🗊ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА» Выполнила: ученица 9а класса Прыгунова Евгения Проверила: учитель русск

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №2ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №3ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №4ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №5ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №6ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №7ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №8ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №9ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №10ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №11ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №12ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №13ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №14ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №15ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №16ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №17ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №18ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №19ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»  Выполнила: ученица 9а класса   Прыгунова Евгения  Проверила: учитель русск, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА» Выполнила: ученица 9а класса Прыгунова Евгения Проверила: учитель русск. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА»
Выполнила: ученица 9а класса 
Прыгунова Евгения
Проверила: учитель русского языка
М.А. КАЧЕЛИНА
Описание слайда:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА» Выполнила: ученица 9а класса Прыгунова Евгения Проверила: учитель русского языка М.А. КАЧЕЛИНА

Слайд 2





Тема исследовательской работы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА».
Она привлекла внимание тем, что система синонимических ресурсов велика.
Описание слайда:
Тема исследовательской работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА». Она привлекла внимание тем, что система синонимических ресурсов велика.

Слайд 3





Актуальность выбранной темы
хотим обосновать тем, что на уроках русского языка материал по теме «Синонимы» изложен в доступной форме, но совсем не полно. Эту тему нужно изучать подробно, так как очень часто обучающие допускают ошибки, свидетельствующие о незнании синонимических ресурсов языка.
Описание слайда:
Актуальность выбранной темы хотим обосновать тем, что на уроках русского языка материал по теме «Синонимы» изложен в доступной форме, но совсем не полно. Эту тему нужно изучать подробно, так как очень часто обучающие допускают ошибки, свидетельствующие о незнании синонимических ресурсов языка.

Слайд 4





Объектом исследования
является поэма Н.А. НЕКРАСОВА «Дедушка.
Описание слайда:
Объектом исследования является поэма Н.А. НЕКРАСОВА «Дедушка.

Слайд 5





Целью нашего исследования
является выявление интересного языкового явления – синонимии, позволяющей читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка».
Описание слайда:
Целью нашего исследования является выявление интересного языкового явления – синонимии, позволяющей читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка».

Слайд 6





Задачи исследования
Изучить теоретический материал по этой проблеме;
Определить, какую роль играют синонимы в произведении Н. Некрасова;
Выявить, какова цель использования синонимов в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»;
Найти в тексте синонимы разных типов.
Описание слайда:
Задачи исследования Изучить теоретический материал по этой проблеме; Определить, какую роль играют синонимы в произведении Н. Некрасова; Выявить, какова цель использования синонимов в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка»; Найти в тексте синонимы разных типов.

Слайд 7






Способы реализации темы: анализ через сопоставительный метод.
Литературный обзор.
Изучая теорию, мы использовали учебник «Современный русский литературный язык» Гвоздева А.Н. и «Современный русский литературный язык» под редакцией П.А. Леканта. За справками обращались к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. и к «Словарю современного русского литературного языка».
Описание слайда:
Способы реализации темы: анализ через сопоставительный метод. Литературный обзор. Изучая теорию, мы использовали учебник «Современный русский литературный язык» Гвоздева А.Н. и «Современный русский литературный язык» под редакцией П.А. Леканта. За справками обращались к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. и к «Словарю современного русского литературного языка».

Слайд 8





Материал и методы исследования
Метод сравнения (сравнивали оттенки падежных значений имен существительных).
Технология критического мышления.
а) Вызов (На этом этапе работы у нас происходила актуализация предыдущего опыта и обозначилась проблема). 
б) Осмысление (На этом этапе работы у нас произошел контакт с новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимся опытом. Мы акцентировали внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращали внимание на неясности, которые возникали в процессе работы с новой информацией).  
в) Рефлексия (На этом этапе работы мы целостно осмысливали и обобщали полученную информацию, анализировали весь процесс изучения материала, вырабатывали собственное отношение к изученному материалу).
Описание слайда:
Материал и методы исследования Метод сравнения (сравнивали оттенки падежных значений имен существительных). Технология критического мышления. а) Вызов (На этом этапе работы у нас происходила актуализация предыдущего опыта и обозначилась проблема). б) Осмысление (На этом этапе работы у нас произошел контакт с новой информацией, ее сопоставление с уже имеющимся опытом. Мы акцентировали внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращали внимание на неясности, которые возникали в процессе работы с новой информацией). в) Рефлексия (На этом этапе работы мы целостно осмысливали и обобщали полученную информацию, анализировали весь процесс изучения материала, вырабатывали собственное отношение к изученному материалу).

Слайд 9





Синонимы 
слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.
Описание слайда:
Синонимы слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания.

Слайд 10






Синонимы возникают в русском языке  и в результате того, что хорошо развитая структура языка позволяет использовать разные словообразующие морфемы для сходных по значению слов: невинный – невиновный, необидный – безобидный, вспомнить – припомнить.
Как видим, появление у слов нового значения не только расширяет, но и обновляет границы его лексической сочетаемости.
Описание слайда:
Синонимы возникают в русском языке и в результате того, что хорошо развитая структура языка позволяет использовать разные словообразующие морфемы для сходных по значению слов: невинный – невиновный, необидный – безобидный, вспомнить – припомнить. Как видим, появление у слов нового значения не только расширяет, но и обновляет границы его лексической сочетаемости.

Слайд 11






Наряду с пополнением синонимических рядов наблюдается и обратное явление – их сокращение, обусловленное тем, что некоторые слова выходят из активного употребления, попадая в число устаревших.
Иногда носители языка прибегают к использованию синонимов-эвфемизмов, которые изменяют окраску слова, придают ему более мягкое выражение: уборная – туалет, высморкаться – использовать носовой платок.
Описание слайда:
Наряду с пополнением синонимических рядов наблюдается и обратное явление – их сокращение, обусловленное тем, что некоторые слова выходят из активного употребления, попадая в число устаревших. Иногда носители языка прибегают к использованию синонимов-эвфемизмов, которые изменяют окраску слова, придают ему более мягкое выражение: уборная – туалет, высморкаться – использовать носовой платок.

Слайд 12






  Среди синонимов могут быть выделены так называемые синонимы-конверсивы – такие слова, которые называют близкие по значению понятия о предметах, явлениях, качествах, действиях, но не в прямом порядке, а в обратном. К ним относятся однокоренные синонимы: Я опекаю младшую сестру – Младшая сестра опекается мною; так и разнокорневые: Я покупаю книгу – Книга приобретается мною.
   Абсолютные синонимы – это слова, тождественные по своим основным значениям, что проявляется в совпадении  толкования этих значений в словарях, а также в том, что  такие слова часто используются в словарях как взаимные определители друг друга,  например: бросать – кидать.
Описание слайда:
Среди синонимов могут быть выделены так называемые синонимы-конверсивы – такие слова, которые называют близкие по значению понятия о предметах, явлениях, качествах, действиях, но не в прямом порядке, а в обратном. К ним относятся однокоренные синонимы: Я опекаю младшую сестру – Младшая сестра опекается мною; так и разнокорневые: Я покупаю книгу – Книга приобретается мною. Абсолютные синонимы – это слова, тождественные по своим основным значениям, что проявляется в совпадении толкования этих значений в словарях, а также в том, что такие слова часто используются в словарях как взаимные определители друг друга, например: бросать – кидать.

Слайд 13






 Синонимические ресурсы русского языка могут быть рассмотрены с разных точек зрения, так, по своей лексико-грамматической соотнесенности в синонимические ряды могут быть объединены слова только одной части речи. В таком ряду вместе с отдельными словами могут объединяться сочетания разных типов: знаменательные слова и сочетания знаменательного слова со служебным (назло – в пику, много – по горло); слово и другие сочетания (здоровый – кровь с молоком). Но и в этом случае каждый член ряда выполнять сходные грамматические функции. С точки зрения структуры данные ряды неоднородны: одни из них непроизводные, а другие производные, могут употребляться в одном синонимическом ряду. По количеству слов данные ряды могут состоять из двух слов, а могут исчисляться десятками. С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной незамкнутостью, в них возможны изменения и дополнения.
Описание слайда:
Синонимические ресурсы русского языка могут быть рассмотрены с разных точек зрения, так, по своей лексико-грамматической соотнесенности в синонимические ряды могут быть объединены слова только одной части речи. В таком ряду вместе с отдельными словами могут объединяться сочетания разных типов: знаменательные слова и сочетания знаменательного слова со служебным (назло – в пику, много – по горло); слово и другие сочетания (здоровый – кровь с молоком). Но и в этом случае каждый член ряда выполнять сходные грамматические функции. С точки зрения структуры данные ряды неоднородны: одни из них непроизводные, а другие производные, могут употребляться в одном синонимическом ряду. По количеству слов данные ряды могут состоять из двух слов, а могут исчисляться десятками. С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной незамкнутостью, в них возможны изменения и дополнения.

Слайд 14






 Роль лексических синонимов весьма разнообразна и значительна, они помогают уточнить и дополнить представления о явлениях, предметах, признаках, действиях и т.д., ярче и разностороннее охарактеризовать их. Богатство синонимических рядов влияет на широту их границ, возможности творческого использования.
Описание слайда:
Роль лексических синонимов весьма разнообразна и значительна, они помогают уточнить и дополнить представления о явлениях, предметах, признаках, действиях и т.д., ярче и разностороннее охарактеризовать их. Богатство синонимических рядов влияет на широту их границ, возможности творческого использования.

Слайд 15






В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта, термины.
Описание слайда:
В синонимические отношения вступают далеко не все слова. Не синонимизируются в литературном языке имена собственные, названия жителей, многие конкретные наименования предметов быта, термины.

Слайд 16






Функции лексических синонимов: 
смыслоразличительная (оттеночно-смысловая, уточняющая), служащая для дифференциации значений: вопль, рев, крик;
стилеразличительная – синонимы указывают на стиль, сферу их употребления. Подобные синонимы называются стилевыми: уехать – отбыть, укатить, смыться.
собственно стилистическая функция – к денотативному значению присоединяется эмоционально-экспрессивное (вылечить, исцелить).
Описание слайда:
Функции лексических синонимов: смыслоразличительная (оттеночно-смысловая, уточняющая), служащая для дифференциации значений: вопль, рев, крик; стилеразличительная – синонимы указывают на стиль, сферу их употребления. Подобные синонимы называются стилевыми: уехать – отбыть, укатить, смыться. собственно стилистическая функция – к денотативному значению присоединяется эмоционально-экспрессивное (вылечить, исцелить).

Слайд 17






Все синонимы в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» можно разделить на две группы:
синонимы, связанные с судьбой главного героя – ссыльного декабриста;
синонимы, имеющие целью показать жизнь России конца 19 века.
Описание слайда:
Все синонимы в поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» можно разделить на две группы: синонимы, связанные с судьбой главного героя – ссыльного декабриста; синонимы, имеющие целью показать жизнь России конца 19 века.

Слайд 18






синонимы, определяющие состояние людей, например в рассказе о тревоге отца за деда употребляются синонимы отвернулся – поник головой – вздыхает.
Описание слайда:
синонимы, определяющие состояние людей, например в рассказе о тревоге отца за деда употребляются синонимы отвернулся – поник головой – вздыхает.

Слайд 19






 Синонимы в поэме служат для характеристики героев: дед: недобрый, таинственный (мнение Саши), добрый и смелый, только несчастный (мнение родителей), бодр и красив, зубы у дедушки целы, поступь, осанка тверда, кудри пушисты и белы, как серебро борода, строен, высокого роста (авторское описание); Саша: румяный – «Экой красавчик какой!» (мнение дедушки).
  Кроме того, автор использует синонимию суффиксов (уменьшительно-ласкательный суффикс употребляется для описания бедной крестьянской жизни): скотина мелка – песенка где-то поется – сто деревенек крестьянских.
Описание слайда:
Синонимы в поэме служат для характеристики героев: дед: недобрый, таинственный (мнение Саши), добрый и смелый, только несчастный (мнение родителей), бодр и красив, зубы у дедушки целы, поступь, осанка тверда, кудри пушисты и белы, как серебро борода, строен, высокого роста (авторское описание); Саша: румяный – «Экой красавчик какой!» (мнение дедушки). Кроме того, автор использует синонимию суффиксов (уменьшительно-ласкательный суффикс употребляется для описания бедной крестьянской жизни): скотина мелка – песенка где-то поется – сто деревенек крестьянских.

Слайд 20





Вывод	
В поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» широко используется интересное языковое явление – синонимия, позволяющая читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики. Стремление автора найти в уже известных предметах, явлениях окружающего мира какие-то новые черты, оттенки, т.е. углубить и расширить существующие понятия окружающей действительности. Новый признак, который находит автор для характеристики героя, окружающей природы, образа действия героев называется новым словом, сходным или тождественным по значению с уже имеющимися наименованиями.
Описание слайда:
Вывод В поэме Н.А. Некрасова «Дедушка» широко используется интересное языковое явление – синонимия, позволяющая читателям убедиться в лексическом богатстве русского языка, в широких возможностях и функциях лексики. Стремление автора найти в уже известных предметах, явлениях окружающего мира какие-то новые черты, оттенки, т.е. углубить и расширить существующие понятия окружающей действительности. Новый признак, который находит автор для характеристики героя, окружающей природы, образа действия героев называется новым словом, сходным или тождественным по значению с уже имеющимися наименованиями.

Слайд 21






Таким образом, автор избегает повторов, обогащает характеристику героев новыми качествами, тем самым расширяя лексическое богатство языка. Использование синонимии в поэме позволяет читателям обогатить словарный запас, избежать ненужных повторов в речи.
Описание слайда:
Таким образом, автор избегает повторов, обогащает характеристику героев новыми качествами, тем самым расширяя лексическое богатство языка. Использование синонимии в поэме позволяет читателям обогатить словарный запас, избежать ненужных повторов в речи.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию