчестве.
Ср. образ паруса в «Герое нашего времени» (автореминисценция): «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами... он ходит себе целый день по прибрежному песку... и всматривается в туманную даль; не мелькнет ли там... желанный парус...»
Описание слайда:
Интертекстуальные связи Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и в большинстве случаев этот образ генетически связан с лермонтовским. Сам Лермонтов еще не раз возвращался к образу паруса в своем творчестве. Ср. образ паруса в «Герое нашего времени» (автореминисценция): «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами... он ходит себе целый день по прибрежному песку... и всматривается в туманную даль; не мелькнет ли там... желанный парус...»

Слайд 13





 Напрямую восходит к лермонтовскому  образ паруса в
 Напрямую восходит к лермонтовскому  образ паруса в
стихотворении К.Д.Бальмонта:
                         Что достойно, что бесчестно,
                         Что умам людским известно,
                           Что идет из рода в род,
                         Все, чему в цепях не тесно,
                           Смертью тусклою умрет.
                           Мне людское не знакомо,
                          Мне понятней голос грома,
                          Мне понятней звуки волн,
                            Одинокий темный челн
                            И далекий парус белый
                           Над равниной поседелой,
                          Над пустыней мертвых вод,
                         Мне понятен гордый, смелый,
                         Безотчетный крик: «Вперед!»
Описание слайда:
Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в стихотворении К.Д.Бальмонта: Что достойно, что бесчестно, Что умам людским известно, Что идет из рода в род, Все, чему в цепях не тесно, Смертью тусклою умрет. Мне людское не знакомо, Мне понятней голос грома, Мне понятней звуки волн, Одинокий темный челн И далекий парус белый Над равниной поседелой, Над пустыней мертвых вод, Мне понятен гордый, смелый, Безотчетный крик: «Вперед!»

Слайд 14





Интертекстуальные связи
С мечтами и исканиями ассоциируется образ паруса в стихотворении Павла Когана «Бригантина»:
И в беде, и в радости, и в горе
    Только чуточку прищурь глаза.
    В флибустьерском дальнем море
    Бригантина подымает паруса.
 Одна из самых известных песен В.С.Высоцкого называется «Парус» с подзаголовком «Песня беспокойства»:
А у дельфина взрезано брюхо винтом…
     Выстрела в спину не ожидает никто…
     На батарее нету снарядов уже…
     Надо быстрее на вираже…
     Парус! Порвали парус!
     Каюсь, каюсь, каюсь.
Описание слайда:
Интертекстуальные связи С мечтами и исканиями ассоциируется образ паруса в стихотворении Павла Когана «Бригантина»: И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза. В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса. Одна из самых известных песен В.С.Высоцкого называется «Парус» с подзаголовком «Песня беспокойства»: А у дельфина взрезано брюхо винтом… Выстрела в спину не ожидает никто… На батарее нету снарядов уже… Надо быстрее на вираже… Парус! Порвали парус! Каюсь, каюсь, каюсь.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию