🗊Презентация Этика и деонтология в стоматологии

Нажмите для полного просмотра!
Этика и деонтология в стоматологии, слайд №1Этика и деонтология в стоматологии, слайд №2Этика и деонтология в стоматологии, слайд №3Этика и деонтология в стоматологии, слайд №4Этика и деонтология в стоматологии, слайд №5Этика и деонтология в стоматологии, слайд №6Этика и деонтология в стоматологии, слайд №7Этика и деонтология в стоматологии, слайд №8

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Этика и деонтология в стоматологии. Доклад-сообщение содержит 8 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Этика и деонтология в стоматологии
Подготовила: РаимоваК.
гр605
Описание слайда:
Этика и деонтология в стоматологии Подготовила: РаимоваК. гр605

Слайд 2





Медицинская деонтология 
Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997]. 
С философских позиций врачебная этика включает: 
-        общие вопросы поведения врача; 
-        нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; 
-        взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. 
У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива. Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе. 
К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. 
К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования: 
-        соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа); 
-        использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски. 
Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].
Описание слайда:
Медицинская деонтология Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997]. С философских позиций врачебная этика включает: - общие вопросы поведения врача; - нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; - взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива. Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе. К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования: - соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа); - использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски. Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].

Слайд 3





Этические проблемы в стоматологии 

Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: 
-        морально-этические; 
-        профессионально-этические. 
Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе. 
Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Рассмотрим в классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997): 
Классификация профессионально-этических проблем  
Индивидуальная Врач в себе Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают 
Врачебная Врач – пациент Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача 
 Коллегиальная Врач – врач Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой 
Бригадная Врач – младший персонал Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария 
 Общественная Врач – население Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения 
Административная Врач – администрация Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка 
Коллективная Врач – коллектив Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории 
Социальная Врачебное общество – население Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса
Описание слайда:
Этические проблемы в стоматологии Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: - морально-этические; - профессионально-этические. Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе. Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Рассмотрим в классификацию профессионально-этических проблем по П.А. Леусу (1997): Классификация профессионально-этических проблем Индивидуальная Врач в себе Врач знает о допущенной им диагностической ошибке, но пациент и коллеги о ней не знают Врачебная Врач – пациент Допущена ошибка при диагностике пульпита, в результате чего возникло осложнение, что стало известно больному от другого врача Коллегиальная Врач – врач Врач не согласен с материалами разбора случая его диагностической ошибки, представленными на врачебную конференцию его коллегой Бригадная Врач – младший персонал Несмотря на неоднократные замечания врача, медсестра нарушает режим стерилизационной обработки инструментария Общественная Врач – население Население информировано о том, что врач не использует современные методы лечения Административная Врач – администрация Руководствуясь интересами пациентов, администрация ставит дежурство в выходной день врачу, имеющему маленького ребенка Коллективная Врач – коллектив Врач не согласен с решением коллектива об отказе, о выдаче ему рекомендации для получения высшей категории Социальная Врачебное общество – население Население не поддерживает рекомендации врачебного общества фторировать питьевую воду с целью профилактики кариеса

Слайд 4






Врачу совершенно необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как это следовало сделать. 
Одним из важнейших условий, от которого зависит самовоспитание будущего врача, и которое во многом определяет индивидуальную форму профессионально-этической проблемы, является самокритичность. 
Ответственность за свои действия, работу и качество ее выполнения в деятельности врача приобретает особый смысл. Это связано с тем, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного соприкосновения с самым важным и сокровенным для любого человека — жизнью и смертью.
Другим качеством, которое должен совершенствовать в себе будущий врач, является наблюдательность. 
Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием или профессиональным мужеством. 
Нельзя не вспомнить слова профессора М.М. Дитерихса о том, что врач «должен быть не смелым, а не пугающимся, мужественным — вот то качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного положения».
Описание слайда:
Врачу совершенно необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как это следовало сделать. Одним из важнейших условий, от которого зависит самовоспитание будущего врача, и которое во многом определяет индивидуальную форму профессионально-этической проблемы, является самокритичность. Ответственность за свои действия, работу и качество ее выполнения в деятельности врача приобретает особый смысл. Это связано с тем, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного соприкосновения с самым важным и сокровенным для любого человека — жизнью и смертью. Другим качеством, которое должен совершенствовать в себе будущий врач, является наблюдательность. Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием или профессиональным мужеством. Нельзя не вспомнить слова профессора М.М. Дитерихса о том, что врач «должен быть не смелым, а не пугающимся, мужественным — вот то качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного положения».

Слайд 5





Основные модели построения взаимоотношений врача и больного 

Согласно О.М. Лесняку (2003), существует пять моделей построения взаимоотношений врача и пациента (см. табл.). 
Активно-пассивная Выполняет свою работу без участия пациента Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений 
Покровительственная Объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима 
Информативная  Роль компетентного технического эксперта Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает 
Интерпретивная Консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам 
Совещательная (договорная) Вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение
Описание слайда:
Основные модели построения взаимоотношений врача и больного Согласно О.М. Лесняку (2003), существует пять моделей построения взаимоотношений врача и пациента (см. табл.). Активно-пассивная Выполняет свою работу без участия пациента Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений Покровительственная Объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима Информативная Роль компетентного технического эксперта Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает Интерпретивная Консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам Совещательная (договорная) Вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помочь ему принять правильное решение

Слайд 6





 Источники профессионально-этических проблем 
Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в целом. 
Профессиональную деятельность врача-стоматолога подразделяют на следующие сферы: 
-        общемедицинскую; 
-        специальную (специфическую); 
-        социальную или общественную; -      научно-исследовательскую. 
Среди указанных сфер деятельности только специальная (специфическая) отличает деятельность врача-стоматолога от деятельности представителей других врачебных специальностей. На примере клиники терапевтической стоматологии выделяют следующие функции врача-стоматолога, которые наиболее часто вызывают профессионально-этические проблемы: 
-        диагностика болезней твердых тканей зубов; 
-        обезболивание; 
-        препарирование кариозных полостей; 
-        эндодонтическое лечение; 
-        профессиональная гигиена; -        медикаментозное лечение.
Описание слайда:
Источники профессионально-этических проблем Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в целом. Профессиональную деятельность врача-стоматолога подразделяют на следующие сферы: - общемедицинскую; - специальную (специфическую); - социальную или общественную; - научно-исследовательскую. Среди указанных сфер деятельности только специальная (специфическая) отличает деятельность врача-стоматолога от деятельности представителей других врачебных специальностей. На примере клиники терапевтической стоматологии выделяют следующие функции врача-стоматолога, которые наиболее часто вызывают профессионально-этические проблемы: - диагностика болезней твердых тканей зубов; - обезболивание; - препарирование кариозных полостей; - эндодонтическое лечение; - профессиональная гигиена; - медикаментозное лечение.

Слайд 7





Обезболивание 

Обезболивание является одной из наиболее важных функций стоматолога, так как любые манипуляции, связанные с ощущением пациентом боли, негуманны. Следует отметить, что на сегодняшний день обезболивание на приеме у врача-стоматолога применяется не всегда, а выполненное обезболивание иногда оказывается неадекватным, в связи с чем большинство населения испытывает чувство страха перед предстоящим визитом к специалисту. Поэтому проблему обезболивания принято считать профессионально-этической проблемой в стоматологии. 
Следует исходить из того, что указанная функция врача-стоматолога состоит в обеспечении абсолютно безболезненных стоматологических манипуляций. В случаях, когда эта функция не выполняется, возникают профессионально-этические проблемы. Они заключаются в том, что врач причиняет боль пациенту, который страдает от неё и высказывает свои обоснованные претензии врачу. Рассматриваемая ситуация может являться пусковым механизмом в развитии конфликта между больным и врачом. В результате пациент утрачивает доверие к врачу, лечебному учреждению, боится и старается избегать посещений стоматолога вообще.
Описание слайда:
Обезболивание Обезболивание является одной из наиболее важных функций стоматолога, так как любые манипуляции, связанные с ощущением пациентом боли, негуманны. Следует отметить, что на сегодняшний день обезболивание на приеме у врача-стоматолога применяется не всегда, а выполненное обезболивание иногда оказывается неадекватным, в связи с чем большинство населения испытывает чувство страха перед предстоящим визитом к специалисту. Поэтому проблему обезболивания принято считать профессионально-этической проблемой в стоматологии. Следует исходить из того, что указанная функция врача-стоматолога состоит в обеспечении абсолютно безболезненных стоматологических манипуляций. В случаях, когда эта функция не выполняется, возникают профессионально-этические проблемы. Они заключаются в том, что врач причиняет боль пациенту, который страдает от неё и высказывает свои обоснованные претензии врачу. Рассматриваемая ситуация может являться пусковым механизмом в развитии конфликта между больным и врачом. В результате пациент утрачивает доверие к врачу, лечебному учреждению, боится и старается избегать посещений стоматолога вообще.

Слайд 8





Врачебная ошибка 
Врачебная ошибка — это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло повлечь определенный ущерб здоровью больного. Активно практикующий врач может иногда допустить ошибку, ибо в медицине без определенного риска зачастую нет возможности достичь желаемого терапевтического эффекта, невозможен прогресс. В связи с этим познание и признание ошибок представляют собой акт профессиональной честности, нравственное кредо в условиях сложности развития медицины и в то же время являются самым верным путем их устранения. Непризнание же ошибок представляет собой недеонтологический акт, несущий вред врачу и больному. 
Если технический прогресс способен умножить источники ошибок, то он же способствует более легкому их обнаружению и устранению, а соответствующий врачебный деонтологический разбор помогает избежать их в будущем. Аристотель утверждал, что осторожность является самым полезным профессиональным актом предотвращения ошибок. Таким образом, профессиональная медицинская осторожность представляет собой умение направлять принятый риск в полезное пациенту и медицинскому прогрессу направление.
Описание слайда:
Врачебная ошибка Врачебная ошибка — это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло повлечь определенный ущерб здоровью больного. Активно практикующий врач может иногда допустить ошибку, ибо в медицине без определенного риска зачастую нет возможности достичь желаемого терапевтического эффекта, невозможен прогресс. В связи с этим познание и признание ошибок представляют собой акт профессиональной честности, нравственное кредо в условиях сложности развития медицины и в то же время являются самым верным путем их устранения. Непризнание же ошибок представляет собой недеонтологический акт, несущий вред врачу и больному. Если технический прогресс способен умножить источники ошибок, то он же способствует более легкому их обнаружению и устранению, а соответствующий врачебный деонтологический разбор помогает избежать их в будущем. Аристотель утверждал, что осторожность является самым полезным профессиональным актом предотвращения ошибок. Таким образом, профессиональная медицинская осторожность представляет собой умение направлять принятый риск в полезное пациенту и медицинскому прогрессу направление.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию