🗊Презентация Методика обучения морфемике и словообразованию

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №1Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №2Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №3Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №4Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №5Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №6Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №7Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №8Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №9Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №10Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №11Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №12Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №13Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №14Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №15Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №16Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №17Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №18Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №19Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №20Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №21Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №22Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №23Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №24Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №25Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №26Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №27Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №28Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №29Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №30Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №31Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №32Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика обучения морфемике и словообразованию. Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





морфемике и словообразованию
        Методика   обучения
Описание слайда:
морфемике и словообразованию Методика обучения

Слайд 2





План

1. Значение изучения морфемики и  словообразования в школе.
2. Принципы изучения морфемики и словообразования.
3. Содержание школьного курса морфемики и словообразования.
4. Упражнения по морфемике и словообразованию.
Описание слайда:
План 1. Значение изучения морфемики и словообразования в школе. 2. Принципы изучения морфемики и словообразования. 3. Содержание школьного курса морфемики и словообразования. 4. Упражнения по морфемике и словообразованию.

Слайд 3





Значение изучения морфемики и словообразования в школе
    Образовательное
         значение

Знакомство со струк-    Ф                   
    турой слова
Знакомство со спосо-
     бами словообразова-
     ния
Описание слайда:
Значение изучения морфемики и словообразования в школе Образовательное значение Знакомство со струк- Ф турой слова Знакомство со спосо- бами словообразова- ния

Слайд 4





Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования   способствует формированию  орфографических умений
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
лебединый                               лебедь  
истинный                             истина
2. Правописание морфем
вода   -  воды
речонка  -  реченька, плащом  -  товарищем
Описание слайда:
Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует формированию орфографических умений Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных лебединый лебедь истинный истина 2. Правописание морфем вода - воды речонка - реченька, плащом - товарищем

Слайд 5





Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования   способствует формированию  стилистических умений  (усвоению стилистической окраски аффиксов).
стилистически  нейтральные  аффиксы : 
запеть, перевести, строитель, морозный, темнеть;
аффиксы, имеющие стилистическую окраску:
- книжные:
 гуманизм, редактировать; антифашистский, архиважный,  изгнать (ср. разг. выгнать);
- разговорные:
толкотня, бедняга, толстяк; некоторые глаголы с вторичной приставкой:  поразмыслить, понавыдумывать, понаехать.
Описание слайда:
Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует формированию стилистических умений (усвоению стилистической окраски аффиксов). стилистически нейтральные аффиксы : запеть, перевести, строитель, морозный, темнеть; аффиксы, имеющие стилистическую окраску: - книжные: гуманизм, редактировать; антифашистский, архиважный, изгнать (ср. разг. выгнать); - разговорные: толкотня, бедняга, толстяк; некоторые глаголы с вторичной приставкой: поразмыслить, понавыдумывать, понаехать.

Слайд 6





Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение данного раздела способствует усвоению норм словообразования.
Словообразовательные ошибки:
    1. Мне нравится его прямота и остроумность (суффикс –ость вместо суффикса –ий  -  острумие).  
    2.  Нас отпустили погулять на два часа, а мы, заместо двух часов, гуляли до самой темноты (приставка за- вместо приставки в-).
Описание слайда:
Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение данного раздела способствует усвоению норм словообразования. Словообразовательные ошибки: 1. Мне нравится его прямота и остроумность (суффикс –ость вместо суффикса –ий - острумие). 2.  Нас отпустили погулять на два часа, а мы, заместо двух часов, гуляли до самой темноты (приставка за- вместо приставки в-).

Слайд 7





Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе
Изучение морфемики и словообразования   способствует обогащению словарного запаса 

Знакомство со значением аффиксов. 
Напр., со значением суффикса –к, называющего лицо женского пола по роду деятельности (спортсменка).  Учащиеся затем сами по модели образуют новые слова: гимназистка, пианистка и др.
Описание слайда:
Практическое значение изучения морфемики и словообразования в школе Изучение морфемики и словообразования способствует обогащению словарного запаса Знакомство со значением аффиксов. Напр., со значением суффикса –к, называющего лицо женского пола по роду деятельности (спортсменка). Учащиеся затем сами по модели образуют новые слова: гимназистка, пианистка и др.

Слайд 8





Принципы изучения морфемики и словообразования
Описание слайда:
Принципы изучения морфемики и словообразования

Слайд 9





1.  Опора на сопоставление анализа и синтеза слова (структурно­словообразовательный)

 Диктует  необходимость  в  процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.
     Состоит в обращении 
к частичному словообразовательному разбору при анализе структуры слова     и
к частичному морфемному разбору при выполнении словообразовательного анализа.
    дворник                        двор           (Слово дворник образовано от производящей основы   двор-    с помощью суффикса –ник)
Описание слайда:
1. Опора на сопоставление анализа и синтеза слова (структурно­словообразовательный) Диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования. Состоит в обращении к частичному словообразовательному разбору при анализе структуры слова и к частичному морфемному разбору при выполнении словообразовательного анализа. дворник двор (Слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник)

Слайд 10





2. Опора на мотивированность производного слова
    проявляется в том, что производное слово можно объяснить (мотивировать) другим словом, от которого оно образовано. Например, существительное правдивость образовано от прилагательного правдивый
    правдивость                   правдивый  
    правдивый — от существительного правда
    правдивый                       правда
Описание слайда:
2. Опора на мотивированность производного слова проявляется в том, что производное слово можно объяснить (мотивировать) другим словом, от которого оно образовано. Например, существительное правдивость образовано от прилагательного правдивый правдивость правдивый правдивый — от существительного правда правдивый правда

Слайд 11





2. Опора на мотивированность производного слова
   Мотивированность является важнейшим средством предупреждения бездумного механического членения производных слов, так как этот принцип требует, чтобы при членении слова в остатке оказывалось не бессмысленное сочетание звуков, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее производное слово. Напр., в слове румяный не выделяется  суффикс  – ян -,  так как  оно не  мотивировано производной основой – рум – .
Описание слайда:
2. Опора на мотивированность производного слова Мотивированность является важнейшим средством предупреждения бездумного механического членения производных слов, так как этот принцип требует, чтобы при членении слова в остатке оказывалось не бессмысленное сочетание звуков, а лексически значимая производная основа, которой можно мотивировать соответствующее производное слово. Напр., в слове румяный не выделяется суффикс – ян -, так как оно не мотивировано производной основой – рум – .

Слайд 12





3.  Исторический принцип. 
Позволяет предупредить смешение исторического и современного аспектов в анализе структуры слова.
Реализуется с помощью использования этимологического анализа, исторического комментария (исторических справок) в процессе морфемного разбора. 
ПРИВЕТ.  Общеслав. Производное от privětiti "приветствовать».
КРАСНЫЙ. Общеслав. Суф. производное от краса. Первоначально — "красивый, хороший". Соврем. значение в памятниках отмечается с начала XVI в
                              (Шанский Н.М. Школьный этимоло- 
                               гический   словарь русского языка)
Описание слайда:
3. Исторический принцип. Позволяет предупредить смешение исторического и современного аспектов в анализе структуры слова. Реализуется с помощью использования этимологического анализа, исторического комментария (исторических справок) в процессе морфемного разбора. ПРИВЕТ. Общеслав. Производное от privětiti "приветствовать». КРАСНЫЙ. Общеслав. Суф. производное от краса. Первоначально — "красивый, хороший". Соврем. значение в памятниках отмечается с начала XVI в (Шанский Н.М. Школьный этимоло- гический словарь русского языка)

Слайд 13





3.  Исторический принцип
Описание слайда:
3. Исторический принцип

Слайд 14





                     морфемики 
                  и 
     словообразования
Содержание школьного курса
Описание слайда:
морфемики и словообразования Содержание школьного курса

Слайд 15





В разделе  «Морфемика и словообразование» выделяются три группы понятий: 
 1) понятия, связанные со структурой слов: основа слова, окончание, приставка, корень, суффикс; сложное слово, сложносокращенное слово;
2) понятия, связанные с образованием слов: производящая основа, способы словообразования (словопроизводства): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение; слияние, переход одной части речи в другую; 
3)  лексикографические понятия: словообразовательный словарь, этимологический словарь.
Описание слайда:
В разделе «Морфемика и словообразование» выделяются три группы понятий: 1) понятия, связанные со структурой слов: основа слова, окончание, приставка, корень, суффикс; сложное слово, сложносокращенное слово; 2) понятия, связанные с образованием слов: производящая основа, способы словообразования (словопроизводства): приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение; слияние, переход одной части речи в другую; 3) лексикографические понятия: словообразовательный словарь, этимологический словарь.

Слайд 16





Работа над понятиями, связанными со структурой  слова, предполагает:
    1)  усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением; 
2) усвоение значимости морфем; 
    3)  умение выделять в слове окончание, основу, суффикс, приставку, корень и определять, какие части слова передают смысл, а какие   выражают  грамматическое  значение.
Описание слайда:
Работа над понятиями, связанными со структурой слова, предполагает: 1) усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением; 2) усвоение значимости морфем; 3) умение выделять в слове окончание, основу, суффикс, приставку, корень и определять, какие части слова передают смысл, а какие выражают грамматическое значение.

Слайд 17





Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением
Основной прием – противопоставление.
Противопоставляются:
      -  понятия «словообразование» и  «словоизменение» Словообразование представляет собой образование разных по значению, однокоренных слов. Словоизменение - образование грамматических форм одного и того же слова.
     -  средства  словообразования            и          словоизменения

                      Суффиксы и приставки                              окончания
                                                                                 (склонение и спряжение)
-  отражение в толковых словарях
     Словоизменение не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются слова только в их начальной форме. А слова, появившиеся в результате словообразования (однокоренные слова)  заносятся в словари.
Описание слайда:
Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением Основной прием – противопоставление. Противопоставляются: - понятия «словообразование» и «словоизменение» Словообразование представляет собой образование разных по значению, однокоренных слов. Словоизменение - образование грамматических форм одного и того же слова. - средства словообразования и словоизменения Суффиксы и приставки окончания (склонение и спряжение) - отражение в толковых словарях Словоизменение не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются слова только в их начальной форме. А слова, появившиеся в результате словообразования (однокоренные слова) заносятся в словари.

Слайд 18





Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением

 ЗАДАНИЕ. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА.  
ШКОЛА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ЧИТАТь
              ШКОЛА                                                                                       ЧИТАТЬ
                                    - К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ДАННОЕ СЛОВО?
         - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?               -  КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ  ГЛАГОЛЫ?
               ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:                                                 ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:   
                                     
 ШКОЛА, ШКОЛЬНЫЙ, ШКОЛЬНИК                                    ЧИТАТЬ, ЧТЕНИЕ,  ЧИТАТЕЛЬ, 
 ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЯР, ПРИШКОЛЬНЫЙ.                      ПРОЧТЕНИЕ, ПОЧИТАТЬ,. 
                         ФОРМЫ СЛОВА:                                                        ФОРМЫ  СЛОВА:                                        

            ЕД. Ч.                            МН. Ч.                                           ЕД. Ч.                       МН. Ч.
И.п.    ШКОЛА                       ШКОЛЫ                                 1 Л.  ЧИТАЮ                   ЧИТАЕМ
Р.п.    ШКОЛЫ                       ШКОЛ                                     2 Л.  ЧИТАЕШЬ               ЧИТАЕТЕ
Д.п.    ШКОЛЕ                       ШКОЛАМ                               3 Л.  ЧИТАЕТ                   ЧИТАЮТ
В.п.    ШКОЛУ                       ШКОЛЫ
Т.п.    ШКОЛОЙ                    ШКОЛАМИ
П.п.   О ШКОЛЕ                    О ШКОЛАХ
 
 
Описание слайда:
Работа по усвоению учащимися различия между словообразованием и словоизменением ЗАДАНИЕ. К ДАННЫМ СЛОВАМ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА. ШКОЛА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ЧИТАТь ШКОЛА ЧИТАТЬ - К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ ДАННОЕ СЛОВО? - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ? - КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ? ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ШКОЛА, ШКОЛЬНЫЙ, ШКОЛЬНИК ЧИТАТЬ, ЧТЕНИЕ, ЧИТАТЕЛЬ, ШКОЛЬНИЦА, ШКОЛЯР, ПРИШКОЛЬНЫЙ. ПРОЧТЕНИЕ, ПОЧИТАТЬ,. ФОРМЫ СЛОВА: ФОРМЫ СЛОВА: ЕД. Ч. МН. Ч. ЕД. Ч. МН. Ч. И.п. ШКОЛА ШКОЛЫ 1 Л. ЧИТАЮ ЧИТАЕМ Р.п. ШКОЛЫ ШКОЛ 2 Л. ЧИТАЕШЬ ЧИТАЕТЕ Д.п. ШКОЛЕ ШКОЛАМ 3 Л. ЧИТАЕТ ЧИТАЮТ В.п. ШКОЛУ ШКОЛЫ Т.п. ШКОЛОЙ ШКОЛАМИ П.п. О ШКОЛЕ О ШКОЛАХ    

Слайд 19





Работа по усвоению учащимися значимости морфем
Морфема – основная единица словообразовательного уровня.
Основное свойство морфемы – наличие значения.
Для  усвоения  понятия  «значение морфемы» нужно познакомить учащихся  с 
корнями-омонимами  (вода – водить),
приставками и суффиксами  омонимами, синонимами, антонимами.
Описание слайда:
Работа по усвоению учащимися значимости морфем Морфема – основная единица словообразовательного уровня. Основное свойство морфемы – наличие значения. Для усвоения понятия «значение морфемы» нужно познакомить учащихся с корнями-омонимами (вода – водить), приставками и суффиксами омонимами, синонимами, антонимами.

Слайд 20





Работа по усвоению учащимися значимости морфем
Описание слайда:
Работа по усвоению учащимися значимости морфем

Слайд 21





Работа по усвоению учащимися значимости морфем
Описание слайда:
Работа по усвоению учащимися значимости морфем

Слайд 22





Упражнения по морфемике и словообразованию 


1. Морфемный анализ.
2. Словообразовательный анализ.
Описание слайда:
Упражнения по морфемике и словообразованию 1. Морфемный анализ. 2. Словообразовательный анализ.

Слайд 23


Методика обучения морфемике и словообразованию, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Морфемный анализ
Морфемный анализ – это разбор слова по составу.
Цель морфемного анализа — установить морфемную структуру слова: 
определить количество морфем, входящих в слово,
определить типы морфем (окончание, приставка, суффикс, окончание),
дать характеристику морфем (определить значение каждой морфемы).
Описание слайда:
Морфемный анализ Морфемный анализ – это разбор слова по составу. Цель морфемного анализа — установить морфемную структуру слова: определить количество морфем, входящих в слово, определить типы морфем (окончание, приставка, суффикс, окончание), дать характеристику морфем (определить значение каждой морфемы).

Слайд 25





Этапы  морфемного  анализа
1. Определение части речи. Цель  –  определить, изменяется ли слово.
2. У слов, имеющих  формы словоизменения, выделяется окончание (материально выраженное или нулевое) и основа. 
Типичные ошибки при выделении окончания:
    -  выделение окончания у неизменяемых слов (быстрО);
    -  выделение  материально выраженного окончания у слов с нулевым окончанием (санаторИЙ).
    Для правильного выделения окончания  необходимо:
    -  сопоставлять формы слова (водА, водЫ, водЕ; читал, читалА);
    -  познакомить учащихся с основными типами нулевых окончаний в русском языке (комплекс  В.В. Бабайцевой). 
   После выделения окончания определяется его значение. 
    Окончание указывает : у сущ-ых на падеж и число; 
                                                   у прил-ых на род, число и падеж  и т.д.
Описание слайда:
Этапы морфемного анализа 1. Определение части речи. Цель – определить, изменяется ли слово. 2. У слов, имеющих формы словоизменения, выделяется окончание (материально выраженное или нулевое) и основа. Типичные ошибки при выделении окончания: - выделение окончания у неизменяемых слов (быстрО); - выделение материально выраженного окончания у слов с нулевым окончанием (санаторИЙ). Для правильного выделения окончания необходимо: - сопоставлять формы слова (водА, водЫ, водЕ; читал, читалА); - познакомить учащихся с основными типами нулевых окончаний в русском языке (комплекс В.В. Бабайцевой). После выделения окончания определяется его значение. Окончание указывает : у сущ-ых на падеж и число; у прил-ых на род, число и падеж и т.д.

Слайд 26





Этапы  морфемного  анализа
3. При выделении суффиксов и приставок
 определяется производящая основа, которой мотивируется анализируемое слово :       бодрость                            бодрый
 анализируемое слово сопоставляется с рядом одноструктурных слов, имеющих  те же морфемы.  Нпр.: в слове бодрость выделяется суффикс - ость   с отвлеченным значением, как в словах  смелОСТЬ, нежнОСТЬ.  Использование одноструктурных слов  помогает определить значение суффиксов и приставок.
4. При выделении корня подбираются однокоренные слова  ВОДа, ВОДный, подВОДник.

 Морфемный анализ связан с фонетическим разбором. Звуковой анализ необходим, нпр.,  при анализе слов, в состав которых входит звук  j  (заячий).
Морфемный анализ  должен  опираться на  знания учащихся по лексике. Для  правильного выделения морфем нужно учитывать явление омонимии . Нпр.:
Описание слайда:
Этапы морфемного анализа 3. При выделении суффиксов и приставок определяется производящая основа, которой мотивируется анализируемое слово : бодрость бодрый анализируемое слово сопоставляется с рядом одноструктурных слов, имеющих те же морфемы. Нпр.: в слове бодрость выделяется суффикс - ость с отвлеченным значением, как в словах смелОСТЬ, нежнОСТЬ. Использование одноструктурных слов помогает определить значение суффиксов и приставок. 4. При выделении корня подбираются однокоренные слова ВОДа, ВОДный, подВОДник. Морфемный анализ связан с фонетическим разбором. Звуковой анализ необходим, нпр., при анализе слов, в состав которых входит звук j (заячий). Морфемный анализ должен опираться на знания учащихся по лексике. Для правильного выделения морфем нужно учитывать явление омонимии . Нпр.:

Слайд 27






Задание. Выполните морфемный анализ слов-омонимов в тексте.
Цель задания: сопоставить морфемную структуру омонимов в тексте.
 
    
    Солнце еще облаков не задело,
    Трава на лугу еще росы пила,
    А плотник проснулся и взялся за дело,
    Слышится, как зазвенела пила.
Описание слайда:
Задание. Выполните морфемный анализ слов-омонимов в тексте. Цель задания: сопоставить морфемную структуру омонимов в тексте. Солнце еще облаков не задело, Трава на лугу еще росы пила, А плотник проснулся и взялся за дело, Слышится, как зазвенела пила.

Слайд 28





                    анализ
Словообразовательный
Описание слайда:
анализ Словообразовательный

Слайд 29





Цель словообразовательного анализа  -
   установление отношений производности, т.е. выяснение того, от какого слова (основы) образовано данное слово, с помощью какой  морфемы  и каким способом.
   Этапы  словообразовательного    анализа:
   1 этап.  Толкование значения слова. От учащихся нужно требовать развернутого толкования значения слова: 
           ледовый  -  происходящий на льду
          безрезультатный  -  не дающий результата
Описание слайда:
Цель словообразовательного анализа - установление отношений производности, т.е. выяснение того, от какого слова (основы) образовано данное слово, с помощью какой морфемы и каким способом. Этапы словообразовательного анализа: 1 этап. Толкование значения слова. От учащихся нужно требовать развернутого толкования значения слова: ледовый - происходящий на льду безрезультатный - не дающий результата

Слайд 30





Этапы  словообразовательного    анализа
2 этап – установление производящей основы, от которой образовано производное слово:  ледовый – происходящий на льду, следовательно, производящая основа лед
           ледовый                      лед  
3 этап – определение морфемы, с помощью которой образовано производное слово
           ледовый                      лед  
4 этап – определение способа словообразования.
           ледовый                      лед    (суффикс. сп.)
Описание слайда:
Этапы словообразовательного анализа 2 этап – установление производящей основы, от которой образовано производное слово: ледовый – происходящий на льду, следовательно, производящая основа лед ледовый лед 3 этап – определение морфемы, с помощью которой образовано производное слово ледовый лед 4 этап – определение способа словообразования. ледовый лед (суффикс. сп.)

Слайд 31





2 пути обеспечения осознанности при проведении морфемного и словообразовательного разборов
Предупреждение ложной аналогии. Для разбора даются внешне сходные, но разные по структуре слова, нпр.:  строительный, удивительный и др.;  
     снежинка,  горошинка,  корзинка.
2.  Учет лексического значения слова. Для разбора даются слова-омонимы, нпр.:  стекла (сущ. и глаг.);
      ручка  (двери) и  ручка (ребенка) , косточка, стрелка.
Описание слайда:
2 пути обеспечения осознанности при проведении морфемного и словообразовательного разборов Предупреждение ложной аналогии. Для разбора даются внешне сходные, но разные по структуре слова, нпр.: строительный, удивительный и др.; снежинка, горошинка, корзинка. 2. Учет лексического значения слова. Для разбора даются слова-омонимы, нпр.: стекла (сущ. и глаг.); ручка (двери) и ручка (ребенка) , косточка, стрелка.

Слайд 32





Упражнения по морфемике и словообразованию 
3.   Графический диктант  - запись не слова, а его схемы.
4.   Подбор слов по данной схеме.
5.   Группировка слов по наличию в них определенных морфем. Нпр.: Заполните таблицу словами:  приволжский, присесть, прилететь, приплыть, приклеить и т.д.
Описание слайда:
Упражнения по морфемике и словообразованию 3. Графический диктант - запись не слова, а его схемы. 4. Подбор слов по данной схеме. 5. Группировка слов по наличию в них определенных морфем. Нпр.: Заполните таблицу словами: приволжский, присесть, прилететь, приплыть, приклеить и т.д.

Слайд 33





Упражнения по морфемике и словообразованию 
6. Подбор слов заданной модели. Нпр.: Подберите слова со значением  житель  того или иного города по модели:
               москвич                       сыктывкарец    
7. Составление словообразовательной цепочки.
    правда             правдивый               правдивость
 8. Подбор однокоренных слов и форм слова к данному слову.  
Школа, школы, школе, школу, школой, о школе.
Школа, школьник, пришкольный.
Описание слайда:
Упражнения по морфемике и словообразованию 6. Подбор слов заданной модели. Нпр.: Подберите слова со значением житель того или иного города по модели: москвич сыктывкарец 7. Составление словообразовательной цепочки. правда правдивый правдивость 8. Подбор однокоренных слов и форм слова к данному слову. Школа, школы, школе, школу, школой, о школе. Школа, школьник, пришкольный.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию