Описание слайда:
Приводит описательные характеристики психологических типов личности в русской, советской и западноевропейской культурах, а также тип перестроечной личности.
Приводит описательные характеристики психологических типов личности в русской, советской и западноевропейской культурах, а также тип перестроечной личности.
Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другим людям, Братусь предлагает 4 основных уровня в структуре личности:
Эгоцентрический. Определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе – как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, в зависимости от того помогает ли другой личному успеху или нет. Если помогает – хороший, не помогает, препятствует, затрудняет – плохой, враг.
Группоцентрический. (советская культура) Идентифицирует себя с группой, отношение к другим зависит от того, входят ли они в эту группу или нет. Группа: семья, нация, народ, класс. Если другой входит в такую группу, то он обладает свойством самоценности, достоин жалости, сострадания, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если не входит, то эти чувства могут на него не распространятся.
Просоциальный (гуманистический) (западноевропейская культура). За каждым человеком, пусть даже не входящим в мою группу, подразумевается самоценность и равенство в отношении его прав, свобод и обязанностей. Просоциальный уровень характеризуется устремленностью к достижению результатов, которые принесут благо не только ему, но и другим, незнакомым, дальним, обществу, человечеству в целом. С 3го уровня можно говорить о нравственности (на 1, 2-ом лишь о морали – эгоцентрической или групповой, корпоративной).
Духовный (эсхатологический – религиозное учение о конце света, искуплении, загробной жизни). (русская культура) Человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Это уровень в рамках которого решаются субъективные отношения с Богом, устанавливается личная формула связи с ним. В христианской традиции субъект приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и особую сакральную, божественную ценность.