🗊Презентация Функциональная асимметрия головного мозга

Нажмите для полного просмотра!
Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №1Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №2Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №3Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №4Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №5Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №6Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №7Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №8Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №9Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №10Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №11Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №12Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №13Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №14Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №15Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №16Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №17Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №18Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №19Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №20Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №21Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №22Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №23Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №24Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №25Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №26Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №27Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №28Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №29Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №30Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №31Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №32Функциональная асимметрия головного мозга, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Функциональная асимметрия головного мозга. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ГОСУДАРСТВЕННОЕ  Автономное образовательное учреждение 
высшего    образования  ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Ленинградский государственный университет имени  А.С. Пушкина»
Учебная дисциплина: 
«Функциональная межполушарная асимметрия»

ЛЕКЦИЯ  2.2.
Описание слайда:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Автономное образовательное учреждение высшего образования ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Учебная дисциплина: «Функциональная межполушарная асимметрия» ЛЕКЦИЯ 2.2.

Слайд 2





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа

2. 2.  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ   ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
(вклад в изучении МПА отечественных исследователей)
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа 2. 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (вклад в изучении МПА отечественных исследователей)

Слайд 3





Функциональная  МПА
    
NB!
     Несмотря  на  абсолютную идентичность  в плане морфологической организации правой и левой геми-сфер, в функциональном отношении это совершенно различные образования, выполняющие только свой-ственную им психическую 
деятельность. 

                ! ! !
Описание слайда:
Функциональная МПА NB! Несмотря на абсолютную идентичность в плане морфологической организации правой и левой геми-сфер, в функциональном отношении это совершенно различные образования, выполняющие только свой-ственную им психическую деятельность. ! ! !

Слайд 4





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
                                          

                                 Под функциональной асимметрией головного  
                          мозга понимают характер распределения  
                          функций между правой и левой гемисферами.
                          С функциями левого и правого полушария у 
                          человека связаны  преимущественно два типа  
                          мышления -   абстрактно-логическое     и           
                          пространственно-образное. 

    Такая латерализация  установлена  большим количеством исследований   и   заключается   в  том,  что  большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем правополушарные.       
                              
                                                                          (А.Р. Лурия, 1987).
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Под функциональной асимметрией головного мозга понимают характер распределения функций между правой и левой гемисферами. С функциями левого и правого полушария у человека связаны преимущественно два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. Такая латерализация установлена большим количеством исследований и заключается в том, что большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем правополушарные. (А.Р. Лурия, 1987).

Слайд 5





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
      В настоящее время принято считать, что  ЛЕВОЕ ПОЛУША-РИЕ (у нормальных праворуких) служит для смыслового вос-приятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, логического, анали-тического и абстрактного мышления. 
                                                  ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает  
                                                  информацию последовательно,  
                                                  хорошо понимает и оценивает  
                                                  пространственно-временные со- 
                                                  отношения.
 
                                                  «Выключение» левого полушария у 
                                                  индивида приводит к депрессии.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В настоящее время принято считать, что ЛЕВОЕ ПОЛУША-РИЕ (у нормальных праворуких) служит для смыслового вос-приятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, логического, анали-тического и абстрактного мышления. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает и оценивает пространственно-временные со- отношения. «Выключение» левого полушария у индивида приводит к депрессии.

Слайд 6





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
       Принято  считать,  что  ПРАВОЕ  ПОЛУШАРИЕ  служит для осущес-твления пространственно-зрительных  операций, интуиции, музыки,  инто-национных особенностей речи, эмоционально-целостного восприятия окру-жающего мира. 
       Правое полушарие управляет грубыми движениями всей руки и  всего туловища. Правое полушарие ответственно за генерацию отрицательных эмоций.
       Правая гемисфера обрабатывает
информацию  одномоментно,  опери-
рует  именами  существительными и
нарицательными, почти  не  понима-
ет глаголов.  
       Правое полушарие не способно
воспринимать  абстрактные терми-
ны, не  способно  к генерации  лож-
ные высказываний  и суждений.
     «Выключение» правой гемисферы
приводит к эйфории.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Принято считать, что ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ служит для осущес-твления пространственно-зрительных операций, интуиции, музыки, инто-национных особенностей речи, эмоционально-целостного восприятия окру-жающего мира. Правое полушарие управляет грубыми движениями всей руки и всего туловища. Правое полушарие ответственно за генерацию отрицательных эмоций. Правая гемисфера обрабатывает информацию одномоментно, опери- рует именами существительными и нарицательными, почти не понима- ет глаголов. Правое полушарие не способно воспринимать абстрактные терми- ны, не способно к генерации лож- ные высказываний и суждений. «Выключение» правой гемисферы приводит к эйфории.

Слайд 7





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
       Предположение  о наличии в головном 
мозгу центров, отвечающих за те или иные психические функции были высказаны еще 
в  XVIII веке австрийским врачом Францом
 Галлем.
        Уже к средине XX- столетия  рядом отечествен-
ных  и   зарубежных школ
удалось  выявить более 50
различных корковых цито-
архитектонических  полей, 
нашедших свое практичес-
кое применение в невроло-
гических и нейрохирурги-
ческих клиниках.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Предположение о наличии в головном мозгу центров, отвечающих за те или иные психические функции были высказаны еще в XVIII веке австрийским врачом Францом Галлем. Уже к средине XX- столетия рядом отечествен- ных и зарубежных школ удалось выявить более 50 различных корковых цито- архитектонических полей, нашедших свое практичес- кое применение в невроло- гических и нейрохирурги- ческих клиниках.

Слайд 8





                                ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
      В  России  начало работ, которые легли в основу
изучения  межполушарной  асимметрии  связано  с
именем  Алексея Яковлевича Кожевникова (1836-
1902), создателя московской научной неврологическ-
ой  школы. 
      В 1869 г. Кожевников А.Я. , на базе Ново-Екатерининской больни-цы организовал при Московском университете кафедру и клинику нер-вных и душевных болезней. 
      Это положило начало выделению невропатологии как самостояте-льной дисциплины, до того слитой с общей терапией. 
      Работая в этой клинике, А.Я. Кожевников и его ученики   провели  серию научных исследований, результатом которых стало выявление  нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В России начало работ, которые легли в основу изучения межполушарной асимметрии связано с именем Алексея Яковлевича Кожевникова (1836- 1902), создателя московской научной неврологическ- ой школы. В 1869 г. Кожевников А.Я. , на базе Ново-Екатерининской больни-цы организовал при Московском университете кафедру и клинику нер-вных и душевных болезней. Это положило начало выделению невропатологии как самостояте-льной дисциплины, до того слитой с общей терапией. Работая в этой клинике, А.Я. Кожевников и его ученики провели серию научных исследований, результатом которых стало выявление нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария.

Слайд 9





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
       КОЖЕВНИКОВ  Алексей Яковлевич (1836-1902).
Профессор  Московского университета Кожевников А.Я.,
отечественный невропатолог и психиатр. Пучил степень
доктора за диссертацию: «О прогрессивной локомотор-
ной атаксии». 
     Наиболее известные исследования  Кожевникова А.Я. 
посвящены изучению  афазии (расстройства речи). Его
работами было установлено, что  различные ее формы зависят от того, поражен ли самый «центр речи» или его связи с центрами слуха и зрения («Афазия и центральный орган речи» ,1874). Особый интерес представляет развитое им учение о сенсорной афазии. 
     В 1894 он описал особый вид  «Кортикальной эпилепсии», при которой судороги длятся достаточно долго,  и эта форма болезни получила название «Кожевниковская эпилепсия». Александр Яковлевич считал, что в основе этого заболевания лежит воспалительный процесс, который локализован в двигательной области  коры головного мозга.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа КОЖЕВНИКОВ Алексей Яковлевич (1836-1902). Профессор Московского университета Кожевников А.Я., отечественный невропатолог и психиатр. Пучил степень доктора за диссертацию: «О прогрессивной локомотор- ной атаксии». Наиболее известные исследования Кожевникова А.Я. посвящены изучению афазии (расстройства речи). Его работами было установлено, что различные ее формы зависят от того, поражен ли самый «центр речи» или его связи с центрами слуха и зрения («Афазия и центральный орган речи» ,1874). Особый интерес представляет развитое им учение о сенсорной афазии. В 1894 он описал особый вид «Кортикальной эпилепсии», при которой судороги длятся достаточно долго, и эта форма болезни получила название «Кожевниковская эпилепсия». Александр Яковлевич считал, что в основе этого заболевания лежит воспалительный процесс, который локализован в двигательной области коры головного мозга.

Слайд 10





                       ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
      В конце XIX  века Академик Иван Петрович
ПАВЛОВ  одной из своих  классификаций темпе-
рамента выделил «Художественный» и «Мысли-
тельный» тип  высшей нервной  деятельности  и 
высказал предположение, что в основе  формиро-
вания этих типов лежит латерализация  гемисфер.
        Спустя  100 лет  отечественные нейрофизиологи, такие  как   В.В. Суворова (1975)  и  Брагина, Н.Н. (1981), доказали связь баланса доминирования левого и правого полушарий мозга с соотнесенностью двух сигнальных систем по И.П. Павлову.
         Авторы  доказали, что  доминирование левого полушария можно связать с преобладанием  второй  сигнальной системы  (а именно: с преобладанием словесно-логического мышления), в то время как доминирование правого полушария – с преобладанием первой сигнальной системы, то есть с преоблада-нием конкретно-образного мышления.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В конце XIX века Академик Иван Петрович ПАВЛОВ одной из своих классификаций темпе- рамента выделил «Художественный» и «Мысли- тельный» тип высшей нервной деятельности и высказал предположение, что в основе формиро- вания этих типов лежит латерализация гемисфер. Спустя 100 лет отечественные нейрофизиологи, такие как В.В. Суворова (1975) и Брагина, Н.Н. (1981), доказали связь баланса доминирования левого и правого полушарий мозга с соотнесенностью двух сигнальных систем по И.П. Павлову. Авторы доказали, что доминирование левого полушария можно связать с преобладанием второй сигнальной системы (а именно: с преобладанием словесно-логического мышления), в то время как доминирование правого полушария – с преобладанием первой сигнальной системы, то есть с преоблада-нием конкретно-образного мышления.

Слайд 11





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
    
       Среди отечественных нейропсихологов наибольший вклад в изучение проблем
нейрофизиологии головного мозга и межполушарной асимметрии внес профессор Александр Романович Лурия.
      Лурия А.Р. Работал во многих направлениях психологии, таких как:
нейропсихология, пихофизиология, детская психология и др. 
      А.Р. Лурия разработал:
-теорию локализации высших психических функций;
-принципы локализации психических процессов;
-создал классификацию афазических расстройств;
-описал ранее неизвестные формы нарушений речи;
-изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. 
       А.Р. Лурия известен как крупнейший специалист в области детской психологии. Работая в 20-30 годы прошлого века под руководством Л.С. Выготского и исследуя взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии, А.Р.Лурия показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетичес-ки, а элементарные психические функции (например, зрительная память и внимание)- в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятий-ное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Среди отечественных нейропсихологов наибольший вклад в изучение проблем нейрофизиологии головного мозга и межполушарной асимметрии внес профессор Александр Романович Лурия. Лурия А.Р. Работал во многих направлениях психологии, таких как: нейропсихология, пихофизиология, детская психология и др. А.Р. Лурия разработал: -теорию локализации высших психических функций; -принципы локализации психических процессов; -создал классификацию афазических расстройств; -описал ранее неизвестные формы нарушений речи; -изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. А.Р. Лурия известен как крупнейший специалист в области детской психологии. Работая в 20-30 годы прошлого века под руководством Л.С. Выготского и исследуя взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии, А.Р.Лурия показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетичес-ки, а элементарные психические функции (например, зрительная память и внимание)- в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятий-ное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Слайд 12





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     В годы Великой Отечественной войны Лурия А.Р. руководил крупным эвакуационным нейрохирургическим госпиталем на 500 коек. Госпиталь № 3120, куда командировали Александра Романовича с тремя десятками врачей и медсестер, занимался лечением и реабилитацией раненых в голову бойцов и команди-ров РККА, которые поступали в этот специализированный госпиталь с фронта.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В годы Великой Отечественной войны Лурия А.Р. руководил крупным эвакуационным нейрохирургическим госпиталем на 500 коек. Госпиталь № 3120, куда командировали Александра Романовича с тремя десятками врачей и медсестер, занимался лечением и реабилитацией раненых в голову бойцов и команди-ров РККА, которые поступали в этот специализированный госпиталь с фронта.

Слайд 13





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     
       Наблюдение  за ранеными в голову, с 
учетом  тяжести  и локализации ранений ,
позволило  профессору А.Р. Лурия  в даль-
нейшем  разработать  классификацию афа-
зий, которая долгое время имела хождение
в отечественной нейропсихологии: 
А.Р.Лурия предложил семь форм афазий:
-эфферентные афазии;
-афферентно-моторные афазии;
-сенсорная афазии;
-мнестические афазии;
-акустико-мнестические афазии;
-семантические афазии;
-динамические афазии.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Наблюдение за ранеными в голову, с учетом тяжести и локализации ранений , позволило профессору А.Р. Лурия в даль- нейшем разработать классификацию афа- зий, которая долгое время имела хождение в отечественной нейропсихологии: А.Р.Лурия предложил семь форм афазий: -эфферентные афазии; -афферентно-моторные афазии; -сенсорная афазии; -мнестические афазии; -акустико-мнестические афазии; -семантические афазии; -динамические афазии.

Слайд 14





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     
        Различные формы афазии, тем не менее, имеют ряд общих симптомов, характер-ных для нарушения речи при афазии в целом:
А).   При всех формах афазии, прежде всего, нарушается коммуникативная функция 
         речи.
Б).    При любой форме афазий наблюдается системное, а не изолированное наруше- 
         ние речи.  Это проявляется в том, что: 
Б.1). Нарушение речи каждый раз проявляется в дефектах практически всех ее функ-
         ций, видов и форм, хотя и не всегда равномерно;
Б.2). Нарушение речи сопровождается дефектами других психических процессов 
         (восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности). 
В).    Нарушение одних и тех же функций речи или ее видов при различных формах 
         афазий протекает по-разному, в зависимости от механизма и топики поражения 
         мозга.
Г).    При всех формах афазии нарушается семантика речи:  в одних случаях значение 
         слова, в других- его смысл, в третьих - предметная отнесенность.
Д).    Нарушение грамматического оформления речи также характерно для всех форм  
         афазии.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Различные формы афазии, тем не менее, имеют ряд общих симптомов, характер-ных для нарушения речи при афазии в целом: А). При всех формах афазии, прежде всего, нарушается коммуникативная функция речи. Б). При любой форме афазий наблюдается системное, а не изолированное наруше- ние речи. Это проявляется в том, что: Б.1). Нарушение речи каждый раз проявляется в дефектах практически всех ее функ- ций, видов и форм, хотя и не всегда равномерно; Б.2). Нарушение речи сопровождается дефектами других психических процессов (восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности). В). Нарушение одних и тех же функций речи или ее видов при различных формах афазий протекает по-разному, в зависимости от механизма и топики поражения мозга. Г). При всех формах афазии нарушается семантика речи: в одних случаях значение слова, в других- его смысл, в третьих - предметная отнесенность. Д). Нарушение грамматического оформления речи также характерно для всех форм афазии.

Слайд 15





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
       
         ЛУРИЯ  Александр Романович (1902-1977).
Доктор педагогических наук, доктор медицинских  наук,
профессор,  известнейший советский психолог. Основа-
тель отечественной нейропсихологии.
         Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Мос-
ковский медицинский институт (1937). 
          В 1933-1941 гг. работал в научно-исследователь-
ских учреждениях Москвы, в том числе и в научных лабораториях под руко-водством  Л.С. Выготского. 
          В августе 1941 г. Лурия А.Р. был назначен начальником крупного нейро-хирургического эвакогоспиталя на  500 коек. Разработал и внедрил в практи-ку ряд диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в отно-шении раненых с ранениями  и  травмами головы. 
          С 1945 г .- профессор МГУ. 
          В 60-70  годы  XX в. возглавлял кафедру нейро- и патопсихологии фа-культета психологии МГУ.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977). Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор, известнейший советский психолог. Основа- тель отечественной нейропсихологии. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Мос- ковский медицинский институт (1937). В 1933-1941 гг. работал в научно-исследователь- ских учреждениях Москвы, в том числе и в научных лабораториях под руко-водством Л.С. Выготского. В августе 1941 г. Лурия А.Р. был назначен начальником крупного нейро-хирургического эвакогоспиталя на 500 коек. Разработал и внедрил в практи-ку ряд диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в отно-шении раненых с ранениями и травмами головы. С 1945 г .- профессор МГУ. В 60-70 годы XX в. возглавлял кафедру нейро- и патопсихологии фа-культета психологии МГУ.

Слайд 16





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
Основные публикации:

Лурия А. Р.   Учение об афазии в свете мозговой пато-
                        логии. — М., 1940.
Лурия А. Р.   Травматическая афазия. — М., 1947.
Лурия А. Р.   Восстановление функций после военной травмы. — М., 
                       1948.
Лурия А. Р.   Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 
                       1966.
Лурия А. Р.  Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
Лурия А. Р.  Высшие корковые функции и их нарушение при локальных 
                       поражениях мозга- М., 1969.
Лурия А. Р.   Основы нейропсихологии. — М., 1973.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Основные публикации: Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой пато- логии. — М., 1940. Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947. Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948. Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга- М., 1969. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Слайд 17





                           ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
    ЦВЕТКО́ВА Любо́вь Семёновна (1929-2016) – 
советский  и  российский психолог.  Признанный
специалист в области нейропсихологии. 
Почетный профессор МГУ.
    Л. С. Цветкова  продолжила  традиции  своего
учителя-профессора А.Р. Лурия.  Занималась изу-
чением психологических  и  нейропсихологических  закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с нейрофизиологией мозга. 
    Л.С. Цветкова расширила и углубила понимание феномена афазии, существенно обогатила базу клинический наблюдений  и  подробно описала его проявления. 
     Профессор Цветкова Л.С.  своими исследованиями  доказала, что при афазии дезорганизуются не только сенсомоторные и лингвистические аспекты речи,  но и наблюдаются  нарушения в  личностно-социальной деятельности.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа ЦВЕТКО́ВА Любо́вь Семёновна (1929-2016) – советский и российский психолог. Признанный специалист в области нейропсихологии. Почетный профессор МГУ. Л. С. Цветкова продолжила традиции своего учителя-профессора А.Р. Лурия. Занималась изу- чением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с нейрофизиологией мозга. Л.С. Цветкова расширила и углубила понимание феномена афазии, существенно обогатила базу клинический наблюдений и подробно описала его проявления. Профессор Цветкова Л.С. своими исследованиями доказала, что при афазии дезорганизуются не только сенсомоторные и лингвистические аспекты речи, но и наблюдаются нарушения в личностно-социальной деятельности.

Слайд 18





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     Профессор Цветкова Л.С. продолжила дело своего учителя профессора А.Р. Лурии.
     В настоящее время определение
понятия « Афазии», предложенное 
профессором Цветковой Л.С. вош-
ли во все учебники по нейропсихо-
логии.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Профессор Цветкова Л.С. продолжила дело своего учителя профессора А.Р. Лурии. В настоящее время определение понятия « Афазии», предложенное профессором Цветковой Л.С. вош- ли во все учебники по нейропсихо- логии.

Слайд 19





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     АФАЗИЯ – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи. 
     Афазия включает в себя четыре составляющие:
    1). Собственно нарушение речи;
    2). Нарушение вербального общения;
    3). Нарушение других психических 
процессов;
    4). Изменение личности и личностную 
реакцию на болезнь» 
                                    (Л.С.Цветкова, 1988).
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа АФАЗИЯ – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи. Афазия включает в себя четыре составляющие: 1). Собственно нарушение речи; 2). Нарушение вербального общения; 3). Нарушение других психических процессов; 4). Изменение личности и личностную реакцию на болезнь» (Л.С.Цветкова, 1988).

Слайд 20





                             ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
        Один  из выдающихся русских психологов  Борис 
Герасимович  Ананьев (1907-1972) явился новатором в 
постановке и разработке проблемы билатеральной  орга-
низации мозговых функций, впервые предложив подход 
к изучению этого вопроса по принципу симметрия-асимметрия. 
        Работая  на  психологическом  факультете  ЛГУ  им.  А.А. Жданова  
(ныне СПбГУ)  Ананьев Б.Г.  сформулировал  положение  о  иерархически соподчинённых уровнях организации человека:
       -индивидуальность;
       -личность;
       -индивид. 

        Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Один из выдающихся русских психологов Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) явился новатором в постановке и разработке проблемы билатеральной орга- низации мозговых функций, впервые предложив подход к изучению этого вопроса по принципу симметрия-асимметрия. Работая на психологическом факультете ЛГУ им. А.А. Жданова (ныне СПбГУ) Ананьев Б.Г. сформулировал положение о иерархически соподчинённых уровнях организации человека: -индивидуальность; -личность; -индивид. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Слайд 21





                            ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
         АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907- 1972).
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор, 
академик  АПН  СССР  декан  факультета  психологии ЛГУ им.
А.А. Жданова (г. Ленинград).  Окончил  пед.институт (г. Влади-
кавказ).  С  1929 года Б.Г. Ананьев – аспирант  Ленинградского
института мозга им. В.М.Бехтерева. 
         Во время Великой Отечественной войны Б.Г. Ананьев  вёл в осажденном Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маски-ровке. После эвакуации из Ленинграда работал в неврологических госпиталях. 
          С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии педагогического института им. А.И. Герцена.
          В 1944 г. выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ им. А.А.Жданова. С 1967 г. и до самой смерти был деканом факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова (ныне СПбГУ). Работая на психологическом факультете ЛГУ, Б.Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. 
          Ананьев Б.Г. известен также своими трудами в области  дифференциальной пси-хологии, Одним из первых в СССР Ананьев организовал психологическую службу в образовательных средних школах г. Ленинграда.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907- 1972). Советский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР декан факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова (г. Ленинград). Окончил пед.институт (г. Влади- кавказ). С 1929 года Б.Г. Ананьев – аспирант Ленинградского института мозга им. В.М.Бехтерева. Во время Великой Отечественной войны Б.Г. Ананьев вёл в осажденном Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маски-ровке. После эвакуации из Ленинграда работал в неврологических госпиталях. С ноября 1943 года вновь возвратился в Ленинград, где работал профессором психологии педагогического института им. А.И. Герцена. В 1944 г. выбран заведующим кафедрой психологии ЛГУ им. А.А.Жданова. С 1967 г. и до самой смерти был деканом факультета психологии ЛГУ им. А.А. Жданова (ныне СПбГУ). Работая на психологическом факультете ЛГУ, Б.Г. Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. Ананьев Б.Г. известен также своими трудами в области дифференциальной пси-хологии, Одним из первых в СССР Ананьев организовал психологическую службу в образовательных средних школах г. Ленинграда.

Слайд 22







ОСОБЕННОСТИ БИЛАТЕРАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ
 (по Б.Г.АНАНЬЕВУ)
Описание слайда:
ОСОБЕННОСТИ БИЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ (по Б.Г.АНАНЬЕВУ)

Слайд 23





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
       Большую роль в изучении нейрофизиологических механизмов психичес-кой деятельности  человека,  в том числе включающих МПА гемисфер, внес-ли сотрудники Института мозга человека РАН, под руководством академика Н.П.Бехтеревой.  Её исследованиями было  убедительное доказано положе-ние о мозговой организации мыслительной деятельности человека, являю-щейся  системой из жёстких и гибких звеньев. То есть, мозг
представляет  собой  сложную,  иерархически  организован-
ную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозго-
вых структур), обладающих  индивидуальными  особеннос-
личности.
        При реализации любой психической функции мозг
работает как парный орган: всегда задействованы оба
полушария, каждое из которых выполняет свою роль. 
      Замечательным открытием школы Н.П.Бехтеревой  также признано отк-рытие  свойств нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве отдель-ных звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности*.
______________________________
*Н.П.Бехтерева. Нейрофизиологические механизмы психической деятельности. –Л.,1975.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Большую роль в изучении нейрофизиологических механизмов психичес-кой деятельности человека, в том числе включающих МПА гемисфер, внес-ли сотрудники Института мозга человека РАН, под руководством академика Н.П.Бехтеревой. Её исследованиями было убедительное доказано положе-ние о мозговой организации мыслительной деятельности человека, являю-щейся системой из жёстких и гибких звеньев. То есть, мозг представляет собой сложную, иерархически организован- ную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозго- вых структур), обладающих индивидуальными особеннос- личности. При реализации любой психической функции мозг работает как парный орган: всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. Замечательным открытием школы Н.П.Бехтеревой также признано отк-рытие свойств нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве отдель-ных звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности*. ______________________________ *Н.П.Бехтерева. Нейрофизиологические механизмы психической деятельности. –Л.,1975.

Слайд 24





                         ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа

       БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна (1924 - 2008).
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, 
академик РАМН.
       Окончила 1-й Ленинградский медицинский инсти-
тут им. И. П. Павлова, затем, аспирантуру в Институте
 физиологии ЦНС АМН СССР.
       С 1962 работала в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, пройдя путь от заведующего отделом нейрофизиологии человека до директо-ра этого института. 
        С 1990 года Н.П. Бехтерева была назначена научным руководителем Института мозга человека РАН, который возглавляла до конца своей жизни.          
        Н.П. Бехтерева известна как автор трудов по исследованию принципов деятельности головного мозга человека в норме и патологии и по нейрофизи-ологическим механизмам психической деятельности.
        Впервые в СССР Бехтерева Н.П. применила способ долгосрочного вжив-ления электродов в мозг человека в диагностических и лечебных целях.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна (1924 - 2008). Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, академик РАМН. Окончила 1-й Ленинградский медицинский инсти- тут им. И. П. Павлова, затем, аспирантуру в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. С 1962 работала в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, пройдя путь от заведующего отделом нейрофизиологии человека до директо-ра этого института. С 1990 года Н.П. Бехтерева была назначена научным руководителем Института мозга человека РАН, который возглавляла до конца своей жизни. Н.П. Бехтерева известна как автор трудов по исследованию принципов деятельности головного мозга человека в норме и патологии и по нейрофизи-ологическим механизмам психической деятельности. Впервые в СССР Бехтерева Н.П. применила способ долгосрочного вжив-ления электродов в мозг человека в диагностических и лечебных целях.

Слайд 25





 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     СИМОНОВ Павел Васильевич   (1926-2002).
Доктор медицинских наук,  профессор, академик АН СССР,
академик РАН.
     Окончил Военно-медицинскую академию (1951 г.). Прак-
тически с первых лет врачебной практики начал заниматься
научно-исследовательской работой. Работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, пройдя путь от научного сотрудника до директора этого института.
     Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения.
     Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека, кото-рый позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понят-иям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. 
      Автор  признанной в психологи «Информационной теории», объясняю-щей возникновение и характер эмоции.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа СИМОНОВ Павел Васильевич (1926-2002). Доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН. Окончил Военно-медицинскую академию (1951 г.). Прак- тически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. Работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, пройдя путь от научного сотрудника до директора этого института. Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека, кото-рый позволил дать естественнонаучное обоснование таким ключевым понят-иям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. Автор признанной в психологи «Информационной теории», объясняю-щей возникновение и характер эмоции.

Слайд 26





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа 
       Симонов П.В. – автор  «Информационной  теории», 
в которой он объяснил роль эмоций, как положительных, 
так и отрицательных. Эмоции  способствуют поиску  но-
вой информации за счет повышения чувствительности 
анализаторов (органов чувств),  это,   свою очередь, рас-
ширяет диапазон внешних  сигналов. Тем  самым  повы-
шаются  шансы достижения цели. 
      Отрицательные эмоции, как указывает П.В. Симонов, преимущест-венно возникают при недостатке (или переизбытке)  информации. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке све-дений, необходимых для защиты, то есть  при вероятности желатель-ного воздействия.
     В ходе проведенных под руководством профессора  П.В.Симонова  серии нейрофизиологических экспериментов было убедительно пока-зано, что в ходе поиска правильных ответных действий в той или иной ситуации у испытуемых регистрировалась преимущественная актива-ция той или иной гемисфер головного мозга человека.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Симонов П.В. – автор «Информационной теории», в которой он объяснил роль эмоций, как положительных, так и отрицательных. Эмоции способствуют поиску но- вой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), это, свою очередь, рас- ширяет диапазон внешних сигналов. Тем самым повы- шаются шансы достижения цели. Отрицательные эмоции, как указывает П.В. Симонов, преимущест-венно возникают при недостатке (или переизбытке) информации. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке све-дений, необходимых для защиты, то есть при вероятности желатель-ного воздействия. В ходе проведенных под руководством профессора П.В.Симонова серии нейрофизиологических экспериментов было убедительно пока-зано, что в ходе поиска правильных ответных действий в той или иной ситуации у испытуемых регистрировалась преимущественная актива-ция той или иной гемисфер головного мозга человека.

Слайд 27





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
      С конца 60-х годов прошлого века возрастает интерес к новому направле-нию – нейропсихологии, как науки, представляющей собой нейрофизиологические основы психической деятельности.   Большая роль в развитии этого направления принадлежит Евгении  Давыдовне Хомской. 
      Научная деятельность Е.Д.Хомской тесно связана с научными исследова-ниями профессора А.Р.Лурия, с которым она работала долгие годы.          
      Проведенные Е.Д. Хомской  исследования подтвердили гипотезу А.Р.Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в своем развитии опережает нейродинамику двигательных процессов, и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь.
      В  результате многолетних исследований  Е.Д. Хомской  разработаны тео-ретические основы нейропсихологии, предложены  но-
вые методические приемы изучения познавательных и 
эмоциональных процессов, нейропсихологических ос-
нов индивидуальных различий в норме и патологии.
Значительная часть научных исследований Е.Д. Хомс-
кой посвящены изучению проблем МПА мозга.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа С конца 60-х годов прошлого века возрастает интерес к новому направле-нию – нейропсихологии, как науки, представляющей собой нейрофизиологические основы психической деятельности. Большая роль в развитии этого направления принадлежит Евгении Давыдовне Хомской. Научная деятельность Е.Д.Хомской тесно связана с научными исследова-ниями профессора А.Р.Лурия, с которым она работала долгие годы. Проведенные Е.Д. Хомской исследования подтвердили гипотезу А.Р.Лурия о том, что нейродинамика речевых процессов в своем развитии опережает нейродинамику двигательных процессов, и поэтому возможна компенсация нарушений движений через речь. В результате многолетних исследований Е.Д. Хомской разработаны тео-ретические основы нейропсихологии, предложены но- вые методические приемы изучения познавательных и эмоциональных процессов, нейропсихологических ос- нов индивидуальных различий в норме и патологии. Значительная часть научных исследований Е.Д. Хомс- кой посвящены изучению проблем МПА мозга.

Слайд 28





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
    ХОМСКАЯ Евгения Давыдовна (1929-2004) доктор пси-
хологических  наук,  профессор,  заведующий  лабораторией
нейропсихологии  в Институте Психологии АН СССР. 
    Е.Д. Хомская - известный специалист в области нейропси-
хологии и проблем межполушарной асимметрии головного мозга.
   В 1971 г. Хомской Е.Д. опубликованы исследования на тему: «Лобные доли мозга и процессы активации».   В итоге  этих исследований  были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая  роль:  «Регулятора  лобных долей в процессах активации».  В частности, автором были объяснены механизмы регуляции произвольного и непроиз-вольного внимания и роль лобных долей в  ходе регуляции этого познава-тельного психического процесса.
    Многие годы Е.Д. Хомская руководила лабораторией нейропсихологии в ИПАН СССР и продолжила цикл исследований, обозначенных ею как «ней-ропсихологическая  психофизиология» мозга, в том числе касающихся  проблем межполушарной асимметрии головного мозга.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа ХОМСКАЯ Евгения Давыдовна (1929-2004) доктор пси- хологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейропсихологии в Институте Психологии АН СССР. Е.Д. Хомская - известный специалист в области нейропси- хологии и проблем межполушарной асимметрии головного мозга. В 1971 г. Хомской Е.Д. опубликованы исследования на тему: «Лобные доли мозга и процессы активации». В итоге этих исследований были изучены многосторонние функции лобных долей мозга и особенно их важнейшая роль: «Регулятора лобных долей в процессах активации». В частности, автором были объяснены механизмы регуляции произвольного и непроиз-вольного внимания и роль лобных долей в ходе регуляции этого познава-тельного психического процесса. Многие годы Е.Д. Хомская руководила лабораторией нейропсихологии в ИПАН СССР и продолжила цикл исследований, обозначенных ею как «ней-ропсихологическая психофизиология» мозга, в том числе касающихся проблем межполушарной асимметрии головного мозга.

Слайд 29





                 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
          Концепция   «Регулятора  лобных  долей 
головного мозга  в  процессах активации», зак-
лючается  в том, что, мозг- своеобразный  «Адми-
нистратор»,  решающий  противоречит  или   нет
внешняя информация  внутренней и необходимо 
ли излишнее возбуждение  корковым структурам
 в данный момент.
       Согласно  этой  модели ослабление внимания  можно объяснить адапта-цией  к внешним воздействиям и тогда  когнитивная энергия сберегается при  отключении  непрерывных стимулов (установлено, что каждые 15-20 минут активность внимания снижается, вследствие  чего происходит экономия нервной энергии в корковых  и подкорковых  образованиях).  
       С другой стороны, как только внешняя активация стимулов усиливается, «Администратор»  активирует  дополнительные  резервы  головного мозга, включая резервы внимания (в первую очередь концентрации и устойчивость  внимания) и другие познавательные (когнитивные) психические функции, за которых ответственны гемисферы.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа Концепция «Регулятора лобных долей головного мозга в процессах активации», зак- лючается в том, что, мозг- своеобразный «Адми- нистратор», решающий противоречит или нет внешняя информация внутренней и необходимо ли излишнее возбуждение корковым структурам в данный момент. Согласно этой модели ослабление внимания можно объяснить адапта-цией к внешним воздействиям и тогда когнитивная энергия сберегается при отключении непрерывных стимулов (установлено, что каждые 15-20 минут активность внимания снижается, вследствие чего происходит экономия нервной энергии в корковых и подкорковых образованиях). С другой стороны, как только внешняя активация стимулов усиливается, «Администратор» активирует дополнительные резервы головного мозга, включая резервы внимания (в первую очередь концентрации и устойчивость внимания) и другие познавательные (когнитивные) психические функции, за которых ответственны гемисферы.

Слайд 30





                     ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     В 90-х годах прошлого столе-
тия исследованиями профессора
Геодакяна В.А. было установлено, что в основе  межполушарной асимметрии у мужчин и женщин лежат социальные факторы характерные для муж-ской и женской популяций. 
     Эти  исследования  легли в основу сформулиро-ванной профессором Геодакяном В.А. научной кон-цепции: «Эволюционная теория пола».
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В 90-х годах прошлого столе- тия исследованиями профессора Геодакяна В.А. было установлено, что в основе межполушарной асимметрии у мужчин и женщин лежат социальные факторы характерные для муж-ской и женской популяций. Эти исследования легли в основу сформулиро-ванной профессором Геодакяном В.А. научной кон-цепции: «Эволюционная теория пола».

Слайд 31





                   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
     ГЕОДАКЯН Виген Артаваздович  (1925-2012)
Доктор  биологических наук, профессор, ведущий 
научный  сотрудник  Института  проблем экологии 
и эволюции РАН им. А.Н. Северцова.
      Автор эволюционных теорий пола, полового
диморфизма. Первая публикация В.А.Геодакяна, посвященная проблеме пола и функциональной асимметрии мозга,  появилась в 1965 г. С тех пор им было опубликовано более 150 работ, посвященных этой проблематике.
      Важность  данной  проблемы  подтверждает тот факт,  что в 1990 и 1992 г.
В Санкт-Петербурге  были проведены  международные  научные конгрессы,  которые были посвящены исключительно проблемам эволюционной  теории пола. 
      Теория  В.А. Геодакяна  уже вошла в  ряд учебников  и включена в прог-раммы преподавания ряда российских и зарубежных   университететов  и институтов.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа ГЕОДАКЯН Виген Артаваздович (1925-2012) Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН им. А.Н. Северцова. Автор эволюционных теорий пола, полового диморфизма. Первая публикация В.А.Геодакяна, посвященная проблеме пола и функциональной асимметрии мозга, появилась в 1965 г. С тех пор им было опубликовано более 150 работ, посвященных этой проблематике. Важность данной проблемы подтверждает тот факт, что в 1990 и 1992 г. В Санкт-Петербурге были проведены международные научные конгрессы, которые были посвящены исключительно проблемам эволюционной теории пола. Теория В.А. Геодакяна уже вошла в ряд учебников и включена в прог-раммы преподавания ряда российских и зарубежных университететов и институтов.

Слайд 32





ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа
      В основе  данной теории об усилении  межполушарной асимметрии у мужчин и жен-
щин (гендерная МПА) лежат социальные факторы характерные для мужской и женской
популяций. 
      Выявленная тенденция к гендерной МПА (к усилению половых различий на сомати
ческом и на психологическом уровне)  представляет собой эпохальную тенденцию эво
люции  Homo sapiens.  Вероятно первый скачек в направлении гендерной МПА был
совершен нашими предками в эпоху верхнего неолита (50 тыс. лет тому назад).
      В процессе перехода к оседлому образу жизни, на этом этапе возникла семья, следст
вием чего произошла социализация семейных ролей.
      В дальнейшем, в ходе антропогенеза, социализация семейных ролей способствовала 
дифференциации в работе  обеих гемисфер.
Описание слайда:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ мпа В основе данной теории об усилении межполушарной асимметрии у мужчин и жен- щин (гендерная МПА) лежат социальные факторы характерные для мужской и женской популяций. Выявленная тенденция к гендерной МПА (к усилению половых различий на сомати ческом и на психологическом уровне) представляет собой эпохальную тенденцию эво люции Homo sapiens. Вероятно первый скачек в направлении гендерной МПА был совершен нашими предками в эпоху верхнего неолита (50 тыс. лет тому назад). В процессе перехода к оседлому образу жизни, на этом этапе возникла семья, следст вием чего произошла социализация семейных ролей. В дальнейшем, в ходе антропогенеза, социализация семейных ролей способствовала дифференциации в работе обеих гемисфер.

Слайд 33





 АРОМОРФНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭВОЛЮЦИИ В ПРОЦЕССЕ АНТРОПОГЕНЕЗА
   
      АРОМОРФО́З (от греч. «airo»  - поднимаю и «morphosis» - образец, фор-
ма), направление эволюции, при котором биологический прогресс основан на 
морфофизиологическом прогрессе. Впервые термин ароморфоз в таком
смысле был предложен  профессором А.Н. Северцовым. В дальнейшем его
ученик И.И. Шмальгаузен доработал данную концепцию (1940), объясняю-
щую  процесс радикально меняющегося взаимоотношения организма и среды
обитания. Таков, например, процесс эволюции человека. Процесс затрагиваю-
щий  морфологические структуры  его  мозговых структур и физиологические
процессы, происходящие в них и, как следствие, в целом влияющим на разви
тие человеческого  общества. 
                                                                                        Иван Иванович Шмальгаузен
                                                                                                                                  (1884-1963
-Влияние  на организм среды обитания
-Увеличение массы мозга
  и изменение функциональных возможностей организма
  (адаптационное приспособление к среде обитания)                                                                         
-Формирование новых социальных ролей в обществе
  (адаптационное приспособление к среде  человеческого общества)
Описание слайда:
АРОМОРФНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭВОЛЮЦИИ В ПРОЦЕССЕ АНТРОПОГЕНЕЗА АРОМОРФО́З (от греч. «airo» - поднимаю и «morphosis» - образец, фор- ма), направление эволюции, при котором биологический прогресс основан на морфофизиологическом прогрессе. Впервые термин ароморфоз в таком смысле был предложен профессором А.Н. Северцовым. В дальнейшем его ученик И.И. Шмальгаузен доработал данную концепцию (1940), объясняю- щую процесс радикально меняющегося взаимоотношения организма и среды обитания. Таков, например, процесс эволюции человека. Процесс затрагиваю- щий морфологические структуры его мозговых структур и физиологические процессы, происходящие в них и, как следствие, в целом влияющим на разви тие человеческого общества. Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963 -Влияние на организм среды обитания -Увеличение массы мозга и изменение функциональных возможностей организма (адаптационное приспособление к среде обитания) -Формирование новых социальных ролей в обществе (адаптационное приспособление к среде человеческого общества)



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию