🗊Презентация Клиническая психология

Нажмите для полного просмотра!
Клиническая психология, слайд №1Клиническая психология, слайд №2Клиническая психология, слайд №3Клиническая психология, слайд №4Клиническая психология, слайд №5Клиническая психология, слайд №6Клиническая психология, слайд №7Клиническая психология, слайд №8Клиническая психология, слайд №9Клиническая психология, слайд №10Клиническая психология, слайд №11Клиническая психология, слайд №12Клиническая психология, слайд №13Клиническая психология, слайд №14Клиническая психология, слайд №15Клиническая психология, слайд №16Клиническая психология, слайд №17Клиническая психология, слайд №18Клиническая психология, слайд №19Клиническая психология, слайд №20Клиническая психология, слайд №21Клиническая психология, слайд №22Клиническая психология, слайд №23Клиническая психология, слайд №24Клиническая психология, слайд №25Клиническая психология, слайд №26Клиническая психология, слайд №27Клиническая психология, слайд №28Клиническая психология, слайд №29Клиническая психология, слайд №30Клиническая психология, слайд №31

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Клиническая психология. Доклад-сообщение содержит 31 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Тема:    Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
Лекция №6 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 37.05.01 Клиническая психология

Кандидат психологических наук, доцент Попенко Н.В.

Красноярск 2017
Описание слайда:
Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Тема: Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия Лекция №6 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 37.05.01 Клиническая психология Кандидат психологических наук, доцент Попенко Н.В. Красноярск 2017

Слайд 2





План лекции:
Актуальность
Основные положения межполушарной асимметрии мозга
Современные направления в нейропсихологии
Симптом дископии-дизграфии
Вывод
Описание слайда:
План лекции: Актуальность Основные положения межполушарной асимметрии мозга Современные направления в нейропсихологии Симптом дископии-дизграфии Вывод

Слайд 3






Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. 
Несмотря на сравнительно длительную историю изучения данной проблемы (ее начало можно отнести к 1861 году, когда П.Брока открыл «центр» речевой моторики в левом полушарии головного мозга) и огромное количество современных публикаций по различным ее аспектам (биологическим, морфологическим, физиологическим, экспериментально-психологическим, клиническим, лингвистическим и др.), сколько-нибудь законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающей действие как генетических, так и социокультурных факторов в ее формировании, пока не существует.
Описание слайда:
Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Несмотря на сравнительно длительную историю изучения данной проблемы (ее начало можно отнести к 1861 году, когда П.Брока открыл «центр» речевой моторики в левом полушарии головного мозга) и огромное количество современных публикаций по различным ее аспектам (биологическим, морфологическим, физиологическим, экспериментально-психологическим, клиническим, лингвистическим и др.), сколько-нибудь законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающей действие как генетических, так и социокультурных факторов в ее формировании, пока не существует.

Слайд 4






В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это анатомические, физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.
Описание слайда:
В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это анатомические, физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

Слайд 5






При оценке размеров и площадей полей новой коры левого и правого полушарий установлено: общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа.
 В нижнетеменных областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. 
У правшей при очень высокой вариабельности борозд и извилин в левом и правом полушариях задняя оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом.
 Отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях.
Описание слайда:
При оценке размеров и площадей полей новой коры левого и правого полушарий установлено: общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. У правшей при очень высокой вариабельности борозд и извилин в левом и правом полушариях задняя оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом. Отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях.

Слайд 6





Анатомическая асимметрия коры мозга человека: А – Сильвиева борозда,  которая определяет верхнюю границу височной доли (1), поднимается более круто в правом полушарии по сравнению с левым; 2 – височная область; Б – верхняя часть височной доли (1) обычно значительно больше в левом полушарии по сравнению с правым. Эта область в левом полушарии составляет часть зоны Вернике (2),  играющей важную роль в мозговой организации речевых процессов
Описание слайда:
Анатомическая асимметрия коры мозга человека: А – Сильвиева борозда, которая определяет верхнюю границу височной доли (1), поднимается более круто в правом полушарии по сравнению с левым; 2 – височная область; Б – верхняя часть височной доли (1) обычно значительно больше в левом полушарии по сравнению с правым. Эта область в левом полушарии составляет часть зоны Вернике (2), играющей важную роль в мозговой организации речевых процессов

Слайд 7






Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне выявило латеральные различия. Размеры нейронов III-го и IV-гo слоев в 44-м и 45-м полях в левом полушарии больше, чем в правом; размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.
Описание слайда:
Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне выявило латеральные различия. Размеры нейронов III-го и IV-гo слоев в 44-м и 45-м полях в левом полушарии больше, чем в правом; размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.

Слайд 8






Морфологическое различие в организации левого и правого таламуса, а также левого и правого хвостатого ядра. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в ядрах таламуса, связанных с речевыми функциями (например, заднем латеральном ядре, которое имеет проекции к задней височно-теменной и к нижнетеменной коре).
Таким образом, различия между полушариями существуют и являются структурной основой функциональных различий.
Описание слайда:
Морфологическое различие в организации левого и правого таламуса, а также левого и правого хвостатого ядра. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в ядрах таламуса, связанных с речевыми функциями (например, заднем латеральном ядре, которое имеет проекции к задней височно-теменной и к нижнетеменной коре). Таким образом, различия между полушариями существуют и являются структурной основой функциональных различий.

Слайд 9






При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит уменьшение правополушарного доминирования реакции активации или смена правополушарного доминирования на левополушарное. 
Важное место в физиологических исследованиях проблемы функциональной асимметрии полушарий занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП).
Описание слайда:
При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит уменьшение правополушарного доминирования реакции активации или смена правополушарного доминирования на левополушарное. Важное место в физиологических исследованиях проблемы функциональной асимметрии полушарий занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП).

Слайд 10






Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий. К ним относятся данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария (преимущественно у правшей), факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций.
Описание слайда:
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий. К ним относятся данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария (преимущественно у правшей), факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций.

Слайд 11






Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Не во всех случаях эти функции совпадают и возникновение афазии при поражении левого полушария наблюдается не только у правшей, но и у некоторых левшей и амбидекстров.
Описание слайда:
Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Не во всех случаях эти функции совпадают и возникновение афазии при поражении левого полушария наблюдается не только у правшей, но и у некоторых левшей и амбидекстров.

Слайд 12






Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов, направленных на «расщепление мозга».
Описание слайда:
Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов, направленных на «расщепление мозга».

Слайд 13





Развитие теории межполушарной асимметрии мозга происходило в несколько этапов. 
На первом этапе ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга; при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других высших психических функций, связанных с ней.
Описание слайда:
Развитие теории межполушарной асимметрии мозга происходило в несколько этапов. На первом этапе ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга; при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других высших психических функций, связанных с ней.

Слайд 14






На смену концепции абсолютной доминантности левого полушария пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.
Описание слайда:
На смену концепции абсолютной доминантности левого полушария пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.

Слайд 15






Основные положения межполушарной асимметрии мозга: 
Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.
Описание слайда:
Основные положения межполушарной асимметрии мозга: Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.

Слайд 16






К моторной асимметрии относятся ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).
Описание слайда:
К моторной асимметрии относятся ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

Слайд 17






2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.
Описание слайда:
2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

Слайд 18






3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.
Описание слайда:
3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

Слайд 19





В современной нейропсихологии -два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. 
Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.
Описание слайда:
В современной нейропсихологии -два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.

Слайд 20






реализуется преимущественно структурами левого полушария:
 - отсроченное воспроизведение запоминаемого материала 
 - произвольный уровень управления психическими функциями 
Правое полушарие:
 - непроизвольный, автоматизированный 
 - непосредственного воспроизведения
Описание слайда:
реализуется преимущественно структурами левого полушария: - отсроченное воспроизведение запоминаемого материала - произвольный уровень управления психическими функциями Правое полушарие: - непроизвольный, автоматизированный - непосредственного воспроизведения

Слайд 21






Вторым направлением изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.
Описание слайда:
Вторым направлением изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

Слайд 22






Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных и прежде всего высших психических функций. 
Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами.
Описание слайда:
Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных и прежде всего высших психических функций. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами.

Слайд 23






Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело.
Операция по перерезке комиссур (главным образом – мозолистого тела) была разработана американскими нейрохирургами с целью хирургического лечения эпилепсии. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования.
Описание слайда:
Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. Операция по перерезке комиссур (главным образом – мозолистого тела) была разработана американскими нейрохирургами с целью хирургического лечения эпилепсии. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования.

Слайд 24






После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Эти данные  послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга».
Описание слайда:
После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Эти данные послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга».

Слайд 25






Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга (т.е. подаваемые в правое поле зрения или на правую руку), опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия – это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т.е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.
Описание слайда:
Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга (т.е. подаваемые в правое поле зрения или на правую руку), опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия – это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т.е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.

Слайд 26






Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое полушарие) или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие) больной может прочесть и написать правильно. 
Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.).
Описание слайда:
Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое полушарие) или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие) больной может прочесть и написать правильно. Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.).

Слайд 27






Симптом дископии–дизграфии. 
До операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой – лучше, и левой – хуже), то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу
Описание слайда:
Симптом дископии–дизграфии. До операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой – лучше, и левой – хуже), то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу

Слайд 28


Клиническая психология, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Вывод:
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т.е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.
Описание слайда:
Вывод: В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т.е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.

Слайд 30





Литература
 
1. Нейропсихология [Электронный ресурс] : учебник. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21728 	Е. Д. Хомская	СПб. : Питер, 2014.	
2. Нейропсихология : учебник 	Е. Д. Хомская	СПб. : Питер, 2012.
Дополнительная
1. Нейропсихолог в реабилитации и образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/69919/ 	ред. М. С. Дименштейн	М. : Теревинф, 2015.	
	
2. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=26278 	Ю. В. Микадзе	СПб. : Питер, 2013.	
	
3. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие 	Ю. В. Микадзе	СПб. : Питер, 2013.
Описание слайда:
Литература 1. Нейропсихология [Электронный ресурс] : учебник. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21728 Е. Д. Хомская СПб. : Питер, 2014. 2. Нейропсихология : учебник Е. Д. Хомская СПб. : Питер, 2012. Дополнительная 1. Нейропсихолог в реабилитации и образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/69919/ ред. М. С. Дименштейн М. : Теревинф, 2015. 2. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=26278 Ю. В. Микадзе СПб. : Питер, 2013. 3. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие Ю. В. Микадзе СПб. : Питер, 2013.

Слайд 31






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию