🗊Презентация Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6)

Категория: Политика
Нажмите для полного просмотра!
Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №1Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №2Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №3Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №4Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №5Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №6Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №7Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №8Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №9Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №10Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №11Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №12Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №13Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №14Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №15Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №16Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №17Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №18Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №19Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №20Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №21Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №22Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6), слайд №23

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6). Доклад-сообщение содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1
























Лекция 6. Идеологические механизмы формирования государственной политики
Понятие  «государственной  идеологии».  Государственная  и  общенациональная  идеология: соотношение  понятий. 
Конституционный  принцип  идеологического  многообразия  в  Российской  Федерации. 
Социально-политические аспекты государственной идеологии.  
Роль  ценностных  и  идеологических  инструментов  в  формировании государственной  политики  в  современных  условиях.
Описание слайда:
Лекция 6. Идеологические механизмы формирования государственной политики Понятие «государственной идеологии». Государственная и общенациональная идеология: соотношение понятий. Конституционный принцип идеологического многообразия в Российской Федерации. Социально-политические аспекты государственной идеологии. Роль ценностных и идеологических инструментов в формировании государственной политики в современных условиях.

Слайд 2





            Государственная идеология
 «Государственная  идеология»  -  особый  идейный  инструмент, обеспечивающий использование  власти  для  интеграции общества, поддержания  территориальной целостности, порядка, законности и стабильности социума. 
Национальная идеология – это система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности, нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни.
Описание слайда:
Государственная идеология «Государственная идеология» - особый идейный инструмент, обеспечивающий использование власти для интеграции общества, поддержания территориальной целостности, порядка, законности и стабильности социума. Национальная идеология – это система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности, нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни.

Слайд 3





Конституционный  принцип  идеологического  многообразия  в  Российской  Федерации
статья 13 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, гласит:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
статья 13 находится в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя», которая имеет особый порядок изменения. За изменение должны проголосовать 60% от общего числа депутатов и сенаторов двух палат Федерального собрания. Далее происходит Конституционное собрание страны, состоящее из президента, представителей Госдумы, Совета Федерации, заксобраний субъектов страны, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, которые должны или отказать в изменениях, или разработать новый проект Конституции и поддержать его двумя третями голосов. Дальше проект Конституции выносится на референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придет более половины от общего числа избирателей.
Описание слайда:
Конституционный принцип идеологического многообразия в Российской Федерации статья 13 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, гласит: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. статья 13 находится в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя», которая имеет особый порядок изменения. За изменение должны проголосовать 60% от общего числа депутатов и сенаторов двух палат Федерального собрания. Далее происходит Конституционное собрание страны, состоящее из президента, представителей Госдумы, Совета Федерации, заксобраний субъектов страны, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, которые должны или отказать в изменениях, или разработать новый проект Конституции и поддержать его двумя третями голосов. Дальше проект Конституции выносится на референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придет более половины от общего числа избирателей.

Слайд 4





            Возвращение идеологии
Проблемы на пути возвращения идеологии в Конституцию РФ обсудили на семинаре «Россия-2030», организованном Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ) в Севастополе, 28 мая 2018 года. К решению о необходимости идеологической основы для развития страны пришли историки, политологи и социологи в ходе обсуждения на экспертной площадке администрации президента России.
Необходимость сформировать собственную идеологию в противовес западной обозначил директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков 7 марта 2018 года, во время заседания «Идеологические войны против России» в Общественной палате РФ, 
в 2016 г. президент РФ Владимир Путин назвал государственной идеологией в России патриотизм.
Описание слайда:
Возвращение идеологии Проблемы на пути возвращения идеологии в Конституцию РФ обсудили на семинаре «Россия-2030», организованном Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ) в Севастополе, 28 мая 2018 года. К решению о необходимости идеологической основы для развития страны пришли историки, политологи и социологи в ходе обсуждения на экспертной площадке администрации президента России. Необходимость сформировать собственную идеологию в противовес западной обозначил директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков 7 марта 2018 года, во время заседания «Идеологические войны против России» в Общественной палате РФ, в 2016 г. президент РФ Владимир Путин назвал государственной идеологией в России патриотизм.

Слайд 5





Мнение граждан РФ
Описание слайда:
Мнение граждан РФ

Слайд 6





Нужна ли России государственная идеология?
https://youtu.be/vPWHDijuqHw
https://youtu.be/XE4lurAiJYI
Описание слайда:
Нужна ли России государственная идеология? https://youtu.be/vPWHDijuqHw https://youtu.be/XE4lurAiJYI

Слайд 7






Социально-политические аспекты государственной идеологии
Описание слайда:
Социально-политические аспекты государственной идеологии

Слайд 8






Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреж­дений, призванных заниматься формированием государ­ственной идеологии, ее систематизацией, нормативно-право­вым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материали­зованных средств ее выражения. К таким средствам относят­ся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной зна­чимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), го­сударственные праздники, исторические памятники, мону­ментально-архитектурные сооружения и мемориальные комп­лексы, денежные знаки, произведения литературы и искус­ства и т.п. Как не может быть государства без государствен­ной идеологии, так не может быть и государственной идеоло­гии без механизма, обеспечивающего ее создание, воспроиз­водство и распространение среди членов сообщества.
Описание слайда:
Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреж­дений, призванных заниматься формированием государ­ственной идеологии, ее систематизацией, нормативно-право­вым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материали­зованных средств ее выражения. К таким средствам относят­ся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной зна­чимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), го­сударственные праздники, исторические памятники, мону­ментально-архитектурные сооружения и мемориальные комп­лексы, денежные знаки, произведения литературы и искус­ства и т.п. Как не может быть государства без государствен­ной идеологии, так не может быть и государственной идеоло­гии без механизма, обеспечивающего ее создание, воспроиз­водство и распространение среди членов сообщества.

Слайд 9






Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы орга­нов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь не­которые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеоло­гии, под началом которого работало несколько отделов: пропа­ганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждени­ях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало содер­жание официальной идеологии. Под контролем идеологиче­ского аппарата находились пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.
Описание слайда:
Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы орга­нов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь не­которые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеоло­гии, под началом которого работало несколько отделов: пропа­ганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждени­ях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало содер­жание официальной идеологии. Под контролем идеологиче­ского аппарата находились пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Слайд 10






Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918-1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юриди­ческий; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).
Каждый из названных социальных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является про­водником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствую­щие политические силы на всех этапах общественного разви­тия стремятся использовать данные институты в качестве ин­струментов проведения в жизнь собственной идеологии. По­этому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постин­дустриальную эпоху) их роль как элементов механизма госу­дарственной идеологии не столь очевидна, как это было, на­пример, в Советском Союзе, все же они объективно выступа­ют в качестве таковых.
Описание слайда:
Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918-1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юриди­ческий; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных социальных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является про­водником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствую­щие политические силы на всех этапах общественного разви­тия стремятся использовать данные институты в качестве ин­струментов проведения в жизнь собственной идеологии. По­этому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постин­дустриальную эпоху) их роль как элементов механизма госу­дарственной идеологии не столь очевидна, как это было, на­пример, в Советском Союзе, все же они объективно выступа­ют в качестве таковых.

Слайд 11






В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет следующие виды «идеологических аппаратов», которые фиксируют в своём содержании инструменты проведения в жизнь доминирующей идеологии: религиозный; образовательный; семейный; юридический; политический; профсоюзный; коммуникационный (медийный); культурный. По Альтюссеру, эти «идеологические аппараты» отличаются от «репрессивного аппарата» тем, что в то время, как существует один «репрессивный аппарат», имеется множество «идеологических аппаратов»; другим моментом различия является то, что объединённый репрессивный аппарат является полностью общественной (государственной) структурой, тогда как большая (или значительная) часть «идеологических аппаратов», напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует на общество «посредством насилия», а идеологические аппараты — «посредством идеологии».
Описание слайда:
В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет следующие виды «идеологических аппаратов», которые фиксируют в своём содержании инструменты проведения в жизнь доминирующей идеологии: религиозный; образовательный; семейный; юридический; политический; профсоюзный; коммуникационный (медийный); культурный. По Альтюссеру, эти «идеологические аппараты» отличаются от «репрессивного аппарата» тем, что в то время, как существует один «репрессивный аппарат», имеется множество «идеологических аппаратов»; другим моментом различия является то, что объединённый репрессивный аппарат является полностью общественной (государственной) структурой, тогда как большая (или значительная) часть «идеологических аппаратов», напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует на общество «посредством насилия», а идеологические аппараты — «посредством идеологии».

Слайд 12






Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине XX века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии. М. Бахтин в своём истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. «Идеологическое» для М. Бахтина — синоним семиотического, знакового вообще: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и прочие). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак — там и идеология». М. Бахтин противополагал идеологию — психологии, как области «внутреннего знака» и «внутренней речи». Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как «внутренний знак» тоже знак, а значит, и идеология «индивидуальна», а в ряду социально-психологических явлений — выступает как «жизненная идеология».
Описание слайда:
Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине XX века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии. М. Бахтин в своём истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. «Идеологическое» для М. Бахтина — синоним семиотического, знакового вообще: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и прочие). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак — там и идеология». М. Бахтин противополагал идеологию — психологии, как области «внутреннего знака» и «внутренней речи». Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как «внутренний знак» тоже знак, а значит, и идеология «индивидуальна», а в ряду социально-психологических явлений — выступает как «жизненная идеология».

Слайд 13






Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне воплощения в определённом материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание — фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путём абстракции от конкретных фактов социального выражения». Психологии М. Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только её социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и так далее. Для обозначения объективно существующих форм идеологии М. Бахтин использовал термин «идеологема». Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов её функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения её исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).
Описание слайда:
Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне воплощения в определённом материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание — фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путём абстракции от конкретных фактов социального выражения». Психологии М. Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только её социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и так далее. Для обозначения объективно существующих форм идеологии М. Бахтин использовал термин «идеологема». Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов её функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения её исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).

Слайд 14






Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей философского творчества Р. Барта. В «Мифологиях» (1957) Р. Барт объединил миф и идеологию, называя их «метаязыком». Он не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введённое в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка — как системы знаков, Р. Барт определил миф и идеологию как «вторичные семиотические системы», «вторичные языки». Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного «языка» «опустошается», согласно Р. Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеологии. Значение же самого метаязыка «натурализируется» в идеологии. В «Основах семиологии» (1965) Р. Барт отмечал, что идеология — это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Р. Барту, идеологический дискурс становится мифологическим.
Описание слайда:
Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей философского творчества Р. Барта. В «Мифологиях» (1957) Р. Барт объединил миф и идеологию, называя их «метаязыком». Он не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введённое в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка — как системы знаков, Р. Барт определил миф и идеологию как «вторичные семиотические системы», «вторичные языки». Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного «языка» «опустошается», согласно Р. Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеологии. Значение же самого метаязыка «натурализируется» в идеологии. В «Основах семиологии» (1965) Р. Барт отмечал, что идеология — это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Р. Барту, идеологический дискурс становится мифологическим.

Слайд 15






У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в совокупности их внутренних взаимоотношений», благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются «склеротически отвердевшими сообщениями». Позже У. Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Согласно У. Эко, перекодирование суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.
Описание слайда:
У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в совокупности их внутренних взаимоотношений», благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются «склеротически отвердевшими сообщениями». Позже У. Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Согласно У. Эко, перекодирование суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

Слайд 16





Символическая политика и идеология
Описание слайда:
Символическая политика и идеология

Слайд 17





Отношение к символам. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2-3 мая 2015 г. областях, краях и республиках России 
Описание слайда:
Отношение к символам. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2-3 мая 2015 г. областях, краях и республиках России 

Слайд 18





Ответы россиян на вопрос «Как Вы относитесь к следующим символам?»
Описание слайда:
Ответы россиян на вопрос «Как Вы относитесь к следующим символам?»

Слайд 19





 Отношение россиян к символам и мнения относительно возможного их запрета
Описание слайда:
 Отношение россиян к символам и мнения относительно возможного их запрета

Слайд 20





Символ анархизма. 
Анархия – мать порядка. Прудон.
Описание слайда:
Символ анархизма. Анархия – мать порядка. Прудон.

Слайд 21





Партийная символика
Описание слайда:
Партийная символика

Слайд 22





Партийная символика
Описание слайда:
Партийная символика

Слайд 23





Партийная символика
Описание слайда:
Партийная символика



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию