🗊Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию. Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №1Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №2Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №3Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №4Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №5Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №6Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №7Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №8Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №9Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №10Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №11Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №12Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №13Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №14Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №15Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №16Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №17Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №18Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №19Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №20Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №21Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №22Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №23Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию. Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще. Презентация содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Формирование критического мышления 
в процессе обучения истории и обществознанию.
Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
Описание слайда:
Формирование критического мышления в процессе обучения истории и обществознанию. Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обществознания второй квалификационной категории

Слайд 2





 
Особенности подготовки и проведения уроков 
с использованием методики формирования критического мышления
 
Описание слайда:
  Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления  

Слайд 3





Изменения в структуре урока.
Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).
Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. 
Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Описание слайда:
Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Слайд 4





Приемы, используемые на стадии вызова.
Цель: 
актуализация знаний учащихся по изучаемой теме;
обеспечение мотивации предстоящей деятельности;
подготовка учащихся к выполнению последующей работы;
создание ситуации успеха на уроке.
Описание слайда:
Приемы, используемые на стадии вызова. Цель: актуализация знаний учащихся по изучаемой теме; обеспечение мотивации предстоящей деятельности; подготовка учащихся к выполнению последующей работы; создание ситуации успеха на уроке.

Слайд 5





Прием “Я уже знаю”
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. 
“Сброс идей в корзину”:учитель фиксирует реплики на доске. 
Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Описание слайда:
Прием “Я уже знаю” Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. “Сброс идей в корзину”:учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Слайд 6





Пример.
Описание слайда:
Пример.

Слайд 7





Прием “Лови ошибку”.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Описание слайда:
Прием “Лови ошибку”. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Слайд 8





Пример. 
Тема: «Письменность Древнего Востока» 
«В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками  в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок)  
Тема « В Древнем Египте»
« По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й.
 Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
 
Описание слайда:
Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок)   Тема « В Древнем Египте» « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й.  Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.  

Слайд 9





Приемы, используемые при работе с текстом 
на стадии осмысления.
Цель: 
  развитие у школьников навыков работы с учебными текстами;
   достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.
 
Описание слайда:
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления. Цель: развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.  

Слайд 10





Прием “Анализ текста по предложенной схеме”.
Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов,  предложенных после документа.
Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.
Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов
Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Описание слайда:
Прием “Анализ текста по предложенной схеме”. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

Слайд 11





Пример. 
(«История России», 6класс)
Описание слайда:
Пример. («История России», 6класс)

Слайд 12





Примеры вопросов для старшеклассников.
Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа;
Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.);
Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ;
Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?);
Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные);
Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе;
Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные);
Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе;
Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа;
Выявить стилистические особенности текста;
Определить уровень эмоциональности;
Провести возможное сравнение с другими документами;
Определить историческое значение документа;
Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.
Описание слайда:
Примеры вопросов для старшеклассников. Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т.д.); Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; Выявить стилистические особенности текста; Определить уровень эмоциональности; Провести возможное сравнение с другими документами; Определить историческое значение документа; Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.

Слайд 13





Прием “Двойной дневник”
Учитель предлагает изучить определенный текст.
Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части:
в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста;
во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Описание слайда:
Прием “Двойной дневник” Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Слайд 14





Примеры.
Описание слайда:
Примеры.

Слайд 15





Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии).
Цель: 
формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;
развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Описание слайда:
Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии). Цель: формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме; развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Слайд 16





Прием “Интервью”.
После  изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. 
Цель- не односторонний ответ на вопрос, а «защита» позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. 
Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия:
1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке;
2 – вопросы, требующие отдельного исследования;
3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.
Описание слайда:
Прием “Интервью”. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель- не односторонний ответ на вопрос, а «защита» позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.

Слайд 17





Пример.
Описание слайда:
Пример.

Слайд 18





Прием “Написание эссе”.
Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). 
Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора.
Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.
Описание слайда:
Прием “Написание эссе”. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе-размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что…”, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе-ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.

Слайд 19





Пример.
Описание слайда:
Пример.

Слайд 20





Прием “Завершим схему”.
Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему.
Заполнить пробелы в схеме.
Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы.
Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
Описание слайда:
Прием “Завершим схему”. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.

Слайд 21





Пример.
Описание слайда:
Пример.

Слайд 22


Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





Подготовка и проведение урока-лекции.
Описание слайда:
Подготовка и проведение урока-лекции.

Слайд 24


Формирование критического мышления  в процессе обучения истории и обществознанию.  Выполнила Андреева Н.М., учитель истории и обще, слайд №24
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию