🗊Презентация Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №1Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №2Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №3Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №4Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №5Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №6Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №7Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №8Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №9Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №10Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №11Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №12Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №13Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №14Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №15Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №16Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №17Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Богословие III века. Святой Григорий Неокесарийский, Триадологические ериси III века. Священомученник Мефодий Патраский. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Богословие IIIв.
Свят. Григорий Неокесарийский
Триадологические ериси IIIв.
Свщмч. Мефодий Патраский
Описание слайда:
Богословие IIIв. Свят. Григорий Неокесарийский Триадологические ериси IIIв. Свщмч. Мефодий Патраский

Слайд 2





Сведения о жизни. Свят. Григорий Неокесарийский
Жизненные судьбы свт. Григория и свт. Дионисия Александрийского, во многом были схожи 
Родился в начале IIIв., (около 213г.) в знатной языческой греческой семье, получив прекрасное образование и потеряв отца в возрасте 14 лет, святой знакомится с Христовым учением, а затем перебирается в Палестину вместе с братом, получившим там важную государственную должность. Именно здесь, в Кесарии Палестинской, и происходит знакомство святого Григория с Оригеном, который становится его учителем. Глубокое уважение и благоговение перед Оригеном свт. Григорий пронесет через всю свою жизнь
Вернувшись в родную Неокесарию (совр. Никсар в Турции) святой, с трудом преодолевая собственное нежелание, становится через некоторое время первым епископом этого города, положив основание кафедре, а вместе с тем и заложив основания будущего каппадокийского богословия IV века
Описание слайда:
Сведения о жизни. Свят. Григорий Неокесарийский Жизненные судьбы свт. Григория и свт. Дионисия Александрийского, во многом были схожи Родился в начале IIIв., (около 213г.) в знатной языческой греческой семье, получив прекрасное образование и потеряв отца в возрасте 14 лет, святой знакомится с Христовым учением, а затем перебирается в Палестину вместе с братом, получившим там важную государственную должность. Именно здесь, в Кесарии Палестинской, и происходит знакомство святого Григория с Оригеном, который становится его учителем. Глубокое уважение и благоговение перед Оригеном свт. Григорий пронесет через всю свою жизнь Вернувшись в родную Неокесарию (совр. Никсар в Турции) святой, с трудом преодолевая собственное нежелание, становится через некоторое время первым епископом этого города, положив основание кафедре, а вместе с тем и заложив основания будущего каппадокийского богословия IV века

Слайд 3





Подобно свт. Дионисию, пережив гонения императора Декия начала 250-х годов, скрываясь в близлежащих горах, святитель Григорий возвращается в Неокесарию, управляет кафедрой, неутомимо трудится над обращением язычников в христианство. История свидетельствует о чудесной арифметике его служения: если в момент восшествия его на кафедру в городе насчитывалось 17 христиан, то к смерти святого там смогли насчитать ровно 17 язычников, еще не обратившихся ко Христу
Подобно свт. Дионисию, пережив гонения императора Декия начала 250-х годов, скрываясь в близлежащих горах, святитель Григорий возвращается в Неокесарию, управляет кафедрой, неутомимо трудится над обращением язычников в христианство. История свидетельствует о чудесной арифметике его служения: если в момент восшествия его на кафедру в городе насчитывалось 17 христиан, то к смерти святого там смогли насчитать ровно 17 язычников, еще не обратившихся ко Христу
приведение и обращение ко Христу новых Его членов. Впрочем, известен ряд замечательных трудов этого святителя, отличающихся глубиной мысли и склонностью к диалектике. Именно ему принадлежит крылатое изречение:
«Слово человеческое — гибкая и очень опасная вещь» (свт. Григорий Неокесарийский. Благодарственное слово Оригену)
Описание слайда:
Подобно свт. Дионисию, пережив гонения императора Декия начала 250-х годов, скрываясь в близлежащих горах, святитель Григорий возвращается в Неокесарию, управляет кафедрой, неутомимо трудится над обращением язычников в христианство. История свидетельствует о чудесной арифметике его служения: если в момент восшествия его на кафедру в городе насчитывалось 17 христиан, то к смерти святого там смогли насчитать ровно 17 язычников, еще не обратившихся ко Христу Подобно свт. Дионисию, пережив гонения императора Декия начала 250-х годов, скрываясь в близлежащих горах, святитель Григорий возвращается в Неокесарию, управляет кафедрой, неутомимо трудится над обращением язычников в христианство. История свидетельствует о чудесной арифметике его служения: если в момент восшествия его на кафедру в городе насчитывалось 17 христиан, то к смерти святого там смогли насчитать ровно 17 язычников, еще не обратившихся ко Христу приведение и обращение ко Христу новых Его членов. Впрочем, известен ряд замечательных трудов этого святителя, отличающихся глубиной мысли и склонностью к диалектике. Именно ему принадлежит крылатое изречение: «Слово человеческое — гибкая и очень опасная вещь» (свт. Григорий Неокесарийский. Благодарственное слово Оригену)

Слайд 4





Значение богословия
Для истории Церкви значение богословия как св. Дионисия, так и св. Григория состоит, прежде всего, в той подготовительной богословской базе, которую они заложили для будущих поколений святых отцов и которая позволила тем впоследствии вести эффективную борьбу с триадологическими ересями, выстраивая на этой базе свою, уже новую аргументацию. Показательно и значимо также непосредственное участие этих святых учеников Оригена в осуждении первых триадологических ересей. Следующая их формула станет лозунгом всего будущего богословия IV века: «Нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу» (свт. Дионисий Александрийский. Обличение и оправдание. Фрагм. 12)
Описание слайда:
Значение богословия Для истории Церкви значение богословия как св. Дионисия, так и св. Григория состоит, прежде всего, в той подготовительной богословской базе, которую они заложили для будущих поколений святых отцов и которая позволила тем впоследствии вести эффективную борьбу с триадологическими ересями, выстраивая на этой базе свою, уже новую аргументацию. Показательно и значимо также непосредственное участие этих святых учеников Оригена в осуждении первых триадологических ересей. Следующая их формула станет лозунгом всего будущего богословия IV века: «Нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу» (свт. Дионисий Александрийский. Обличение и оправдание. Фрагм. 12)

Слайд 5





Влияние святителей Дионисия и Григория на формирование триадологии
«Обличение и оправдание», написанное свт. Дионисием Александрийским, примечательно со стороны подготовки к будущим триадологическим спорам тем, что содержит в себе ценные развернутые триадологические образы:
Образ солнечного диска, луча и света
Образ семени, корня и растения
Образ источника и реки
Образ сердца, мысли и языка
Описание слайда:
Влияние святителей Дионисия и Григория на формирование триадологии «Обличение и оправдание», написанное свт. Дионисием Александрийским, примечательно со стороны подготовки к будущим триадологическим спорам тем, что содержит в себе ценные развернутые триадологические образы: Образ солнечного диска, луча и света Образ семени, корня и растения Образ источника и реки Образ сердца, мысли и языка

Слайд 6





У свт. Григория Неокесарийского главную ценность наследия представляет крошечное по своему физическому объему «Правило (символ) веры», чудесно сообщенное свт. Григорию откровением Божиим через св. апостола Иоанна Богослова, содержащее в себе необычайно ясное и точное изложение учения о Святой Троице:
У свт. Григория Неокесарийского главную ценность наследия представляет крошечное по своему физическому объему «Правило (символ) веры», чудесно сообщенное свт. Григорию откровением Божиим через св. апостола Иоанна Богослова, содержащее в себе необычайно ясное и точное изложение учения о Святой Троице:
«Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая»
В этих произведениях еще нет разработанной троической терминологии, данную задачу осуществят своими трудами святые Афанасий Великий и каппадокийцы. Но оба святых III века и без терминологии, поднявшись над узким горизонтом школ, впервые в истории церковной мысли являют ясное понимание троического догмата, интуитивное чувство смысла таинственной формулы «1=3»
Описание слайда:
У свт. Григория Неокесарийского главную ценность наследия представляет крошечное по своему физическому объему «Правило (символ) веры», чудесно сообщенное свт. Григорию откровением Божиим через св. апостола Иоанна Богослова, содержащее в себе необычайно ясное и точное изложение учения о Святой Троице: У свт. Григория Неокесарийского главную ценность наследия представляет крошечное по своему физическому объему «Правило (символ) веры», чудесно сообщенное свт. Григорию откровением Божиим через св. апостола Иоанна Богослова, содержащее в себе необычайно ясное и точное изложение учения о Святой Троице: «Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая» В этих произведениях еще нет разработанной троической терминологии, данную задачу осуществят своими трудами святые Афанасий Великий и каппадокийцы. Но оба святых III века и без терминологии, поднявшись над узким горизонтом школ, впервые в истории церковной мысли являют ясное понимание троического догмата, интуитивное чувство смысла таинственной формулы «1=3»

Слайд 7





Первые триадологические ереси
В первой половине III века, вместе с первыми попытками системного осмысления триадологического догмата Тертуллианом и Оригеном, появляются и первые триадологические ереси — модализм и динамизм. В современной догматической и патрологической науке можно встретить взгляд, обобщающий эти ереси под единым для обоих наименованием монархианства. Однако этот термин способен затруднить понятие о дисиметралъно противоположном характере этих ранних ересей и вряд ли может быть признан вполне удачным
широкий масштаб и развитие эти ереси приобретают к эпохе жизни святых Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского, при участии и под духовным авторитетом которых и совершается молниеносная победа над ними. Модализм был осужден на Александрийском соборе 262 года, динамизм — на Антиохийском соборе 264 года
Описание слайда:
Первые триадологические ереси В первой половине III века, вместе с первыми попытками системного осмысления триадологического догмата Тертуллианом и Оригеном, появляются и первые триадологические ереси — модализм и динамизм. В современной догматической и патрологической науке можно встретить взгляд, обобщающий эти ереси под единым для обоих наименованием монархианства. Однако этот термин способен затруднить понятие о дисиметралъно противоположном характере этих ранних ересей и вряд ли может быть признан вполне удачным широкий масштаб и развитие эти ереси приобретают к эпохе жизни святых Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского, при участии и под духовным авторитетом которых и совершается молниеносная победа над ними. Модализм был осужден на Александрийском соборе 262 года, динамизм — на Антиохийском соборе 264 года

Слайд 8





Модализм (савеллианство)
Одним из главных родоначальников модализма, типично «западной» ереси, стал римский пресвитер Савеллий. Схематическое изображение савеллианства очень простое, оно выражается той категориальной схемой «сущность, ипостась, лицо»
- одна Сущность, (οὐσίαἡ) единосущие «ομοούσιος»
- одна ипостась, (ὑπόστασις)
- три Лица (которые, будучи безипостасны, приобретают характер масок, личин) (πρόσωπον (лат. "persona»))
Троица (др.-греч. Τριάδα, лат. Trinitas)
Описание слайда:
Модализм (савеллианство) Одним из главных родоначальников модализма, типично «западной» ереси, стал римский пресвитер Савеллий. Схематическое изображение савеллианства очень простое, оно выражается той категориальной схемой «сущность, ипостась, лицо» - одна Сущность, (οὐσίαἡ) единосущие «ομοούσιος» - одна ипостась, (ὑπόστασις) - три Лица (которые, будучи безипостасны, приобретают характер масок, личин) (πρόσωπον (лат. "persona»)) Троица (др.-греч. Τριάδα, лат. Trinitas)

Слайд 9





Абсолютно православное в понимании единосугция Лиц Святой Троицы (и даже введшее в богословский оборот триадологии сам термин «единосущие» («ομοούσιος»)), савеллианство было абсолютно неправославно в выражении «единая ипостась», которое стирает различия между Лицами Святой Троицы, превращая их в пустые и лишенные всякой реальности личины
Абсолютно православное в понимании единосугция Лиц Святой Троицы (и даже введшее в богословский оборот триадологии сам термин «единосущие» («ομοούσιος»)), савеллианство было абсолютно неправославно в выражении «единая ипостась», которое стирает различия между Лицами Святой Троицы, превращая их в пустые и лишенные всякой реальности личины
Очевидно, что к осмыслению троического догмата савеллиане шли со стороны единства, что и понятно вообще для Запада, учитывая его сознательные и подсознательные богословские предпочтения, то есть вообще тяготение к изображению единого и целого. В понимании савеллиан единый Бог являл Себя под различными модусами (откуда и само название, синоним савеллианства, модализм), образами проявления, масками, в действительности же пребывая только Одним, но никак не Тремя. Такая богословская формула («1=1») и была флагом савеллиан
Описание слайда:
Абсолютно православное в понимании единосугция Лиц Святой Троицы (и даже введшее в богословский оборот триадологии сам термин «единосущие» («ομοούσιος»)), савеллианство было абсолютно неправославно в выражении «единая ипостась», которое стирает различия между Лицами Святой Троицы, превращая их в пустые и лишенные всякой реальности личины Абсолютно православное в понимании единосугция Лиц Святой Троицы (и даже введшее в богословский оборот триадологии сам термин «единосущие» («ομοούσιος»)), савеллианство было абсолютно неправославно в выражении «единая ипостась», которое стирает различия между Лицами Святой Троицы, превращая их в пустые и лишенные всякой реальности личины Очевидно, что к осмыслению троического догмата савеллиане шли со стороны единства, что и понятно вообще для Запада, учитывая его сознательные и подсознательные богословские предпочтения, то есть вообще тяготение к изображению единого и целого. В понимании савеллиан единый Бог являл Себя под различными модусами (откуда и само название, синоним савеллианства, модализм), образами проявления, масками, в действительности же пребывая только Одним, но никак не Тремя. Такая богословская формула («1=1») и была флагом савеллиан

Слайд 10





Впоследствии, уже в эпоху триадологических споров IV века, именно савеллианство станет западным, ложным полюсом, арианства — новой и необычайно мощной ереси Востока, пришедшей на смену динамизму Павла Самосатского, своему предтече и достаточно «проходному варианту» истории
Впоследствии, уже в эпоху триадологических споров IV века, именно савеллианство станет западным, ложным полюсом, арианства — новой и необычайно мощной ереси Востока, пришедшей на смену динамизму Павла Самосатского, своему предтече и достаточно «проходному варианту» истории
Описание слайда:
Впоследствии, уже в эпоху триадологических споров IV века, именно савеллианство станет западным, ложным полюсом, арианства — новой и необычайно мощной ереси Востока, пришедшей на смену динамизму Павла Самосатского, своему предтече и достаточно «проходному варианту» истории Впоследствии, уже в эпоху триадологических споров IV века, именно савеллианство станет западным, ложным полюсом, арианства — новой и необычайно мощной ереси Востока, пришедшей на смену динамизму Павла Самосатского, своему предтече и достаточно «проходному варианту» истории

Слайд 11





Динамизм (ересь Павла Самосатского)
Динамизм епископа Павла Самосатского представлял собой, на-против, типично «восточный» вариант первой триадологической ереси (хотя ранние динамисты вели свою проповедь даже в Риме). Суть динамизма с известной долей реконструкции может быть выражена следующей категориальной схемой, которая, между прочим, сохранится и в более позднем арианстве:
- три Сущности
- три ипостаси
- три Лица
Описание слайда:
Динамизм (ересь Павла Самосатского) Динамизм епископа Павла Самосатского представлял собой, на-против, типично «восточный» вариант первой триадологической ереси (хотя ранние динамисты вели свою проповедь даже в Риме). Суть динамизма с известной долей реконструкции может быть выражена следующей категориальной схемой, которая, между прочим, сохранится и в более позднем арианстве: - три Сущности - три ипостаси - три Лица

Слайд 12





Отец и Сын (о Святом Духе история умалчивает) мыслились в этой ереси отдельными ипостасями: каждый — отдельным и реально существующим бытием. Эта православная мысль продолжалась абсолютно неправославным, утверждением радикальной плановости, инаковости по сущности лиц Святой Троицы. Сын — обычный человек — в понимании динамизма соединялся с Божественной силою Отца (греч. «сила» — δύναμις; отсюда и происходит современное название ереси)
Отец и Сын (о Святом Духе история умалчивает) мыслились в этой ереси отдельными ипостасями: каждый — отдельным и реально существующим бытием. Эта православная мысль продолжалась абсолютно неправославным, утверждением радикальной плановости, инаковости по сущности лиц Святой Троицы. Сын — обычный человек — в понимании динамизма соединялся с Божественной силою Отца (греч. «сила» — δύναμις; отсюда и происходит современное название ереси)
Примечательно, что динамизм несет в себе корни сразу двух позднейших ересей — триадологической и христологической — арианства и несторианства
Описание слайда:
Отец и Сын (о Святом Духе история умалчивает) мыслились в этой ереси отдельными ипостасями: каждый — отдельным и реально существующим бытием. Эта православная мысль продолжалась абсолютно неправославным, утверждением радикальной плановости, инаковости по сущности лиц Святой Троицы. Сын — обычный человек — в понимании динамизма соединялся с Божественной силою Отца (греч. «сила» — δύναμις; отсюда и происходит современное название ереси) Отец и Сын (о Святом Духе история умалчивает) мыслились в этой ереси отдельными ипостасями: каждый — отдельным и реально существующим бытием. Эта православная мысль продолжалась абсолютно неправославным, утверждением радикальной плановости, инаковости по сущности лиц Святой Троицы. Сын — обычный человек — в понимании динамизма соединялся с Божественной силою Отца (греч. «сила» — δύναμις; отсюда и происходит современное название ереси) Примечательно, что динамизм несет в себе корни сразу двух позднейших ересей — триадологической и христологической — арианства и несторианства

Слайд 13





Как видим, богословская категориальная проблематика этого времени состояла в установлении отношений между понятиями «сущности» и «ипостаси», которые до поры до времени упорно отождествлялись широким сознанием церковной мысли и настоятельно требовали своего решительного разведения
Как видим, богословская категориальная проблематика этого времени состояла в установлении отношений между понятиями «сущности» и «ипостаси», которые до поры до времени упорно отождествлялись широким сознанием церковной мысли и настоятельно требовали своего решительного разведения
Ранние триадологические ереси духовно споткнулись на логической невозможности примирить противоречие «1=3». Предложенные ими формулы показали, что осмысление категориального аппарата триадологии должно пройти в более смиренном «режиме», без наскока, неизменно приводящего к катастрофическим падениям
Описание слайда:
Как видим, богословская категориальная проблематика этого времени состояла в установлении отношений между понятиями «сущности» и «ипостаси», которые до поры до времени упорно отождествлялись широким сознанием церковной мысли и настоятельно требовали своего решительного разведения Как видим, богословская категориальная проблематика этого времени состояла в установлении отношений между понятиями «сущности» и «ипостаси», которые до поры до времени упорно отождествлялись широким сознанием церковной мысли и настоятельно требовали своего решительного разведения Ранние триадологические ереси духовно споткнулись на логической невозможности примирить противоречие «1=3». Предложенные ими формулы показали, что осмысление категориального аппарата триадологии должно пройти в более смиренном «режиме», без наскока, неизменно приводящего к катастрофическим падениям

Слайд 14





Свщмч. Мефодий Патарский
Значение святого Мефодия Патарского для жизни Церкви очень велико, хотя слава этого, некогда знаменитейшего, святого отца сегодня несколько умалилась забвением времени. В отличие от святых Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского, он не был учеником Оригена. Он принадлежал к следующему, более молодому поколению святых. В отличие от названных святых, он не был стеснен доброй памятью об учителе и мог говорить о том, о чем они предпочитали молчать. В силу этого факта, а также по причине укоренившегося в церковной среде и продолжившего свое развитие оригенизма, главной исторической задачей богословия святого Мефодия Патарского становится обличение и опровержение оригенизма
Описание слайда:
Свщмч. Мефодий Патарский Значение святого Мефодия Патарского для жизни Церкви очень велико, хотя слава этого, некогда знаменитейшего, святого отца сегодня несколько умалилась забвением времени. В отличие от святых Дионисия Александрийского и Григория Неокесарийского, он не был учеником Оригена. Он принадлежал к следующему, более молодому поколению святых. В отличие от названных святых, он не был стеснен доброй памятью об учителе и мог говорить о том, о чем они предпочитали молчать. В силу этого факта, а также по причине укоренившегося в церковной среде и продолжившего свое развитие оригенизма, главной исторической задачей богословия святого Мефодия Патарского становится обличение и опровержение оригенизма

Слайд 15





О подробностях жизни святого Мефодия известны только самые общие сведения. Жизнь его обнимает в общем и целом всю вторую половину III века, простираясь в начало века IV. Епископское служение святого в малоазийском городе Патары (провинция Ликия) проходило близ горы Олимп Ликийский, откуда берет начало и другой титул святого — Мефодий Олимпский
О подробностях жизни святого Мефодия известны только самые общие сведения. Жизнь его обнимает в общем и целом всю вторую половину III века, простираясь в начало века IV. Епископское служение святого в малоазийском городе Патары (провинция Ликия) проходило близ горы Олимп Ликийский, откуда берет начало и другой титул святого — Мефодий Олимпский
Слава святого как богослова и любовь к нему простирались далеко за пределы мест его служения. «Наш прекраснейший старец!» — так называет священномученика Мефодия один из его святых современников. Святой Мефодий был казнен через отсечение головы в самом конце последнего, наиболее долгого и жестокого гонения на христиан, инициированного Диоклетианом и продолженного его преемниками. Вероятно, он пострадал на территории Сирии, между 310 и 312 годами
Описание слайда:
О подробностях жизни святого Мефодия известны только самые общие сведения. Жизнь его обнимает в общем и целом всю вторую половину III века, простираясь в начало века IV. Епископское служение святого в малоазийском городе Патары (провинция Ликия) проходило близ горы Олимп Ликийский, откуда берет начало и другой титул святого — Мефодий Олимпский О подробностях жизни святого Мефодия известны только самые общие сведения. Жизнь его обнимает в общем и целом всю вторую половину III века, простираясь в начало века IV. Епископское служение святого в малоазийском городе Патары (провинция Ликия) проходило близ горы Олимп Ликийский, откуда берет начало и другой титул святого — Мефодий Олимпский Слава святого как богослова и любовь к нему простирались далеко за пределы мест его служения. «Наш прекраснейший старец!» — так называет священномученика Мефодия один из его святых современников. Святой Мефодий был казнен через отсечение головы в самом конце последнего, наиболее долгого и жестокого гонения на христиан, инициированного Диоклетианом и продолженного его преемниками. Вероятно, он пострадал на территории Сирии, между 310 и 312 годами

Слайд 16





Среди весьма обширного наследия свт. Мефодия было множество как богословски-обличительных, так и экзегетических трудов. До наших дней из них дошли лишь некоторые, впрочем, наиболее важные. Глазное произведение святого — «Пир десяти дев» — написано в жанре диалога, в подражание знаменитому «Пиру» Платона. Этот труд, значительный по объему, по своей тематике является провозвестником, аскетического богословия, которое в собственном и, так сказать, непосредственном виде, как явление, возникнет немногим позже, с возникновением монашества в IV в.
Среди весьма обширного наследия свт. Мефодия было множество как богословски-обличительных, так и экзегетических трудов. До наших дней из них дошли лишь некоторые, впрочем, наиболее важные. Глазное произведение святого — «Пир десяти дев» — написано в жанре диалога, в подражание знаменитому «Пиру» Платона. Этот труд, значительный по объему, по своей тематике является провозвестником, аскетического богословия, которое в собственном и, так сказать, непосредственном виде, как явление, возникнет немногим позже, с возникновением монашества в IV в.
«Пир» святого Мефодия достаточно объемен; в контексте повествования святой затрагивает многочисленные вопросы церковного богословия, однако центральная идея произведения проста: девы олицетворяют собой добродетели, стяжав которые, душа, водительствуемая матерью-Церковью, оказывается способна прийти на брачный пир к своему Жениху Христу
Описание слайда:
Среди весьма обширного наследия свт. Мефодия было множество как богословски-обличительных, так и экзегетических трудов. До наших дней из них дошли лишь некоторые, впрочем, наиболее важные. Глазное произведение святого — «Пир десяти дев» — написано в жанре диалога, в подражание знаменитому «Пиру» Платона. Этот труд, значительный по объему, по своей тематике является провозвестником, аскетического богословия, которое в собственном и, так сказать, непосредственном виде, как явление, возникнет немногим позже, с возникновением монашества в IV в. Среди весьма обширного наследия свт. Мефодия было множество как богословски-обличительных, так и экзегетических трудов. До наших дней из них дошли лишь некоторые, впрочем, наиболее важные. Глазное произведение святого — «Пир десяти дев» — написано в жанре диалога, в подражание знаменитому «Пиру» Платона. Этот труд, значительный по объему, по своей тематике является провозвестником, аскетического богословия, которое в собственном и, так сказать, непосредственном виде, как явление, возникнет немногим позже, с возникновением монашества в IV в. «Пир» святого Мефодия достаточно объемен; в контексте повествования святой затрагивает многочисленные вопросы церковного богословия, однако центральная идея произведения проста: девы олицетворяют собой добродетели, стяжав которые, душа, водительствуемая матерью-Церковью, оказывается способна прийти на брачный пир к своему Жениху Христу

Слайд 17





Важнейшие особенности богословия
Примечательно также посвященное аскетическим темам небольшое произведение святого «О пиявице», колоритное и запоминающееся языком, образами и мыслями. Среди прочих произведений святого следует указать диалог. «О свободе воли» и объемные трактаты «О сотворенном» и «О воскресении». Все они, прямо или косвенно, посвящены ключевым темам полемики с оригенизмом, прежде всего, — теме свободы Бога и человека
Основные ошибки богословия Оригена определяют и главные темы свщмч. Мефодия как критика оригенизма; прежде всего это тема человеческой аскезы и тема свободы. Аскеза человека разворачивается в историю — историю свободного содействия человека Богу на пути человеческого спасения; отсюда возникает осмысление св. Мефодием  историзма отношений Бога и человека, столь характерное вообще для богословов III века
Описание слайда:
Важнейшие особенности богословия Примечательно также посвященное аскетическим темам небольшое произведение святого «О пиявице», колоритное и запоминающееся языком, образами и мыслями. Среди прочих произведений святого следует указать диалог. «О свободе воли» и объемные трактаты «О сотворенном» и «О воскресении». Все они, прямо или косвенно, посвящены ключевым темам полемики с оригенизмом, прежде всего, — теме свободы Бога и человека Основные ошибки богословия Оригена определяют и главные темы свщмч. Мефодия как критика оригенизма; прежде всего это тема человеческой аскезы и тема свободы. Аскеза человека разворачивается в историю — историю свободного содействия человека Богу на пути человеческого спасения; отсюда возникает осмысление св. Мефодием историзма отношений Бога и человека, столь характерное вообще для богословов III века

Слайд 18





Путь конкретного человека к Богу лежит в эпицентре внимания Св. Мефодия
Путь конкретного человека к Богу лежит в эпицентре внимания Св. Мефодия
Подобие Богу, дарованное человечеству во Христе, есть образец
для всех людей; Христос являет в себе совершенную цельность человечества, всех сил человеческой природы. Задача каждого человека — через уподобление Христу и постепенное сороднение с Ним пройти аскетический путъ от образа к подобию Божию, путь к той цельности, которая заключена во Христе
Этот путь человека к Богу, согласно святому Мефодию, есть путь девства, понимаемый им очень широко — как путь всецелой аскезы, посвящения Богу всех сил, всего состава природы человека
Путь к Богу водительствуется духом человека, которому противоборствует плоть. Задача духа — побороть и подчинить плоть, принеся ее Богу. Так, оригеновой идее развоплощения святой Мефодий противопоставляет мысль о преображении плоти
Эта же самая плоть, хотя одухотворенная и преображенная, — учит св. Мефодий, — воскреснет и вновь соединится с душою человека после второго пришествия Христова («О воскресении»)
Описание слайда:
Путь конкретного человека к Богу лежит в эпицентре внимания Св. Мефодия Путь конкретного человека к Богу лежит в эпицентре внимания Св. Мефодия Подобие Богу, дарованное человечеству во Христе, есть образец для всех людей; Христос являет в себе совершенную цельность человечества, всех сил человеческой природы. Задача каждого человека — через уподобление Христу и постепенное сороднение с Ним пройти аскетический путъ от образа к подобию Божию, путь к той цельности, которая заключена во Христе Этот путь человека к Богу, согласно святому Мефодию, есть путь девства, понимаемый им очень широко — как путь всецелой аскезы, посвящения Богу всех сил, всего состава природы человека Путь к Богу водительствуется духом человека, которому противоборствует плоть. Задача духа — побороть и подчинить плоть, принеся ее Богу. Так, оригеновой идее развоплощения святой Мефодий противопоставляет мысль о преображении плоти Эта же самая плоть, хотя одухотворенная и преображенная, — учит св. Мефодий, — воскреснет и вновь соединится с душою человека после второго пришествия Христова («О воскресении»)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию