🗊Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №1Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №2Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №3Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №4Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №5Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №6Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №7Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №8Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №9Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №10Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №11Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №12Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №13Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №14Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №15Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №16Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №17Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №18Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия»  Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ , слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ . Презентация содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ
Тема: «Синтаксическая синонимия»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Нурлат Республики Татарстан Газизова Алсу Минталиповна
Описание слайда:
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ Тема: «Синтаксическая синонимия» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Нурлат Республики Татарстан Газизова Алсу Минталиповна

Слайд 2





Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
Цель: познакомить учащихся                                   с особенностями синтаксической синонимии    и её ролью при создании текстов разных стилей.
Описание слайда:
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи Цель: познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей.

Слайд 3





Материал для наблюдения
Описание слайда:
Материал для наблюдения

Слайд 4





Ответим на вопросы:
Чем отличаются эти отрывки?
    (первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные)
Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А.С.Пушкину? Обоснуйте своё мнение.
    (А.С.Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго  текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
Описание слайда:
Ответим на вопросы: Чем отличаются эти отрывки? (первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные) Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А.С.Пушкину? Обоснуйте своё мнение. (А.С.Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

Слайд 5





Слово учителя (теоретический материал).
    Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.
Описание слайда:
Слово учителя (теоретический материал). Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.

Слайд 6






Синонимия даёт говорящему свободу выбора языковых средств. Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, анализируя текст из «Капитанской дочки» и вариант этого текста. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественности ситуации, близости грамматических значений синтаксических конструкций, близости лексического состава.
Одним из основных типов синтаксической синонимии является синонимия простых и сложных предложений. Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.
Описание слайда:
Синонимия даёт говорящему свободу выбора языковых средств. Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, анализируя текст из «Капитанской дочки» и вариант этого текста. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественности ситуации, близости грамматических значений синтаксических конструкций, близости лексического состава. Одним из основных типов синтаксической синонимии является синонимия простых и сложных предложений. Сложные предложения – признак литературной, развитой речи.

Слайд 7





Упражнение 1.   Сравните два отрывка из книги
                           А.Грешневикова «Дом под кронами».
  1.Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве: 
  Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли. Голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка. Брат научил меня стрелять. Охота моя заканчивалась нередко удачей, потому что я часто добывал доступных ворон, сорок. Ели тогда всё. С вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, просили дать им ворону или сороку. В девятом классе добыл волка. С природой я знакомился по-настоящему, сурово. И, конечно, воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.
Описание слайда:
Упражнение 1. Сравните два отрывка из книги А.Грешневикова «Дом под кронами». 1.Олег Павлович поделился со мной воспоминаниями о детстве: Тяжело вспоминать последние военные годы… Немцы ушли. Голод страшный. У нас в доме было ружьё-одностволка. Брат научил меня стрелять. Охота моя заканчивалась нередко удачей, потому что я часто добывал доступных ворон, сорок. Ели тогда всё. С вороньим мясом и вода вкуснее, чем просто вода. К матери приходили соседи, просили дать им ворону или сороку. В девятом классе добыл волка. С природой я знакомился по-настоящему, сурово. И, конечно, воспоминания детства, связанные с природой, дали мне как художнику, как гражданину очень многое.

Слайд 8





Ответим на вопросы:
Что выступает в этих текстах в качестве синонимов? 
    (простые и сложные предложения)
Чем второй текст отличается от первого по смыслу? 
   (В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве.)
Описание слайда:
Ответим на вопросы: Что выступает в этих текстах в качестве синонимов? (простые и сложные предложения) Чем второй текст отличается от первого по смыслу? (В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве.)

Слайд 9





  Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми. 
Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями.
Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны. 
  (Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно).
Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. 
  (Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться.)
Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. 
  (Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей.)
Описание слайда:
Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми. Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями. Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны. (Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно). Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него. (Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться.) Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. (Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей.)

Слайд 10





   Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях. 

   Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)
Описание слайда:
Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях. Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)

Слайд 11





Упражнение 3. Прочитайте стихотворение   
                         И.С.Никитина«Ночлег в деревне»:
       Определите тип простых предложений, употреблённых в   нём. (номинативные) Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.
Описание слайда:
Упражнение 3. Прочитайте стихотворение И.С.Никитина«Ночлег в деревне»: Определите тип простых предложений, употреблённых в нём. (номинативные) Почему именно они используются поэтом? Передайте смысл этого стихотворения предложениями других типов.

Слайд 12






   (Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода.          Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете.)
Описание слайда:
(Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете.)

Слайд 13





- Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки?
   (У И.С.Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны.)
Описание слайда:
- Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки? (У И.С.Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны.)

Слайд 14





Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала
К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их.
Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.
2) Замените простые предложения сложными.
а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.
Описание слайда:
Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их. Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба. 2) Замените простые предложения сложными. а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

Слайд 15






3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:
а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.

4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения.
   Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
Описание слайда:
3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми: а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль. 4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения. Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

Слайд 16





Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной  информации как способа сжатия текста
Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.
Описание слайда:
Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной информации как способа сжатия текста Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.

Слайд 17





Задание 2: используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли.
   Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Описание слайда:
Задание 2: используя приём «свёртывания суждений», попробуйте вычленить в сложной синтаксической конструкции одну (или две) главные мысли. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям; подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха»; но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Слайд 18





Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст.
Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения. 

      1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым.
а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить.
б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.
Описание слайда:
Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст. Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения. 1)Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом жёлтым и, наконец, ослепительно белым. а) Довести до белого каления – очень сильно разозлить. б) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Слайд 19






    2) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач.
а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное.
б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии.
     3) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.
а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс.
б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.
Описание слайда:
2) Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим найти универсальный ключ к решению многих задач. а) Искать философский камень – стремиться решить невозможное. б) Выражение «искать философский камень» возникло во времена алхимии. 3) Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, всё то, что, раз начавшись, развивается всё шире и шире, изначально было введено учёными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций. а) Цепная реакция – вышедший из-под контроля процесс. б) Выражение употреблялось учёными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию