🗊Презентация Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №1Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №2Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №3Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №4Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №5Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №6Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №7Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №8Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №9Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №10Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №11Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №12Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №13Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №14Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №15Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №16Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №17Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №18Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Методика русского языка как наука: предмет, задачи, содержание и методы исследования, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2






 План:
Русский язык как учебный предмет.
Понятие о методике русского языка как науке.
Задачи методики русского языка.
Содержание курса методики русского языка.
Методологические основы методики русского языка.
Связь методики со смежными науками.
Основные методы научного исследования
Актуальные проблемы современной методической науки.
Описание слайда:
 План: Русский язык как учебный предмет. Понятие о методике русского языка как науке. Задачи методики русского языка. Содержание курса методики русского языка. Методологические основы методики русского языка. Связь методики со смежными науками. Основные методы научного исследования Актуальные проблемы современной методической науки.

Слайд 3





 Литература:
 Литература:
Баранов М.Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Иванченков Н.Ф. Методика преподавания русского языка - М., Просвещение, 1990.
Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка – М., Просвещение, 1974.
Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе – М., Просвещение, 1973.
Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., Просвещение,1980.
Текучёв А.В. Очерки по методике обучения русского языка. – М., Просвещение, 1980.
Основы методики русского языка в 4-8 кл. под ред. Текучёва А.В. и др.
Описание слайда:
 Литература:  Литература: Баранов М.Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Иванченков Н.Ф. Методика преподавания русского языка - М., Просвещение, 1990. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка – М., Просвещение, 1974. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе – М., Просвещение, 1973. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., Просвещение,1980. Текучёв А.В. Очерки по методике обучения русского языка. – М., Просвещение, 1980. Основы методики русского языка в 4-8 кл. под ред. Текучёва А.В. и др.

Слайд 4





1. Русский язык как учебный предмет.
1. Русский язык как учебный предмет.
 
Образовательное значение заключается в том, что дети получают
- сведения о языке как исторически сложившемся общественном явлении;
- научные знания о грамматическом строе и лексическом составе языка.
Воспитательные задачи состоят в формировании высоких моральных качеств человека.
Практическое значение заключается в том, что на уроках русского языка учащиеся овладевают навыками устной  письменной речи, что очень важно, поскольку язык является средством общения
Описание слайда:
1. Русский язык как учебный предмет. 1. Русский язык как учебный предмет.   Образовательное значение заключается в том, что дети получают - сведения о языке как исторически сложившемся общественном явлении; - научные знания о грамматическом строе и лексическом составе языка. Воспитательные задачи состоят в формировании высоких моральных качеств человека. Практическое значение заключается в том, что на уроках русского языка учащиеся овладевают навыками устной письменной речи, что очень важно, поскольку язык является средством общения

Слайд 5





Цель обучения русскому языку:
Цель обучения русскому языку:

Обучить такому говорению, которое предполагало бы творчество: неординарное рассуждение, мысль, открытие.
Сформировать умение говорить свободно, раскованно; уметь вести серьезный диалог и произносить вдохновенный монолог.
Сформировать умение говорить красиво, изящно, точно.
Сформировать правописные навыки.
Описание слайда:
Цель обучения русскому языку: Цель обучения русскому языку: Обучить такому говорению, которое предполагало бы творчество: неординарное рассуждение, мысль, открытие. Сформировать умение говорить свободно, раскованно; уметь вести серьезный диалог и произносить вдохновенный монолог. Сформировать умение говорить красиво, изящно, точно. Сформировать правописные навыки.

Слайд 6





2. Понятие о методике русского языка как науке.
2. Понятие о методике русского языка как науке.
Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку  (речевых, орфографических, пунктуационных) в российской школе.
Описание слайда:
2. Понятие о методике русского языка как науке. 2. Понятие о методике русского языка как науке. Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных) в российской школе.

Слайд 7





3. Задачи методики русского языка.
3. Задачи методики русского языка.
Основные задачи методики преподавания русского языка:
Определение целей, специфики, содержания и объема курса русского языка в начальной и средней школе; распределение учебного материала по классам.
Изучение и научное обоснование методов и приемов обучения русскому языку в школе.
Разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками знаний, навыков и умений по русскому языку, применение его на практике.
Раскрытие воспитательной сущности русского языка и изучение методов воспитания учащихся на классных и внеклассных занятиях.
Описание слайда:
3. Задачи методики русского языка. 3. Задачи методики русского языка. Основные задачи методики преподавания русского языка: Определение целей, специфики, содержания и объема курса русского языка в начальной и средней школе; распределение учебного материала по классам. Изучение и научное обоснование методов и приемов обучения русскому языку в школе. Разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками знаний, навыков и умений по русскому языку, применение его на практике. Раскрытие воспитательной сущности русского языка и изучение методов воспитания учащихся на классных и внеклассных занятиях.

Слайд 8





5. Содержание курса методики русского языка.
5. Содержание курса методики русского языка.
 Основные разделы методики русского языка:
Общие вопросы преподавания русского языка и его методики. В нем излагаются задачи и объем курса русского языка в школе, вопрос о программах и учебниках по русскому языку, о методике преподавания русского языка как науке, раскрываются принципы, методы преподавания русского языка, формы организации учебной работы.
Методика изучения отдельных разделов школьного курса русского языка (фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, развития речи на уроках русского языка).
Углубленное изучение русского языка (методика факультативных занятий, внеклассная работа, школьный кабинет русского языка).
Описание слайда:
5. Содержание курса методики русского языка. 5. Содержание курса методики русского языка. Основные разделы методики русского языка: Общие вопросы преподавания русского языка и его методики. В нем излагаются задачи и объем курса русского языка в школе, вопрос о программах и учебниках по русскому языку, о методике преподавания русского языка как науке, раскрываются принципы, методы преподавания русского языка, формы организации учебной работы. Методика изучения отдельных разделов школьного курса русского языка (фонетики и графики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации, развития речи на уроках русского языка). Углубленное изучение русского языка (методика факультативных занятий, внеклассная работа, школьный кабинет русского языка).

Слайд 9





4.Методологические основы методики русского языка состоят в следующем:
4.Методологические основы методики русского языка состоят в следующем:
Объективно - правильное решение методологических вопросов может быть достигнуто только при условии взаимосвязи методики с такими смежными для неё науками, как педагогика (дидактика), психология, лингвистика и логика. 
Совершенствование методических положений осуществляется на основе изучений традиций прогрессивного методологического наследия прошлого.
Историческое освещение в курсе методики основных этапов развития методической мысли.
Один из источников развития методической науки – борьба противоположных идей, новых и старых тенденций в теории и практике преподавания родного языка.
Установление связей между обучением  родному языку и потребностями жизни. (Готовить грамотных и культурных идей).
Описание слайда:
4.Методологические основы методики русского языка состоят в следующем: 4.Методологические основы методики русского языка состоят в следующем: Объективно - правильное решение методологических вопросов может быть достигнуто только при условии взаимосвязи методики с такими смежными для неё науками, как педагогика (дидактика), психология, лингвистика и логика. Совершенствование методических положений осуществляется на основе изучений традиций прогрессивного методологического наследия прошлого. Историческое освещение в курсе методики основных этапов развития методической мысли. Один из источников развития методической науки – борьба противоположных идей, новых и старых тенденций в теории и практике преподавания родного языка. Установление связей между обучением родному языку и потребностями жизни. (Готовить грамотных и культурных идей).

Слайд 10





6. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистику, логику, педагогику, психологию.
6. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистику, логику, педагогику, психологию.
Связь методики с лингвистикой. 
Научной основой методики является методологические принципы языкознания.
 Методика же в отличии от языкознания, определяет конкретное содержание курса, объём материала, принципы его распределения по классам в соответствии с возрастными особенностями детей
Описание слайда:
6. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистику, логику, педагогику, психологию. 6. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистику, логику, педагогику, психологию. Связь методики с лингвистикой. Научной основой методики является методологические принципы языкознания. Методика же в отличии от языкознания, определяет конкретное содержание курса, объём материала, принципы его распределения по классам в соответствии с возрастными особенностями детей

Слайд 11





Связь методики с педагогикой.
Связь методики с педагогикой.

Методика опирается на основные принципы дидактики: принцип научности, сознательности, активности, прочности усвоения, наглядности, связи теории с практикой, систематичности, дифференцированного подхода к обучению и т.д.
Описание слайда:
Связь методики с педагогикой. Связь методики с педагогикой. Методика опирается на основные принципы дидактики: принцип научности, сознательности, активности, прочности усвоения, наглядности, связи теории с практикой, систематичности, дифференцированного подхода к обучению и т.д.

Слайд 12





 Связь методики с логикой.
 Связь методики с логикой.

Изучение русского языка тесно связано с развитием мышления школьников, которое протекает по определённым законам диалектической логики, поэтому естественна связь методики с логикой.
Обучая грамматике, учитель помогает практически правильно строить умозаключение, рассуждение, развивает логическое мышление учеников.
Описание слайда:
Связь методики с логикой. Связь методики с логикой. Изучение русского языка тесно связано с развитием мышления школьников, которое протекает по определённым законам диалектической логики, поэтому естественна связь методики с логикой. Обучая грамматике, учитель помогает практически правильно строить умозаключение, рассуждение, развивает логическое мышление учеников.

Слайд 13





Связь методики с психологией.
Связь методики с психологией.

Психология даёт возможность учителю знать каждого своего ученика, его возрастные особенности, степень подготовленности к восприятию и запоминанию материала, вооружает учителя методами, с помощью которых он может систематически изучать ученика.
- психология обучения орфографии (Д.Н. Богоявленский); 
- развитие письменной речи учащихся (Н.И.Шишкин);
- формирование орфографический действий (С.Ф. Жуков); 
- усвоение синтаксических понятий учащихся (А.М. Орлова).
Описание слайда:
Связь методики с психологией. Связь методики с психологией. Психология даёт возможность учителю знать каждого своего ученика, его возрастные особенности, степень подготовленности к восприятию и запоминанию материала, вооружает учителя методами, с помощью которых он может систематически изучать ученика. - психология обучения орфографии (Д.Н. Богоявленский); - развитие письменной речи учащихся (Н.И.Шишкин); - формирование орфографический действий (С.Ф. Жуков); - усвоение синтаксических понятий учащихся (А.М. Орлова).

Слайд 14





Связь методики со школьной практикой. 
Связь методики со школьной практикой. 
Новаторство и прогрессивный опыт лучший учителей – это один из источников развития теории методики.
Описание слайда:
Связь методики со школьной практикой. Связь методики со школьной практикой. Новаторство и прогрессивный опыт лучший учителей – это один из источников развития теории методики.

Слайд 15





6. Основные методы научного исследования
6. Основные методы научного исследования
Метод наблюдений. Это целенаправленное наблюдение исследователя за деятельностью учителя и учащихся и результатами работ, тщательный их анализ.
 В ходе наблюдения рождается рабочая гипотеза, которая представляет собой как бы начальный этап исследования.
 
Изучение , анализ и обобщение опыта (как отдельных учителей, так и коллективного). Описание системы методов и приёмов, содержание фактического языкового материала, ТСО, помогающих достигнуть высокого уровня знаний и навыков.
Описание слайда:
6. Основные методы научного исследования 6. Основные методы научного исследования Метод наблюдений. Это целенаправленное наблюдение исследователя за деятельностью учителя и учащихся и результатами работ, тщательный их анализ. В ходе наблюдения рождается рабочая гипотеза, которая представляет собой как бы начальный этап исследования. Изучение , анализ и обобщение опыта (как отдельных учителей, так и коллективного). Описание системы методов и приёмов, содержание фактического языкового материала, ТСО, помогающих достигнуть высокого уровня знаний и навыков.

Слайд 16





Метод анкетирования. Сбор мнений учителей, по какому-либо конкретному методическому вопросу по заранее составленной анкете и обработка, анализ полученного материала.
Метод анкетирования. Сбор мнений учителей, по какому-либо конкретному методическому вопросу по заранее составленной анкете и обработка, анализ полученного материала.
 
Метод индивидуальных бесед. Это индивидуальная работа исследователя с отдельными учащимися по заранее составленной программе, сбор их мнений, обработка и систематизация полученного материала.
 
Систематический метод, показывающий (в количественно отношении, в цифрах) динамику развития, например, речевых навыков (рост словаря, уменьшение количества орфографических ошибок), качественные изменения состояния навыков тех или иных.
Описание слайда:
Метод анкетирования. Сбор мнений учителей, по какому-либо конкретному методическому вопросу по заранее составленной анкете и обработка, анализ полученного материала. Метод анкетирования. Сбор мнений учителей, по какому-либо конкретному методическому вопросу по заранее составленной анкете и обработка, анализ полученного материала.   Метод индивидуальных бесед. Это индивидуальная работа исследователя с отдельными учащимися по заранее составленной программе, сбор их мнений, обработка и систематизация полученного материала.   Систематический метод, показывающий (в количественно отношении, в цифрах) динамику развития, например, речевых навыков (рост словаря, уменьшение количества орфографических ошибок), качественные изменения состояния навыков тех или иных.

Слайд 17





Метод эксперимента. Это целенаправленная организация различных форм учебного процесса с активным участием исследователя для проверки выдвинутой гипотезы. (Научного предположения). Эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным. 
Метод эксперимента. Это целенаправленная организация различных форм учебного процесса с активным участием исследователя для проверки выдвинутой гипотезы. (Научного предположения). Эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным. 
Констатирующий  эксперимент, когда устанавливается состояние обучения, знаний, умений и навыков в начале исследования. Для этого проводятся устные и письменные упражнения, контрольные работы.
Обучающий эксперимент. Это обучение в избранном для эксперимента классе по разработанной исследователем системе.
Описание слайда:
Метод эксперимента. Это целенаправленная организация различных форм учебного процесса с активным участием исследователя для проверки выдвинутой гипотезы. (Научного предположения). Эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.  Метод эксперимента. Это целенаправленная организация различных форм учебного процесса с активным участием исследователя для проверки выдвинутой гипотезы. (Научного предположения). Эксперимент может быть констатирующим, обучающим и контрольным.  Констатирующий эксперимент, когда устанавливается состояние обучения, знаний, умений и навыков в начале исследования. Для этого проводятся устные и письменные упражнения, контрольные работы. Обучающий эксперимент. Это обучение в избранном для эксперимента классе по разработанной исследователем системе.

Слайд 18





Контрольный эксперимент – тщательный анализ результатов обучающего эксперимента. Сопоставляются результаты, полученные в экспериментальных, где работает исследователь, и контрольных классах (в которых не работал исследователь). 
Контрольный эксперимент – тщательный анализ результатов обучающего эксперимента. Сопоставляются результаты, полученные в экспериментальных, где работает исследователь, и контрольных классах (в которых не работал исследователь). 
Постановка эксперимента требует наличия параллельных классов: в одном проводится эксперимент, а другой контрольный.
Описание слайда:
Контрольный эксперимент – тщательный анализ результатов обучающего эксперимента. Сопоставляются результаты, полученные в экспериментальных, где работает исследователь, и контрольных классах (в которых не работал исследователь). Контрольный эксперимент – тщательный анализ результатов обучающего эксперимента. Сопоставляются результаты, полученные в экспериментальных, где работает исследователь, и контрольных классах (в которых не работал исследователь). Постановка эксперимента требует наличия параллельных классов: в одном проводится эксперимент, а другой контрольный.

Слайд 19





 К научным методам исследования относится и метод изучения и анализа методического наследства (Истории развития методики русского языка). Это один из важнейших методов исследования в методической науке, имеющий огромное значение для роста и совершенствования педагогического мастерства.
 К научным методам исследования относится и метод изучения и анализа методического наследства (Истории развития методики русского языка). Это один из важнейших методов исследования в методической науке, имеющий огромное значение для роста и совершенствования педагогического мастерства.
7. Актуальными проблемами современной методики русского языка является развитие речи устной и письменной, познавательных и творческих способностей учащихся средствами языка
Описание слайда:
К научным методам исследования относится и метод изучения и анализа методического наследства (Истории развития методики русского языка). Это один из важнейших методов исследования в методической науке, имеющий огромное значение для роста и совершенствования педагогического мастерства. К научным методам исследования относится и метод изучения и анализа методического наследства (Истории развития методики русского языка). Это один из важнейших методов исследования в методической науке, имеющий огромное значение для роста и совершенствования педагогического мастерства. 7. Актуальными проблемами современной методики русского языка является развитие речи устной и письменной, познавательных и творческих способностей учащихся средствами языка



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию