Описание слайда:
История Ярославля во второй половине XIV-XV веках небогата каким-либо яркими событиями. Город в этот период является столицей небольшого удельного княжества, которое со времен Дмитрия Донского попадает в зависимость от Москвы. Подобные условия отнюдь не способствовали развитию какого-либо монументального строительства. О художественной жизни города тех времен дают представление лишь несколько сохранившихся икон: «Илья Пророк в пустыне», «Богоматерь Иерусалимская» и три иконы деисусного чина из церкви Параскевы Пятницы.
История Ярославля во второй половине XIV-XV веках небогата каким-либо яркими событиями. Город в этот период является столицей небольшого удельного княжества, которое со времен Дмитрия Донского попадает в зависимость от Москвы. Подобные условия отнюдь не способствовали развитию какого-либо монументального строительства. О художественной жизни города тех времен дают представление лишь несколько сохранившихся икон: «Илья Пророк в пустыне», «Богоматерь Иерусалимская» и три иконы деисусного чина из церкви Параскевы Пятницы.
Присоединение к Москве дало новый мощный импульс развитию культуры и искусства Ярославля, которое теперь могло осуществляться в русле единого Московского государства. Начало XVI века ознаменовалось сильным пожаром, испепелившим почти весь древний город и примыкавшие к нему посады, слободы и монастыри. В связи с этим в Ярославль были присланы Василием III московские мастера, которые заново возвели Успенский и Спасо-Преображенский соборы. Их архитектура уже целиком находилась в общем русле московского зодчества той эпохи.
Особенно значительный рост города наблюдается с середины XVI столетия, после установления морского пути через Белое море в Западную Европу. Водная и сухопутная дороги из Москвы на Север и далее в страны Запада прошли через Ярославль, связав его благодаря Волге и со странами Востока – Персией и Турцией. В городе появляются иностранные, сперва английские, а затем голландские и немецкие, купцы, основывающие здесь свои фактории. В торговлю активно втягивается и население города, особенно его, наиболее зажиточная часть – «лучшие люди», которые ведут достаточно крупные операции не только в самом городе, но и в ряде других земель Русского государства.
XVII столетие является самой блестящей эпохой в истории развития Ярославля, по праву именуемой его «золотым веком». В это время город переживает бурный рост буквально во всех областях экономического и культурного развития, становясь одним из крупнейших по размерам и значению центров Русского государства. Играющая в нем ведущую роль верхушка торгово-ремесленного посада оказывает сильное влияние на художественные взгляды и вкусы горожан, в результате чего здесь слагается свой особый стиль искусства.
Лучшее произведение ярославского зодчества второй половины века это церковь Иоанна Предтечи в Толочковской слободе.
Это грандиозное по своим размерам сооружение.
Новые элементы ярославской архитектуры неизмеримо усиливали декоративную насыщенность фасадного убранства зданий. Близкие по формам и мотивам к народному прикладному искусству, они наглядно свидетельствовали о нарастании процесса обмирщения в культовой архитектуре.
Петровские реформы и преобразования начала XVIII века принесли серьезные перемены в развитии Ярославля. Широко развернувшееся по всей России промышленное строительство захватывает город, в котором создается ряд крупных мануфактур – полотняных и шелкоткацких фабрик и кожаных заводов.
Вторая половина столетия явилась для Ярославля важнейшей эпохой преобразования всей его градостроительной структуры. Однажды, путешествую по Волге Екатерина II нашла приволжские города «прекрасными по ситуации, на мерзостными по постройкам», в чем нельзя не видеть несоответствия средневекового облика городов новому экономическому развитию России, эпохе нарождающегося Просветительства с его эстетикой классицизма, идеями государственной гармонии и порядка.
Работу по перепланировки Ярославля ускорил большой пожар 1768 года.