🗊Презентация Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности

Нажмите для полного просмотра!
Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №1Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №2Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №3Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №4Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №5Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №6Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №7Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №8Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №9Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №10Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №11Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №12Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №13Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №14Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №15Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №16Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №17Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №18Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №19Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №20Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №21Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №22Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №23Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №24Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №25Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №26Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №27Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №28Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №29Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №30Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №31Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №32Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №33Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №34Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №35Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №36Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №37Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №38Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №39Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №40Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №41Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №42Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №43Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №44Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №45Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №46Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №47Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №48Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №49Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №50Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №51Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №52Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №53Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №54Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №55Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №56Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №57Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №58Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №59Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №60Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №61Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №62

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности. Доклад-сообщение содержит 62 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Филиал  МГТУ в городе Белорецке
Кафедра металлургии и стандартизации

ЛЕКЦИИ  ПО  ДИСЦИПЛИНЕ
«Защита интеллектуальной собственности                           и патентоведение» 
  Лектор -  РЖЕВСКИЙ В.П.                                                           –  инженер-металлург,                                                       кандидат экономических наук, доцент
Описание слайда:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Филиал МГТУ в городе Белорецке Кафедра металлургии и стандартизации ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение» Лектор - РЖЕВСКИЙ В.П. – инженер-металлург, кандидат экономических наук, доцент

Слайд 2





ПРЕЗЕНТАЦИЯ  II
Описание слайда:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ II

Слайд 3







ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 


Инженеры - основа создания 
интеллектуальных - инновационных
 промышленных технологий
Описание слайда:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инженеры - основа создания интеллектуальных - инновационных промышленных технологий

Слайд 4





«Перед   участниками    реальной   экономики   России   поставлена  главная задача – продавать не сырьё, а продукты переработки и, в первую  очередь,   высокотехнологичные. Это возможно только при условии перехода страны  на инновационный путь развития, т.е. к  производству продукции на  новом  научно-техническом уровне»

                                    Гусев Б.В.,   член-корр.  РАН,   д.т.н.,  проф., президент 
                                                                        Российской  и  Международной  инженерных академий, 
                                                                        президент Российского Союза общественных академий
                                                                        наук, лауреат Государственных премий
Описание слайда:
«Перед участниками реальной экономики России поставлена главная задача – продавать не сырьё, а продукты переработки и, в первую очередь, высокотехнологичные. Это возможно только при условии перехода страны на инновационный путь развития, т.е. к производству продукции на новом научно-техническом уровне» Гусев Б.В., член-корр. РАН, д.т.н., проф., президент Российской и Международной инженерных академий, президент Российского Союза общественных академий наук, лауреат Государственных премий

Слайд 5





На XII Петербургском международном  экономическом  форуме 
Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев, говоря  
о технологическом прогрессе, добавил в концепцию четырёх «И» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации) 
- пятый элемент – «интеллект».

«Новое   технологическое   обеспечение   производства   возможно 
только при наличии квалифицированных профессиональных кадров.  
При этом инженерный корпус, несомненно, является залогом    
динамичного  социально-экономического  развития  России».
Описание слайда:
На XII Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, говоря о технологическом прогрессе, добавил в концепцию четырёх «И» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации) - пятый элемент – «интеллект». «Новое технологическое обеспечение производства возможно только при наличии квалифицированных профессиональных кадров. При этом инженерный корпус, несомненно, является залогом динамичного социально-экономического развития России».

Слайд 6





В  решении   проблемных  вопросов  при  создании 
технологических систем проявляются  результаты интеллектуальной деятельности (РИД) инженеров 
и научных работников.  

                              
Для того, чтобы РИД стали интеллектуальной собственностью 
их   надо  оформить  юридически  в  виде  программ  для  ЭВМ, 
баз данных, изобретений,  полезных  моделей,  промышленных 
образцов, секретов производства, конструкторской 
документации
Описание слайда:
В решении проблемных вопросов при создании технологических систем проявляются результаты интеллектуальной деятельности (РИД) инженеров и научных работников. Для того, чтобы РИД стали интеллектуальной собственностью их надо оформить юридически в виде программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, конструкторской документации

Слайд 7





Создание новой конкурентоспособной промышленной продукции  
требует применения знаний, новых, ранее неизвестных,  сведений  
и обучения новым ранее неизвестным навыкам
Описание слайда:
Создание новой конкурентоспособной промышленной продукции требует применения знаний, новых, ранее неизвестных, сведений и обучения новым ранее неизвестным навыкам

Слайд 8





Направленная инженерная подготовка
студентов  1-5  курсов  предполагает:

- увязку тем курсовых, дипломных, исследовательских, 
выпускных  работ  с применением  интеллектуальных 
инновационных промышленных технологий;

- индивидуальный отбор студентов, дипломников                                                                   для целевой стажировки с учётом  специализации 
и склонностей;

- проведение   специальных   «производственных»   лекций, 
практических занятий на рабочих местах, лабораторных 
работ   по   конкретным    производственным    заданиям, 
«круглых столов» по отдельным проблемам и т.д.
Описание слайда:
Направленная инженерная подготовка студентов 1-5 курсов предполагает: - увязку тем курсовых, дипломных, исследовательских, выпускных работ с применением интеллектуальных инновационных промышленных технологий; - индивидуальный отбор студентов, дипломников для целевой стажировки с учётом специализации и склонностей; - проведение специальных «производственных» лекций, практических занятий на рабочих местах, лабораторных работ по конкретным производственным заданиям, «круглых столов» по отдельным проблемам и т.д.

Слайд 9





Инженерная подготовка студентов предполагает развитие знаний, научных способностей и склонностей будущих 
инженеров,    навыков    по   сохранению,    управлению 
и  воспроизводству   интеллектуального    потенциала 
предприятий.
Описание слайда:
Инженерная подготовка студентов предполагает развитие знаний, научных способностей и склонностей будущих инженеров, навыков по сохранению, управлению и воспроизводству интеллектуального потенциала предприятий.

Слайд 10





ЗНАНИЯ КАК ПОНЯТИЕ 

СВОЙСТВА ЗНАНИЙ
Описание слайда:
ЗНАНИЯ КАК ПОНЯТИЕ СВОЙСТВА ЗНАНИЙ

Слайд 11





Данные, информация, знания
Описание слайда:
Данные, информация, знания

Слайд 12





Что такое знания?
Описание слайда:
Что такое знания?

Слайд 13





Классификация знаний
эмпирические знания;
теоретические знания;
личностные знания;
организационные знания;
неявные знания;
явные знания.
Описание слайда:
Классификация знаний эмпирические знания; теоретические знания; личностные знания; организационные знания; неявные знания; явные знания.

Слайд 14





Классификация знаний
Описание слайда:
Классификация знаний

Слайд 15





Классификация знаний
 Личностные профессиональные знания:
знания познавательного плана («знаю, что»);
прикладное мастерство («знаю, как»);
системное представление («знаю, почему»);
личностная мотивация («хочу знать, почему»).
	Организационные знания: 
   стратегические доктрины, программы стандарты, правила, инструкции, коммерческие знания.
Описание слайда:
Классификация знаний Личностные профессиональные знания: знания познавательного плана («знаю, что»); прикладное мастерство («знаю, как»); системное представление («знаю, почему»); личностная мотивация («хочу знать, почему»). Организационные знания: стратегические доктрины, программы стандарты, правила, инструкции, коммерческие знания.

Слайд 16





Знания специалиста как модель черного ящика
Описание слайда:
Знания специалиста как модель черного ящика

Слайд 17





Классификация знаний
Описание слайда:
Классификация знаний

Слайд 18





Носители знаний в компаниях USA
(результаты исследования Delphi Group,)
Описание слайда:
Носители знаний в компаниях USA (результаты исследования Delphi Group,)

Слайд 19





    ● - Знания представляют особый вид интеллектуальных
          ресурсов,  обладающий  рядом специфических свойств.

    ● - Знания долговечны, ибо они нематериальны. Здесь нет 
         парадокса. Даже такие  прочные  и  долговечные  творения
         человечества,   как   египетские    пирамиды    подвержены 
         эрозии   и  разрушаются от времени. А вот геометрическая 
         модель пирамиды нетленна.
    ● - Знания инвариантны к пространству. 
          Они легко распространяются, в особенности
          по современным цифровым сетям телекоммуникаций. 
          Причем это происходит практически без затрат
          по  сравнению    с  материальными    ресурсами 
          (нефть, уголь, руда и т.п.). 
    ● - И потому глобализация знаний по существу является 
          свершившимся фактом.
Описание слайда:
● - Знания представляют особый вид интеллектуальных ресурсов, обладающий рядом специфических свойств. ● - Знания долговечны, ибо они нематериальны. Здесь нет парадокса. Даже такие прочные и долговечные творения человечества, как египетские пирамиды подвержены эрозии и разрушаются от времени. А вот геометрическая модель пирамиды нетленна. ● - Знания инвариантны к пространству. Они легко распространяются, в особенности по современным цифровым сетям телекоммуникаций. Причем это происходит практически без затрат по сравнению с материальными ресурсами (нефть, уголь, руда и т.п.). ● - И потому глобализация знаний по существу является свершившимся фактом.

Слайд 20





    ● - Знания можно продавать многократно, ибо они слабо
          отчуждаемы. У того, кто их продает, остается не меньше. 
          Следует признать, что в коммерциализации знаний имеет 
          место специфическая проблема. Мало кто готов покупать
          знания, пока не поймет, в чем их суть, а познав, – теряет
          желание к их приобретению по понятным причинам.

    ● - Знания чувствительны к фактору времени. Их ценность 
         сильно связана с временем тогда, когда речь идет 
         о принятии решений. Имеет место и старение знания, 
         по аналогии с моральным износом оборудования. 

    ● - В США даже установлена своеобразная единица 
          устаревания знаний – период полураспада знаний – время 
          после обучения, в течение которого профессионалы теряют
          половину первоначальной компетентности. 
          К знаниям с длительным периодом полураспада относятся
          фундаментальные знания.
Описание слайда:
● - Знания можно продавать многократно, ибо они слабо отчуждаемы. У того, кто их продает, остается не меньше. Следует признать, что в коммерциализации знаний имеет место специфическая проблема. Мало кто готов покупать знания, пока не поймет, в чем их суть, а познав, – теряет желание к их приобретению по понятным причинам. ● - Знания чувствительны к фактору времени. Их ценность сильно связана с временем тогда, когда речь идет о принятии решений. Имеет место и старение знания, по аналогии с моральным износом оборудования. ● - В США даже установлена своеобразная единица устаревания знаний – период полураспада знаний – время после обучения, в течение которого профессионалы теряют половину первоначальной компетентности. К знаниям с длительным периодом полураспада относятся фундаментальные знания.

Слайд 21





    ● - Знания  социальны,  являясь одновременно  и  общественным,                      и частным благом. Знания,  не востребованные  рынком,  существуют                  в форме общественного блага (культура, образование, фундаменталь-ная наука и т.д.).  Знания  превращаются  в частное  благо,  когда  они востребованы рынком как экономический ресурс.
    ● - Знание – орудие конкуренции. Интеллектуальный капитал (intellectual capital), менеджмент знаний  (knowledge management)  приз-наются сегодня важнейшими инструментами и ресурсами индустриаль-ных и сервисных компаний в обеспечении эффективности  их  деятель-ности и, следовательно, в обеспечении их преимуществ в конкурентной борьбе.     Отсюда   и   повышенный   интерес   активных  компаний       к созданию офисов и технологий управления знаниями, и развитию систем управления знаниями.
    ● - Большинство стран мира,  в  том  числе  высокоразвитых,   пока купаются  в  водах  «второй волны». И лишь немногие страны – лидеры мировой экономики – находятся на подъеме «третьей волны»,  в стадии перехода от индустриальной  экономики  к  экономике,  основанной  на знаниях.
Описание слайда:
● - Знания социальны, являясь одновременно и общественным, и частным благом. Знания, не востребованные рынком, существуют в форме общественного блага (культура, образование, фундаменталь-ная наука и т.д.). Знания превращаются в частное благо, когда они востребованы рынком как экономический ресурс. ● - Знание – орудие конкуренции. Интеллектуальный капитал (intellectual capital), менеджмент знаний (knowledge management) приз-наются сегодня важнейшими инструментами и ресурсами индустриаль-ных и сервисных компаний в обеспечении эффективности их деятель-ности и, следовательно, в обеспечении их преимуществ в конкурентной борьбе. Отсюда и повышенный интерес активных компаний к созданию офисов и технологий управления знаниями, и развитию систем управления знаниями. ● - Большинство стран мира, в том числе высокоразвитых, пока купаются в водах «второй волны». И лишь немногие страны – лидеры мировой экономики – находятся на подъеме «третьей волны», в стадии перехода от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях.

Слайд 22





    ● - Появление термина «интеллектуальный капитал» относится к первой половине 90-х годов. Следует отметить,                      что  к  тому  времени  и,  тем более,   в  последующие  годы интеллектуальный    капитал    ведущих    национальных   и транснациональных компаний стал составлять  заметную  и постоянно растущую долю в их рыночной стоимости.

    ● - Известно, что Microsoft, IBM и Intel –это компании, работающие в сфере высоких компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, и высокий удельный  вес интеллектуальных активов естествен для них.

    ● - Однако, как показывают  экономические  исследования, существенное превосходство рыночной стоимости компании над балансовой – это не исключение,  а скорее правило,  характерное для многих высокотехнологичных компаний.
Описание слайда:
● - Появление термина «интеллектуальный капитал» относится к первой половине 90-х годов. Следует отметить, что к тому времени и, тем более, в последующие годы интеллектуальный капитал ведущих национальных и транснациональных компаний стал составлять заметную и постоянно растущую долю в их рыночной стоимости. ● - Известно, что Microsoft, IBM и Intel –это компании, работающие в сфере высоких компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, и высокий удельный вес интеллектуальных активов естествен для них. ● - Однако, как показывают экономические исследования, существенное превосходство рыночной стоимости компании над балансовой – это не исключение, а скорее правило, характерное для многих высокотехнологичных компаний.

Слайд 23





Интеллектуальные Ко движутся налегке
Описание слайда:
Интеллектуальные Ко движутся налегке

Слайд 24







Управление знаниями


Создание, накопление и распространение знаний 
от  поколения  к  поколению   определяет  темпы
развития человеческой цивилизации.

НТП и прогрессу вообще свойственен сегодня:   
● лавинообразный рост объёмов и источников информации;    
● лавинообразный рост производителей и потребителей знаний;
● глобализация различных сфер человеческой деятельности; 
● слабая структуризация информации и знаний.
Управление  знаниями (КМ) – многообещающее 
направление в разрешении такого рода проблем.
Описание слайда:
Управление знаниями Создание, накопление и распространение знаний от поколения к поколению определяет темпы развития человеческой цивилизации. НТП и прогрессу вообще свойственен сегодня: ● лавинообразный рост объёмов и источников информации; ● лавинообразный рост производителей и потребителей знаний; ● глобализация различных сфер человеческой деятельности; ● слабая структуризация информации и знаний. Управление знаниями (КМ) – многообещающее направление в разрешении такого рода проблем.

Слайд 25





Управление знаниями (КМ)
Направление КМ начало активно разрабатываться 
с середины 90-х годов прошлого столетия.

Создаются НИИ, специальные подразделения Компаний 
во главе с CKO – Chief of Knowledge Office.

КМ- крупная подпрограмма IST-6 и ICT-7 в EU.

Знания рассматриваются как основной источник
конкурентных преимуществ Компании.
Описание слайда:
Управление знаниями (КМ) Направление КМ начало активно разрабатываться с середины 90-х годов прошлого столетия. Создаются НИИ, специальные подразделения Компаний во главе с CKO – Chief of Knowledge Office. КМ- крупная подпрограмма IST-6 и ICT-7 в EU. Знания рассматриваются как основной источник конкурентных преимуществ Компании.

Слайд 26





Основной стимул управления знаниями
   Организация, которая  быстрее  других  находит новые знания,              организует их усвоение сотрудниками, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество.

     Университет* - это: 
     интеллектуально-ориентированная культура, приобретающая,
     создающая, накапливающая и распространяющая знания.
 	* с точки зрения знаниевого подхода
Описание слайда:
Основной стимул управления знаниями Организация, которая быстрее других находит новые знания, организует их усвоение сотрудниками, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество. Университет* - это: интеллектуально-ориентированная культура, приобретающая, создающая, накапливающая и распространяющая знания. * с точки зрения знаниевого подхода

Слайд 27





Интеллектуальный капитал –                                  новый источник  богатства К0
Интеллектуальный капитал
(нематериальные  активы)
   1) человеческие активы – знания, опыт, мастерство, творчество;
     2) интеллектуальные активы – информация, стратегии, программы,
         публикации;
     3) интеллектуальная собственность – патенты, секреты, торговые
         марки, издательские права и т.п.;
     4) Структурные активы К0 - культура, организационные модели,
         процессы и процедуры производства и маркетинга;
     5) Бренд – активы – известность, репутация, гудвил К0
Описание слайда:
Интеллектуальный капитал – новый источник богатства К0 Интеллектуальный капитал (нематериальные активы) 1) человеческие активы – знания, опыт, мастерство, творчество; 2) интеллектуальные активы – информация, стратегии, программы, публикации; 3) интеллектуальная собственность – патенты, секреты, торговые марки, издательские права и т.п.; 4) Структурные активы К0 - культура, организационные модели, процессы и процедуры производства и маркетинга; 5) Бренд – активы – известность, репутация, гудвил К0

Слайд 28





СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
«Интеллектуальный капитал -  это интеллектуальный материал, 
включающий в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную
собственность и участвующий в создании ценностей. 
Это - коллективная умственная энергия. Ее трудно обнаружить, 
и  ещё  труднее  управлять  ею.  Но  уж  если Вы  её  обнаружили 
и заставили служить себе, Вы - победитель»
            


Стюарт Т.А. 
«Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций»
/Пер. с англ. – М.: Поколение, 2007, стр.12)
Описание слайда:
СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА «Интеллектуальный капитал - это интеллектуальный материал, включающий в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность и участвующий в создании ценностей. Это - коллективная умственная энергия. Ее трудно обнаружить, и ещё труднее управлять ею. Но уж если Вы её обнаружили и заставили служить себе, Вы - победитель» Стюарт Т.А. «Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций» /Пер. с англ. – М.: Поколение, 2007, стр.12)

Слайд 29


Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №29
Описание слайда:

Слайд 30





Соотношение   понятий   «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность»                    и «НМА»
Описание слайда:
Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «НМА»

Слайд 31





Интеллектуальная  собственность  определяется Гражданским кодексом РФ (часть 4, ст.1225) как
      «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД) 
      и приравненными к ним средства индивидуализации». 
      Таковыми являются:
произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
базы данных;
исполнения;
фонограммы;
сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач 
       (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
изобретения;
полезные модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау);
фирменные наименования;
товарные знаки и знаки обслуживания;
наименования мест происхождения товаров;
коммерческие обозначения
Описание слайда:
Интеллектуальная собственность определяется Гражданским кодексом РФ (часть 4, ст.1225) как «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненными к ним средства индивидуализации». Таковыми являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения

Слайд 32





Нематериальные активы (НМА)
«идентифицируемые объекты без материально-вещественной формы, способные приносить организации экономические выгоды                  в будущем, со сроком полезного использования свыше 12 месяцев» (ПБУ 14/2007)
Например:  изобретения;  полезные модели;  селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение; деловая репутация и др.
 
в  НМА  не входят,  например,  интеллектуальные  и  деловые  качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от носителей и не могут  быть использованы  без них,  не учитываются нерезультативные НИОКР)
Описание слайда:
Нематериальные активы (НМА) «идентифицируемые объекты без материально-вещественной формы, способные приносить организации экономические выгоды в будущем, со сроком полезного использования свыше 12 месяцев» (ПБУ 14/2007) Например: изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение; деловая репутация и др. в НМА не входят, например, интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от носителей и не могут быть использованы без них, не учитываются нерезультативные НИОКР)

Слайд 33





Интеллектуальный капитал
Описание слайда:
Интеллектуальный капитал

Слайд 34





Структура интеллектуального капитала 
(Т.Стюарт)
Описание слайда:
Структура интеллектуального капитала (Т.Стюарт)

Слайд 35





Интеллектуальный капитал                                                                               как часть ресурсного портфеля компании
Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. Изд-во «Высшая Школа Менеджмента», СПб.,2008
Описание слайда:
Интеллектуальный капитал как часть ресурсного портфеля компании Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. Изд-во «Высшая Школа Менеджмента», СПб.,2008

Слайд 36





Пример декомпозиции отношенческих ресурсов
Описание слайда:
Пример декомпозиции отношенческих ресурсов

Слайд 37





Пример декомпозиции организационных ресурсов
Описание слайда:
Пример декомпозиции организационных ресурсов

Слайд 38





Пример декомпозиции человеческих ресурсов
Описание слайда:
Пример декомпозиции человеческих ресурсов

Слайд 39






ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Описание слайда:
ОЦЕНКА И ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Слайд 40





Мотивы измерения и оценки ИК
формирование стратегии компании;
мониторинг выполнения стратегии;
помочь в принятии решений о диверсификации и расширении;
основа для вознаграждения;
сигнализирование акционерам, инвесторам, кредиторам и другим стейкхолдерам об ожидаемом росте фирмы за счет ее интеллектуальных активов
Описание слайда:
Мотивы измерения и оценки ИК формирование стратегии компании; мониторинг выполнения стратегии; помочь в принятии решений о диверсификации и расширении; основа для вознаграждения; сигнализирование акционерам, инвесторам, кредиторам и другим стейкхолдерам об ожидаемом росте фирмы за счет ее интеллектуальных активов

Слайд 41





Подходы к измерению ИК 
К.-Э. Свейби  (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm).
Прямой подход к измерению интеллектуального капитала 
      (Direct Intellectual Capital methods - DIC)
      предполагает денежную оценку стоимости ИК посредством определения его различных составляющих. Как только компоненты определены, они могут быть непосредственно оценены или по отдельности, или при помощи агрегированного коэффициента. (Intellectual Asset Valuation, Technology Broker b и др.)
Подход, основанный на рыночной капитализации 
      (Market Capitalization Methods - MCM)
      где рассчитывается разница (отношение) между рыночной капитализацией компании и её акционерным капиталом. (Tobin’s q, Market-to-Book Value и др.)
Описание слайда:
Подходы к измерению ИК К.-Э. Свейби (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm). Прямой подход к измерению интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods - DIC) предполагает денежную оценку стоимости ИК посредством определения его различных составляющих. Как только компоненты определены, они могут быть непосредственно оценены или по отдельности, или при помощи агрегированного коэффициента. (Intellectual Asset Valuation, Technology Broker b и др.) Подход, основанный на рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - MCM) где рассчитывается разница (отношение) между рыночной капитализацией компании и её акционерным капиталом. (Tobin’s q, Market-to-Book Value и др.)

Слайд 42





Подходы к измерению ИК 
К.-Э. Свейби  (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm).
Подход, основанный на окупаемости активов
    (Return on Assets methods - ROA)
    Добавленная стоимость (доналоговая прибыль компании) сопоставляется с соответствующими активами компании. (EVA, VAIC, Calculated Intangible Value и др.)
Подход, основанный на создании системы показателей
    (Scorecard Methods - SC). 
    Вначале определяются различные составляющие ИК, и разрабатываются показатели и индексы, которые далее будут представлены в системе показателей или в диаграммах. (Skandia Navigator Balanced Score Card, Value Chain Score Board, Business IQ и др.)
Описание слайда:
Подходы к измерению ИК К.-Э. Свейби (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm). Подход, основанный на окупаемости активов (Return on Assets methods - ROA) Добавленная стоимость (доналоговая прибыль компании) сопоставляется с соответствующими активами компании. (EVA, VAIC, Calculated Intangible Value и др.) Подход, основанный на создании системы показателей (Scorecard Methods - SC). Вначале определяются различные составляющие ИК, и разрабатываются показатели и индексы, которые далее будут представлены в системе показателей или в диаграммах. (Skandia Navigator Balanced Score Card, Value Chain Score Board, Business IQ и др.)

Слайд 43





Принципы разработки системы показателей для измерения ИК
    -  Метрика многомерна 
    -  Набор показателей легко запоминать 
    -  Процесс развития показателей
       ориентирован на создание ценности
Описание слайда:
Принципы разработки системы показателей для измерения ИК - Метрика многомерна - Набор показателей легко запоминать - Процесс развития показателей ориентирован на создание ценности

Слайд 44





Сбалансированная система показателей (BSC)                     (Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. – М., 2004.)
Описание слайда:
Сбалансированная система показателей (BSC) (Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. – М., 2004.)

Слайд 45





Сбалансированная система показателей (BSC). Примеры показателей.
клиентская:
удовлетворение потребностей клиентов,
сохранение клиентской базы,
сохранение доли рынка;
  внутренние бизнес-процессы:
качество исполнения заказов,
сроки исполнения заказов,
стоимость исполнения заказов,
разработка новых продуктов;
  обучение и развитие персонала:
удовлетворенность персонала,
наличие информационных систем (Каплан, 2003).
Описание слайда:
Сбалансированная система показателей (BSC). Примеры показателей. клиентская: удовлетворение потребностей клиентов, сохранение клиентской базы, сохранение доли рынка; внутренние бизнес-процессы: качество исполнения заказов, сроки исполнения заказов, стоимость исполнения заказов, разработка новых продуктов; обучение и развитие персонала: удовлетворенность персонала, наличие информационных систем (Каплан, 2003).

Слайд 46





Мониторинг неосязаемых активов                                                     (Карл-Эрик Свейби) (Intangible Assets Monitor - IAM)
www.celemi.com
www.sveiby.com 

    Идея метода: -  показатели соотносятся                                                                               с одним из четырех способов создания стоимости:
Рост рассматриваемых активов;
Уровень их обновления;
Насколько эффективно компания использует неосязаемые активы;
Риск потери этих активов.
Описание слайда:
Мониторинг неосязаемых активов (Карл-Эрик Свейби) (Intangible Assets Monitor - IAM) www.celemi.com www.sveiby.com Идея метода: - показатели соотносятся с одним из четырех способов создания стоимости: Рост рассматриваемых активов; Уровень их обновления; Насколько эффективно компания использует неосязаемые активы; Риск потери этих активов.

Слайд 47





Показатели роста (IAM)
Описание слайда:
Показатели роста (IAM)

Слайд 48





Показатели обновления/ инноваций (IAM)
Описание слайда:
Показатели обновления/ инноваций (IAM)

Слайд 49





Показатели эффективности использования (IAM)
Описание слайда:
Показатели эффективности использования (IAM)

Слайд 50





Показатели стабильности/рискованности (IAM)
Описание слайда:
Показатели стабильности/рискованности (IAM)

Слайд 51





Европейское руководство по измерению интеллектуального капитала
Описание слайда:
Европейское руководство по измерению интеллектуального капитала

Слайд 52






Дисциплины, участвующие в управлении знаниями

●  Корпоративная культура (Corporate Culture)
●  Организация управления (Organizational behaviou) 
●  Управление персоналом (Human resource management)
●  Профессиональное обучение и повышение квалификации
     (Professional training and  developement)
●  Информационные технологии (Information Technologies)
Описание слайда:
Дисциплины, участвующие в управлении знаниями ● Корпоративная культура (Corporate Culture) ● Организация управления (Organizational behaviou) ● Управление персоналом (Human resource management) ● Профессиональное обучение и повышение квалификации (Professional training and developement) ● Информационные технологии (Information Technologies)

Слайд 53





Слагаемые КМ (управления знаниями)

KM
Описание слайда:
Слагаемые КМ (управления знаниями) KM

Слайд 54





Рынок знаний
В любой организации осуществляется процесс движения знаний, использующихся с той или                     иной степенью продуктивности.
Многие инициативы по управлению знаниями заканчиваются безуспешно, ибо основываются                    на утопических представлениях, что знания перемещаются без трения и мотивов, что специалисты будут делиться ими, не заботясь                                 о том, что они получат или потеряют при этом. 
Подобно  рынку  товаров и услуг имеет место и рынок знаний, на котором совершаются знаниевые транзакции (сделки).
Описание слайда:
Рынок знаний В любой организации осуществляется процесс движения знаний, использующихся с той или иной степенью продуктивности. Многие инициативы по управлению знаниями заканчиваются безуспешно, ибо основываются на утопических представлениях, что знания перемещаются без трения и мотивов, что специалисты будут делиться ими, не заботясь о том, что они получат или потеряют при этом. Подобно рынку товаров и услуг имеет место и рынок знаний, на котором совершаются знаниевые транзакции (сделки).

Слайд 55





Рынок знаний
Люди ищут знания, так как ожидают, что они помогут преуспеть в работе. 
Знания являются действенным средством для снятия неопределенности, без чего невозможно принятие обоснованных решений. 
Когда сотрудник или подразделение передают свои знания,  то ожидают получить определенную выгоду. 
В пределах одной организации денежная форма оплаты обычно не используется при знаниевых транзакциях. 
Рынок знаний, подобно любому другому рынку, является системой, в которой участники обмениваются дефицитными ресурсами за настоящую или условную стоимость.
Описание слайда:
Рынок знаний Люди ищут знания, так как ожидают, что они помогут преуспеть в работе. Знания являются действенным средством для снятия неопределенности, без чего невозможно принятие обоснованных решений. Когда сотрудник или подразделение передают свои знания, то ожидают получить определенную выгоду. В пределах одной организации денежная форма оплаты обычно не используется при знаниевых транзакциях. Рынок знаний, подобно любому другому рынку, является системой, в которой участники обмениваются дефицитными ресурсами за настоящую или условную стоимость.

Слайд 56





Корпоративный рынок знаний (КРЗ)

                   Основные участники:

Покупатели (искатели) знаний – это  специалисты  или организации, которые пытаются решить проблемы, сложность и неопределенность которых выше их априорных знаний. 
Продавцы знаний – это, как правило, специалисты (эксперты) с высокой репутацией на внутреннем рынке компании, обладающие значительными ресурсами знаний                 по определенным проблемам и темам.
Брокеры знаний - выполняют  роль  связующего  звена между теми, кто нуждается в знаниях и теми, кто их имеет,                 то есть между покупателями и продавцами.
Описание слайда:
Корпоративный рынок знаний (КРЗ) Основные участники: Покупатели (искатели) знаний – это специалисты или организации, которые пытаются решить проблемы, сложность и неопределенность которых выше их априорных знаний. Продавцы знаний – это, как правило, специалисты (эксперты) с высокой репутацией на внутреннем рынке компании, обладающие значительными ресурсами знаний по определенным проблемам и темам. Брокеры знаний - выполняют роль связующего звена между теми, кто нуждается в знаниях и теми, кто их имеет, то есть между покупателями и продавцами.

Слайд 57





Какой валютой обмениваются участники КРЗ?
Взаимность. Взаимный обмен зиждется на том, что продавец будет тратить время и усилия для обмена знаниями, если он ожидает, что покупатель будет столь же старательным продавцом, когда он обратится к нему за его знаниями.
Репутация знающего человека, готового делиться знаниями, создает такие преимущества, как надежность рабочего места, ускоренное продвижение по службе, более частые поощрения, приобретение неформального статуса гуру в компании. 
Альтруизм:
       ● содействие  «процветанию фирмы»,
 ● желанием помочь ближнему,
 ● наставничество.
Описание слайда:
Какой валютой обмениваются участники КРЗ? Взаимность. Взаимный обмен зиждется на том, что продавец будет тратить время и усилия для обмена знаниями, если он ожидает, что покупатель будет столь же старательным продавцом, когда он обратится к нему за его знаниями. Репутация знающего человека, готового делиться знаниями, создает такие преимущества, как надежность рабочего места, ускоренное продвижение по службе, более частые поощрения, приобретение неформального статуса гуру в компании. Альтруизм: ● содействие «процветанию фирмы», ● желанием помочь ближнему, ● наставничество.

Слайд 58





Доверие:
Доверие должно быть видимым. Не достаточно декларации о важности доверия в миссии компании. Должны быть прямые и очевидные признаки доверия, что продавцы знаний имеют высокую репутацию, что сотрудники и подразделения им отвечают взаимностью.
Доверие должно быть повсеместным. Если часть внутреннего рынка знаний компании не заслуживает доверия, то рынок сжимается, становится асимметричным и, следовательно, менее эффективным.
Доверие должно начинаться с верхов. Образцы поведения руководства верхнего уровня часто определяют нормы и ценности компании. Если топ менеджеры компании заслуживают доверия, то доверие будет просачиваться и олицетворять компанию в целом. Если же они цинично будут эксплуатировать знания других в  личных целях, то недоверие будет распространяться по всей организации.
           Даже сделки, оформленные письменными контрактами, требуют определенной степени доверия. Внутренний рынок знаний компании, без письменных контрактов  и возможности судебных исков, по сути, базируется на  доверии. Если его нет, то не может быть и рынка знаний.
Описание слайда:
Доверие: Доверие должно быть видимым. Не достаточно декларации о важности доверия в миссии компании. Должны быть прямые и очевидные признаки доверия, что продавцы знаний имеют высокую репутацию, что сотрудники и подразделения им отвечают взаимностью. Доверие должно быть повсеместным. Если часть внутреннего рынка знаний компании не заслуживает доверия, то рынок сжимается, становится асимметричным и, следовательно, менее эффективным. Доверие должно начинаться с верхов. Образцы поведения руководства верхнего уровня часто определяют нормы и ценности компании. Если топ менеджеры компании заслуживают доверия, то доверие будет просачиваться и олицетворять компанию в целом. Если же они цинично будут эксплуатировать знания других в личных целях, то недоверие будет распространяться по всей организации. Даже сделки, оформленные письменными контрактами, требуют определенной степени доверия. Внутренний рынок знаний компании, без письменных контрактов и возможности судебных исков, по сути, базируется на доверии. Если его нет, то не может быть и рынка знаний.

Слайд 59





Корпоративная культура включает:
Историю, традиции, ритуалы, правила.
Способ распределения и осуществления власти.
Степень формализации и стандартизации управления процессами.
Язык профессионального общения.
Возможности для творческого самовыражения индивидуумов и групп.
Систему учета мнений персонала.
Описание слайда:
Корпоративная культура включает: Историю, традиции, ритуалы, правила. Способ распределения и осуществления власти. Степень формализации и стандартизации управления процессами. Язык профессионального общения. Возможности для творческого самовыражения индивидуумов и групп. Систему учета мнений персонала.

Слайд 60





Пять решающих факторов для достижения успеха в управлении знаниями.
Описание слайда:
Пять решающих факторов для достижения успеха в управлении знаниями.

Слайд 61


Интеллектуальная собственность в инженерной деятельности, слайд №61
Описание слайда:

Слайд 62





При подготовке презентации использованы 
следующие  материалы  и  разработки:

1) 10-я Юбилейная специализированная выставка 
«Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». 
Сборник научных трудов и инженерных разработок 
«ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – 
ОТ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ К ТЕХНИКЕ БУДУЩЕГО». Москва. Эксподизайн-Холдинг. 2009г.

2) Институт кибернетики Томского политехнического университета.
В.З. Ямпольский - научный руководитель института «Кибернетический центр», профессор ТПУ, г.Томск.  Презентации – «Свойства знаний», «Управление знаниями», «Интеллектуальный капитал»

3) Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций/Пер. с англ. – М.: Поколение, 2007,
4) К.-Э. Свейби   (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm).
Описание слайда:
При подготовке презентации использованы следующие материалы и разработки: 1) 10-я Юбилейная специализированная выставка «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК». Сборник научных трудов и инженерных разработок «ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ОТ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ К ТЕХНИКЕ БУДУЩЕГО». Москва. Эксподизайн-Холдинг. 2009г. 2) Институт кибернетики Томского политехнического университета. В.З. Ямпольский - научный руководитель института «Кибернетический центр», профессор ТПУ, г.Томск. Презентации – «Свойства знаний», «Управление знаниями», «Интеллектуальный капитал» 3) Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций/Пер. с англ. – М.: Поколение, 2007, 4) К.-Э. Свейби (http://www.sveiby.com/articles/IntangibleMethods.htm).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию