🗊Презентация Методы диагностики когнитивной сферы

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №1Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №2Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №3Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №4Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №5Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №6Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №7Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №8Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №9Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №10Методы диагностики когнитивной сферы, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы диагностики когнитивной сферы. Доклад-сообщение содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методы диагностики когнитивной сферы
Подготовила студентка 
2 курса ФП, гр. 520671
Якунина Анна
Описание слайда:
Методы диагностики когнитивной сферы Подготовила студентка 2 курса ФП, гр. 520671 Якунина Анна

Слайд 2





1.  Методы исследования когнитивной сферы дошкольников
В услуги детского психолога входит диагностика когнитивной сферы ребенка и организация коррекционно-педагогической работы с ребенком. 
Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.
Эти особенности следует учитывать, как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов.
Следует учитывать и время, которое потребуется дня проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ре-бенком (Й. Шванцара, 1978).
Описание слайда:
1. Методы исследования когнитивной сферы дошкольников В услуги детского психолога входит диагностика когнитивной сферы ребенка и организация коррекционно-педагогической работы с ребенком. Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Эти особенности следует учитывать, как при проведении тестов, так и при интерпретации получаемых результатов. Следует учитывать и время, которое потребуется дня проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ре-бенком (Й. Шванцара, 1978).

Слайд 3





Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).
Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).
Собственно, тестовых методик для дошкольников разработано гораздо меньше, чем для детей более старшего возраста и взрослых. Рассмотрим наиболее известные и авторитетные из них.
Описание слайда:
Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними). Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними). Собственно, тестовых методик для дошкольников разработано гораздо меньше, чем для детей более старшего возраста и взрослых. Рассмотрим наиболее известные и авторитетные из них.

Слайд 4





Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д.
Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д.
К первой группе можно отнести методику А. Гезелла. А. Гезелл с коллегами разработал таблицы развития, получившие его имя. Они охватывают четыре основные сферы поведения: моторное, речевое, личностно-социальное и адаптивное. В целом с помощью таблиц Гезелла обеспечивается стандартизованная процедура для наблюдения и оценки хода развития детей в возрасте от 4 недель до 6 лет. Наблюдается игровая деятельность детей, фиксируются их реакции на игрушки и другие предметы, мимика и т. д. Эти данные дополняются сведениями, полученными от матери ребенка. В качестве критериев оценки получаемых данных Гезелл приводит подробное словесное описание типичного поведения детей разного возраста и специальные рисунки, что облегчает проведение анализа результатов обследования
Описание слайда:
Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д. Имеющиеся методы Й. Шванцара предлагает разделить на две группы: к первой принадлежат методы, направленные на диагностику общего поведения, а ко второй — определяющие его отдельные стороны, например, развитие интеллекта, моторики и т. д. К первой группе можно отнести методику А. Гезелла. А. Гезелл с коллегами разработал таблицы развития, получившие его имя. Они охватывают четыре основные сферы поведения: моторное, речевое, личностно-социальное и адаптивное. В целом с помощью таблиц Гезелла обеспечивается стандартизованная процедура для наблюдения и оценки хода развития детей в возрасте от 4 недель до 6 лет. Наблюдается игровая деятельность детей, фиксируются их реакции на игрушки и другие предметы, мимика и т. д. Эти данные дополняются сведениями, полученными от матери ребенка. В качестве критериев оценки получаемых данных Гезелл приводит подробное словесное описание типичного поведения детей разного возраста и специальные рисунки, что облегчает проведение анализа результатов обследования

Слайд 5





При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары). 
При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары). 
Более поздней по времени создания является  шкала адаптивного поведения ( ABC ), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких-либо других нарушений психики. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых, и ее бланки могут заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами — всеми, с кем контактирует ребенок.
Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение.
Описание слайда:
При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары). При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития — от моторного до личностного. Для этого используется вторая группа методик (по классификации Й. Шванцары). Более поздней по времени создания является шкала адаптивного поведения ( ABC ), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких-либо других нарушений психики. Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых, и ее бланки могут заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами — всеми, с кем контактирует ребенок. Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение.

Слайд 6





Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др.
Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др.
Методика Озерецкого получила мировое признание и в 1955 году была стандартизована американскими учеными и опубликована под названием «Шкала моторного развития Линкольн—Озерецкого» (А. Анастази, 1982).
Описание слайда:
Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др. Для диагностики моторного развития часто применятся двигательный тест Н. И. Озерецкого (Н. И. Озерецкий, 1928), разработанный в 1923 году. Он предназначен для лиц в возрасте от 4 до 16 лет. Задания расположены по возрастным уровням. Методика предназначалась для изучения моторных движений разного типа. В качестве стимульного материала используются простые материалы, такие как бумага, нитки, иголки, катушки, мячи и др. Методика Озерецкого получила мировое признание и в 1955 году была стандартизована американскими учеными и опубликована под названием «Шкала моторного развития Линкольн—Озерецкого» (А. Анастази, 1982).

Слайд 7





2. Методы изучения когнитивной сферы подростков
Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. 
К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:
 1) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного, безразличного;
 2) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 
 3) по объему и прочности знаний;
 4) по способу усвоению материала - от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
 6) по широте и глубине познавательных интересов. Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека.
Описание слайда:
2. Методы изучения когнитивной сферы подростков Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) по объему и прочности знаний; 4) по способу усвоению материала - от умения самостоятельно работать, добывать знания до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; 6) по широте и глубине познавательных интересов. Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека.

Слайд 8





Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
Методика направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.
Таблицы Шульте Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.
Описание: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последние таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Описание слайда:
Оценка внимания (по методике Мюнстенберга) Оценка внимания (по методике Мюнстенберга) Методика направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости. Таблицы Шульте Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. Описание: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последние таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Слайд 9





Изучение памяти
Изучение памяти

 Память – как форма психического отражения реализуется в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении прошлого забывании.
Методики, направленные на изучение процессов, видов памяти:
Цель: Выявить уровень сформированности опосредованной памяти.
Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет).
2. Методика «Запомни картинки» модификация теста А.Р.Лурии
Цель: Выявить уровень сформированности зрительной памяти.
Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет).
3. Методика «Запомни слова» тест А.Р.Лурии.
Цель: Выявить уровень сформированности слуховой памяти.
Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет).
Описание слайда:
Изучение памяти Изучение памяти Память – как форма психического отражения реализуется в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении прошлого забывании. Методики, направленные на изучение процессов, видов памяти: Цель: Выявить уровень сформированности опосредованной памяти. Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет). 2. Методика «Запомни картинки» модификация теста А.Р.Лурии Цель: Выявить уровень сформированности зрительной памяти. Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет). 3. Методика «Запомни слова» тест А.Р.Лурии. Цель: Выявить уровень сформированности слуховой памяти. Данная методика используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста (7-10 лет).

Слайд 10





Определение лабильности-ригидности мышления с помощью методики «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслительных процессов. Под лабильностью понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности мышления выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключении с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).
Определение лабильности-ригидности мышления с помощью методики «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслительных процессов. Под лабильностью понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности мышления выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключении с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).
Описание слайда:
Определение лабильности-ригидности мышления с помощью методики «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслительных процессов. Под лабильностью понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности мышления выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключении с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления). Определение лабильности-ригидности мышления с помощью методики «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслительных процессов. Под лабильностью понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности мышления выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключении с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).

Слайд 11





Спасибо за внимание! 
Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию