🗊Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок-исследование

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №1Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №2Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №3Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №4Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №5Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №6Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №7Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №8Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №9Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №10Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №11Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №12Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №13Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №14Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №15Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №16Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №17Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №18Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №19Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  Урок-исследование, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок-исследование. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Урок-исследование
Описание слайда:
Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок-исследование

Слайд 2





Цели урока:
Последовательно преодолеть литературоведческие  уровни.
Проанализировать поэму «Мцыри».
Описание слайда:
Цели урока: Последовательно преодолеть литературоведческие уровни. Проанализировать поэму «Мцыри».

Слайд 3





1. Вступительное слово учителя
Путешествие в историю
История поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими 
предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи. 
«Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые 
 задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал 
поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том, 
как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: 
«Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему 
стихотворные произведения были звучны и торжественны. 
Торжественные эпические произведения  создавались и в России в ХVIII веке. 
Это «Россияда» и «Владимир  Возрожденный» М.М. Хераскова. К ХIХ веку жанр 
громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более
 легкие по сюжету Поэмы, к примеру «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма-
сказка, завершившая  жанровые поиски этого периода в нашей литературе. 
«Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература ХIХ века
 богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский  пленник» А.С. Пушкина,
 «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.
Описание слайда:
1. Вступительное слово учителя Путешествие в историю История поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи. «Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том, как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: «Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему стихотворные произведения были звучны и торжественны. Торжественные эпические произведения создавались и в России в ХVIII веке. Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К ХIХ веку жанр громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более легкие по сюжету Поэмы, к примеру «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма- сказка, завершившая жанровые поиски этого периода в нашей литературе. «Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература ХIХ века богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.

Слайд 4





2. Вопрос на эрудицию
Что изменил Байрон в жанре поэмы?
Описание слайда:
2. Вопрос на эрудицию Что изменил Байрон в жанре поэмы?

Слайд 5





Ответ
  «Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем:
он ввел элементы лирики;
сократил объем произведения;
уменьшил количество персонажей;
поставил во главе сюжета романтического героя.
Описание слайда:
Ответ «Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем: он ввел элементы лирики; сократил объем произведения; уменьшил количество персонажей; поставил во главе сюжета романтического героя.

Слайд 6





3. Теоретическая разминка
Поэма  (от греческого – делаю, творю) – 
лироэпическое произведение большого объема, стихотворное 
произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, 
событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и 
одновременно передает свое отношение к изображаемым 
событиям.

Вопрос для обсуждения: что общего и в чем отличие 
лироэпических жанров: баллады и поэмы?

Обоснуйте свой ответ.
Описание слайда:
3. Теоретическая разминка Поэма (от греческого – делаю, творю) – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям. Вопрос для обсуждения: что общего и в чем отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 7





4. Задание-конкурс:
«Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова»
Кто больше «накопит» 
правильных ответов?
1) Какая поэма написана 
М.Ю. Лермонтовым в 1828 году?
2) Какая поэма написана 
М.Ю. Лермонтовым в 1830 году?
3) Какая поэма написана 
М.Ю. Лермонтовым в 1832 году?
4) Какая поэма написана 
М.Ю. Лермонтовым в 1839 году?
Описание слайда:
4. Задание-конкурс: «Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова» Кто больше «накопит» правильных ответов? 1) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1828 году? 2) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1830 году? 3) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1832 году? 4) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году?

Слайд 8





5. Комментированное сопровождение учителя…
Для того чтобы грамотно проанализировать поэму 
«Мцыри», необходимо подняться по этой «литературоведческой 
пирамиде» к вершине лермонтовского  мастерства
Описание слайда:
5. Комментированное сопровождение учителя… Для того чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо подняться по этой «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства

Слайд 9





6. «Литературоведческая пирамида».
     Тематика «Мцыри»
Тематика –  это совокупность тем. 
Комментированное чтение «Мцыри».
Описание слайда:
6. «Литературоведческая пирамида». Тематика «Мцыри» Тематика – это совокупность тем. Комментированное чтение «Мцыри».

Слайд 10





7. «Литературоведческая пирамида».
     Поэтика заглавия поэмы «Мцыри».
     Запись в тетради
М.Ю. Лермонтов долго колебался при выборе заглавия 
поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи
«Бэри» (по-грузински «монах»). Но в конце концов издал под названием«Мцыри» – «неслужащий монах». В грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких.

Определите вид заглавия поэмы.
Обоснуйте свой выбор.
Описание слайда:
7. «Литературоведческая пирамида». Поэтика заглавия поэмы «Мцыри». Запись в тетради М.Ю. Лермонтов долго колебался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи «Бэри» (по-грузински «монах»). Но в конце концов издал под названием«Мцыри» – «неслужащий монах». В грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких. Определите вид заглавия поэмы. Обоснуйте свой выбор.

Слайд 11





8. «Литературоведческая пирамида».
      Жанр «Мцыри». Запись в тетради
«Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается 
изображение сложных переживаний героя, а не внешних 
событий.
Докажите текстом.

Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как
повествование от имени героя дает возможность 
наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. 
Докажите текстом.
Описание слайда:
8. «Литературоведческая пирамида». Жанр «Мцыри». Запись в тетради «Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Докажите текстом. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Докажите текстом.

Слайд 12





9. «Литературоведческая пирамида».
     Сюжет «Мцыри»
В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная 
романтическая ситуация: бегство из неволи, главный
герой – беглец.

Творческое задание. Нарисуйте схему, по которой 
развивается сюжетная линия.
Описание слайда:
9. «Литературоведческая пирамида». Сюжет «Мцыри» В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой – беглец. Творческое задание. Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.

Слайд 13





10. «Литературоведческая пирамида».
      Образ Мцыри
«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей…»
Описание слайда:
10. «Литературоведческая пирамида». Образ Мцыри «Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…» «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей…»

Слайд 14





11. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри»
Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, 
метафорами, гиперболами, риторическими 
вопросами, восклицаниями, обращениями, 
элементами фольклора.
Описание слайда:
11. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри» Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора.

Слайд 15





12. «Литературоведческая пирамида».
      Стилистические особенности «Мцыри».
      Заполните таблицу
Описание слайда:
12. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри». Заполните таблицу

Слайд 16





13. Творческий вопрос
Помогает или мешает искусство живописи  постижению вершины лермонтовского мастерства?
Описание слайда:
13. Творческий вопрос Помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства?

Слайд 17





14. Творческое задание

Определите, к каким эпизодам из 
поэмы «Мцыри» были созданы эти 
иллюстрации.
Описание слайда:
14. Творческое задание Определите, к каким эпизодам из поэмы «Мцыри» были созданы эти иллюстрации.

Слайд 18





15. Заключительное слово учителя
Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко 
идейной и высокохудожественной поэмы, о которой 
В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними 
мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар 
меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, 
однообразное падение его удивительно гармонирует с 
сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей 
натуры и трагическим положением героя поэмы».
Описание слайда:
15. Заключительное слово учителя Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко идейной и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

Слайд 19





16. Домашнее задание
Напишите собственное суждение о поэме 
М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Описание слайда:
16. Домашнее задание Напишите собственное суждение о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Слайд 20





СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию