🗊Презентация Коррекция когнитивной дизорфографии

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №1Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №2Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №3Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №4Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №5Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №6Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №7Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №8Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №9Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №10Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №11Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №12Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №13Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №14Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №15Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №16Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №17Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №18Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №19Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №20Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №21Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №22Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №23Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №24Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №25Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №26Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №27Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №28Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №29Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №30Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №31Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №32Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №33Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №34Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №35Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №36Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №37Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №38Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №39Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №40Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №41Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №42Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №43Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №44Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №45Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №46Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №47Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №48Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №49Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №50Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №51Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №52Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №53Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №54Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №55Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №56Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №57Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №58Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №59Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №60Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №61Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №62Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №63Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №64Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №65Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №66Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №67Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №68Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №69Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №70Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №71Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №72Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №73Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №74Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №75Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №76Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №77Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №78Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №79Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №80Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №81Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №82Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №83Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №84Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №85Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №86Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №87Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №88Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №89Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №90Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №91Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №92Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №93Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №94Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №95Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №96Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №97Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №98Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №99Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №100Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №101

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Коррекция когнитивной дизорфографии. Доклад-сообщение содержит 101 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций
О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент
О.В. Елецкая: логопедам: 
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Описание слайда:
Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент О.В. Елецкая: логопедам: https://vk.com/eletskaya_olga olga_eletskaya@mail.ru

Слайд 2





Когнитивные компоненты формирования орфографического навыка письма
Описание слайда:
Когнитивные компоненты формирования орфографического навыка письма

Слайд 3





Кратковременная слухоречевая память
обеспечивает удержание временной последовательности языковых единиц, подлежащих записи.
Описание слайда:
Кратковременная слухоречевая память обеспечивает удержание временной последовательности языковых единиц, подлежащих записи.

Слайд 4





Долговременная память
делает возможным запоминание и воспроизведение правильного написания словарных слов, употребления морфем в соответствии с принципом единообразия. На её основе осуществляется сохранение формулировок орфограмм и воспроизведение алгоритма выполнения орфографического действия.
Описание слайда:
Долговременная память делает возможным запоминание и воспроизведение правильного написания словарных слов, употребления морфем в соответствии с принципом единообразия. На её основе осуществляется сохранение формулировок орфограмм и воспроизведение алгоритма выполнения орфографического действия.

Слайд 5





В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание.
В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание.
Описание слайда:
В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание.

Слайд 6





Слуховая память
обеспечивает запоминание на слух фонем в морфемах.
Описание слайда:
Слуховая память обеспечивает запоминание на слух фонем в морфемах.

Слайд 7





Зрительная память
проявляет себя в процессе письма и при списывании.
Описание слайда:
Зрительная память проявляет себя в процессе письма и при списывании.

Слайд 8





Речедвигательная память
опирается на проговаривание, в результате которого фонемный образ  слова  запечатлевается в движениях органов артикуляции, задействована  при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Описание слайда:
Речедвигательная память опирается на проговаривание, в результате которого фонемный образ слова запечатлевается в движениях органов артикуляции, задействована при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Слайд 9





Моторная память
формируется в процессе многократной записи одного и того же слова учеником.
Описание слайда:
Моторная память формируется в процессе многократной записи одного и того же слова учеником.

Слайд 10





Борис Герасимович Ананьев (1907-1972)
Фактов, свидетельствующих о важной роли памяти в успешности школьного обучения, накоплено достаточно много. 
Б.Г. Ананьев выделял память как важнейший компонент способности к усвоению знаний  - обучаемости. Процесс обучения невозможен без соответствующего уровня развития памяти. Особую роль играют смысловые уровни памяти, то есть способности к переработке информации.
Описание слайда:
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) Фактов, свидетельствующих о важной роли памяти в успешности школьного обучения, накоплено достаточно много. Б.Г. Ананьев выделял память как важнейший компонент способности к усвоению знаний - обучаемости. Процесс обучения невозможен без соответствующего уровня развития памяти. Особую роль играют смысловые уровни памяти, то есть способности к переработке информации.

Слайд 11





К подростковому возрасту ученики начинают овладевать некоторыми приёмами организации и управления информацией, пользоваться важным приёмом запоминания – классификацией. 
К подростковому возрасту ученики начинают овладевать некоторыми приёмами организации и управления информацией, пользоваться важным приёмом запоминания – классификацией. 
Приёмы систематизации и структурирования когнитивного материала ученики применяют не только во время запоминания, но и при воспроизведении материала.
Описание слайда:
К подростковому возрасту ученики начинают овладевать некоторыми приёмами организации и управления информацией, пользоваться важным приёмом запоминания – классификацией. К подростковому возрасту ученики начинают овладевать некоторыми приёмами организации и управления информацией, пользоваться важным приёмом запоминания – классификацией. Приёмы систематизации и структурирования когнитивного материала ученики применяют не только во время запоминания, но и при воспроизведении материала.

Слайд 12





Одним из необходимых условий успешной реализации письма как деятельности является полноценная способность к концентрации, распределению и переключению внимания. 
Одним из необходимых условий успешной реализации письма как деятельности является полноценная способность к концентрации, распределению и переключению внимания.
Описание слайда:
Одним из необходимых условий успешной реализации письма как деятельности является полноценная способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Одним из необходимых условий успешной реализации письма как деятельности является полноценная способность к концентрации, распределению и переключению внимания.

Слайд 13





Внимание обеспечивает процесс самоконтроля за выполнением письма, возможность коррекции неправильно выполненных действий. Неполноценность внимания может являться причиной низкого качества, как самого процесса записи, так и письменной продукции. 
Внимание обеспечивает процесс самоконтроля за выполнением письма, возможность коррекции неправильно выполненных действий. Неполноценность внимания может являться причиной низкого качества, как самого процесса записи, так и письменной продукции.
Описание слайда:
Внимание обеспечивает процесс самоконтроля за выполнением письма, возможность коррекции неправильно выполненных действий. Неполноценность внимания может являться причиной низкого качества, как самого процесса записи, так и письменной продукции. Внимание обеспечивает процесс самоконтроля за выполнением письма, возможность коррекции неправильно выполненных действий. Неполноценность внимания может являться причиной низкого качества, как самого процесса записи, так и письменной продукции.

Слайд 14





Активное усвоение материала требует внимания к заданиям учителя, формулировкам правил и упражнений. Для этого необходимо напряжение воли учащихся. 
Активное усвоение материала требует внимания к заданиям учителя, формулировкам правил и упражнений. Для этого необходимо напряжение воли учащихся.
Описание слайда:
Активное усвоение материала требует внимания к заданиям учителя, формулировкам правил и упражнений. Для этого необходимо напряжение воли учащихся. Активное усвоение материала требует внимания к заданиям учителя, формулировкам правил и упражнений. Для этого необходимо напряжение воли учащихся.

Слайд 15





В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях.
В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях.
Описание слайда:
В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях. В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях.

Слайд 16





Необходимым условием для формирования орфографического навыка письма является развитие у детей абстрактного мышления, «символических» способов деятельности, которые появляются при постепенном переводе детей от конкретных, предметно-практических способов действия к абстрактным. 
Необходимым условием для формирования орфографического навыка письма является развитие у детей абстрактного мышления, «символических» способов деятельности, которые появляются при постепенном переводе детей от конкретных, предметно-практических способов действия к абстрактным.
Описание слайда:
Необходимым условием для формирования орфографического навыка письма является развитие у детей абстрактного мышления, «символических» способов деятельности, которые появляются при постепенном переводе детей от конкретных, предметно-практических способов действия к абстрактным. Необходимым условием для формирования орфографического навыка письма является развитие у детей абстрактного мышления, «символических» способов деятельности, которые появляются при постепенном переводе детей от конкретных, предметно-практических способов действия к абстрактным.

Слайд 17





К моменту перехода в среднюю школу у детей должно быть сформировано понятийное логическое мышление. «Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации… Ребёнок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями родов и классов. Если ребёнок не овладевает операцией категоризации, то его понятийное мышление не формируется. 
К моменту перехода в среднюю школу у детей должно быть сформировано понятийное логическое мышление. «Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации… Ребёнок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями родов и классов. Если ребёнок не овладевает операцией категоризации, то его понятийное мышление не формируется.
Описание слайда:
К моменту перехода в среднюю школу у детей должно быть сформировано понятийное логическое мышление. «Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации… Ребёнок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями родов и классов. Если ребёнок не овладевает операцией категоризации, то его понятийное мышление не формируется. К моменту перехода в среднюю школу у детей должно быть сформировано понятийное логическое мышление. «Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации… Ребёнок переходит к оперированию объектами не как самостоятельными сущностями, а как представителями родов и классов. Если ребёнок не овладевает операцией категоризации, то его понятийное мышление не формируется.

Слайд 18





«При этом сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления… Ребёнок, зная правила, не умеет их использовать для решения орфографических задач, не видит области их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные, а тем более в частично трансформированные ситуации». Кроме того, такой ребёнок не в состоянии «преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата. Усваиваемые знания не систематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением учебных задач».
«При этом сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления… Ребёнок, зная правила, не умеет их использовать для решения орфографических задач, не видит области их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные, а тем более в частично трансформированные ситуации». Кроме того, такой ребёнок не в состоянии «преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата. Усваиваемые знания не систематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением учебных задач».
Описание слайда:
«При этом сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления… Ребёнок, зная правила, не умеет их использовать для решения орфографических задач, не видит области их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные, а тем более в частично трансформированные ситуации». Кроме того, такой ребёнок не в состоянии «преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата. Усваиваемые знания не систематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением учебных задач». «При этом сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления… Ребёнок, зная правила, не умеет их использовать для решения орфографических задач, не видит области их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные, а тем более в частично трансформированные ситуации». Кроме того, такой ребёнок не в состоянии «преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата. Усваиваемые знания не систематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением учебных задач».

Слайд 19





Роль алгоритмического мышления в овладении навыком орфографически правильного письма
Описание слайда:
Роль алгоритмического мышления в овладении навыком орфографически правильного письма

Слайд 20





В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению. Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке.
В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению. Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке.
Описание слайда:
В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению. Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке. В процессе овладения школьными навыками важная роль принадлежит алгоритмическому мышлению. Алгоритмическое мышление позволяет рационализировать путь к решению орфографической задачи и проявляется в умении учащихся оперировать индуктивными и дедуктивными методами мыслительных операций при анализе своих затруднений в работе, использовать метод формализации намерений по решению задачи вплоть до записи на алгоритмическом языке.

Слайд 21





Теоретические положения и принципы коррекционно-развивающего обучения
Описание слайда:
Теоретические положения и принципы коррекционно-развивающего обучения

Слайд 22





Система логопедической работы по коррекции дизорфографии
Описание слайда:
Система логопедической работы по коррекции дизорфографии

Слайд 23





Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций
Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций
Описание слайда:
Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций Предупреждение и коррекция дизорфографии в структуре которой преобладает недостаточность когнитивных функций

Слайд 24





Цель логопедической работы 
являлось совершенствование у детей процессов
внимания,
памяти и 
мышления.
Описание слайда:
Цель логопедической работы являлось совершенствование у детей процессов внимания, памяти и мышления.

Слайд 25





Задачи логопедической работы:
1. Формирование у школьников полимодальных стратегий запоминания, сохранения и воспроизводства языковых единиц, значимых для создания полноценного орфографического навыка письма.
2.	Развитие произвольности, переключаемости внимания, способности к его концентрации.
3.	Развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультанного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции.
	Дополнительные направления работы были посвящены совершенствованию речевого развития и произвольных языковых способностей  учащихся, оптимизации состояния  у них компонентов учебной деятельности, формированию мотивов познавательной деятельности.
Описание слайда:
Задачи логопедической работы: 1. Формирование у школьников полимодальных стратегий запоминания, сохранения и воспроизводства языковых единиц, значимых для создания полноценного орфографического навыка письма. 2. Развитие произвольности, переключаемости внимания, способности к его концентрации. 3. Развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультанного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции. Дополнительные направления работы были посвящены совершенствованию речевого развития и произвольных языковых способностей учащихся, оптимизации состояния у них компонентов учебной деятельности, формированию мотивов познавательной деятельности.

Слайд 26





Психокоррекционная работа  по совершенствованию памяти и внимания осуществлялась в следующих направлениях:
создание у школьников установки на запоминание; 
формирование осознания разницы между кратковременным и долговременным запоминанием; 
формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов; 
формирование кинестетической референтной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов; 
формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов; 
формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий; 
формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации;
развитие концентрации внимания; 
увеличение его объёма, совершенствование его распределения и переключаемости.
Описание слайда:
Психокоррекционная работа по совершенствованию памяти и внимания осуществлялась в следующих направлениях: создание у школьников установки на запоминание; формирование осознания разницы между кратковременным и долговременным запоминанием; формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов; формирование кинестетической референтной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов; формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов; формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий; формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации; развитие концентрации внимания; увеличение его объёма, совершенствование его распределения и переключаемости.

Слайд 27





В процессе освоения орфографии задействованы механизмы памяти
Нарушения в системе невербальной долговременной памяти влияют на развитие такой функции, как имитация поведенческих последовательностей, которая служит инструментом для обучения новым формам деятельности.
Описание слайда:
В процессе освоения орфографии задействованы механизмы памяти Нарушения в системе невербальной долговременной памяти влияют на развитие такой функции, как имитация поведенческих последовательностей, которая служит инструментом для обучения новым формам деятельности.

Слайд 28






Значение вербальной долговременной памяти в освоении орфографии особенно заметно при формировании навыков правописания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне.
Описание слайда:
Значение вербальной долговременной памяти в освоении орфографии особенно заметно при формировании навыков правописания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне.

Слайд 29





По мере усложнения школьной программы в  словаре учащихся появляются новые «трудные» слова
термины;
слова с отвлечённым значением;
исключения из правил, написание которых вызывает определённые сомнения;
слова, выбор написания которых сложно или невозможно подвести под тот или иной алгоритм решения орфографической задачи.
Описание слайда:
По мере усложнения школьной программы в словаре учащихся появляются новые «трудные» слова термины; слова с отвлечённым значением; исключения из правил, написание которых вызывает определённые сомнения; слова, выбор написания которых сложно или невозможно подвести под тот или иной алгоритм решения орфографической задачи.

Слайд 30





Особую трудность у школьников с дизорфографией вызывает 
удержание в памяти инструкции к письменным заданиям,
алгоритма решения учебных и орфографических задач.
Описание слайда:
Особую трудность у школьников с дизорфографией вызывает удержание в памяти инструкции к письменным заданиям, алгоритма решения учебных и орфографических задач.

Слайд 31





1. Создание у школьников установки на запоминание
Описание слайда:
1. Создание у школьников установки на запоминание

Слайд 32





А) Дети знакомятся с термином «установка на запоминание» (поставить цель запомнить что-либо) и проверяли, помогает ли постановка такой цели запоминанию
Для этого они сравнивают результаты выполнения двух заданий:
выполненных с установкой на запоминании
без установки неё 
и убеждаются в том, что результаты выполнения первого задания лучше, чем второго.
Описание слайда:
А) Дети знакомятся с термином «установка на запоминание» (поставить цель запомнить что-либо) и проверяли, помогает ли постановка такой цели запоминанию Для этого они сравнивают результаты выполнения двух заданий: выполненных с установкой на запоминании без установки неё и убеждаются в том, что результаты выполнения первого задания лучше, чем второго.

Слайд 33





Б) Выясняется, что и с какой целью необходимо запоминать на логопедическом занятии 
(орфографические правила; 
словарные слова для того, чтобы безошибочно писать;
инструкцию к заданию для того, чтобы правильно и быстро его выполнять, не переспрашивая у товарищей и логопеда.
Описание слайда:
Б) Выясняется, что и с какой целью необходимо запоминать на логопедическом занятии (орфографические правила; словарные слова для того, чтобы безошибочно писать; инструкцию к заданию для того, чтобы правильно и быстро его выполнять, не переспрашивая у товарищей и логопеда.

Слайд 34





2) Формирование осознания разницы между кратковременным и долговременным запоминанием
Описание слайда:
2) Формирование осознания разницы между кратковременным и долговременным запоминанием

Слайд 35






Для того чтобы школьники могли понимать разницу между кратковременным и долговременным запоминанием, с ними проводится беседа, в ходе которой выяснялось, всю ли информацию, получаемую на занятиях, необходимо запоминать навсегда.
Описание слайда:
Для того чтобы школьники могли понимать разницу между кратковременным и долговременным запоминанием, с ними проводится беседа, в ходе которой выяснялось, всю ли информацию, получаемую на занятиях, необходимо запоминать навсегда.

Слайд 36





Уточняется, что 
содержание заданий необходимо помнить только до конца их выполнения;
предложения для зрительных и слуховых диктантов достаточно удерживать в памяти лишь настолько, чтобы успеть их записать;
нет необходимости хранить в памяти номера страниц, упражнений или помнить, сколько раз на занятии было написано то или иное слово;
орфографические правила, написание словарных слов, понятия и термины, алфавит запоминаются навсегда.
Описание слайда:
Уточняется, что содержание заданий необходимо помнить только до конца их выполнения; предложения для зрительных и слуховых диктантов достаточно удерживать в памяти лишь настолько, чтобы успеть их записать; нет необходимости хранить в памяти номера страниц, упражнений или помнить, сколько раз на занятии было написано то или иное слово; орфографические правила, написание словарных слов, понятия и термины, алфавит запоминаются навсегда.

Слайд 37





А) Логопед подводит школьников к ответу на вопрос: 
«Как определить, что надо запоминать на короткое время, а что – «на всю жизнь»?
Описание слайда:
А) Логопед подводит школьников к ответу на вопрос: «Как определить, что надо запоминать на короткое время, а что – «на всю жизнь»?

Слайд 38





Б) В ходе беседы, «выводятся» основные законы, по которым живёт память
«Ребята, вас когда-нибудь «подводила» память»? 
Школьники вспоминают случаи из жизни, когда при ответе у доски неожиданно забывалась какая-либо строчка или слово из стихотворения или правила. 
«А как вы думаете, по чьей вине так происходит? Может, ученик недостаточно хорошо выучил урок? Или это память «ведёт» себя не по правилам и ставит человека в затруднительное положение?»
Описание слайда:
Б) В ходе беседы, «выводятся» основные законы, по которым живёт память «Ребята, вас когда-нибудь «подводила» память»? Школьники вспоминают случаи из жизни, когда при ответе у доски неожиданно забывалась какая-либо строчка или слово из стихотворения или правила. «А как вы думаете, по чьей вине так происходит? Может, ученик недостаточно хорошо выучил урок? Или это память «ведёт» себя не по правилам и ставит человека в затруднительное положение?»

Слайд 39





В) Рассказ о законах, по которым живёт память
Один из законов памяти – способность забывать. О нём надо знать, с ним надо считаться.
Описание слайда:
В) Рассказ о законах, по которым живёт память Один из законов памяти – способность забывать. О нём надо знать, с ним надо считаться.

Слайд 40





Г) Знакомство школьников с одним из приёмов запоминания «на всю жизнь» -
повторение с соблюдением временных промежутков.
Описание слайда:
Г) Знакомство школьников с одним из приёмов запоминания «на всю жизнь» - повторение с соблюдением временных промежутков.

Слайд 41





Повторять заученный материал надо несколько раз: 
1) в конце занятия (в таких случаях говорят, что подводят итоги занятия);
2) перед началом выполнения домашнего задания;
3) на следующий день;
4) через три дня, через неделю, спустя месяц, время от времени.
Описание слайда:
Повторять заученный материал надо несколько раз: 1) в конце занятия (в таких случаях говорят, что подводят итоги занятия); 2) перед началом выполнения домашнего задания; 3) на следующий день; 4) через три дня, через неделю, спустя месяц, время от времени.

Слайд 42





3) Формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов
Описание слайда:
3) Формирование визуальной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов

Слайд 43





Предусматривает развитие следующих умений:
визуализировать и воспроизводить образы знакомых предметов и объектов;
запоминать, сохранять и воспроизводить ряды неречевых знаков;
формировать визуальную стратегию узнавания, удержания и воспроизведения букв, их сочетаний и  слов;
запоминать письменное задание после однократного предъявления.
Описание слайда:
Предусматривает развитие следующих умений: визуализировать и воспроизводить образы знакомых предметов и объектов; запоминать, сохранять и воспроизводить ряды неречевых знаков; формировать визуальную стратегию узнавания, удержания и воспроизведения букв, их сочетаний и слов; запоминать письменное задание после однократного предъявления.

Слайд 44





На первом этапе работы 
Логопед просит школьников представить знакомые предметы (комнату в квартире, вспомнить, какого цвета пол, занавески, обои на стенах, как выглядят другие вещи в доме).
Предлагает рассмотреть и запомнить характерные особенности внешнего вида одного из учеников. Ребёнок садится на последнюю парту, а товарищи вспоминали его приметы.
Описание слайда:
На первом этапе работы Логопед просит школьников представить знакомые предметы (комнату в квартире, вспомнить, какого цвета пол, занавески, обои на стенах, как выглядят другие вещи в доме). Предлагает рассмотреть и запомнить характерные особенности внешнего вида одного из учеников. Ребёнок садится на последнюю парту, а товарищи вспоминали его приметы.

Слайд 45





На втором этапе 
детям предлагается запоминать («сфотографировать») и воспроизводить ряды геометрических фигур различных цветов и размеров, разнообразных знаков (разноцветных звёздочек, точек, крестиков и т. п.).
Описание слайда:
На втором этапе детям предлагается запоминать («сфотографировать») и воспроизводить ряды геометрических фигур различных цветов и размеров, разнообразных знаков (разноцветных звёздочек, точек, крестиков и т. п.).

Слайд 46






Задания предъявляются на карточках, на которых изображены разноцветные звёздочки одинакового размера (три и более).
Дети запоминают и воспроизводят количество символов и порядок карточек.
Описание слайда:
Задания предъявляются на карточках, на которых изображены разноцветные звёздочки одинакового размера (три и более). Дети запоминают и воспроизводят количество символов и порядок карточек.

Слайд 47





С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения

1.	Ученик, глядя прямо вперёд, описывает всё, что видит справа и слева.
Описание слайда:
С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения 1. Ученик, глядя прямо вперёд, описывает всё, что видит справа и слева.

Слайд 48





С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения

2.	Два ученика встают справа и слева от третьего и показывают ему некоторое число пальцев. Ученик, глядя строго вперёд расфокусированным взглядом, называет число пальцев.
Описание слайда:
С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения 2. Два ученика встают справа и слева от третьего и показывают ему некоторое число пальцев. Ученик, глядя строго вперёд расфокусированным взглядом, называет число пальцев.

Слайд 49





С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения

3.	То же, что и в упражнении 2, но демонстрируются картинки с числами, буквами или значками. 
Для работы над данным упражнением используется длинный и узкий лист бумаги, в центре которого расположена зелёная точка, а справа и слева от точки – серии букв, цифр и знаков. Направив взгляд на зелёную точку, ученик запоминает, что находится справа и слева от неё, а затем воспроизводил в тетради весь набор.
Описание слайда:
С целью увеличения объёма запоминаемой информации школьникам предлагаются упражнения на расширение поля зрения 3. То же, что и в упражнении 2, но демонстрируются картинки с числами, буквами или значками. Для работы над данным упражнением используется длинный и узкий лист бумаги, в центре которого расположена зелёная точка, а справа и слева от точки – серии букв, цифр и знаков. Направив взгляд на зелёную точку, ученик запоминает, что находится справа и слева от неё, а затем воспроизводил в тетради весь набор.

Слайд 50


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51






Впоследствии, на следующем этапе школьникам предлагается то же задание, только со словами.
Описание слайда:
Впоследствии, на следующем этапе школьникам предлагается то же задание, только со словами.

Слайд 52


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53





На третьем этапе 
формируется визуальная стратегия узнавания слов. Детям предлагается поработать с  раскрашенными буквами, их сочетаниями и, наконец, со словами.
Описание слайда:
На третьем этапе формируется визуальная стратегия узнавания слов. Детям предлагается поработать с раскрашенными буквами, их сочетаниями и, наконец, со словами.

Слайд 54





Логопед просит детей вспомнить, как выглядят слова
которые они видели на вывесках (аптека, гастрономия, магазин, театр);
на упаковках с продуктами питания (макароны, молоко, шоколад, мороженое);
слова, часто употребляющиеся в повседневной и школьной жизни (расписание, классная и домашняя работа, дневник, дежурство, а также названия месяцев, дней недели, имена и фамилии друзей, родственников).
Описание слайда:
Логопед просит детей вспомнить, как выглядят слова которые они видели на вывесках (аптека, гастрономия, магазин, театр); на упаковках с продуктами питания (макароны, молоко, шоколад, мороженое); слова, часто употребляющиеся в повседневной и школьной жизни (расписание, классная и домашняя работа, дневник, дежурство, а также названия месяцев, дней недели, имена и фамилии друзей, родственников).

Слайд 55






Детям предлагается посмотреть на слово, срав-нить его с визуальным образом  этого слова для того, чтобы понять, что они идентичны. У многих детей в таком случае появляется ощущение, которое сообщает им, верно или неверно написано слово.
Описание слайда:
Детям предлагается посмотреть на слово, срав-нить его с визуальным образом этого слова для того, чтобы понять, что они идентичны. У многих детей в таком случае появляется ощущение, которое сообщает им, верно или неверно написано слово.

Слайд 56





На четвёртом этапе 
работы школьники учатся запоминать письменную инструкцию после однократного предъявления.
Описание слайда:
На четвёртом этапе работы школьники учатся запоминать письменную инструкцию после однократного предъявления.

Слайд 57





Детям предъявляются карточки, на которых написаны задания к упражнениям
Простые задания, подразумевающие последовательное выполнение двух-трёх действий в прямой последовательности: «Прочитай  слова. Спиши их. Подчеркни гласные I ряда». После однократного прочтения школьникам предлагалось воспроизвести инструкцию.
Усложненные за счёт увеличения объема задания, изменения последовательности при выполнении учебных действий: «Прочитай слова. Запиши их в таблицу в зависимости от того, какой гласный необходимо поместить в корне».
Описание слайда:
Детям предъявляются карточки, на которых написаны задания к упражнениям Простые задания, подразумевающие последовательное выполнение двух-трёх действий в прямой последовательности: «Прочитай слова. Спиши их. Подчеркни гласные I ряда». После однократного прочтения школьникам предлагалось воспроизвести инструкцию. Усложненные за счёт увеличения объема задания, изменения последовательности при выполнении учебных действий: «Прочитай слова. Запиши их в таблицу в зависимости от того, какой гласный необходимо поместить в корне».

Слайд 58





Для запоминания словарных слов используется приём «усиления» запоминаемого материала
Описание слайда:
Для запоминания словарных слов используется приём «усиления» запоминаемого материала

Слайд 59





А) Практической работе предшествует беседа, в ходе которой дети выясняют, что просто приказать памяти «запомни», как правило, бывает недостаточно
Для того чтобы запомнить написание какой-либо буквы в слове, существует надёжный приём – «усиление». Говорится о том, что «усилить» – значит сделать более сильным, выразительным и незабываемым.
В слове «конфета» трудность для написания представляет буква О. Глядя на неё, можно вообразить, что в слове «живёт» что-то кругленькое, как О, или это О сигнал какой-нибудь подаёт, или песню поёт.
Описание слайда:
А) Практической работе предшествует беседа, в ходе которой дети выясняют, что просто приказать памяти «запомни», как правило, бывает недостаточно Для того чтобы запомнить написание какой-либо буквы в слове, существует надёжный приём – «усиление». Говорится о том, что «усилить» – значит сделать более сильным, выразительным и незабываемым. В слове «конфета» трудность для написания представляет буква О. Глядя на неё, можно вообразить, что в слове «живёт» что-то кругленькое, как О, или это О сигнал какой-нибудь подаёт, или песню поёт.

Слайд 60





Б) Логопед предлагает детям придумать свои варианты «усиления» буквы О
Нарисовать в слове вместо о конфету – продолговатую, как сама буква о, только с фантиком, или нарисовать рот, который широко открыт, как будто в него кладут конфету.
Описание слайда:
Б) Логопед предлагает детям придумать свои варианты «усиления» буквы О Нарисовать в слове вместо о конфету – продолговатую, как сама буква о, только с фантиком, или нарисовать рот, который широко открыт, как будто в него кладут конфету.

Слайд 61





В) Проводится словарная работа по усилению «ошибкоопасных» мест в словарных словах
Буква О очень легко «превращается» в помидор, а буква И – это ножи, которыми можно его разрезать. Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика. Буква А в слове атмосфера как ракета, взмывает вверх. 
Рисунками, обязательно соответствовавшими смыслу слова, заменялись только те буквы, которые вызывали затруднения при написании.
Описание слайда:
В) Проводится словарная работа по усилению «ошибкоопасных» мест в словарных словах Буква О очень легко «превращается» в помидор, а буква И – это ножи, которыми можно его разрезать. Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика. Буква А в слове атмосфера как ракета, взмывает вверх. Рисунками, обязательно соответствовавшими смыслу слова, заменялись только те буквы, которые вызывали затруднения при написании.

Слайд 62






Модификация этого приёма – написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
Описание слайда:
Модификация этого приёма – написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета

Слайд 63


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №63
Описание слайда:

Слайд 64


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №64
Описание слайда:

Слайд 65


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №65
Описание слайда:

Слайд 66


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №66
Описание слайда:

Слайд 67


Коррекция когнитивной дизорфографии, слайд №67
Описание слайда:

Слайд 68





Прием, способствующий зрительному запоминанию длинных слов (велосипед, винегрет)
ребенок разбивает слово на две части;
«фотографирует» каждую из них в отдельности, установив взгляд на пропуск между частями;
«фотографирует» их обе одновременно;
вспоминая каждую часть, записывает всё слово.
Описание слайда:
Прием, способствующий зрительному запоминанию длинных слов (велосипед, винегрет) ребенок разбивает слово на две части; «фотографирует» каждую из них в отдельности, установив взгляд на пропуск между частями; «фотографирует» их обе одновременно; вспоминая каждую часть, записывает всё слово.

Слайд 69





Коллажирование
Приём заключается в создании коллажа путём наклеивания (прикрепления) на какую-либо основу различных материалов, для того чтобы последовательно раскрыть ключевые понятия осваиваемой темы.
Описание слайда:
Коллажирование Приём заключается в создании коллажа путём наклеивания (прикрепления) на какую-либо основу различных материалов, для того чтобы последовательно раскрыть ключевые понятия осваиваемой темы.

Слайд 70





А) Со школьниками проводится беседа, в ходе которой говорилось о том, что слово «коллаж» произошло от французского collage (наклеивание). 
В изобразительном искусстве словом «коллаж» обозначают приём, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а в музыке XX века – введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов.
Описание слайда:
А) Со школьниками проводится беседа, в ходе которой говорилось о том, что слово «коллаж» произошло от французского collage (наклеивание). В изобразительном искусстве словом «коллаж» обозначают приём, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а в музыке XX века – введение в сочинение стилистически чуждых фрагментов из произведений других композиторов.

Слайд 71





Б) Школьникам предлагается составить свой коллаж, наполняя его словами 
слова как одной тематической группы («Цирк», «Театр», «Путешествие» и т. п.),
слова разных тем, объединённых, например, единообразным написанием (например, буквой О или А или слова исключения из различных правил).
Например, коллаж на тему: «Театр» включал слова следующих тематических групп: время (действие, звонок, отрывок, эпизод, антракт); спектакль (режиссёр, драматург, драма, сценарий, аншлаг); артист (актёр, травести, амплуа); зрительный зал (сцена, кулисы, декорации, билет, амфитеатр, бельэтаж, ложа, зрители, овации).
Описание слайда:
Б) Школьникам предлагается составить свой коллаж, наполняя его словами слова как одной тематической группы («Цирк», «Театр», «Путешествие» и т. п.), слова разных тем, объединённых, например, единообразным написанием (например, буквой О или А или слова исключения из различных правил). Например, коллаж на тему: «Театр» включал слова следующих тематических групп: время (действие, звонок, отрывок, эпизод, антракт); спектакль (режиссёр, драматург, драма, сценарий, аншлаг); артист (актёр, травести, амплуа); зрительный зал (сцена, кулисы, декорации, билет, амфитеатр, бельэтаж, ложа, зрители, овации).

Слайд 72





Изображение отвлечённых понятий с помощью пиктограмм
Описание слайда:
Изображение отвлечённых понятий с помощью пиктограмм

Слайд 73





А) Знакомство с термином «пиктограмма». Говорится о том, что слово «пиктограмма» (от латинского pictus – нарисованный и греческого grapho – пишу) означает изображение слова рисунками, символами
Пиктограмма применяется не только при рисовании конкретных предметов (грузовик, дерево), но и отвлечённых, таких, которые не-возможно увидеть (гнев, счастье). Для того чтобы выполнить пиктограмму предмета, который не существует, надо суметь «оживить» понятие, создать его зрительный образ. Например, для того, чтобы изобразить грусть, можно нарисовать лицо плачущего ребёнка. 
Привлекается внимание школьников к тому факту, что в пиктограмме важна не техника рисунка, а то, как школьники умеют представлять «невидимые» предметы, фантазировать, понимать главную суть этих отвлечённых понятий.
Описание слайда:
А) Знакомство с термином «пиктограмма». Говорится о том, что слово «пиктограмма» (от латинского pictus – нарисованный и греческого grapho – пишу) означает изображение слова рисунками, символами Пиктограмма применяется не только при рисовании конкретных предметов (грузовик, дерево), но и отвлечённых, таких, которые не-возможно увидеть (гнев, счастье). Для того чтобы выполнить пиктограмму предмета, который не существует, надо суметь «оживить» понятие, создать его зрительный образ. Например, для того, чтобы изобразить грусть, можно нарисовать лицо плачущего ребёнка. Привлекается внимание школьников к тому факту, что в пиктограмме важна не техника рисунка, а то, как школьники умеют представлять «невидимые» предметы, фантазировать, понимать главную суть этих отвлечённых понятий.

Слайд 74





Б) Запоминание понятий и терминов м помощью пиктограмм
Логопед просит к каждому из названных слов или словосочетаний сделать рисунок, который бы помог потом вспомнить слово или словосочетание, которое зашифровывалось. Рисунки располагаются в столбик.
Описание слайда:
Б) Запоминание понятий и терминов м помощью пиктограмм Логопед просит к каждому из названных слов или словосочетаний сделать рисунок, который бы помог потом вспомнить слово или словосочетание, которое зашифровывалось. Рисунки располагаются в столбик.

Слайд 75





В) записать напротив каждого из них то понятие, которое зашифровывалось
Описание слайда:
В) записать напротив каждого из них то понятие, которое зашифровывалось

Слайд 76





4) Формирование кинестетической референтной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов
Описание слайда:
4) Формирование кинестетической референтной стратегии запоминания невербальных и вербальных образов

Слайд 77





Необходимо научиться:
ощущать изменения в окружающей обстановке и замечать их в расположении фигур предметного ряда;
оценивать правильность написания на основании ощущения гармонии-дисгармонии.
Описание слайда:
Необходимо научиться: ощущать изменения в окружающей обстановке и замечать их в расположении фигур предметного ряда; оценивать правильность написания на основании ощущения гармонии-дисгармонии.

Слайд 78





На первом этапе 
перед началом занятия в кабинете искусственно создается дисгармоничная обстановка (по полу разбрасывались бумажки, неровно расставлялись столы и стулья).
Логопед просит детей не просто заметить, но и попытаться почувствовать, что в комнате что-то вызывает дискомфорт. Для того, чтобы помочь школьникам понять  как ощущается дискомфорт, логопед спрашивает, что бы они хотели изменить в кабинете и проделывает эти изменения. Внимание детей обращается на изменения ощущений при осмотре  помещения после наведения порядка.
Описание слайда:
На первом этапе перед началом занятия в кабинете искусственно создается дисгармоничная обстановка (по полу разбрасывались бумажки, неровно расставлялись столы и стулья). Логопед просит детей не просто заметить, но и попытаться почувствовать, что в комнате что-то вызывает дискомфорт. Для того, чтобы помочь школьникам понять как ощущается дискомфорт, логопед спрашивает, что бы они хотели изменить в кабинете и проделывает эти изменения. Внимание детей обращается на изменения ощущений при осмотре помещения после наведения порядка.

Слайд 79





На втором этапе 
школьникам предлагается «сфотографировать» ряд предметов, разложенных на столе. Дети отворачиваются, а логопед меняет расположение предметов, или только делает вид, что меняет. Ученики на основе знакомого ощущения должны определить, изменилось что-либо в расположении предметов или нет, и, при необходимости, расположить предметы в нужном порядке. При выполнении упражнения логопед напоминает школьникам о необходимости зрительного припоминания картинки первоначального расположения предметов.
Описание слайда:
На втором этапе школьникам предлагается «сфотографировать» ряд предметов, разложенных на столе. Дети отворачиваются, а логопед меняет расположение предметов, или только делает вид, что меняет. Ученики на основе знакомого ощущения должны определить, изменилось что-либо в расположении предметов или нет, и, при необходимости, расположить предметы в нужном порядке. При выполнении упражнения логопед напоминает школьникам о необходимости зрительного припоминания картинки первоначального расположения предметов.

Слайд 80





На третьем этапе 
действия проводятся аналогично предыдущему упражнению, только на материале дисграмоничных рисунков. Ученики определяют, вызывает что-либо в рисунке чувство дисгармонии или нет. Затем школьники выполняют рисунки, гармоничные с их точки зрения.
Описание слайда:
На третьем этапе действия проводятся аналогично предыдущему упражнению, только на материале дисграмоничных рисунков. Ученики определяют, вызывает что-либо в рисунке чувство дисгармонии или нет. Затем школьники выполняют рисунки, гармоничные с их точки зрения.

Слайд 81





На четвёртом этапе  
школьникам предлагается исправить ошибки в тех словах, которые «плохо выглядят». В качестве речевого материала используются словарные слова, уже знакомые детям, в которых были допущены орфографические ошибки: афтомабиль, окуратна, досведания, жилезо, севодня. Используя сформированное ощущение гармонии-дисгармонии, дети определяют, где находятся ошибки, подчёркивают их и правильно записывают слова в тетрадь.
Описание слайда:
На четвёртом этапе школьникам предлагается исправить ошибки в тех словах, которые «плохо выглядят». В качестве речевого материала используются словарные слова, уже знакомые детям, в которых были допущены орфографические ошибки: афтомабиль, окуратна, досведания, жилезо, севодня. Используя сформированное ощущение гармонии-дисгармонии, дети определяют, где находятся ошибки, подчёркивают их и правильно записывают слова в тетрадь.

Слайд 82





5) Формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов
Описание слайда:
5) Формирование визуально-кинестетической стратегии запоминания правописания словарных слов

Слайд 83





1.	«Сфотографировать» словарное слово.
1.	«Сфотографировать» словарное слово.
2.	Направив движение глаз влево вверх (для правшей), постараться припомнить его зрительный образ.
3.	Сверить воспроизведённый образ слова со словарём, внести в него необходимые изменения.
4.	Записать слово, сделав перед этим движение глаз влево и вверх. 
5.	Спросить себя: «Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может, что-то нужно исправить? Вспомни ещё раз зрительный образ слова и сверь его с написанным словом».
6.	В случае если при написании допущена ошибка, сравнить его предложенным образцом. Задать себе вопрос: «Когда ты рассматриваешь слово, написанное с ошибками, чувствуешь ли ты, что что-то не так?» Отметить ошибки. 
7.	Выполнить пункты 1-6 на материале длинных слов, разбивая их при необходимости на части и «фотографируя» отдельно эти части, а также всё слово целиком.
Описание слайда:
1. «Сфотографировать» словарное слово. 1. «Сфотографировать» словарное слово. 2. Направив движение глаз влево вверх (для правшей), постараться припомнить его зрительный образ. 3. Сверить воспроизведённый образ слова со словарём, внести в него необходимые изменения. 4. Записать слово, сделав перед этим движение глаз влево и вверх. 5. Спросить себя: «Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может, что-то нужно исправить? Вспомни ещё раз зрительный образ слова и сверь его с написанным словом». 6. В случае если при написании допущена ошибка, сравнить его предложенным образцом. Задать себе вопрос: «Когда ты рассматриваешь слово, написанное с ошибками, чувствуешь ли ты, что что-то не так?» Отметить ошибки. 7. Выполнить пункты 1-6 на материале длинных слов, разбивая их при необходимости на части и «фотографируя» отдельно эти части, а также всё слово целиком.

Слайд 84





6) формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий
Описание слайда:
6) формирование умения удерживать в памяти и воспроизводить написание словарных слов с использованием полимодальных стратегий

Слайд 85





Наиболее значимые для создания полноценного орфографического навыка письма мнемические процессы и операции:

развитие невербальной долговременной памяти:
удержание в памяти последовательности событий;
уточнение ретроспективной функции (оценка прошедших событий);
уточнение проспективной функции (продумывание заранее, предвидение);
сохранение в памяти событий в процессе их развёртывания во времени (чувство времени);
развитие вербальной долговременной памяти: усиление роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным;
развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности мнемической деятельности.
Описание слайда:
Наиболее значимые для создания полноценного орфографического навыка письма мнемические процессы и операции: развитие невербальной долговременной памяти: удержание в памяти последовательности событий; уточнение ретроспективной функции (оценка прошедших событий); уточнение проспективной функции (продумывание заранее, предвидение); сохранение в памяти событий в процессе их развёртывания во времени (чувство времени); развитие вербальной долговременной памяти: усиление роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным; развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности мнемической деятельности.

Слайд 86





Прием «Полимодальный фильм»
Логопед называет ряд слов (от 5 – 6 до 10 – 12). Ученики создают модальные образы значений этих слов, по возможности с использованием различных модальностей, связывая их в единый сюжет. В момент возникновения очередного образа соответствующее слово произносится вслух, шёпотом и про себя (постепенно осваивалось произнесение только про себя). Затем, вспоминая фильм, нужно записать эти слова в том же порядке; в обратном порядке.
Описание слайда:
Прием «Полимодальный фильм» Логопед называет ряд слов (от 5 – 6 до 10 – 12). Ученики создают модальные образы значений этих слов, по возможности с использованием различных модальностей, связывая их в единый сюжет. В момент возникновения очередного образа соответствующее слово произносится вслух, шёпотом и про себя (постепенно осваивалось произнесение только про себя). Затем, вспоминая фильм, нужно записать эти слова в том же порядке; в обратном порядке.

Слайд 87





Видел-слышал
На доске заранее написаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта. Логопед говорит детям о том, что они будут читать написанные на доске 10 слов, а другие 10 слов услышат от него. Детям дается установка на запоминание и тех, и других слов. Слова из серий «видел» и «слышал» находились в ассоциативной связи. Запись открывается. Логопед проводит указкой под первым словом, школьники про себя читают его. В конце слова указка останавливалась. В этот момент логопед произносит слово из второго столбика, предназначенного для слухового запоминания. Далее указка перемещалась на второе слово из столбика «видел» и т. д. до конца списка. Затем запись закрывается. Школьники записывают слова по памяти в два столбика в любом порядке.
Описание слайда:
Видел-слышал На доске заранее написаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта. Логопед говорит детям о том, что они будут читать написанные на доске 10 слов, а другие 10 слов услышат от него. Детям дается установка на запоминание и тех, и других слов. Слова из серий «видел» и «слышал» находились в ассоциативной связи. Запись открывается. Логопед проводит указкой под первым словом, школьники про себя читают его. В конце слова указка останавливалась. В этот момент логопед произносит слово из второго столбика, предназначенного для слухового запоминания. Далее указка перемещалась на второе слово из столбика «видел» и т. д. до конца списка. Затем запись закрывается. Школьники записывают слова по памяти в два столбика в любом порядке.

Слайд 88







	ВИДЕЛ				СЛЫШАЛ
	овощи				огород
	бульдозер				борозда
	живопись				пейзаж
	Россия				революция
	вагон				вокзал		
	шофёр				шоссе
	инженер				профессия
	животное				заповедник
	Москва				столица
	растение				пшеница
Описание слайда:
ВИДЕЛ СЛЫШАЛ овощи огород бульдозер борозда живопись пейзаж Россия революция вагон вокзал шофёр шоссе инженер профессия животное заповедник Москва столица растение пшеница

Слайд 89





7) Формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации
Описание слайда:
7) Формирование стратегии запоминания словарных слов на основе ассоциации

Слайд 90





На первом этапе 
предлагается выписать из списка только те пары, в которых слова легко «подружить» между собой. 
автобус – до свидания, багаж – дорога, обед – воскресенье, картофель - кастрюля, трамвай – троллейбус, валенки – болото, театр – телефон
предлагается подумать о том, как можно связать по смыслу и остальные пары слов, 
«Валенки не предназначены для ходьбы по болоту. Договориться о походе в театр по телефо-ну».
Описание слайда:
На первом этапе предлагается выписать из списка только те пары, в которых слова легко «подружить» между собой. автобус – до свидания, багаж – дорога, обед – воскресенье, картофель - кастрюля, трамвай – троллейбус, валенки – болото, театр – телефон предлагается подумать о том, как можно связать по смыслу и остальные пары слов, «Валенки не предназначены для ходьбы по болоту. Договориться о походе в театр по телефо-ну».

Слайд 91





На втором этапе 
школьникам предлагается ряд слов, которые необходимо было запомнить, образовывая пары по простым ассоциациям. Дети получают карточки, на которых были написаны слова: аппетит, аромат, засеять, метро, изложение, соловей, мороз, каллиграфия, сорока, земледе-лие, эскалатор, иней. 
логопед говорит детям о том, что эти слова необходимо прочитать, а затем запомнить, опираясь на образованные ассоциативные пары: аппетит – аромат; засеять – земледелие; эскалатор – метро; изложение – каллиграфия; сорока – соловей; мороз – иней.
Описание слайда:
На втором этапе школьникам предлагается ряд слов, которые необходимо было запомнить, образовывая пары по простым ассоциациям. Дети получают карточки, на которых были написаны слова: аппетит, аромат, засеять, метро, изложение, соловей, мороз, каллиграфия, сорока, земледе-лие, эскалатор, иней. логопед говорит детям о том, что эти слова необходимо прочитать, а затем запомнить, опираясь на образованные ассоциативные пары: аппетит – аромат; засеять – земледелие; эскалатор – метро; изложение – каллиграфия; сорока – соловей; мороз – иней.

Слайд 92





На третьем этапе
школьники запоминают слова, образовывая пары по сложным ассоциациям:
карикатура, малина, маляр, молоток, орнамент, оттенок, портрет, равнина, секрет, сне-гирь, экипаж, экспресс, футбол, четверг, ужин.
Описание слайда:
На третьем этапе школьники запоминают слова, образовывая пары по сложным ассоциациям: карикатура, малина, маляр, молоток, орнамент, оттенок, портрет, равнина, секрет, сне-гирь, экипаж, экспресс, футбол, четверг, ужин.

Слайд 93





Неполноценность памяти у школьников с дизорфографией сочетается с недостатками внимания:
неспособностью поддерживать внимание и настойчиво выполнять задания,
неспособностью запоминать правила и инструкции и последовательно их придерживаться,
неспособностью сопротивляться влияниям отвлекающих факторов.
Описание слайда:
Неполноценность памяти у школьников с дизорфографией сочетается с недостатками внимания: неспособностью поддерживать внимание и настойчиво выполнять задания, неспособностью запоминать правила и инструкции и последовательно их придерживаться, неспособностью сопротивляться влияниям отвлекающих факторов.

Слайд 94






В процессе охарактеризованной выше работы у детей также совершенствовалась способность концентрировать и распределять внимание. Для оптимизации этих процессов проводились и специальные упражнения.
Описание слайда:
В процессе охарактеризованной выше работы у детей также совершенствовалась способность концентрировать и распределять внимание. Для оптимизации этих процессов проводились и специальные упражнения.

Слайд 95





8) Развитие концентрации внимания
Описание слайда:
8) Развитие концентрации внимания

Слайд 96





Корректурные пробы. Тест Дж. Струпа
Описание слайда:
Корректурные пробы. Тест Дж. Струпа

Слайд 97





9) Увеличение объёма внимания, совершенствование его распределения и переключаемости
Описание слайда:
9) Увеличение объёма внимания, совершенствование его распределения и переключаемости

Слайд 98






рассказывать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочерёдно знаки;
вычёркивать букву и считать удары; «сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».
Описание слайда:
рассказывать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочерёдно знаки; вычёркивать букву и считать удары; «сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».

Слайд 99





Развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультанного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции
развитие самостоятельности использования мыслительной операции в деятельности;
повышение степени адекватности мыслительной операции поставленной орфографической задаче;
повышение уровня осознанности, т. е. формированию умения наиболее полно передавать в речи всю последовательность действий, которые необходимо выполнить в соответствии с орфографическими правилами (и на их основе строить рассуждение – доказательство);
повышение уровня обобщения мыслительных операций, т. е. развитию умения применять их в решении орфографических задач нового типа.
Описание слайда:
Развитие у детей мыслительных операций анализа, синтеза (сукцессивного и симультанного), сравнения, обобщения, классификации и абстракции развитие самостоятельности использования мыслительной операции в деятельности; повышение степени адекватности мыслительной операции поставленной орфографической задаче; повышение уровня осознанности, т. е. формированию умения наиболее полно передавать в речи всю последовательность действий, которые необходимо выполнить в соответствии с орфографическими правилами (и на их основе строить рассуждение – доказательство); повышение уровня обобщения мыслительных операций, т. е. развитию умения применять их в решении орфографических задач нового типа.

Слайд 100





Логопедическая работа осуществлялась в следующих направлениях: 
совершенствование операций анализа и синтеза;
совершенствование операций сравнения и абстрагирования;
совершенствование операции обобщения;
совершенствование операции классификации.
Описание слайда:
Логопедическая работа осуществлялась в следующих направлениях: совершенствование операций анализа и синтеза; совершенствование операций сравнения и абстрагирования; совершенствование операции обобщения; совершенствование операции классификации.

Слайд 101





Благодарю за внимание
Описание слайда:
Благодарю за внимание



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию