🗊Презентация Методика обучения орфографии

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика обучения орфографии, слайд №1Методика обучения орфографии, слайд №2Методика обучения орфографии, слайд №3Методика обучения орфографии, слайд №4Методика обучения орфографии, слайд №5Методика обучения орфографии, слайд №6Методика обучения орфографии, слайд №7Методика обучения орфографии, слайд №8Методика обучения орфографии, слайд №9Методика обучения орфографии, слайд №10Методика обучения орфографии, слайд №11Методика обучения орфографии, слайд №12Методика обучения орфографии, слайд №13Методика обучения орфографии, слайд №14Методика обучения орфографии, слайд №15Методика обучения орфографии, слайд №16Методика обучения орфографии, слайд №17Методика обучения орфографии, слайд №18Методика обучения орфографии, слайд №19Методика обучения орфографии, слайд №20Методика обучения орфографии, слайд №21Методика обучения орфографии, слайд №22Методика обучения орфографии, слайд №23Методика обучения орфографии, слайд №24Методика обучения орфографии, слайд №25Методика обучения орфографии, слайд №26Методика обучения орфографии, слайд №27Методика обучения орфографии, слайд №28Методика обучения орфографии, слайд №29Методика обучения орфографии, слайд №30Методика обучения орфографии, слайд №31Методика обучения орфографии, слайд №32Методика обучения орфографии, слайд №33Методика обучения орфографии, слайд №34Методика обучения орфографии, слайд №35Методика обучения орфографии, слайд №36Методика обучения орфографии, слайд №37Методика обучения орфографии, слайд №38Методика обучения орфографии, слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика обучения орфографии. Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методика обучения орфографии
Описание слайда:
Методика обучения орфографии

Слайд 2





План
1. Цель изучения орфографии.
2. Лингвистические  основы  обучения орфографии.
3. Принципы методики орфографии.
4. Методика работы над орфограммой.
5. Виды упражнений по орфографии.
Описание слайда:
План 1. Цель изучения орфографии. 2. Лингвистические основы обучения орфографии. 3. Принципы методики орфографии. 4. Методика работы над орфограммой. 5. Виды упражнений по орфографии.

Слайд 3





Цель изучения орфографии
Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм.
Цель изучения орфографии в школе – формирование  орфографической  грамотности.
Орфографическая  грамотность – умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства в соответствии с изученными в школе правилами и слова с непроверяемыми орфограммами, изученными по определенному списку. 
Орфография  изучается  в 5, 6 и 7 классах рассредоточенно, в связи с изучением фонетики, морфемики и словообразования, морфологии.
Описание слайда:
Цель изучения орфографии Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм. Цель изучения орфографии в школе – формирование орфографической грамотности. Орфографическая грамотность – умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства в соответствии с изученными в школе правилами и слова с непроверяемыми орфограммами, изученными по определенному списку. Орфография изучается в 5, 6 и 7 классах рассредоточенно, в связи с изучением фонетики, морфемики и словообразования, морфологии.

Слайд 4





Лингвистические     основы
обучения орфографии
Описание слайда:
Лингвистические основы обучения орфографии

Слайд 5





Написание
     Звучащая речь на письме передается с помощью графических знаков. Каждый графический знак, используемый в процессе письма, - это написание.
     Дом – 3 написания;
     юго-западный – 12 написаний.
                                      Написания

    определяемые                                        не определяемые
   произношением                                       произношением


звуки в сильной                                          звуки в слабой позиции
позиции (дом) - для их на-                        (дОма) – для их написания
писания не нужно применять                  нужно применять орфогра-
орфографические правила                       фические правила
Описание слайда:
Написание Звучащая речь на письме передается с помощью графических знаков. Каждый графический знак, используемый в процессе письма, - это написание. Дом – 3 написания; юго-западный – 12 написаний. Написания определяемые не определяемые произношением произношением звуки в сильной звуки в слабой позиции позиции (дом) - для их на- (дОма) – для их написания писания не нужно применять нужно применять орфогра- орфографические правила фические правила

Слайд 6





Определения орфограммы
Орфограмма –это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными (двумя-тремя) графическими знаками.
                                                               (М.Т. Баранов)
Написания в словах  по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.
     Орфограммы в словах являются «точками» применения правил. (Учеб. русск. яз. 5 кл. /  под ред. Н.М. Шанского)
Описание слайда:
Определения орфограммы Орфограмма –это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными (двумя-тремя) графическими знаками. (М.Т. Баранов) Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы в словах являются «точками» применения правил. (Учеб. русск. яз. 5 кл. / под ред. Н.М. Шанского)

Слайд 7






Виды  орфограмм

По характеру  написаний    По количеству  написаний  

буквенные      небуквенные       вариантные    безвари-
                                                                                   антные
                По степени сформированности навыка
              
         актуальные                             неактуальные
Описание слайда:
Виды орфограмм По характеру написаний По количеству написаний буквенные небуквенные вариантные безвари- антные По степени сформированности навыка актуальные неактуальные

Слайд 8





Виды  орфограмм по характеру  написаний
Описание слайда:
Виды орфограмм по характеру написаний

Слайд 9





Виды  орфограмм по количеству  написаний  
Вариантная и безвариантная орфограмма
  Вариантной  орфограмма является тогда, когда на
одном и том же месте в слове возможно два
правильных написания. Нпр.:
                       кАсаться - кОснуться 
             жареНая  рыба – жареННая на костре рыба                                 
 Безвариантной орфограмма является тогда, когда на
одном и том же месте в слове возможно только одно
правильное написание. Нпр.:
                                  вОда - вОды
Описание слайда:
Виды орфограмм по количеству написаний Вариантная и безвариантная орфограмма Вариантной орфограмма является тогда, когда на одном и том же месте в слове возможно два правильных написания. Нпр.: кАсаться - кОснуться жареНая рыба – жареННая на костре рыба Безвариантной орфограмма является тогда, когда на одном и том же месте в слове возможно только одно правильное написание. Нпр.: вОда - вОды

Слайд 10





Виды  орфограмм по степени сформированности навыка
 Актуальная  орфограмма – уже изученная, но все еще требующая методических усилий для формирования навыка (недостаточно усвоенная учащимися).
 Неактуальная орфограмма - не требующая методических усилий из-за сформированности навыка (усвоенная учащимися).
Описание слайда:
Виды орфограмм по степени сформированности навыка Актуальная орфограмма – уже изученная, но все еще требующая методических усилий для формирования навыка (недостаточно усвоенная учащимися). Неактуальная орфограмма - не требующая методических усилий из-за сформированности навыка (усвоенная учащимися).

Слайд 11





Условия выбора орфограммы 
Условия выбора орфограммы – некоторые особенности слова (фонетические, грамматические, семантические), которые в совокупности диктуют пишущему выбор правильного написания.
Описание слайда:
Условия выбора орфограммы Условия выбора орфограммы – некоторые особенности слова (фонетические, грамматические, семантические), которые в совокупности диктуют пишущему выбор правильного написания.

Слайд 12





Условия выбора орфограммы
Описание слайда:
Условия выбора орфограммы

Слайд 13





Определение орфографического правила
Орфографическое правило – краткая инструкция, в которой сообщается орфографическая норма и условия выбора орфограммы.
Описание слайда:
Определение орфографического правила Орфографическое правило – краткая инструкция, в которой сообщается орфографическая норма и условия выбора орфограммы.

Слайд 14





Виды  орфографических  правил
 
По характеру формулировки          По структуре
констати-          регулиру-           из одной       из двух
 рующие              ющие                  части          частей
Описание слайда:
Виды орфографических правил По характеру формулировки По структуре констати- регулиру- из одной из двух рующие ющие части частей

Слайд 15





Виды  орфографических  правил по характеру формулировки 
В констатирующих правилах перечисляются условия
выбора орфограммы или условия запрета на какое-
либо написание. Нпр.:
В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква Е. Нпр.: плащом – товарищем.
В кратких прилагательных после шипящих  Ь не пишется.
В регулирующих правилах указываются способы действий в процессе выбора орфограммы из ряда возможных. Нпр.:
Чтобы написать безударную гласную корня, надо изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударная гласная была под ударением.
                          Окно - Окна
Описание слайда:
Виды орфографических правил по характеру формулировки В констатирующих правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое- либо написание. Нпр.: В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква Е. Нпр.: плащом – товарищем. В кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется. В регулирующих правилах указываются способы действий в процессе выбора орфограммы из ряда возможных. Нпр.: Чтобы написать безударную гласную корня, надо изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударная гласная была под ударением. Окно - Окна

Слайд 16





Виды  орфографических  правил по структуре
В одночастных орфографических  правилах о выборе правильного написания говориться в одной части.
В двухчастных орфографических  правилах в одной части говорится об одном написании, во второй части - о другом написании. Нпр.:
После Ц буква И пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на –ЦИЯ (демонстрация, авиация).
Буква Ы после Ц пишется в суффиксе (лисицын), окончании (улицы, синицы) и в корнях слов-исключений (цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть).
Описание слайда:
Виды орфографических правил по структуре В одночастных орфографических правилах о выборе правильного написания говориться в одной части. В двухчастных орфографических правилах в одной части говорится об одном написании, во второй части - о другом написании. Нпр.: После Ц буква И пишется в корнях слов (циркуль, цинга, цифра) и в словах на –ЦИЯ (демонстрация, авиация). Буква Ы после Ц пишется в суффиксе (лисицын), окончании (улицы, синицы) и в корнях слов-исключений (цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть).

Слайд 17





Структура орфографического правила 
 орфографическая             условия выбора 
           норма                            орфограммы 
Орфографические правила:
В корне –лаг- - -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а.
В кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется.
Описание слайда:
Структура орфографического правила орфографическая условия выбора норма орфограммы Орфографические правила: В корне –лаг- - -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а; буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а. В кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется.

Слайд 18





Опознавательные признаки орфограмм
Опознавательные признаки орфограмм - признаки, сигналы в слове, которые говорят о необходимости применить орфографическое правило. 
Одно из условий выбора орфограммы может быть ее опознавательным признаком.
Описание слайда:
Опознавательные признаки орфограмм Опознавательные признаки орфограмм - признаки, сигналы в слове, которые говорят о необходимости применить орфографическое правило. Одно из условий выбора орфограммы может быть ее опознавательным признаком.

Слайд 19





Опознавательные признаки орфограмм
Описание слайда:
Опознавательные признаки орфограмм

Слайд 20





Принципы методики орфографии
                                         Принципы русской орфографии
                                               
                                                 Морфоло-     Фонети-      Истори-
                                                 гический       ческий        ческий   


Общие принципы                   Частные принципы  методики
методики орфографии                         орфографии

Связь изуче-      Опора на         
ния орфогра-      опознава
фии с изуче-      вательные
нием фонети-     признаки
ки и грамма-     орфограмм
тики
Описание слайда:
Принципы методики орфографии Принципы русской орфографии Морфоло- Фонети- Истори- гический ческий ческий Общие принципы Частные принципы методики методики орфографии орфографии Связь изуче- Опора на ния орфогра- опознава фии с изуче- вательные нием фонети- признаки ки и грамма- орфограмм тики

Слайд 21





Принципы русской орфографии
1.  Морфологический принцип основан на единообразном, независимом от произношения написании морфем.  В соответствии с этим принципом гласные и согласные в морфемах  в сильной и слабой позиции пишутся одинаково. На морфологический принцип  опирается правописание проверяемых безударных гласных в морфемах, проверяемых согласных, оглушение, озвончение).
2.  В соответствии с фонетическим принципом графическое  единство морфем не сохраняется, написание гласных и согласных  в морфемах совпадает с произношением. На фонетическом принципе основывается написание приставок на З и С; букв Ы, И после приставок на согласную.
Описание слайда:
Принципы русской орфографии 1. Морфологический принцип основан на единообразном, независимом от произношения написании морфем. В соответствии с этим принципом гласные и согласные в морфемах в сильной и слабой позиции пишутся одинаково. На морфологический принцип опирается правописание проверяемых безударных гласных в морфемах, проверяемых согласных, оглушение, озвончение). 2. В соответствии с фонетическим принципом графическое единство морфем не сохраняется, написание гласных и согласных в морфемах совпадает с произношением. На фонетическом принципе основывается написание приставок на З и С; букв Ы, И после приставок на согласную.

Слайд 22





Принципы русской орфографии
 3. В соответствии с историческим принципом слова пишутся так, как их писали раньше, по традиции. На историческом принципе основывается написание гласных в слогах  ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; непроверяемых гласных в корне в исконно русских словах (кОрова, сОбака); непроверяемых гласных и согласных в заимствованных словах (пЕйзаж, фуТбол).
Описание слайда:
Принципы русской орфографии 3. В соответствии с историческим принципом слова пишутся так, как их писали раньше, по традиции. На историческом принципе основывается написание гласных в слогах ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; непроверяемых гласных в корне в исконно русских словах (кОрова, сОбака); непроверяемых гласных и согласных в заимствованных словах (пЕйзаж, фуТбол).

Слайд 23





Частные принципы  методики орфографии
Морфологический      Фонетический         Исторический
Сопоставление            Сопоставление      Организация  ра-
звуков слабой              звука и его фо-       боты по запоми-
позиции со зву-           нетического             нанию написания
ками сильной              окружения               слов
позиции в оп-
ределенной
морфеме
Описание слайда:
Частные принципы методики орфографии Морфологический Фонетический Исторический Сопоставление Сопоставление Организация ра- звуков слабой звука и его фо- боты по запоми- позиции со зву- нетического нанию написания ками сильной окружения слов позиции в оп- ределенной морфеме

Слайд 24





Этапы работы над орфограммой и орфографическим правилом
1. Подготовка к восприятию орфограммы и орфографического правила - актуализация опорных знаний и умений, необходимых для понимания правила.
2.   Восприятие  слов с изучаемой орфограммой.
3. Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила. 
4.   Анализ и запоминание орфографического правила.
5.   Применение изученного орфографического 
      правила.
Описание слайда:
Этапы работы над орфограммой и орфографическим правилом 1. Подготовка к восприятию орфограммы и орфографического правила - актуализация опорных знаний и умений, необходимых для понимания правила. 2. Восприятие слов с изучаемой орфограммой. 3. Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила. 4. Анализ и запоминание орфографического правила. 5. Применение изученного орфографического правила.

Слайд 25





Актуализация опорных знаний
         Безударные гласные в корне слова

      проверяемые                  не  проверяемые
      ударением                        ударением

     погл…щать                       б…гряный
     уд…вительный                 изобр…зить
     пов…р                                 к…мандир
     Приведите свои примеры, объясните их.
Описание слайда:
Актуализация опорных знаний Безударные гласные в корне слова проверяемые не проверяемые ударением ударением погл…щать б…гряный уд…вительный изобр…зить пов…р к…мандир Приведите свои примеры, объясните их.

Слайд 26





Восприятие слов с изучаемой орфограммой
        
         полагать       -          изложение                                                                                                                 
        прилагательное  -  отложенный
        излагать       -          выложить
Описание слайда:
Восприятие слов с изучаемой орфограммой полагать - изложение прилагательное - отложенный излагать - выложить

Слайд 27






Постановка проблемы

           Безударные гласные в корне слова

 проверяемые    не  проверяемые     череду-
 ударением          ударением                ющися

                       Тема урока?
                      Цель  урока?
Описание слайда:
Постановка проблемы Безударные гласные в корне слова проверяемые не проверяемые череду- ударением ударением ющися Тема урока? Цель урока?

Слайд 28





Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила
    Этапы:
Выделить морфему,  в которой находится орфограмма
Определить вид орфограммы:  
             буквенная – небуквенная. 
3.   Определить вид буквенной орфограммы: 
     орфограмма гласная буква (подчеркивается 
     одной черточкой).
 4. Определить  вариантная или безвариантная  орфограмма.
5.  Определить условия выбора орфограммы (подчеркивается двумя черточками).
6.  Самостоятельное формулирование учащимися орфографического правила.
7.  Сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом, данным в учебнике.
8.  Указать на опознавательный признак орфограммы.
Описание слайда:
Осознание сущности орфограммы и составление орфографического правила Этапы: Выделить морфему, в которой находится орфограмма Определить вид орфограммы: буквенная – небуквенная. 3. Определить вид буквенной орфограммы: орфограмма гласная буква (подчеркивается одной черточкой). 4. Определить вариантная или безвариантная орфограмма. 5. Определить условия выбора орфограммы (подчеркивается двумя черточками). 6. Самостоятельное формулирование учащимися орфографического правила. 7. Сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом, данным в учебнике. 8. Указать на опознавательный признак орфограммы.

Слайд 29





Анализ и запоминание орфографического правила
   Этапы:
Анализ структуры правила:
        - из одной части / из двух частей;
        - норма и условия выбора  нормы.
Анализ примеров:
      - чтение примера;
      - объяснение графического обозначения орфограммы.
3.  Самостоятельное перечитывание учащимися правила.
4.  Воспроизведение вслух правила двумя-тремя учащимися.
Описание слайда:
Анализ и запоминание орфографического правила Этапы: Анализ структуры правила: - из одной части / из двух частей; - норма и условия выбора нормы. Анализ примеров: - чтение примера; - объяснение графического обозначения орфограммы. 3. Самостоятельное перечитывание учащимися правила. 4. Воспроизведение вслух правила двумя-тремя учащимися.

Слайд 30





Применение изученного 
орфографического правила

Составление (изучение) алгоритма применения правила.
Знакомство с образцом рассуждения по правилу.
Знакомство с образцом выполнения упражнения.
Выполнение упражнения.
Описание слайда:
Применение изученного орфографического правила Составление (изучение) алгоритма применения правила. Знакомство с образцом рассуждения по правилу. Знакомство с образцом выполнения упражнения. Выполнение упражнения.

Слайд 31









Виды орфографических упражнений
(по характеру формируемого умения) 





Специальные                                         Неспециальные
 упражнения                                               упражнения

                                 формируют

орфографические                          языковые,
         умения                                    коммуникативные,
                                                                   умения
Описание слайда:
Виды орфографических упражнений (по характеру формируемого умения) Специальные Неспециальные упражнения упражнения формируют орфографические языковые, умения коммуникативные, умения

Слайд 32





Виды упражнений
Специальные орфографические упражнения – это такие упражнения, с помощью которых формируется умение писать слова с изучаемой орфограммой.
    Неспециальные орфографические упражнения -  это такие упражнения, с помощью  которых умение писать слова с изучаемой орфограммой формируется попутно  с формированием других умений (языковых и  коммуникативных).
Описание слайда:
Виды упражнений Специальные орфографические упражнения – это такие упражнения, с помощью которых формируется умение писать слова с изучаемой орфограммой. Неспециальные орфографические упражнения - это такие упражнения, с помощью которых умение писать слова с изучаемой орфограммой формируется попутно с формированием других умений (языковых и коммуникативных).

Слайд 33





Специальные орфографические упражнения
Виды орфографических упражнений
(по характеру орфограммы)
для орфограмм,                  для орфограмм,
требующих                          не требующих 
применения правил          применения
                                               правил
Описание слайда:
Специальные орфографические упражнения Виды орфографических упражнений (по характеру орфограммы) для орфограмм, для орфограмм, требующих не требующих применения правил применения правил

Слайд 34





Специальные орфографические упражнения
грамматико-                     списывание            диктант
орфографи-
ческий            неосложненное         осложненное
разбор


         упражнения             письмо по        работа с
         на замену                  памяти            орфографиче-
         формы                                                ским  словарем
Описание слайда:
Специальные орфографические упражнения грамматико- списывание диктант орфографи- ческий неосложненное осложненное разбор упражнения письмо по работа с на замену памяти орфографиче- формы ским словарем

Слайд 35





Виды диктантов
по цели про-          по времени                 по характеру
ведения                  объяснения                 записи
                                
контрольные,       предупреди-      без измене-   с изме-
обучающие,          тельные,             ния текста     нением
контрольно-          объясните-                                текста
обучающие           льные,
                               комментиро-                   выборочный,
                               ванное                              свободный,
                               письмо                              творческий
Описание слайда:
Виды диктантов по цели про- по времени по характеру ведения объяснения записи контрольные, предупреди- без измене- с изме- обучающие, тельные, ния текста нением контрольно- объясните- текста обучающие льные, комментиро- выборочный, ванное свободный, письмо творческий

Слайд 36





Упражнения для орфограмм, не требующих применения правил (для слов с непроверяемыми орфограммами) 
1. Послоговое  орфографическое  проговаривание.  
2.  Многократная запись слова с непроверяемой
орфограммой
 3. Подбор однокоренных слов с непроверяемой
орфограммой
     4. Составление таблиц из слов с непроверяемыми 
орфограммами
      5. Этимологический анализ слов с непроверяемы-
ми орфограммами
Описание слайда:
Упражнения для орфограмм, не требующих применения правил (для слов с непроверяемыми орфограммами) 1. Послоговое орфографическое проговаривание. 2. Многократная запись слова с непроверяемой орфограммой 3. Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой 4. Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами 5. Этимологический анализ слов с непроверяемы- ми орфограммами

Слайд 37






Орфографическое упражнение
«Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой»

                    
             облако                   футбол
             облачко                 футбольный
             облачный              футболист
             облачность        отфутболить
          заоблачный
       подоблачный
Описание слайда:
Орфографическое упражнение «Подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой» облако футбол облачко футбольный облачный футболист облачность отфутболить заоблачный подоблачный

Слайд 38





Орфографическое  упражнение
«Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами»
                        Тематическая таблица
футбол            сантиметр           ворона
баскетбол       дециметр             сорока
волейбол        километр             воробей
Описание слайда:
Орфографическое упражнение «Составление таблиц из слов с непроверяемыми орфограммами» Тематическая таблица футбол сантиметр ворона баскетбол дециметр сорока волейбол километр воробей

Слайд 39





Неспециальные орфографические упражнения
конструирование                           диктанты

                                             
                                           свободные       творческие


                           изложения                                 сочинения
Описание слайда:
Неспециальные орфографические упражнения конструирование диктанты свободные творческие изложения сочинения



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию