🗊Презентация Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине

Нажмите для полного просмотра!
Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №1Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №2Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №3Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №4Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №5Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №6Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №7Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №8Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №9Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №10Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №11Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №12Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №13Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №14Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №15Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №16Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №17Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №18Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №19Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №20Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №21Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №22Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №23Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №24Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №25Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №26Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №27Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №28Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №29Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №30Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №31Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №32Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №33Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №34Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №35Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №36Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №37Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №38Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №39Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №40Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №41Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №42Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №43Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине, слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Классификация научных исследований и пирамида доказательности в медицине. Доклад-сообщение содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Классификация научных исследований 
и 
пирамида доказательности
Обласова Антонина
Санкт-Петербург 2018
Описание слайда:
Классификация научных исследований и пирамида доказательности Обласова Антонина Санкт-Петербург 2018

Слайд 2





На повестке
Что такое научное исследование и статья?
Какие они бывают?
Все ли научные статьи научные?
Как определить качество статьи?
Стоит ли вообще читать статью?
Описание слайда:
На повестке Что такое научное исследование и статья? Какие они бывают? Все ли научные статьи научные? Как определить качество статьи? Стоит ли вообще читать статью?

Слайд 3





Что такое научное исследование?
Исследование – это процесс 
систематический (т.е. проводимый согласно четко определенному протоколу)
бесстрастный (т.е. стремящийся исключить или явно обозначить собственные пристрастия исследователя) и… 
релевантный (т.е. позволяющий получить результаты, актуальные для пациентов и практикующих медицинских работников, занятых в данной области)
(CASP, Unit 2, p.20).
Статья - это, по сути, публичный отчет о проведенном исследовани.
Описание слайда:
Что такое научное исследование? Исследование – это процесс систематический (т.е. проводимый согласно четко определенному протоколу) бесстрастный (т.е. стремящийся исключить или явно обозначить собственные пристрастия исследователя) и… релевантный (т.е. позволяющий получить результаты, актуальные для пациентов и практикующих медицинских работников, занятых в данной области) (CASP, Unit 2, p.20). Статья - это, по сути, публичный отчет о проведенном исследовани.

Слайд 4





ЧАСТЬ 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Описание слайда:
ЧАСТЬ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Слайд 5





Основные виды научных публикаций
Отчет о клиническом случае/серии случаев
Эксперимент
Клиническое исследование
Обзор
Систематический обзор
Мета-анализ
Описание слайда:
Основные виды научных публикаций Отчет о клиническом случае/серии случаев Эксперимент Клиническое исследование Обзор Систематический обзор Мета-анализ

Слайд 6





1.CASE REPORT
ОТЧЕТ О КЛИНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ
Описание клинических случаев один из древнейших типов научного труда.
Сегодня к публикации принимают сообщения о клинических случаях, которые соответствуют одному из ниже перечисленных критериев:

1. Неизвестное или необычное побочное явление, или неблагоприятное взаимодействие лекарственных средств;
2. Неизвестное ранее или необычное проявление заболевания;
3. Неизвестная ранее взаимосвязь или вариант течения заболевания;
4. Проявление, диагностика или лечение нового заболевания (пример – грипп вируса птиц);
5. Неожиданная взаимосвязь между заболеваниями или симптомами;
6. Неожиданное клиническое событие, произошедшее во время наблюдения или лечения пациента; 
7. Клиническое открытие, которое проливает свет на возможный патогенез болезни или побочного явления*.
Описание слайда:
1.CASE REPORT ОТЧЕТ О КЛИНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ Описание клинических случаев один из древнейших типов научного труда. Сегодня к публикации принимают сообщения о клинических случаях, которые соответствуют одному из ниже перечисленных критериев: 1. Неизвестное или необычное побочное явление, или неблагоприятное взаимодействие лекарственных средств; 2. Неизвестное ранее или необычное проявление заболевания; 3. Неизвестная ранее взаимосвязь или вариант течения заболевания; 4. Проявление, диагностика или лечение нового заболевания (пример – грипп вируса птиц); 5. Неожиданная взаимосвязь между заболеваниями или симптомами; 6. Неожиданное клиническое событие, произошедшее во время наблюдения или лечения пациента; 7. Клиническое открытие, которое проливает свет на возможный патогенез болезни или побочного явления*.

Слайд 7





1. CASE REPORT
ОТЧЕТ О КЛИНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ
Роль Case reports:
Фиксация события
Обучение*
Источник вдохновения для исследователей, кирпичик информации для построения гипотез, которые будут проверять в исследованиях с бОльшей выборкой
Описание слайда:
1. CASE REPORT ОТЧЕТ О КЛИНИЧЕСКОМ СЛУЧАЕ Роль Case reports: Фиксация события Обучение* Источник вдохновения для исследователей, кирпичик информации для построения гипотез, которые будут проверять в исследованиях с бОльшей выборкой

Слайд 8





Эксперимент
Эксперимент – искусственно смоделированная ситуация, метод исследования некоторого явления в управляемых, контролируемых  наблюдателем условиях.
Статья – это опубликованный отчет о результатах проведенного эксперимента.
Это могут быть:
Research Articles, Experimental Articles (Экспериментальные статьи) 
Interventional study design, experimental study designs (Интервенционные экспериментальные исследования)
Описание слайда:
Эксперимент Эксперимент – искусственно смоделированная ситуация, метод исследования некоторого явления в управляемых, контролируемых  наблюдателем условиях. Статья – это опубликованный отчет о результатах проведенного эксперимента. Это могут быть: Research Articles, Experimental Articles (Экспериментальные статьи) Interventional study design, experimental study designs (Интервенционные экспериментальные исследования)

Слайд 9





Эксперимент
Экспериментатор сам моделирует условия эксперимента, меняет факторы или их значения и оценивает, как эти изменения влияют на те или иные процессы.

Интервенционное исследование, как частный случай, подразумевает подвергание участников некоторому вмешательству (например, приему медицинского препарата) для его оценки.
Экспериментальные исследования проводят на клеточных линиях, in vitro опыты на фракциях клеток или тканях, на животных, некоторые исследования на людях.
Описание слайда:
Эксперимент Экспериментатор сам моделирует условия эксперимента, меняет факторы или их значения и оценивает, как эти изменения влияют на те или иные процессы. Интервенционное исследование, как частный случай, подразумевает подвергание участников некоторому вмешательству (например, приему медицинского препарата) для его оценки. Экспериментальные исследования проводят на клеточных линиях, in vitro опыты на фракциях клеток или тканях, на животных, некоторые исследования на людях.

Слайд 10





Эксперимент
ПРИМЕР
Имеется три группы мышей по 30 особей
Первой вводят исследуемый препарат
Второй вводят плацебо
Третьей не вводят ничего
Далее проводят регулярные наблюдения, анализы крови, томографию и тд, в зависимости от того, что проверяют.

Наличие контрольной группы очень важно, чтобы не спутать то, что произошло бы само собой и то, что произошло бы только после воздействия эксперимента.

Очень важно, что исследователь сам контролирует ход эксперимента.
В отличие от, например, ретроспективных исследований когорт, когда массу факторов невозможно учесть, тк события, которые изучаются, уже произошли и контролировать их невозможно.
Описание слайда:
Эксперимент ПРИМЕР Имеется три группы мышей по 30 особей Первой вводят исследуемый препарат Второй вводят плацебо Третьей не вводят ничего Далее проводят регулярные наблюдения, анализы крови, томографию и тд, в зависимости от того, что проверяют. Наличие контрольной группы очень важно, чтобы не спутать то, что произошло бы само собой и то, что произошло бы только после воздействия эксперимента. Очень важно, что исследователь сам контролирует ход эксперимента. В отличие от, например, ретроспективных исследований когорт, когда массу факторов невозможно учесть, тк события, которые изучаются, уже произошли и контролировать их невозможно.

Слайд 11





Клинические испытания
Clinical trials
Клиническое исследование — научное исследование, направленное на изучение:.

�� реакции человеческого организма на лекарственный препарат
�� схемы лечения, методики операции и тд, в том числе
�� определение эффективности данного вмешательства
�� выявление побочных эффектов
�� необходимых дозировок
Описание слайда:
Клинические испытания Clinical trials Клиническое исследование — научное исследование, направленное на изучение:. �� реакции человеческого организма на лекарственный препарат �� схемы лечения, методики операции и тд, в том числе �� определение эффективности данного вмешательства �� выявление побочных эффектов �� необходимых дозировок

Слайд 12





Клинические испытания
Clinical trials
Клинические исследования классифицируют по времени, когда происходят события
Ретроспективное
Проспективное 
Ретроспективное исследование, естественно, всегда является обсервационным
Особенно важны для редких заболеваний
Описание слайда:
Клинические испытания Clinical trials Клинические исследования классифицируют по времени, когда происходят события Ретроспективное Проспективное Ретроспективное исследование, естественно, всегда является обсервационным Особенно важны для редких заболеваний

Слайд 13





Клинические испытания
Clinical trials
Клинические исследования классифицируют по принципу вмешательства в обычную тактику ведения пациента*:
��Обсервационное (наблюдательное)
Может быть ретро- и проспективным
никогда не можем гарантировать, что группы различаются только тем признаком, по которому они были сформированы

��Интервенционное (экспериментальное)
Всегда проспективное
Важно исключить предвзятость экспериментатора и участников
Описание слайда:
Клинические испытания Clinical trials Клинические исследования классифицируют по принципу вмешательства в обычную тактику ведения пациента*: ��Обсервационное (наблюдательное) Может быть ретро- и проспективным никогда не можем гарантировать, что группы различаются только тем признаком, по которому они были сформированы ��Интервенционное (экспериментальное) Всегда проспективное Важно исключить предвзятость экспериментатора и участников

Слайд 14





Золотой стандарт КИ
Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование
��Двойное слепое: исследование, в котором исследователь НЕ ЗНАЕТ, кто относится к тестовой группе, а кто — к контрольной, и этого не знают сами участники групп. Знает who is who только внешний контролёр.
��Рандомизированное: процедура рандомизации означает, что пациенты распределяются по группам лечения случайным образом и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат.
��Контролируемое - сегодня применяются две основные технологии контроля — плацебо-контроль и активный контроль.
Описание слайда:
Золотой стандарт КИ Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование ��Двойное слепое: исследование, в котором исследователь НЕ ЗНАЕТ, кто относится к тестовой группе, а кто — к контрольной, и этого не знают сами участники групп. Знает who is who только внешний контролёр. ��Рандомизированное: процедура рандомизации означает, что пациенты распределяются по группам лечения случайным образом и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат. ��Контролируемое - сегодня применяются две основные технологии контроля — плацебо-контроль и активный контроль.

Слайд 15





Золотой стандарт КИ
Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование
ПЛАЦЕБО-КОНТРОЛЬ означает, что пациентам в контрольной группе дают плацебо — продукт, не содержащий активного начала, который по форме, цвету, вкусу, запаху полностью имитирует исследуемый препарат.
АКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ применяют если новый изучаемый препарат сравнивается с уже известной и широко применяемой на сегодняшний день терапией (так называемым «золотым стандартом»). Тогда это не плацебо, а «препарат сравнения».
Описание слайда:
Золотой стандарт КИ Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование ПЛАЦЕБО-КОНТРОЛЬ означает, что пациентам в контрольной группе дают плацебо — продукт, не содержащий активного начала, который по форме, цвету, вкусу, запаху полностью имитирует исследуемый препарат. АКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ применяют если новый изучаемый препарат сравнивается с уже известной и широко применяемой на сегодняшний день терапией (так называемым «золотым стандартом»). Тогда это не плацебо, а «препарат сравнения».

Слайд 16





Обзоры \ Review
ОБЗОРЫ - это статьи, которые содержат обобщенный материал по какой-либо тематике – результат анализа данных, полученных разными авторами в разных исследованиях.

Частным случаем являются СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ.
В них включают не все работы по данной тематике, а лишь те, что соответствуют определенным требованиям, сформулированным автором и, в идеале, соответствующим методологии.

Частным случаев систематических обзоров являются
МЕТА-АНАЛИЗЫ. 

Все обзоры являются обсервационными исследованиями.
Описание слайда:
Обзоры \ Review ОБЗОРЫ - это статьи, которые содержат обобщенный материал по какой-либо тематике – результат анализа данных, полученных разными авторами в разных исследованиях. Частным случаем являются СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ. В них включают не все работы по данной тематике, а лишь те, что соответствуют определенным требованиям, сформулированным автором и, в идеале, соответствующим методологии. Частным случаев систематических обзоров являются МЕТА-АНАЛИЗЫ. Все обзоры являются обсервационными исследованиями.

Слайд 17





Мета-анализ
Мета-анализ - это особый дизайн количественного, формального эпидемиологического исследования, которое используется для систематической оценки более ранних экспериментальных исследований с целью получения выводов о содержании исследования.

Цели мета-анализа:

1) определить существует ли вообще эффект от изучаемого фактора
2) ‎определить, отрицательный он или положительный
3) в идеале, получить единую суммарную оценку эффекта.

Мета-анализы стали регулярно появляться с конца 1970х гг и их количество экспоненциально растет до настоящего времени.

Существенный недостаток мета-анализов состоит в том, что это обсервационные исследования, которые высоковероятно содержат еще не идентифицированные источники путаницы.
Мы не можем на 100% исключить наличие ошибок в объединяемых данных. Объединение таких исследований не всегда ведет к повышению определенности. Однако, соблюдение определенных правил помогает повысить качество получаемых в мета-анализе выводов.
Описание слайда:
Мета-анализ Мета-анализ - это особый дизайн количественного, формального эпидемиологического исследования, которое используется для систематической оценки более ранних экспериментальных исследований с целью получения выводов о содержании исследования. Цели мета-анализа: 1) определить существует ли вообще эффект от изучаемого фактора 2) ‎определить, отрицательный он или положительный 3) в идеале, получить единую суммарную оценку эффекта. Мета-анализы стали регулярно появляться с конца 1970х гг и их количество экспоненциально растет до настоящего времени. Существенный недостаток мета-анализов состоит в том, что это обсервационные исследования, которые высоковероятно содержат еще не идентифицированные источники путаницы. Мы не можем на 100% исключить наличие ошибок в объединяемых данных. Объединение таких исследований не всегда ведет к повышению определенности. Однако, соблюдение определенных правил помогает повысить качество получаемых в мета-анализе выводов.

Слайд 18





Мета-анализ: правила
⚠В исследование объединяют только оригинальные работы, и никогда - другие обзоры, объединенные кем-то другим данные и т.п., чтобы не накапливать ошибки.
⚠Начинают работу с четкого определения проверяемой гипотезы, после чего формулируют требования (критерии) к содержанию трудов (требования к выборке, к лечению, наличие сравнений, дизайн исследований и т.п.).
⚠Далее произвоится поиск индивидуальных работ для анализа по одной из баз
(PubMed, ScienceDirect , Scirus и т.д.).

⚠Отобранные работы проверяются: цитируются ли в обзорах, достоверный ли список литературы, вплоть до опроса экспертов. Неправильный подбор работ может стать источником смещений полученных данных. В мета-анализы можно и нужно включать не опубликованные данные, поскольку, как правило, публикуют позитивные результаты и использование только их в мета-анализе приведет к смещению оценки.
⚠К мета-анализам применяют свои статистические методы оценки. Наиболее часто «относительный риск» (the risk ratio или the odds ratio).

⚠Интерпретацию данных затрудняет гетерогенность исследований. Стоит задать вопрос можно ли и нужно ли вообще объединять данные. Понимание источников гетерогенности, с другой стороны, ведет к пониманию более эффективных стратегий лечения, предотвращения заболеваний, к новым темам исследований.
Описание слайда:
Мета-анализ: правила ⚠В исследование объединяют только оригинальные работы, и никогда - другие обзоры, объединенные кем-то другим данные и т.п., чтобы не накапливать ошибки. ⚠Начинают работу с четкого определения проверяемой гипотезы, после чего формулируют требования (критерии) к содержанию трудов (требования к выборке, к лечению, наличие сравнений, дизайн исследований и т.п.). ⚠Далее произвоится поиск индивидуальных работ для анализа по одной из баз (PubMed, ScienceDirect , Scirus и т.д.). ⚠Отобранные работы проверяются: цитируются ли в обзорах, достоверный ли список литературы, вплоть до опроса экспертов. Неправильный подбор работ может стать источником смещений полученных данных. В мета-анализы можно и нужно включать не опубликованные данные, поскольку, как правило, публикуют позитивные результаты и использование только их в мета-анализе приведет к смещению оценки. ⚠К мета-анализам применяют свои статистические методы оценки. Наиболее часто «относительный риск» (the risk ratio или the odds ratio). ⚠Интерпретацию данных затрудняет гетерогенность исследований. Стоит задать вопрос можно ли и нужно ли вообще объединять данные. Понимание источников гетерогенности, с другой стороны, ведет к пониманию более эффективных стратегий лечения, предотвращения заболеваний, к новым темам исследований.

Слайд 19





ВСЕ ЛИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ?
Описание слайда:
ВСЕ ЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ?

Слайд 20





Все ли исследования
одинаково полезны?
Исследования  обладают разным уровнем значимости.
Существует так называемая «пирамида доказательности», в которой
наименее значимые в клиническом отношении материалы располагаются у основания, а 
наиболее значимые – на самом верху.
Описание слайда:
Все ли исследования одинаково полезны? Исследования  обладают разным уровнем значимости. Существует так называемая «пирамида доказательности», в которой наименее значимые в клиническом отношении материалы располагаются у основания, а наиболее значимые – на самом верху.

Слайд 21





Oxford Centre for Evidence-Based Medicine 2011 Levels of Evidence
Описание слайда:
Oxford Centre for Evidence-Based Medicine 2011 Levels of Evidence

Слайд 22





Пирамида доказательности
Описание слайда:
Пирамида доказательности

Слайд 23





Правила хорошего исследования
Для каждого типа исследований существуют
стандарты и правила,
начиная с формулировки гипотезы, методов их выполнения (дизайна эксперимента), заканчивая оформлением отчётности*.
Описание слайда:
Правила хорошего исследования Для каждого типа исследований существуют стандарты и правила, начиная с формулировки гипотезы, методов их выполнения (дизайна эксперимента), заканчивая оформлением отчётности*.

Слайд 24






Соблюдение этих стандартов, выведенных многолетним опытом прошлых поколений, обеспечивают качество исследования, что открывает ему дорогу в хороший журнал.

Соблюдение этих стандартов, выведенных многолетним опытом прошлых поколений, обеспечивают качество исследования, что открывает ему дорогу в хороший журнал.

Каждый дизайн имеет свои сильные и слабые стороны, и эти ограничения нужно понимать, чтобы прийти к правильным результатам.
 
Также надо учитывать, что для различных вопросов могут быть различные иерархии доказательств.
Так, например, для хирургических вмешательств достаточно редким методом исследования будет РКИ, тогда как для исследования эффективности лекарственного средства этот метод будет оптимальным.
Описание слайда:
Соблюдение этих стандартов, выведенных многолетним опытом прошлых поколений, обеспечивают качество исследования, что открывает ему дорогу в хороший журнал. Соблюдение этих стандартов, выведенных многолетним опытом прошлых поколений, обеспечивают качество исследования, что открывает ему дорогу в хороший журнал. Каждый дизайн имеет свои сильные и слабые стороны, и эти ограничения нужно понимать, чтобы прийти к правильным результатам. Также надо учитывать, что для различных вопросов могут быть различные иерархии доказательств. Так, например, для хирургических вмешательств достаточно редким методом исследования будет РКИ, тогда как для исследования эффективности лекарственного средства этот метод будет оптимальным.

Слайд 25





Как сделать хорошее исследование и статью?
Описание слайда:
Как сделать хорошее исследование и статью?

Слайд 26





КАКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
ОТ ИССЛЕДОВАНИЙ?
Описание слайда:
КАКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ИССЛЕДОВАНИЙ?

Слайд 27





Рейтинговая система оценки клинических исследований
В начале 1990-х годов была предложена рейтинговая система оценки клинических исследований, где с возрастанием порядкового номера доказательности качество клинических исследований снижается.
Уровни принято обозначать римскими цифрами (I, II, III, IV) или буквами латинского алфавита (А, В, С, D).
Цифры обозначают уровень доказательности результатов научных исследований.
Буквы обозначают уровень доказательности принятых рекомендаций.
Класс (уровень) I (A): большие двойные слепые плацебоконтролируемые исследования, а также данные, полученные при мета-анализе нескольких рандомизированных контролируемых исследований.
Класс (уровень) II (B): небольшие рандомизированные контролируемые исследования, в которых статистические расчёты проводятся на ограниченном числе пациентов.
Класс (уровень) III (C): нерандомизированные клинические исследования на ограниченном количестве пациентов.
Класс (уровень) IV (D): выработка группой экспертов консенсуса по определённой проблеме.
Описание слайда:
Рейтинговая система оценки клинических исследований В начале 1990-х годов была предложена рейтинговая система оценки клинических исследований, где с возрастанием порядкового номера доказательности качество клинических исследований снижается. Уровни принято обозначать римскими цифрами (I, II, III, IV) или буквами латинского алфавита (А, В, С, D). Цифры обозначают уровень доказательности результатов научных исследований. Буквы обозначают уровень доказательности принятых рекомендаций. Класс (уровень) I (A): большие двойные слепые плацебоконтролируемые исследования, а также данные, полученные при мета-анализе нескольких рандомизированных контролируемых исследований. Класс (уровень) II (B): небольшие рандомизированные контролируемые исследования, в которых статистические расчёты проводятся на ограниченном числе пациентов. Класс (уровень) III (C): нерандомизированные клинические исследования на ограниченном количестве пациентов. Класс (уровень) IV (D): выработка группой экспертов консенсуса по определённой проблеме.

Слайд 28





Классы рекомендаций
Класс I. Доказательства и/или общее согласие, что данные методы диагностики/лечения – благоприятные, полезные и эффективные.
Класс II. Доказательства противоречивы и/или противоположные мнения относительно полезности/эффективности лечения.
Класс II-а. Большинство доказательств/мнений в пользу полезности/ эффективности.
Класс II-б. Полезность/эффективность не имеют достаточных доказательств/ определенного мнения.
Класс III. Доказательства и/или общее согласие свидетельствует о том, что лечение не является полезным/эффективным и, в некоторых случаях, может быть вредным.
Описание слайда:
Классы рекомендаций Класс I. Доказательства и/или общее согласие, что данные методы диагностики/лечения – благоприятные, полезные и эффективные. Класс II. Доказательства противоречивы и/или противоположные мнения относительно полезности/эффективности лечения. Класс II-а. Большинство доказательств/мнений в пользу полезности/ эффективности. Класс II-б. Полезность/эффективность не имеют достаточных доказательств/ определенного мнения. Класс III. Доказательства и/или общее согласие свидетельствует о том, что лечение не является полезным/эффективным и, в некоторых случаях, может быть вредным.

Слайд 29





Классы рекомендаций
Самый высокий уровень рекомендаций – I, А. 

Класс I. Доказательства и/или общее согласие, что данные методы диагностики/лечения – благоприятные, полезные и эффективные.
Уровень A: Доказательства основаны на данных многих рандомизированных клинических исследований или мета-анализов.
Описание слайда:
Классы рекомендаций Самый высокий уровень рекомендаций – I, А. Класс I. Доказательства и/или общее согласие, что данные методы диагностики/лечения – благоприятные, полезные и эффективные. Уровень A: Доказательства основаны на данных многих рандомизированных клинических исследований или мета-анализов.

Слайд 30





ПРИМЕР: Клинические рекомендации
Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей
МКБ 10: J00 / J02.9/ J04.0/ J04.1/J04.2/J06.0/J06.9
2.3 Лабораторная диагностика (выдержка)

Обследование больного с ОРВИ имеет целью выявление бактериальных очагов, не определяемых клиническими методами. Не рекомендуется рутинное вирусологическое и/или бактериологическое обследование всех пациентов, т.к. это не влияет на выбор лечения, исключение составляют экспресс-тест на грипп у высоко лихорадящих детей и экспресс-тест на стрептококк при подозрении на острый стрептококковый тонзиллит.
(СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ 1; УРОВЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – C).

Клинический анализ мочи (в т.ч. с использованием тест-полосок в амбулаторных условиях) рекомендуется проводить у всех лихорадящих детей без катаральных явлений.
(СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ 1; УРОВЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – C).
Описание слайда:
ПРИМЕР: Клинические рекомендации Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей МКБ 10: J00 / J02.9/ J04.0/ J04.1/J04.2/J06.0/J06.9 2.3 Лабораторная диагностика (выдержка) Обследование больного с ОРВИ имеет целью выявление бактериальных очагов, не определяемых клиническими методами. Не рекомендуется рутинное вирусологическое и/или бактериологическое обследование всех пациентов, т.к. это не влияет на выбор лечения, исключение составляют экспресс-тест на грипп у высоко лихорадящих детей и экспресс-тест на стрептококк при подозрении на острый стрептококковый тонзиллит. (СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ 1; УРОВЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – C). Клинический анализ мочи (в т.ч. с использованием тест-полосок в амбулаторных условиях) рекомендуется проводить у всех лихорадящих детей без катаральных явлений. (СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ 1; УРОВЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ – C).

Слайд 31





Надлежащая клиническая практика
Соответствие исследования этому стандарту говорит о публичном соблюдении:
прав участников исследования
правил по обеспечению их безопасности
стремления к ненанесению вреда
требований к достоверности исследований
Описание слайда:
Надлежащая клиническая практика Соответствие исследования этому стандарту говорит о публичном соблюдении: прав участников исследования правил по обеспечению их безопасности стремления к ненанесению вреда требований к достоверности исследований

Слайд 32





ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Описание слайда:
ЧТО ПОЧИТАТЬ?

Слайд 33





Как определить качество статьи?
Важно ГДЕ опубликована статья
Важно КАК выполнено исследование
Важно КАК обработаны результаты
Важно КАКИЕ выводы сделали исследователи
Описание слайда:
Как определить качество статьи? Важно ГДЕ опубликована статья Важно КАК выполнено исследование Важно КАК обработаны результаты Важно КАКИЕ выводы сделали исследователи

Слайд 34





Где опубликована статья
Что важно?
Импакт-Фактор журнала 
Рейтинг «хищных издательств» (список Белла)
Спонсоры журнала/публикации
Описание слайда:
Где опубликована статья Что важно? Импакт-Фактор журнала Рейтинг «хищных издательств» (список Белла) Спонсоры журнала/публикации

Слайд 35





Импакт-фактор
ИМПА́КТ-ФА́КТОР (ИФ, или IF) — численный показатель важности научного журнала.
С 1960-х годов он ежегодно рассчитывается Институтом научной информации*, и публикуется в журнале «Journal Citation Report».
В соответствии с ИФ оценивают уровень журналов, качество статей, опубликованных в них, дают финансовую поддержку исследователям и принимают сотрудников на работу.
Импакт-фактор имеет хотя и большое, но неоднозначно оцениваемое влияние на оценку результатов научных исследований.


Высокий импакт-фактор - показатель доверия к журналу. У самых уважаемых он равен примерно 40 баллам. У журнала, который мы обсуждаем сейчас - ниже 4.
Описание слайда:
Импакт-фактор ИМПА́КТ-ФА́КТОР (ИФ, или IF) — численный показатель важности научного журнала. С 1960-х годов он ежегодно рассчитывается Институтом научной информации*, и публикуется в журнале «Journal Citation Report». В соответствии с ИФ оценивают уровень журналов, качество статей, опубликованных в них, дают финансовую поддержку исследователям и принимают сотрудников на работу. Импакт-фактор имеет хотя и большое, но неоднозначно оцениваемое влияние на оценку результатов научных исследований. Высокий импакт-фактор - показатель доверия к журналу. У самых уважаемых он равен примерно 40 баллам. У журнала, который мы обсуждаем сейчас - ниже 4.

Слайд 36





Импакт-фактор
Расчёт ИФ основан на трехлетнем периоде.

Например, ИФ журнала в 2017 году вычислен по формуле ИФ=А/В, где:
А - это число цитирований статей этого журнала (опубликованных в 2014-2016 годах) в других журналах (отслеживаемых Институтом научной информации) за 2017 год.
B — общее число статей, опубликованных в данном журнале в 2014-2016 годах.

В расчёте есть несколько нюансов: Институт научной информации исключает из расчетов некоторые типы статей (сообщения, письма, списки опечаток и т. д.).
Для новых журналов ИФ иногда рассчитывается только за двухлетний период.
Описание слайда:
Импакт-фактор Расчёт ИФ основан на трехлетнем периоде. Например, ИФ журнала в 2017 году вычислен по формуле ИФ=А/В, где: А - это число цитирований статей этого журнала (опубликованных в 2014-2016 годах) в других журналах (отслеживаемых Институтом научной информации) за 2017 год. B — общее число статей, опубликованных в данном журнале в 2014-2016 годах. В расчёте есть несколько нюансов: Институт научной информации исключает из расчетов некоторые типы статей (сообщения, письма, списки опечаток и т. д.). Для новых журналов ИФ иногда рассчитывается только за двухлетний период.

Слайд 37





Список Белла
При публикации результатов своего научного исследования очень важно правильно выбрать журнал.
Особенно осторожными следует быть, выбирая журналы открытого доступа (Open Access).
Существует множество высокорейтинговых и уважаемых журналов Open Access, однако немало среди них и таких, которые нарушают издательскую этику научных публикаций, преследуя прежде всего коммерческую выгоду и пренебрегая качеством публикаций.
В них отсутствует или сведено к формальному принципу рецензирование статей, наблюдается ускоренный цикл их публикации без должного редактирования.

Публикация в таких журналах может весьма негативно сказаться на репутации ученого и организации, а также не оправдать ожиданий по индексированию и цитированию статьи.
Описание слайда:
Список Белла При публикации результатов своего научного исследования очень важно правильно выбрать журнал. Особенно осторожными следует быть, выбирая журналы открытого доступа (Open Access). Существует множество высокорейтинговых и уважаемых журналов Open Access, однако немало среди них и таких, которые нарушают издательскую этику научных публикаций, преследуя прежде всего коммерческую выгоду и пренебрегая качеством публикаций. В них отсутствует или сведено к формальному принципу рецензирование статей, наблюдается ускоренный цикл их публикации без должного редактирования. Публикация в таких журналах может весьма негативно сказаться на репутации ученого и организации, а также не оправдать ожиданий по индексированию и цитированию статьи.

Слайд 38





Что и как исследовали?
Выборка
Методы
Контроли
Статистика
Выводы
Описание слайда:
Что и как исследовали? Выборка Методы Контроли Статистика Выводы

Слайд 39





Выборка
ВЫБОРКА - это число исследуемых образцов/людей/животных.
��Главное, что выборка должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ, т.е. отражать все характеристики исследуемой группы.
�� А еще она должна быть ДОСТАТОЧНОЙ для реализации цели исследования, чтобы сократить влияние случайных событий.
��В зависимости от того, что и как мы изучаем, достаточная и репрезентативная выборка может быть разной.
Если мы ищем редкие явления, то выборка должна быть больше.
Если что-то частое - меньше.
Описание слайда:
Выборка ВЫБОРКА - это число исследуемых образцов/людей/животных. ��Главное, что выборка должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ, т.е. отражать все характеристики исследуемой группы. �� А еще она должна быть ДОСТАТОЧНОЙ для реализации цели исследования, чтобы сократить влияние случайных событий. ��В зависимости от того, что и как мы изучаем, достаточная и репрезентативная выборка может быть разной. Если мы ищем редкие явления, то выборка должна быть больше. Если что-то частое - меньше.

Слайд 40





Методы
Метод должен быть АДЕКВАТНЫМ

Соответствовать цели исследования
Количественный (есть/нет?) или качественный (сколько?)

Достаточно чувствительный
Как хорошо метод определяет то, что должен?

Достаточно специфичный
Способность метода определять то и только то, для чего он предназначен

Воспроизводимый
Любой должен иметь возможность метод повторить и получить тот же результат
Описание слайда:
Методы Метод должен быть АДЕКВАТНЫМ Соответствовать цели исследования Количественный (есть/нет?) или качественный (сколько?) Достаточно чувствительный Как хорошо метод определяет то, что должен? Достаточно специфичный Способность метода определять то и только то, для чего он предназначен Воспроизводимый Любой должен иметь возможность метод повторить и получить тот же результат

Слайд 41





КОНТРОЛИ
КОНТРОЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ

Если вы видите, что в исследовании нет контролей, то можно его не читать.
Мы НЕ ЗНАЕМ что получили исследовтели – ложно+ ложно- или верный результат.
Контроли исключают/проявляют ошибки, артефакты.
Описание слайда:
КОНТРОЛИ КОНТРОЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ Если вы видите, что в исследовании нет контролей, то можно его не читать. Мы НЕ ЗНАЕМ что получили исследовтели – ложно+ ложно- или верный результат. Контроли исключают/проявляют ошибки, артефакты.

Слайд 42





Адекватность выводов
Важно различать такие термины как КОРРЕЛЯЦИЯ и 
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ

После не значит вследствие!
Описание слайда:
Адекватность выводов Важно различать такие термины как КОРРЕЛЯЦИЯ и ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ После не значит вследствие!

Слайд 43





Как читать статью?
ЦЕЛИКОМ!
Когда наберете достаточно опыта, то сможете быстро проводить оценку по схеме
Абстракт 
Графики/картинки с подписями
Обсуждения
Выводы
НО! Часто о качестве исследования можно судить по материалам и методам, а о мотивах авторов – по вступлению, так что читать все равно лучше всё!
Описание слайда:
Как читать статью? ЦЕЛИКОМ! Когда наберете достаточно опыта, то сможете быстро проводить оценку по схеме Абстракт Графики/картинки с подписями Обсуждения Выводы НО! Часто о качестве исследования можно судить по материалам и методам, а о мотивах авторов – по вступлению, так что читать все равно лучше всё!

Слайд 44





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию