🗊Презентация История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века

Нажмите для полного просмотра!
История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №1История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №2История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №3История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №4История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №5История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №6История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №7История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №8История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №9История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №10История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №11История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №12История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №13История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №14История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №15История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века, слайд №16

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века. Доклад-сообщение содержит 16 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





История преподавания психологии в средней школе
вторая половина XX века
Описание слайда:
История преподавания психологии в средней школе вторая половина XX века

Слайд 2





Американские школы
Основание для преподавания психологии в старшей школе в США в 1950-х гг. –
 проблема самопонимания
Описание слайда:
Американские школы Основание для преподавания психологии в старшей школе в США в 1950-х гг. – проблема самопонимания

Слайд 3





1960-е гг.
В старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии. 
Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или социальных наук. 
Цели:
помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; 
развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; 
обеспечить обучение элементарным принципам психологии
Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. 
Психология преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». 
В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. 
1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрастала
Описание слайда:
1960-е гг. В старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии. Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или социальных наук. Цели: помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы; развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими; обеспечить обучение элементарным принципам психологии Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина. Психология преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения». В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных. 1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрастала

Слайд 4





1970-е гг.
Американская психологическая ассоциация (АПА) стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными материалами и заботе о квалификации учителей психологии
АПА как сообщество психологов несколько раз в течение XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.
Описание слайда:
1970-е гг. Американская психологическая ассоциация (АПА) стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными материалами и заботе о квалификации учителей психологии АПА как сообщество психологов несколько раз в течение XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.

Слайд 5





1990-е гг.
1992 г.  - психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы 
эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе
в рамках этой программы проводились национальные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа еще во время обучения в школе
Описание слайда:
1990-е гг. 1992 г. - психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе в рамках этой программы проводились национальные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа еще во время обучения в школе

Слайд 6





Средние школы СССР
Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. 
Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе.
Описание слайда:
Средние школы СССР Психология как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания психологии в дореволюционной школе.

Слайд 7





1940 – 1950-е гг.
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. 
1947/48 уч.гг. - преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза.
Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. 
1948/ 49 уч. году - преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено до 66.
1949/50 уч.году  - преподавание психологии было введено во всех городских средних школах, 
1950/51 уч. году — преподавание психологии было введено во всех сельских средних школах
Описание слайда:
1940 – 1950-е гг. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза. 1947/48 уч.гг. - преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза. Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии. 1948/ 49 уч. году - преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено до 66. 1949/50 уч.году - преподавание психологии было введено во всех городских средних школах, 1950/51 уч. году — преподавание психологии было введено во всех сельских средних школах

Слайд 8





Подготовка кадров
Введение психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров. 
Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподавались психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной. 
Поэтому в Ленинграде и Москве начали проводиться семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а так же давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. 
При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.
В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики (Самарин, 1950, с. 175).
Описание слайда:
Подготовка кадров Введение психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров. Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподавались психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной. Поэтому в Ленинграде и Москве начали проводиться семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а так же давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса. При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации. В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики (Самарин, 1950, с. 175).

Слайд 9





Интересный факт
Теплов Борис Михайлович 
(1896-1965)
Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимался проблемой способностей. Результаты его работ в этой области составляют классическую часть учебников по обшей психологии, посвященных индивидуальным различиям. 
Автор учебника для средней школы, который использовался в 50-х гг. XX в.
Описание слайда:
Интересный факт Теплов Борис Михайлович (1896-1965) Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимался проблемой способностей. Результаты его работ в этой области составляют классическую часть учебников по обшей психологии, посвященных индивидуальным различиям. Автор учебника для средней школы, который использовался в 50-х гг. XX в.

Слайд 10





Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.
Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.
В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. 
Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. 
Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. 
Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. 
Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии.
Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.
Описание слайда:
Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников. Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников. В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

Слайд 11





1960-е гг.
В 1966 г. школы вернулись к системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу.
После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы.
Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. 
Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. 
В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно (Кала и Раудик, 1986).
Описание слайда:
1960-е гг. В 1966 г. школы вернулись к системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу. После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы. Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики. Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников. В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно (Кала и Раудик, 1986).

Слайд 12





1960-1980 гг. – активная разработка развивающих программ
Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в преподавании психологии.
Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения».
Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста (Попова, 2000, с. 34).
Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняются и традиционные уроки психологии, предназначенные для старшеклассников.
Развивающий аспект преподавания психологии с 60-х гг. XX в. становится все более актуальным при разработке учебных программ по психологии для средней школы.
В 70-х гг. разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься многие исследователи. 
К концу 80-х гг. имелось уже около 200 разнообразных программ по преподаванию психологии в школе (Попова, 2000, с. 34).
Описание слайда:
1960-1980 гг. – активная разработка развивающих программ Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в преподавании психологии. Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения». Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста (Попова, 2000, с. 34). Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняются и традиционные уроки психологии, предназначенные для старшеклассников. Развивающий аспект преподавания психологии с 60-х гг. XX в. становится все более актуальным при разработке учебных программ по психологии для средней школы. В 70-х гг. разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься многие исследователи. К концу 80-х гг. имелось уже около 200 разнообразных программ по преподаванию психологии в школе (Попова, 2000, с. 34).

Слайд 13





Пасторальная программа
активно разрабатывается группой оксфордских исследователей в конце 70-х гг. в духе идей гуманистической психологии
считается перспективной, поскольку ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания...» (Попова, 2000, с. 35). 
рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе и предполагает также работу с учителями
направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе, содержит систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи. 
не является программой обучения в традиционном смысле, предполагающей наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов — ответов на уроках. 
Одна из центральных идей программы - мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт (Минаев, Попова, 1999; Попо­ва, 2000, с. 37).
Описание слайда:
Пасторальная программа активно разрабатывается группой оксфордских исследователей в конце 70-х гг. в духе идей гуманистической психологии считается перспективной, поскольку ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания...» (Попова, 2000, с. 35). рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе и предполагает также работу с учителями направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе, содержит систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи. не является программой обучения в традиционном смысле, предполагающей наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов — ответов на уроках. Одна из центральных идей программы - мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт (Минаев, Попова, 1999; Попо­ва, 2000, с. 37).

Слайд 14





Авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред
разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х гг. завоевала признание более чем в 1000 школ США и Канады
предназначалась для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе
учебный курс включает
 «основы психологических знаний о себе и окружающих, 
развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка, 
формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, 
знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека,
открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей,
образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей»
 (цит. по: Попова, 2000, с. 45).
Описание слайда:
Авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х гг. завоевала признание более чем в 1000 школ США и Канады предназначалась для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе учебный курс включает «основы психологических знаний о себе и окружающих, развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка, формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми, знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека, открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей, образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей» (цит. по: Попова, 2000, с. 45).

Слайд 15





Выводы
В истории преподавания психологии в средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета
Дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей среднего образования были причинами прекращения ее преподавания
Описание слайда:
Выводы В истории преподавания психологии в средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета Дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей среднего образования были причинами прекращения ее преподавания

Слайд 16





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию