🗊Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №1Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №2Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №3Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №4Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №5Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №6Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №7Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №8Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №9Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №10Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №11Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №12Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №13Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №14Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №15Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №16Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №17Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №18Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №19Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №20Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №21Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №22Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №23Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №24Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №25Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №26Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №27Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №28Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №29Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №30Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №31Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №32Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №33Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №34Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №35Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №36Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №37Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №38Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №39Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №40Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №41Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №42Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №43Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №44Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №45Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №46

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество. Презентация содержит 46 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество
Описание слайда:
Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество

Слайд 2





Ф.И.Тютчев: жизнь, судьба, творчество
Биография Ф.И. Тютчева
Биография Ф.И. Тютчева (Статья из Словаря Брокгауза и Эфрона)
Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева 
Политическая лирика Ф. И. Тютчева
Пейзажная лирика 
Любовная лирика 
Жанровое своеобразие лирики Тютчева
Особенности композиции лирических стихотворений
Стиль лирики
Домашнее задание
Литературная критика о поэзии Тютчева 
Ф.И.Тютчев. Избранные стихи
Описание слайда:
Ф.И.Тютчев: жизнь, судьба, творчество Биография Ф.И. Тютчева Биография Ф.И. Тютчева (Статья из Словаря Брокгауза и Эфрона) Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева Политическая лирика Ф. И. Тютчева Пейзажная лирика Любовная лирика Жанровое своеобразие лирики Тютчева Особенности композиции лирических стихотворений Стиль лирики Домашнее задание Литературная критика о поэзии Тютчева Ф.И.Тютчев. Избранные стихи

Слайд 3





Биография Ф.И. Тютчева

             Стихи великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева каждый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая», «Зима не даром злится, прошла её пора», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»…
             Но вот парадокс! Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и подорожных, закладками в книгах. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и желания. Как-то князь И. С. Гагарин привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 году. Это была первая публикация Тютчева, не считая юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».
Описание слайда:
Биография Ф.И. Тютчева Стихи великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева каждый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая», «Зима не даром злится, прошла её пора», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»… Но вот парадокс! Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным и друзьям, на счетах и подорожных, закладками в книгах. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и желания. Как-то князь И. С. Гагарин привёз А. С. Пушкину из Мюнхена подборку стихов, и тот напечатал их в журнале «Современник» в 1836 году. Это была первая публикация Тютчева, не считая юношеского переложения «Послания Горация к Меценату».

Слайд 4





       Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути. Первый биограф Тютчева И. С. Аксаков рассказывал, что однажды в дождливый день он вернулся домой весь промокший, сказал встретившей его дочери, что в дороге он написал несколько стихов, и пока его раздевали, прочитал:
       Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути. Первый биограф Тютчева И. С. Аксаков рассказывал, что однажды в дождливый день он вернулся домой весь промокший, сказал встретившей его дочери, что в дороге он написал несколько стихов, и пока его раздевали, прочитал:
        
     Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой,
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

     1849.
Описание слайда:
Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути. Первый биограф Тютчева И. С. Аксаков рассказывал, что однажды в дождливый день он вернулся домой весь промокший, сказал встретившей его дочери, что в дороге он написал несколько стихов, и пока его раздевали, прочитал: Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути. Первый биограф Тютчева И. С. Аксаков рассказывал, что однажды в дождливый день он вернулся домой весь промокший, сказал встретившей его дочери, что в дороге он написал несколько стихов, и пока его раздевали, прочитал: Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой, Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, Льётесь, как льются струи дождевые, В осень глухую, порою ночной. 1849.

Слайд 5





          Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог, не любил…
          Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог, не любил…
Описание слайда:
Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог, не любил… Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки, а в деревне жить совсем не мог, не любил…

Слайд 6


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





    Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева
Описание слайда:
Основные темы философской лирики Ф. И. Тютчева

Слайд 10





Политическая лирика Ф. И. Тютчева
Описание слайда:
Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Слайд 11





Проверь себя
       Как Вы считаете, кому Тютчев посвятил приведённую ниже эпиграмму: 

Не Богу ты служил и не России.
Служил лишь суете своей,
Всё было ложь в тебе,
Всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Описание слайда:
Проверь себя Как Вы считаете, кому Тютчев посвятил приведённую ниже эпиграмму: Не Богу ты служил и не России. Служил лишь суете своей, Всё было ложь в тебе, Всё призраки пустые: Ты был не царь, а лицедей.

Слайд 12


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Пейзажная лирика
Описание слайда:
Пейзажная лирика

Слайд 14


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Экспериментальное задание «Вслед за автором»
Подберите на место пропущенных слов эпитеты
		      Фонтан
 Смотри, как облаком __?___ 
Фонтан ___?______ клубится; 
Как пламенеет, как дробится 
Его на солнце ___?______ дым. 
Лучом поднявшись к небу, он 
Коснулся высоты ___?______ – 
И снова пылью ___?______ 
Ниспасть на землю осужден.  
О смертной мысли водомет, 
О водомет ___?______! 
Какой закон непостижимый 
Тебя стремит, тебя метет? 
Как жадно к небу рвешься ты!.. 
Но длань ______?_________, 
Твой луч ___?____ преломляя, 
Сверкает в брызгах с высоты.
Описание слайда:
Экспериментальное задание «Вслед за автором» Подберите на место пропущенных слов эпитеты Фонтан Смотри, как облаком __?___ Фонтан ___?______ клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце ___?______ дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты ___?______ – И снова пылью ___?______ Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет ___?______! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань ______?_________, Твой луч ___?____ преломляя, Сверкает в брызгах с высоты.

Слайд 18





Сравните ваши и авторские эпитеты. 

- Какой образ помогают создать эпитеты поэта?

- Какие свойства присущи фонтану?

- Что позволяет поэту провести параллель между фонтаном и человеческим разумом?

- Какова позиция самого поэта?

Фонтан

 Смотри, как облаком живым 
Фонтан сияющий клубится; 
Как пламенеет, как дробится 
Его на солнце влажный дым. 
Лучом поднявшись к небу, он 
Коснулся высоты заветной – 
И снова пылью огнецветной 
Ниспасть на землю осужден.  
О смертной мысли водомет, 
О водомет неистощимый! 
Какой закон непостижимый 
Тебя стремит, тебя метет? 
Как жадно к небу рвешься ты!.. 
Но длань незримо-роковая, 
Твой луч упорный преломляя, 
Сверкает в брызгах с высоты.
Описание слайда:
Сравните ваши и авторские эпитеты. - Какой образ помогают создать эпитеты поэта? - Какие свойства присущи фонтану? - Что позволяет поэту провести параллель между фонтаном и человеческим разумом? - Какова позиция самого поэта? Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Сверкает в брызгах с высоты.

Слайд 19





Мини-исследование 
Почитайте стихи Н.Заболоцкого.  
Поразмышляйте самостоятельно над тем, чем близок Тютчев этому поэту ХХ века? 
Попробуйте написать работу: «Тютчев и Заболоцкий». 
Поэзия Н.Заболоцкого
Описание слайда:
Мини-исследование Почитайте стихи Н.Заболоцкого. Поразмышляйте самостоятельно над тем, чем близок Тютчев этому поэту ХХ века? Попробуйте написать работу: «Тютчев и Заболоцкий». Поэзия Н.Заболоцкого

Слайд 20


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





Адресаты любовной лирики Тютчева
		Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер.               От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.
Описание слайда:
Адресаты любовной лирики Тютчева Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Слайд 22


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Адресаты любовной лирики Тютчева
Описание слайда:
Адресаты любовной лирики Тютчева

Слайд 25


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Фёдор Иванович Тютчев: жизнь, судьба, творчество, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

Проверь себя:  «Почему лирику Ф. Тютчева называют философской?»
Описание слайда:
Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева Проверь себя: «Почему лирику Ф. Тютчева называют философской?»

Слайд 28





		Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «И в Божьем мире то ж бывает…».
		Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «И в Божьем мире то ж бывает…».
		Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории… Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто – мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:
	
	И как, виденье, внешний мир ушёл.
		…
Столетье за столетьем пронеслось.
		…
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.
Описание слайда:
Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «И в Божьем мире то ж бывает…». Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово…», «Итак, опять увиделся я с вами…», «И в Божьем мире то ж бывает…». Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории… Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто – мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы: И как, виденье, внешний мир ушёл. … Столетье за столетьем пронеслось. … Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве.

Слайд 29





Особенности композиции лирических стихотворений
Описание слайда:
Особенности композиции лирических стихотворений

Слайд 30





		Другой композиционный приём поэта –        это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.
		Другой композиционный приём поэта –        это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

	Песок сыпучий по колени…
Мы едим – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!

1830.
Описание слайда:
Другой композиционный приём поэта – это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки. Другой композиционный приём поэта – это прямое изображение чувств – таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки. Песок сыпучий по колени… Мы едим – поздно – меркнет день, И сосен, по дороге, тени Уже в одну слилися тень. Черней и чаще бор глубокий – Какие грустные места! Ночь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста! 1830.

Слайд 31





Стиль лирики

		Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.
	Умом Россию не понять, 
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний: 
	О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!
…
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Описание слайда:
Стиль лирики Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. 28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний: О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой! … Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник?

Слайд 32





		Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла…» 
		Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла…» 
		Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».
Описание слайда:
Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла…» Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла…» Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».

Слайд 33





Домашнее задание:

	Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

	1.Человек в лирике Ф. И. Тютчева.
2. Поэтический космос Ф. Тютчева. 
3.«Вечные вопросы» в творчестве Тютчева.
Описание слайда:
Домашнее задание: Напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1.Человек в лирике Ф. И. Тютчева. 2. Поэтический космос Ф. Тютчева. 3.«Вечные вопросы» в творчестве Тютчева.

Слайд 34





Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого... 
Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...
Описание слайда:
Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого... Философская лирика – понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...

Слайд 35





"Чистая поэзия" 

		... у всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.
		
		Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией.
							И.С.Аксаков.
Описание слайда:
"Чистая поэзия" ... у всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими. Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией. И.С.Аксаков.

Слайд 36





Ответ
	Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.
Описание слайда:
Ответ Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Слайд 37





Поэзия Николая Заболоцкого
 Метаморфозы 

       Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
Описание слайда:
Поэзия Николая Заболоцкого Метаморфозы Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, - Не я один. Нас много. Я - живой Чтоб кровь моя остынуть не успела, Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел Я отделил от собственного тела! И если б только разум мой прозрел И в землю устремил пронзительное око, Он увидал бы там, среди могил, глубоко Лежащего меня. Он показал бы мне Меня, колеблемого на морской волне, Меня, летящего по ветру в край незримый, Мой бедный прах, когда-то так любимый.

Слайд 38





                     Голубиная Книга 

В младенчестве я слышал много раз
Полузабытый прадедов рассказ
О книге сокровенной...За рекою
Кровавый луч зари, бывало, чуть горит,
Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползет туман и сердце леденит,
Уж бедный мир, забыв свои страданья,
Затихнул весь, и только вдалеке
Кузнечик, маленький работник мирозданья,
Все трудится, поет, не требуя вниманья, -
Один, на непонятном языке...
О тихий час, начало летней ночи!
Деревья в сумерках. И возле темных хат
Седые пахари, полузакрывши очи,
На бревнах еле слышно говорят.

И вижу я сквозь темноту ночную,
Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг,
То спутанную бороду седую,
То жилы выпуклые истомленных рук.
И слышу я знакомое сказанье,
Как правда кривду вызвала на бой,
Как одолела кривда, и крестьяне
С тех пор живут обижены судьбой.
Лишь далеко на океане-море,

                     Голубиная Книга 

В младенчестве я слышал много раз
Полузабытый прадедов рассказ
О книге сокровенной...За рекою
Кровавый луч зари, бывало, чуть горит,
Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползет туман и сердце леденит,
Уж бедный мир, забыв свои страданья,
Затихнул весь, и только вдалеке
Кузнечик, маленький работник мирозданья,
Все трудится, поет, не требуя вниманья, -
Один, на непонятном языке...
О тихий час, начало летней ночи!
Деревья в сумерках. И возле темных хат
Седые пахари, полузакрывши очи,
На бревнах еле слышно говорят.

И вижу я сквозь темноту ночную,
Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг,
То спутанную бороду седую,
То жилы выпуклые истомленных рук.
И слышу я знакомое сказанье,
Как правда кривду вызвала на бой,
Как одолела кривда, и крестьяне
С тех пор живут обижены судьбой.
Лишь далеко на океане-море,
Описание слайда:
Голубиная Книга В младенчестве я слышал много раз Полузабытый прадедов рассказ О книге сокровенной...За рекою Кровавый луч зари, бывало, чуть горит, Уж спать пора, уж белой пеленою С реки ползет туман и сердце леденит, Уж бедный мир, забыв свои страданья, Затихнул весь, и только вдалеке Кузнечик, маленький работник мирозданья, Все трудится, поет, не требуя вниманья, - Один, на непонятном языке... О тихий час, начало летней ночи! Деревья в сумерках. И возле темных хат Седые пахари, полузакрывши очи, На бревнах еле слышно говорят. И вижу я сквозь темноту ночную, Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг, То спутанную бороду седую, То жилы выпуклые истомленных рук. И слышу я знакомое сказанье, Как правда кривду вызвала на бой, Как одолела кривда, и крестьяне С тех пор живут обижены судьбой. Лишь далеко на океане-море, Голубиная Книга В младенчестве я слышал много раз Полузабытый прадедов рассказ О книге сокровенной...За рекою Кровавый луч зари, бывало, чуть горит, Уж спать пора, уж белой пеленою С реки ползет туман и сердце леденит, Уж бедный мир, забыв свои страданья, Затихнул весь, и только вдалеке Кузнечик, маленький работник мирозданья, Все трудится, поет, не требуя вниманья, - Один, на непонятном языке... О тихий час, начало летней ночи! Деревья в сумерках. И возле темных хат Седые пахари, полузакрывши очи, На бревнах еле слышно говорят. И вижу я сквозь темноту ночную, Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг, То спутанную бороду седую, То жилы выпуклые истомленных рук. И слышу я знакомое сказанье, Как правда кривду вызвала на бой, Как одолела кривда, и крестьяне С тех пор живут обижены судьбой. Лишь далеко на океане-море,

Слайд 39





Признание

Очарована, околдована,
С ветром в поле однажды повенчана.
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина.

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.

Я склонюсь пред твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотворениями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай мне руки твои полуголые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,
Что не сбудется - позабудется,
Отчего же ты плачешь, красавица,
Или это мне только чудится?

Признание

Очарована, околдована,
С ветром в поле однажды повенчана.
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина.

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.

Я склонюсь пред твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотворениями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай мне руки твои полуголые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,
Что не сбудется - позабудется,
Отчего же ты плачешь, красавица,
Или это мне только чудится?
Описание слайда:
Признание Очарована, околдована, С ветром в поле однажды повенчана. Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная ты моя женщина. Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда ты моя сумасшедшая. Я склонюсь пред твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотворениями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай мне руки твои полуголые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится - не убавится, Что не сбудется - позабудется, Отчего же ты плачешь, красавица, Или это мне только чудится? Признание Очарована, околдована, С ветром в поле однажды повенчана. Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная ты моя женщина. Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда ты моя сумасшедшая. Я склонюсь пред твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами и стихотворениями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай мне руки твои полуголые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится - не убавится, Что не сбудется - позабудется, Отчего же ты плачешь, красавица, Или это мне только чудится?

Слайд 40





                          Завещание

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, -
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.


                          Завещание

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, -
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Описание слайда:
Завещание Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя И, погасив свечу, опять отправлюсь я В необозримый мир туманных превращений, Когда мильоны новых поколений Наполнят этот мир сверканием чудес И довершат строение природы, - Пускай мой бедный прах покроют эти воды, Пусть приютит меня зеленый этот лес. Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров. В его больших листах я дам приют уму, Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли И ты причастен был к сознанью моему. Завещание Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя И, погасив свечу, опять отправлюсь я В необозримый мир туманных превращений, Когда мильоны новых поколений Наполнят этот мир сверканием чудес И довершат строение природы, - Пускай мой бедный прах покроют эти воды, Пусть приютит меня зеленый этот лес. Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров. В его больших листах я дам приют уму, Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли И ты причастен был к сознанью моему.

Слайд 41





                             Прогулка

У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье -
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?

                             Прогулка

У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье -
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Описание слайда:
Прогулка У животных нет названья. Кто им зваться повелел? Равномерное страданье - Их невидимый удел. Бык, беседуя с природой, Удаляется в луга. Над прекрасными глазами Светят белые рога. Речка девочкой невзрачной Притаилась между трав, То смеется, то рыдает, Ноги в землю закопав. Что же плачет? Что тоскует? Отчего она больна? Прогулка У животных нет названья. Кто им зваться повелел? Равномерное страданье - Их невидимый удел. Бык, беседуя с природой, Удаляется в луга. Над прекрасными глазами Светят белые рога. Речка девочкой невзрачной Притаилась между трав, То смеется, то рыдает, Ноги в землю закопав. Что же плачет? Что тоскует? Отчего она больна?

Слайд 42





            О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

            О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

	Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

	Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

	Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот,
Составлена песня небесных высот.

						1955
Описание слайда:
О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот, Составлена песня небесных высот. 1955

Слайд 43






Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненом мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой аллее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,.
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей.
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?



Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненом мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой аллее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,.
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей.
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Описание слайда:
Облетают последние маки, Журавли улетают, трубя, И природа в болезненом мраке Не похожа сама на себя. По пустынной и голой аллее Шелестя облетевшей листвой, Отчего ты, себя не жалея,. С непокрытой бредешь головой? Жизнь растений теперь затаилась В этих странных обрубках ветвей. Ну, а что же с тобой приключилось, Что с душой приключилось твоей? Облетают последние маки, Журавли улетают, трубя, И природа в болезненом мраке Не похожа сама на себя. По пустынной и голой аллее Шелестя облетевшей листвой, Отчего ты, себя не жалея,. С непокрытой бредешь головой? Жизнь растений теперь затаилась В этих странных обрубках ветвей. Ну, а что же с тобой приключилось, Что с душой приключилось твоей?

Слайд 44





            Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость также, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.


            Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость также, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Описание слайда:
Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость также, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия. Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость также, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия.

Слайд 45





Литературная критика о поэзии Ф. И. Тютчева 
		Ю.Ф.Самарин

	...Он никогда не относился к <русскому язы-ку> фамильярно, и по этой самой причине... ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были несомненно, но которых никто в нем не подозревал. Сколько раз ему случалось оригинальною обстановкою слова, по-видимому, давно исчерпанного и всем коротко знакомого, освещать в нем стороны, оставшиеся в тени и ускользавшие от всех, употреблявших его. Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное некоторых его стихов... Он носился с ним целую неделю, и они в первый раз появились в печати в его "Современнике"... 

(Источник: Воспоминания. "Звенья")
Описание слайда:
Литературная критика о поэзии Ф. И. Тютчева Ю.Ф.Самарин ...Он никогда не относился к <русскому язы-ку> фамильярно, и по этой самой причине... ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были несомненно, но которых никто в нем не подозревал. Сколько раз ему случалось оригинальною обстановкою слова, по-видимому, давно исчерпанного и всем коротко знакомого, освещать в нем стороны, оставшиеся в тени и ускользавшие от всех, употреблявших его. Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное некоторых его стихов... Он носился с ним целую неделю, и они в первый раз появились в печати в его "Современнике"... (Источник: Воспоминания. "Звенья")

Слайд 46





Литературная критика о поэзии Ф. И. Тютчева 
Статья С.И.Аксакова
Статья Вл.Соловьева
Статья Д.И.Писарева
Описание слайда:
Литературная критика о поэзии Ф. И. Тютчева Статья С.И.Аксакова Статья Вл.Соловьева Статья Д.И.Писарева



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию