🗊Презентация Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира

Нажмите для полного просмотра!
Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №1Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №2Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №3Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №4Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №5Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №6Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №7Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №8Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №9Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №10Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №11Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №12Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №13Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №14Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №15Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №16Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №17Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №18Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №19Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №20Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №21Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №22Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №23Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №24Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №25Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №26Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №27Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №28Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №29Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №30Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №31Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №32Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №33Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №34Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №35Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №36Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №37Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира. Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Курс «Дисциплинарные картины мира»
Какая у экономики как науки «картина мира»? 
Рыжова Наталья Петровна, 
ШЭМ ДВФУ
Описание слайда:
Курс «Дисциплинарные картины мира» Какая у экономики как науки «картина мира»? Рыжова Наталья Петровна, ШЭМ ДВФУ

Слайд 2


Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Курс читается только в ДВФУ. В прошлом году – Михаил Соколов (ЕУСПб)
Курс читается только в ДВФУ. В прошлом году – Михаил Соколов (ЕУСПб)
Изменения этого года – также социология, антропология, история и т.п. НО! Все картины, о которых мы будем говорить, привязаны к экономике («экономическая социология», «экономическая история» и т.п.). 
Помимо разговора о дисциплинарных границах и междисциплинарных исследованиях: 
«Методология», «парадигма», «концепция» …
Практические навыки критического чтения «мутных текстов», написания научных текстов (эссе), навыки устной презентации, выполнения исследовательских проектов;
Практические навыки по задаванию исследовательских вопросов, ведения научной дискуссии; 
Практическое знакомство с различными данными (первичных и вторичных, качественных и количественных).
Междисциплинарные лаборатории. Приглашение к работе в них.
Описание слайда:
Курс читается только в ДВФУ. В прошлом году – Михаил Соколов (ЕУСПб) Курс читается только в ДВФУ. В прошлом году – Михаил Соколов (ЕУСПб) Изменения этого года – также социология, антропология, история и т.п. НО! Все картины, о которых мы будем говорить, привязаны к экономике («экономическая социология», «экономическая история» и т.п.). Помимо разговора о дисциплинарных границах и междисциплинарных исследованиях: «Методология», «парадигма», «концепция» … Практические навыки критического чтения «мутных текстов», написания научных текстов (эссе), навыки устной презентации, выполнения исследовательских проектов; Практические навыки по задаванию исследовательских вопросов, ведения научной дискуссии; Практическое знакомство с различными данными (первичных и вторичных, качественных и количественных). Междисциплинарные лаборатории. Приглашение к работе в них.

Слайд 4





Содержание курса
Какая у экономики как науки «картина мира»? (Философия + История экономических учений). Рыжова Н.П. 
***
Зависит ли экономическая деятельность от социального контекста? (Экономическая социология). Журавская Т.Н.
Как устроены обмены за пределами рынков? (Экономическая антропология). Рыжова Н.П.
Правда ли индивиды рациональны? (Трансдисциплинарный разговор психологии и экономики). Мосолова Н.А.
***
Имеет ли история значение? (Экономическая история). Дорофеев Р.А.
Как связаны политические процессы и экономическое развитие?  (Политическая экономия). Колбина Е.А.
***
Управляем ли мы нашим общим домом Земля? (трансдисциплинарный «разговор» в эко-экономике). Тюрина Е.А.
Можно ли посчитать социально-экономические действия? (разговор «физиков» и «лириков»). Нагапетян А.Р.
***
Поглотит ли экономика все общественные науки? (еще раз о меж- транс- и прочей неодно- дисциплинарности). Рыжова Н.П.
Описание слайда:
Содержание курса Какая у экономики как науки «картина мира»? (Философия + История экономических учений). Рыжова Н.П. *** Зависит ли экономическая деятельность от социального контекста? (Экономическая социология). Журавская Т.Н. Как устроены обмены за пределами рынков? (Экономическая антропология). Рыжова Н.П. Правда ли индивиды рациональны? (Трансдисциплинарный разговор психологии и экономики). Мосолова Н.А. *** Имеет ли история значение? (Экономическая история). Дорофеев Р.А. Как связаны политические процессы и экономическое развитие? (Политическая экономия). Колбина Е.А. *** Управляем ли мы нашим общим домом Земля? (трансдисциплинарный «разговор» в эко-экономике). Тюрина Е.А. Можно ли посчитать социально-экономические действия? (разговор «физиков» и «лириков»). Нагапетян А.Р. *** Поглотит ли экономика все общественные науки? (еще раз о меж- транс- и прочей неодно- дисциплинарности). Рыжова Н.П.

Слайд 5





Лекция выстроена как научный доклад: 
Лекция выстроена как научный доклад: 
вопрос исследования; 
основные определения и концепции; 
эмпирический материал; 
вывод (ответ на вопрос)
Описание слайда:
Лекция выстроена как научный доклад: Лекция выстроена как научный доклад: вопрос исследования; основные определения и концепции; эмпирический материал; вывод (ответ на вопрос)

Слайд 6





Структура лекции

1. Вопрос лекции. 
2. Определения и концепции (философия науки)
Что такое наука, как формируются дисциплины и границы между ними? 
Что такое научная картина мира? Карл Поппер. 
Что такое научные революции и парадигмы? Томас Кунн. 
Как быстро умирает теория, если ее атакуют? Имре Локатос. 
Влияет ли социализация на научный процесс? Макл Полани 
Как ученые ищут союзников? Бруно Латур 
3. Эмпирика 
Чем экономисты занимались в прошлом?
Чем экономисты занимаются сейчас?
Свобода и принуждение 
4. Периферия и/или прорывные направления? 
Могут ли экономисты разговаривать друг с другом?
Описание слайда:
Структура лекции 1. Вопрос лекции. 2. Определения и концепции (философия науки) Что такое наука, как формируются дисциплины и границы между ними? Что такое научная картина мира? Карл Поппер. Что такое научные революции и парадигмы? Томас Кунн. Как быстро умирает теория, если ее атакуют? Имре Локатос. Влияет ли социализация на научный процесс? Макл Полани Как ученые ищут союзников? Бруно Латур 3. Эмпирика Чем экономисты занимались в прошлом? Чем экономисты занимаются сейчас? Свобода и принуждение 4. Периферия и/или прорывные направления? Могут ли экономисты разговаривать друг с другом?

Слайд 7





Вопрос лекции
Экономическая теория – «молодая», но «агрессивная» наука. Из-за этого и других причин (объект нечеток, метод не всегда применим, не свободна от идеологии…) ее «дисциплинарная картина мира» подвижна. 
Изобразить разговор экономистов на 2D-картине не возможно – наши  беседы ведутся в многомерных пространствах. 
Но как тогда понимать и тем более вести эти разговоры?
Описание слайда:
Вопрос лекции Экономическая теория – «молодая», но «агрессивная» наука. Из-за этого и других причин (объект нечеток, метод не всегда применим, не свободна от идеологии…) ее «дисциплинарная картина мира» подвижна. Изобразить разговор экономистов на 2D-картине не возможно – наши беседы ведутся в многомерных пространствах. Но как тогда понимать и тем более вести эти разговоры?

Слайд 8





Определения и концепции (Философия науки)
2 вопрос
Описание слайда:
Определения и концепции (Философия науки) 2 вопрос

Слайд 9





Что такое наука? 
Опытное знание (эксперимент)? 
Математизация (выборка)? 
Способность к предвидению? 
Кумулятивность? 
Кулинария (опытным путем; пицца)
Никто не придумал определения, которое включало бы математику, геологию и астрономию, но не включало бы астрологию и кулинарию.
Прототипическое определение (наука – это то, что похоже на физику). Экономика хочет быть похожей на физику
А экономика – это наука?
Описание слайда:
Что такое наука? Опытное знание (эксперимент)? Математизация (выборка)? Способность к предвидению? Кумулятивность? Кулинария (опытным путем; пицца) Никто не придумал определения, которое включало бы математику, геологию и астрономию, но не включало бы астрологию и кулинарию. Прототипическое определение (наука – это то, что похоже на физику). Экономика хочет быть похожей на физику А экономика – это наука?

Слайд 10





Как формируются дисциплины? 
«Дисциплины» это научные специальности, ведающие той или иной областью знания
История = спрос на летописи, дневники, предания о «великих людях».
Капитализм = спрос на экономическую теорию.  
Капитализм = модернизация / разрушение старого общества (урбанизация) = социоло­гия. Образ естественных наук. 
Колониальный раздел мира = археология, этнография, антропология. 
Появление политических партий = из социологии выделяется политология 
Фиксация норм права = правоведение и т. п.
Часто становление дисциплины как самостоятельной науки связывают с открытием лаборатории, то есть ее институционализацией
Описание слайда:
Как формируются дисциплины? «Дисциплины» это научные специальности, ведающие той или иной областью знания История = спрос на летописи, дневники, предания о «великих людях». Капитализм = спрос на экономическую теорию. Капитализм = модернизация / разрушение старого общества (урбанизация) = социоло­гия. Образ естественных наук. Колониальный раздел мира = археология, этнография, антропология. Появление политических партий = из социологии выделяется политология Фиксация норм права = правоведение и т. п. Часто становление дисциплины как самостоятельной науки связывают с открытием лаборатории, то есть ее институционализацией

Слайд 11





Как формируются дисциплины и границы между ними? 
Что образует области знания?
Предмет: историки изучают прошлое, экономисты – денежные обмены, психологи – психические процессы
Но кто тогда изучает экономическое мышление людей прошлого?
Перспективы, методы, стили мышления и практики. Дисциплины отличаются тем, что они делают, и тем, как они видят мир…
Поэтому экономическое мышление людей прошлого изучают три независимые дисциплины…
Где проходит наиболее жесткий водораздел?
«Естественной наукой» и прочим (неестественной и противоестественной). Natural («от природы») vs cultural («сотворено, придумано человеком»).   
Семья – культурный феномен. Рождение – натуральный. Следовательно, единокровный сын – «от природы», усыновленный – «придумано человеком». Сын, зачатый в пробирке – от природы? Или от культуры?
Описание слайда:
Как формируются дисциплины и границы между ними? Что образует области знания? Предмет: историки изучают прошлое, экономисты – денежные обмены, психологи – психические процессы Но кто тогда изучает экономическое мышление людей прошлого? Перспективы, методы, стили мышления и практики. Дисциплины отличаются тем, что они делают, и тем, как они видят мир… Поэтому экономическое мышление людей прошлого изучают три независимые дисциплины… Где проходит наиболее жесткий водораздел? «Естественной наукой» и прочим (неестественной и противоестественной). Natural («от природы») vs cultural («сотворено, придумано человеком»). Семья – культурный феномен. Рождение – натуральный. Следовательно, единокровный сын – «от природы», усыновленный – «придумано человеком». Сын, зачатый в пробирке – от природы? Или от культуры?

Слайд 12





«Обвинения» в адрес общественных наук
Описание слайда:
«Обвинения» в адрес общественных наук

Слайд 13





Что определяет научную картину мира? 
Проблема - Карл Поппер
Рационалисты (подлинное знание дается разумом) vs эмпиристы (приходит только из наблюдений за фактами). Что первично
       – теория или факт? 
Поппер – попытка разрешения спора: первична проблема (недостаток знания, который подталкивает ученых к исследованию). 
Конт и Милль – законы индукции и принципы позитивной науки, Верификационизм
Поппер. Демаркация (что научно? И что нет?) «Все лебеди белые». Принцип фальсификации вместо верификации. Миллион подтверждений, но достаточно одно факта, чтобы опровергнуть эту теорию. Опровержение становится более важным знанием, чем миллион подтверждений. 
Принцип неокончательности.  Не может быть никакого окончательного подтверждения. Возможность опровергнуть гипотезу. Теория - не истина. Но с каждым новым подтверждением теория становится лучше. Все научное знание потенциально опровержимо
Принцип коммулятивизма. Множество наших 
знаний растет, накапливается
Описание слайда:
Что определяет научную картину мира? Проблема - Карл Поппер Рационалисты (подлинное знание дается разумом) vs эмпиристы (приходит только из наблюдений за фактами). Что первично – теория или факт? Поппер – попытка разрешения спора: первична проблема (недостаток знания, который подталкивает ученых к исследованию). Конт и Милль – законы индукции и принципы позитивной науки, Верификационизм Поппер. Демаркация (что научно? И что нет?) «Все лебеди белые». Принцип фальсификации вместо верификации. Миллион подтверждений, но достаточно одно факта, чтобы опровергнуть эту теорию. Опровержение становится более важным знанием, чем миллион подтверждений. Принцип неокончательности. Не может быть никакого окончательного подтверждения. Возможность опровергнуть гипотезу. Теория - не истина. Но с каждым новым подтверждением теория становится лучше. Все научное знание потенциально опровержимо Принцип коммулятивизма. Множество наших знаний растет, накапливается

Слайд 14





Что такое научные революции и парадигмы? 
Томас Кунн. 
Нормальная наука – каждое новое открытие поддается объяснению с позиций господствующей теории. В физике, химии, биологии и т.п. - в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма. Физика - ньютоновская парадигма (конец XVII до конца XIX века). 
Экстраординарная наука – кризис. Появление аномалий (необъяснимых). Увеличение аномалий приводит к появлению альтернативных теорий, большого количества школ. 
Научная революция – это смена парадигм или дисциплинарных матриц
Описание слайда:
Что такое научные революции и парадигмы? Томас Кунн. Нормальная наука – каждое новое открытие поддается объяснению с позиций господствующей теории. В физике, химии, биологии и т.п. - в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма. Физика - ньютоновская парадигма (конец XVII до конца XIX века).  Экстраординарная наука – кризис. Появление аномалий (необъяснимых). Увеличение аномалий приводит к появлению альтернативных теорий, большого количества школ. Научная революция – это смена парадигм или дисциплинарных матриц

Слайд 15


Дисциплинарные картины мира. Какая у экономики, как науки картина мира, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Как быстро умирает теория, если ее атакуют? Имре Локатос
Попытка примерить Поппера и Куна. 
У всех исследовательских программ есть «жёсткое ядро» (совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы). Жёсткое ядро не изменяется. 
Оно окружено «защитным поясом» — набором вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. 
Теория уходит не тогда, когда она фальсифицируется, а тогда когда появляется более сильная теория.
Описание слайда:
Как быстро умирает теория, если ее атакуют? Имре Локатос Попытка примерить Поппера и Куна. У всех исследовательских программ есть «жёсткое ядро» (совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы). Жёсткое ядро не изменяется. Оно окружено «защитным поясом» — набором вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. Теория уходит не тогда, когда она фальсифицируется, а тогда когда появляется более сильная теория.

Слайд 17





Недооценка роли ошибочных личных взглядов. Объективность - ложный идеал. Любое знание - личностно. 
Недооценка роли ошибочных личных взглядов. Объективность - ложный идеал. Любое знание - личностно. 
Взаимодействие между учёными – как взаимодействие между экономическими агентами на свободном рынке. Потребители влияют на цены товаров, учёные  без централизованного руководства определяют истинность теорий. 
Научная практика? Как нужно себя вести? Как нужно выглядеть? Как вести? Каких взглядов придерживаться? Как научный руководитель призывает тебя себя вести? Помимо своей воли ты несешь и в обыденной жизни
Описание слайда:
Недооценка роли ошибочных личных взглядов. Объективность - ложный идеал. Любое знание - личностно. Недооценка роли ошибочных личных взглядов. Объективность - ложный идеал. Любое знание - личностно. Взаимодействие между учёными – как взаимодействие между экономическими агентами на свободном рынке. Потребители влияют на цены товаров, учёные без централизованного руководства определяют истинность теорий. Научная практика? Как нужно себя вести? Как нужно выглядеть? Как вести? Каких взглядов придерживаться? Как научный руководитель призывает тебя себя вести? Помимо своей воли ты несешь и в обыденной жизни

Слайд 18





Как ученые ищут союзников? Бруно Латур 
Пастер: Микробы – причины болезней. До Пастера причинами считались городская среда, ветры, почвы, и тп. 
Пастер нашел соратников. Гигиенисты (водопроводы, канализации, нормы проветривания и тп). 
STS: Микробы не столько обнаружены Пастером во «внешнем» мире — сколько «сконструированы», «собраны» в своей лаборатории.  Ресурсы – убедил кого надо, чтобы убедить всех
STS: Изучать ученых как еще одно странное племя, не принимая их версию того, что они делают, за истину? И что мы тогда увидим?
Например, что ученые пишет в основном мэйлы, а не статьи, и в основном разговаривают о своих коллегах 
     за их спиной, а не о науке
Что в таком случае является научным фактом? Те утверждения, которые в данный момент сложно или невозможно оспорить.
Описание слайда:
Как ученые ищут союзников? Бруно Латур Пастер: Микробы – причины болезней. До Пастера причинами считались городская среда, ветры, почвы, и тп. Пастер нашел соратников. Гигиенисты (водопроводы, канализации, нормы проветривания и тп). STS: Микробы не столько обнаружены Пастером во «внешнем» мире — сколько «сконструированы», «собраны» в своей лаборатории. Ресурсы – убедил кого надо, чтобы убедить всех STS: Изучать ученых как еще одно странное племя, не принимая их версию того, что они делают, за истину? И что мы тогда увидим? Например, что ученые пишет в основном мэйлы, а не статьи, и в основном разговаривают о своих коллегах за их спиной, а не о науке Что в таком случае является научным фактом? Те утверждения, которые в данный момент сложно или невозможно оспорить.

Слайд 19





Эмпирика. Чем экономисты занимались раньше и чем занимаются сейчас?
3 вопрос
Описание слайда:
Эмпирика. Чем экономисты занимались раньше и чем занимаются сейчас? 3 вопрос

Слайд 20





Как рождалась экономическая наука?
Первый, кто «открыл экономику» – Аристотель. Порицал обогащение.
Греки: ойкономикс – наука о ведении хозяйства(урожай, слуги, дети, расположение запасов в доме). Ксенофонт «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела через  заботы о хозяйстве» (4-5 в до н.э.). Домострой
Аристотель спорил с ростовщичеством. Многие века Р. – под запретом. Церковь ставила ростовщичество под запрет, тк основная цель церкви – сохранение социальной структуры. Экономическая мысль тоже как бы оказывалась под запретом и оказывалась в форме бытового морализаторства. 
Моральное философствование – что хорошо и что плохо (как принудить «поступать правильно»)
Описание слайда:
Как рождалась экономическая наука? Первый, кто «открыл экономику» – Аристотель. Порицал обогащение. Греки: ойкономикс – наука о ведении хозяйства(урожай, слуги, дети, расположение запасов в доме). Ксенофонт «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела через заботы о хозяйстве» (4-5 в до н.э.). Домострой Аристотель спорил с ростовщичеством. Многие века Р. – под запретом. Церковь ставила ростовщичество под запрет, тк основная цель церкви – сохранение социальной структуры. Экономическая мысль тоже как бы оказывалась под запретом и оказывалась в форме бытового морализаторства. Моральное философствование – что хорошо и что плохо (как принудить «поступать правильно»)

Слайд 21





16-17 вв. Появление «политэкономии»
Европа. Раздробленность. Католическая церковь. Профессура ездила из страны в страну. Один язык – латинский. 
Ортез – трактат об экономике. Критика правителей за «порчу» монет (подмешивание дешевых металлов в чеканку). Правитель не вправе это делать – рекомендация Ортеза со стороны католической церкви.
Светская власть начинает усиливаться и борется с церковной властью. Осознание национальных интересов.
Новое явление в экономической мысли. Появление нового термина – политической экономии. Идея домохозяйства распространяется на всё государство. Как чеканить монету? Как собирать пошлины? Особенно во внешней торговле? 
Франция и Англия – памфлеты. В Германии – целые факультеты в университете (камеральная наука и даже полицейская наука о сборе средств для государства). Экономика – инструмент государственного принуждения.
Описание слайда:
16-17 вв. Появление «политэкономии» Европа. Раздробленность. Католическая церковь. Профессура ездила из страны в страну. Один язык – латинский. Ортез – трактат об экономике. Критика правителей за «порчу» монет (подмешивание дешевых металлов в чеканку). Правитель не вправе это делать – рекомендация Ортеза со стороны католической церкви. Светская власть начинает усиливаться и борется с церковной властью. Осознание национальных интересов. Новое явление в экономической мысли. Появление нового термина – политической экономии. Идея домохозяйства распространяется на всё государство. Как чеканить монету? Как собирать пошлины? Особенно во внешней торговле? Франция и Англия – памфлеты. В Германии – целые факультеты в университете (камеральная наука и даже полицейская наука о сборе средств для государства). Экономика – инструмент государственного принуждения.

Слайд 22





17-18 век. Меркантилизм  
Меркантилисты – «пираты» и «экономисты-теоретики» своего времени. Как сделать много денег? (памфлет государю – про налоги, куда плыть за золотом или рабами?…) Открытие нового континента. «Золото – удивительная вещь. Кто обладает им, обладает всем» (Колумб). Практика торговли. 
Английские колонии – насаждение права/ англичане полагали, что они продвигают СВОБОДУ торговли. Португалия и Испания – уничтожение. Эффекты
Споры: частные или государственные интересы. Продолжение спора о ростовщичестве.  Почему? Банкиры – за, а торговцы – против. 
Возникновение дискуссии о богатстве народов. А.Янг «Низшие классы следует держать в бедности, иначе они не захотят работать».  Д.Дефо: «Если зарплата жалкая, то и жизнь будет такой же – жалкой и низкой. Люди будут мало тратить на торговлю».
3. Самая основная дискуссия о протекционизме и свободной торговле. Томас Ман: возникновение термина «торговый баланс» (ответ на критику о вывозе зерна: чтобы торговать, нужно что-то вывозить). 
Еще не наука!
Описание слайда:
17-18 век. Меркантилизм Меркантилисты – «пираты» и «экономисты-теоретики» своего времени. Как сделать много денег? (памфлет государю – про налоги, куда плыть за золотом или рабами?…) Открытие нового континента. «Золото – удивительная вещь. Кто обладает им, обладает всем» (Колумб). Практика торговли. Английские колонии – насаждение права/ англичане полагали, что они продвигают СВОБОДУ торговли. Португалия и Испания – уничтожение. Эффекты Споры: частные или государственные интересы. Продолжение спора о ростовщичестве. Почему? Банкиры – за, а торговцы – против. Возникновение дискуссии о богатстве народов. А.Янг «Низшие классы следует держать в бедности, иначе они не захотят работать». Д.Дефо: «Если зарплата жалкая, то и жизнь будет такой же – жалкой и низкой. Люди будут мало тратить на торговлю». 3. Самая основная дискуссия о протекционизме и свободной торговле. Томас Ман: возникновение термина «торговый баланс» (ответ на критику о вывозе зерна: чтобы торговать, нужно что-то вывозить). Еще не наука!

Слайд 23





На рубеже 18 и 19 в. – попытка найти свой метод 
Уход от памфлетной «теории»
3 попытки:
Путь естествознания. У. Петти (1623-1687). «Политическая арифметика». Что происходит в стране? Растет население Англии? Информация из церковных приходов – индексы, количество населения Лондона и Парижа. А.Смит не признал достижений У. Петти. 
Путь инженерной науки. Дж. Ло (1671-1729). Математик и игрок – банковское дело. Проект земельного банка. Бумажное обращение вместо металлического. Смерть Людовига XIV – кризис – Филипп Орлеанский – банк и Миссисипская компания. Насыщение Франции бумажными деньгами. Освободил от бремени госдолга Францию. Но 1720 г – финансовая пирамида Миссиспской к. лопнула.  Эффект –  долгие годы «реальная экономика» важнее финансовой системы. 
Путь историко-эмпирический. Дж.Стюарт «Исследование принципов политической экономии». Принципы политэкономии не одинаковы для всех стран. 
Критика каждого. НО. Финансовая система (биржи, денежная система) - Ло. Статистическое наблюдение, переписи населения - Петти. Основоположники
Описание слайда:
На рубеже 18 и 19 в. – попытка найти свой метод Уход от памфлетной «теории» 3 попытки: Путь естествознания. У. Петти (1623-1687). «Политическая арифметика». Что происходит в стране? Растет население Англии? Информация из церковных приходов – индексы, количество населения Лондона и Парижа. А.Смит не признал достижений У. Петти. Путь инженерной науки. Дж. Ло (1671-1729). Математик и игрок – банковское дело. Проект земельного банка. Бумажное обращение вместо металлического. Смерть Людовига XIV – кризис – Филипп Орлеанский – банк и Миссисипская компания. Насыщение Франции бумажными деньгами. Освободил от бремени госдолга Францию. Но 1720 г – финансовая пирамида Миссиспской к. лопнула. Эффект – долгие годы «реальная экономика» важнее финансовой системы. Путь историко-эмпирический. Дж.Стюарт «Исследование принципов политической экономии». Принципы политэкономии не одинаковы для всех стран. Критика каждого. НО. Финансовая система (биржи, денежная система) - Ло. Статистическое наблюдение, переписи населения - Петти. Основоположники

Слайд 24





Начало экономической науки: 
Ричард Контильон
(1680-1734). Хорошо заработал на пирамиде Ло. 
«Опыт о природе коммерции». Первый теоретический трактат. Абстрактные схемы. Помещичьи хозяйства, охватывающих всю страну. Надсмотрщики. «Надсмотрщики, забираете землю, а мне отдаете 1/3 заработанного». Внешний рынок. 
Теория 3 рент. Общественные продукты/ производство детерминированы 3 факторами (вкусы земельных собственников, плодородие земли и плодовитость населения). Рента 1: доход собственников земли (идет на покупку у ремесленников и фермеров товаров). Рента 2: на покрытие издержек фермеров. Рента 3: доход фермеров. 
Т.о. вводится: идея обмена (наличие спроса, предложения, продукта). Источники неопределенности: вкусы знати, манипулирование деньгами – со стороны государя или общественных банков, ухищрения банков.
Описание слайда:
Начало экономической науки: Ричард Контильон (1680-1734). Хорошо заработал на пирамиде Ло. «Опыт о природе коммерции». Первый теоретический трактат. Абстрактные схемы. Помещичьи хозяйства, охватывающих всю страну. Надсмотрщики. «Надсмотрщики, забираете землю, а мне отдаете 1/3 заработанного». Внешний рынок. Теория 3 рент. Общественные продукты/ производство детерминированы 3 факторами (вкусы земельных собственников, плодородие земли и плодовитость населения). Рента 1: доход собственников земли (идет на покупку у ремесленников и фермеров товаров). Рента 2: на покрытие издержек фермеров. Рента 3: доход фермеров. Т.о. вводится: идея обмена (наличие спроса, предложения, продукта). Источники неопределенности: вкусы знати, манипулирование деньгами – со стороны государя или общественных банков, ухищрения банков.

Слайд 25





Экономическая теория – теория о «невидимой руке». Адам Смит (1723 – 1790)
«Невидимая рука» рынка. Между делом сказанная концепция. «Обычно человек имеет в виду только собственный интерес, а направляя свое трудолюбие так, чтобы его продукт обладал максимально стоимостью он преследует лишь собственную выгоду, … он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». 
Смит шел против мейнстрима (протекционизма). Был за либеральные реформы (но работал на таможне)
Осуждал монополии. Но соглашался с правом государства на правосудие, общественные работы (образование), оборону, госпокровительство для молодых отраслей
А.Смит критиковал все варианты построения экономической науки (и Петти, и Ло, и Стюарта, и Юма). Задал теоретико-дедуктивный метод (а-ля Кантильон). Хотя в разных книгах он использовал и подход Петти, и Стюарта, и Юма. И только 1 и 2 книга – выдержаны в духе теоретико-дедуктивного метода.
Описание слайда:
Экономическая теория – теория о «невидимой руке». Адам Смит (1723 – 1790) «Невидимая рука» рынка. Между делом сказанная концепция. «Обычно человек имеет в виду только собственный интерес, а направляя свое трудолюбие так, чтобы его продукт обладал максимально стоимостью он преследует лишь собственную выгоду, … он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Смит шел против мейнстрима (протекционизма). Был за либеральные реформы (но работал на таможне) Осуждал монополии. Но соглашался с правом государства на правосудие, общественные работы (образование), оборону, госпокровительство для молодых отраслей А.Смит критиковал все варианты построения экономической науки (и Петти, и Ло, и Стюарта, и Юма). Задал теоретико-дедуктивный метод (а-ля Кантильон). Хотя в разных книгах он использовал и подход Петти, и Стюарта, и Юма. И только 1 и 2 книга – выдержаны в духе теоретико-дедуктивного метода.

Слайд 26





Постоянный спор по поводу свободы и принуждений
Долгое время – защита внутреннего рынка. 
Победа фритрейдерства. Но победа не вечная. Кейнс. Защита меркантилизма. «Мы академические экономисты ошиблись, считая поведение практиков заблуждением»
Вашингтонский консенсус (либерализация цен, внешней торговли, конкуренция) «победил», но показал свою несостоятельность. Возражение против неолиберализма. Россия. ЮАР. Страны Латинской Америки… vs Китай?
Описание слайда:
Постоянный спор по поводу свободы и принуждений Долгое время – защита внутреннего рынка. Победа фритрейдерства. Но победа не вечная. Кейнс. Защита меркантилизма. «Мы академические экономисты ошиблись, считая поведение практиков заблуждением» Вашингтонский консенсус (либерализация цен, внешней торговли, конкуренция) «победил», но показал свою несостоятельность. Возражение против неолиберализма. Россия. ЮАР. Страны Латинской Америки… vs Китай?

Слайд 27





Марксизм 
Продукт создается только трудом наемного работника, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и несправедливость. Избавится от эксплуатации можно только через революцию (опять принуждение!). Всей жизнью должно руководить государство. 
Значение марксизма для социологии и антропологии
Описание слайда:
Марксизм Продукт создается только трудом наемного работника, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и несправедливость. Избавится от эксплуатации можно только через революцию (опять принуждение!). Всей жизнью должно руководить государство. Значение марксизма для социологии и антропологии

Слайд 28





Промежуточный вывод: 
ЭТ – это история исследований принуждений и свобод
Историческая экономической мысли – это история попыток разрешения противоречий между свободой и принуждением. 
Деньги и налоги
Рыночное и нерыночное (община, потом – государство)
Договор и приказ
Право и сила
Два вывода: 
Особенности экономической науки – прогресс не очевиден (одно и то же и где конец?) 
Свобода и принуждение – сложные, субъективные понятия, «прочтение» зависит от оптики (от метода, от теории, от идеологии)… - наука идеологически нагружена
Описание слайда:
Промежуточный вывод: ЭТ – это история исследований принуждений и свобод Историческая экономической мысли – это история попыток разрешения противоречий между свободой и принуждением. Деньги и налоги Рыночное и нерыночное (община, потом – государство) Договор и приказ Право и сила Два вывода: Особенности экономической науки – прогресс не очевиден (одно и то же и где конец?) Свобода и принуждение – сложные, субъективные понятия, «прочтение» зависит от оптики (от метода, от теории, от идеологии)… - наука идеологически нагружена

Слайд 29





Это экономические темы? 
Рецепт демократии? Распространение европейской диеты и политические изменения (2015-)
Проект исследует взаимосвязь улучшение питания и демократизации на кросс-страновом уровне. Ключевым аргументом является контринтуитивное, на первый взгляд, утверждение, что именно улучшение питания положительно влияет на демократизацию, а не наоборот. 
Урбанизация в позднеимперской России: За пределами традиционных объяснений (2017-)
Хотя по относительным показателям урбанизации (доле городского населения) дореволюционная Россия отставала от наиболее развитых европейских стран, рост городов в Российской империи не следует считать незначительным. Большие города (с населением 200 тыс. и более) были распространены примерно на том же уровне, что в Британии или Германии. Что заставляло города расти? Чаще всего российские историки полагают, что индустриализация и расширение сети железных дорог. В нашем исследовании мы полагаем, что это не единственное объяснение. 

Можно привести тысячи примеров тем современных экономистов, в которых трудно угадать, что это действительно экономика!
Описание слайда:
Это экономические темы? Рецепт демократии? Распространение европейской диеты и политические изменения (2015-) Проект исследует взаимосвязь улучшение питания и демократизации на кросс-страновом уровне. Ключевым аргументом является контринтуитивное, на первый взгляд, утверждение, что именно улучшение питания положительно влияет на демократизацию, а не наоборот. Урбанизация в позднеимперской России: За пределами традиционных объяснений (2017-) Хотя по относительным показателям урбанизации (доле городского населения) дореволюционная Россия отставала от наиболее развитых европейских стран, рост городов в Российской империи не следует считать незначительным. Большие города (с населением 200 тыс. и более) были распространены примерно на том же уровне, что в Британии или Германии. Что заставляло города расти? Чаще всего российские историки полагают, что индустриализация и расширение сети железных дорог. В нашем исследовании мы полагаем, что это не единственное объяснение. Можно привести тысячи примеров тем современных экономистов, в которых трудно угадать, что это действительно экономика!

Слайд 30





Вывод? Так какова(ы) картина(ы) мира у экономики?
4 вопрос
Описание слайда:
Вывод? Так какова(ы) картина(ы) мира у экономики? 4 вопрос

Слайд 31





Экономисты плохо разговаривают даже между собой. Понять их разговоры невозможно… (Кламер – домашнее чтение)
Экономисты плохо разговаривают даже между собой. Понять их разговоры невозможно… (Кламер – домашнее чтение)
Экономисты активно заимствуют у других наук. От этого они не становятся понятнее
Как тогда понимать и тем более вести экономические разговоры?
Описание слайда:
Экономисты плохо разговаривают даже между собой. Понять их разговоры невозможно… (Кламер – домашнее чтение) Экономисты плохо разговаривают даже между собой. Понять их разговоры невозможно… (Кламер – домашнее чтение) Экономисты активно заимствуют у других наук. От этого они не становятся понятнее Как тогда понимать и тем более вести экономические разговоры?

Слайд 32





Но как понимать и тем более вести экономические разговоры (о свободе и принуждении)?
2 варианта ответа (как минимум)
Описание слайда:
Но как понимать и тем более вести экономические разговоры (о свободе и принуждении)? 2 варианта ответа (как минимум)

Слайд 33





Достаточно знать «ядро» и защитный слой
Экономика - мэйнстрим (неоклассика) и альтернативы (неокейнсианство, неомарксизм, австрийская школа, неоинституционализм и др.). Неоклассика: принципы экономического либерализма и свободной конкуренции; проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне. 
Как Вы поймете тогда те современные исследования, которые я привела выше?
Описание слайда:
Достаточно знать «ядро» и защитный слой Экономика - мэйнстрим (неоклассика) и альтернативы (неокейнсианство, неомарксизм, австрийская школа, неоинституционализм и др.). Неоклассика: принципы экономического либерализма и свободной конкуренции; проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне. Как Вы поймете тогда те современные исследования, которые я привела выше?

Слайд 34





Нужно смотреть, кто партнеры в диалоге 
Мейнард Кейнс (1936) и Рузвельт. Великая депрессия (1929). Книгу подготовил в 1930, Рузвельт начал в 1930. 
Фридрих Хайек и Маргарет Тэтчер (прочитала Хайека в 20 лет) и начала проводить политику в соответствии с рекомендациями Хайека
«Вашингтонский консенсус» и Горбачев
Поведенческая экономика (sticks) и Обама. Опровергает хомо экономикус; люди выбирают не лучшее для себя. Поведением можно манипулировать. Мед страхование – это подталкивание. 
Всемирная организация здравоохранения – ВИЧ
Описание слайда:
Нужно смотреть, кто партнеры в диалоге Мейнард Кейнс (1936) и Рузвельт. Великая депрессия (1929). Книгу подготовил в 1930, Рузвельт начал в 1930. Фридрих Хайек и Маргарет Тэтчер (прочитала Хайека в 20 лет) и начала проводить политику в соответствии с рекомендациями Хайека «Вашингтонский консенсус» и Горбачев Поведенческая экономика (sticks) и Обама. Опровергает хомо экономикус; люди выбирают не лучшее для себя. Поведением можно манипулировать. Мед страхование – это подталкивание. Всемирная организация здравоохранения – ВИЧ

Слайд 35





Нужно понимать еще и «разговор» тех, у кого заимствуют методы, теории, …
Урбанизация в позднеимперской России: За пределами традиционных объяснений (2017-)
Хотя по относительным показателям урбанизации (доле городского населения) дореволюционная Россия отставала от наиболее развитых европейских стран, рост городов в Российской империи не следует считать незначительным. Большие города (с населением 200 тыс. и более) были распространены примерно на том же уровне, что в Британии или Германии. Что заставляло города расти? Чаще всего российские историки полагают, что индустриализация и расширение сети железных дорог. В нашем исследовании мы полагаем, что это не единственное объяснение. 

Кого в этом проекте?
Описание слайда:
Нужно понимать еще и «разговор» тех, у кого заимствуют методы, теории, … Урбанизация в позднеимперской России: За пределами традиционных объяснений (2017-) Хотя по относительным показателям урбанизации (доле городского населения) дореволюционная Россия отставала от наиболее развитых европейских стран, рост городов в Российской империи не следует считать незначительным. Большие города (с населением 200 тыс. и более) были распространены примерно на том же уровне, что в Британии или Германии. Что заставляло города расти? Чаще всего российские историки полагают, что индустриализация и расширение сети железных дорог. В нашем исследовании мы полагаем, что это не единственное объяснение. Кого в этом проекте?

Слайд 36





Вывод
Чтобы понимать и тем более вести экономические разговоры, современному экономисту нужно не только хорошо знать «ядро», но и вооружиться «разной оптикой» (исторической, социологической, математической…) и учиться разговаривать с разными агентами.
Описание слайда:
Вывод Чтобы понимать и тем более вести экономические разговоры, современному экономисту нужно не только хорошо знать «ядро», но и вооружиться «разной оптикой» (исторической, социологической, математической…) и учиться разговаривать с разными агентами.

Слайд 37





** Кламер, Арьо. Странная наука экономика: приглашение к разговору// Экономическая социология. Т. 15. No 5. Ноябрь 2014 https://ojs.hse.ru/index.php/ecsoc/issue/view/168/170 
** Кламер, Арьо. Странная наука экономика: приглашение к разговору// Экономическая социология. Т. 15. No 5. Ноябрь 2014 https://ojs.hse.ru/index.php/ecsoc/issue/view/168/170 
Учитывая вопросы, обсуждавшиеся на лекции, придумайте дома не менее 5 вопросов к Кламеру, интересных для дискуссии. 
** Кит Харт отвечает на одиннадцать вопросов об экономической антропологии// Экономическая социология. Т. 10. № 3. Май 2009  https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204980/ecsoc_t10_n3.pdf
интервью с Хартом. Дома выделить интересные моменты, противоречия в тексте и тп.
Описание слайда:
** Кламер, Арьо. Странная наука экономика: приглашение к разговору// Экономическая социология. Т. 15. No 5. Ноябрь 2014 https://ojs.hse.ru/index.php/ecsoc/issue/view/168/170 ** Кламер, Арьо. Странная наука экономика: приглашение к разговору// Экономическая социология. Т. 15. No 5. Ноябрь 2014 https://ojs.hse.ru/index.php/ecsoc/issue/view/168/170 Учитывая вопросы, обсуждавшиеся на лекции, придумайте дома не менее 5 вопросов к Кламеру, интересных для дискуссии. ** Кит Харт отвечает на одиннадцать вопросов об экономической антропологии// Экономическая социология. Т. 10. № 3. Май 2009 https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204980/ecsoc_t10_n3.pdf интервью с Хартом. Дома выделить интересные моменты, противоречия в тексте и тп.

Слайд 38





Самостоятельная работа
** Кун Т. Структура научных революций. М., 2009. — 310 с.
Блауг, Марк (2004).  Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. — М.: НП «Журнал Вопросы экономики». 
Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
Описание слайда:
Самостоятельная работа ** Кун Т. Структура научных революций. М., 2009. — 310 с. Блауг, Марк (2004).  Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. — М.: НП «Журнал Вопросы экономики». Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию