🗊Презентация Морфемика. Словообразование

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Морфемика. Словообразование, слайд №1Морфемика. Словообразование, слайд №2Морфемика. Словообразование, слайд №3Морфемика. Словообразование, слайд №4Морфемика. Словообразование, слайд №5Морфемика. Словообразование, слайд №6Морфемика. Словообразование, слайд №7Морфемика. Словообразование, слайд №8Морфемика. Словообразование, слайд №9Морфемика. Словообразование, слайд №10Морфемика. Словообразование, слайд №11Морфемика. Словообразование, слайд №12Морфемика. Словообразование, слайд №13Морфемика. Словообразование, слайд №14Морфемика. Словообразование, слайд №15Морфемика. Словообразование, слайд №16Морфемика. Словообразование, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Морфемика. Словообразование. Доклад-сообщение содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфемика. Словообразование
схт
Описание слайда:
Морфемика. Словообразование схт

Слайд 2





Морфемика -
раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова (морфем), их отношения друг к другу и к слову в целом.
Описание слайда:
Морфемика - раздел языкознания, изучающий типы и структуру значимых частей слова (морфем), их отношения друг к другу и к слову в целом.

Слайд 3





Морфема-
минимальная значимая часть слова:
корень
приставка (префикс)
суффикс
интерфикс
постфикс
окончание (флексия)
Описание слайда:
Морфема- минимальная значимая часть слова: корень приставка (префикс) суффикс интерфикс постфикс окончание (флексия)

Слайд 4





Можно ли назвать выделенные слова однокоренными?
Ученик выводит мелом на доске мелкие буковки.
Целый год мне может не пригодиться этот учебник!
Водитель никогда не пил воды и не заводил себе друзей в этой деревне.
Гадюка – загадочное явление животного мира.
Жил старичок-лесовичок на лесной опушке.
Описание слайда:
Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Ученик выводит мелом на доске мелкие буковки. Целый год мне может не пригодиться этот учебник! Водитель никогда не пил воды и не заводил себе друзей в этой деревне. Гадюка – загадочное явление животного мира. Жил старичок-лесовичок на лесной опушке.

Слайд 5





Окончаний не имеют:
наречия (сильно, зря, наверху);
слова категории состояния (душно, противно, радостно);
деепричастия (заснув, присмотревшись, раздумывая);
неизменяемые имена сущ. (кофе, такси, пальто);
неизменяемые имена прил. (хаки, беж, бордо);
служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова) (около, пока, же, батюшки, кряк, можно).
Описание слайда:
Окончаний не имеют: наречия (сильно, зря, наверху); слова категории состояния (душно, противно, радостно); деепричастия (заснув, присмотревшись, раздумывая); неизменяемые имена сущ. (кофе, такси, пальто); неизменяемые имена прил. (хаки, беж, бордо); служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова) (около, пока, же, батюшки, кряк, можно).

Слайд 6





План морфемного разбора слова
1.Определить часть речи.
2.Изменить форму слова, определить окончание, обозначить его графически.
3.Выделить основу.
4.В основе выделить корень (корни), подобрав однокоренные слова.
5.Выделить приставку (приставки).
6.Выделить суффикс (суффиксы),если есть – постфикс.
Описание слайда:
План морфемного разбора слова 1.Определить часть речи. 2.Изменить форму слова, определить окончание, обозначить его графически. 3.Выделить основу. 4.В основе выделить корень (корни), подобрав однокоренные слова. 5.Выделить приставку (приставки). 6.Выделить суффикс (суффиксы),если есть – постфикс.

Слайд 7





Произведите морфемный разбор слов-омонимов
Докладывать («делать доклад») – докладывать ( от класть)
Заставлять (комнату мебелью) – заставлять («принуждать»)
Ударник («музыкант, играющий на ударных инструментах») – ударник (от удар, «часть затвора»)
Описание слайда:
Произведите морфемный разбор слов-омонимов Докладывать («делать доклад») – докладывать ( от класть) Заставлять (комнату мебелью) – заставлять («принуждать») Ударник («музыкант, играющий на ударных инструментах») – ударник (от удар, «часть затвора»)

Слайд 8





Словообразовательное гнездо -
все слова с одним корнем (однокоренные).

Вершиной такого гнезда является непроизводное слово, от которого образовались все остальные однокоренные лексемы. У таких слов непроизводная (немотивированная) основа.
Описание слайда:
Словообразовательное гнездо - все слова с одним корнем (однокоренные). Вершиной такого гнезда является непроизводное слово, от которого образовались все остальные однокоренные лексемы. У таких слов непроизводная (немотивированная) основа.

Слайд 9





Производящая основа
Непроизводные основы (смех, глаз, гора, вера, беда, окно, поле, рожь и т.д.) порождают , «производят на свет» целую цепочку однокоренных слов и сами становятся производящей основой.
Описание слайда:
Производящая основа Непроизводные основы (смех, глаз, гора, вера, беда, окно, поле, рожь и т.д.) порождают , «производят на свет» целую цепочку однокоренных слов и сами становятся производящей основой.

Слайд 10





Производная основа
В такой основе выделяются аффиксы, можно объяснить происхождение слова:

стол-ик «маленький стол»)
лес-н-ой («относящийся к лесу»)
Описание слайда:
Производная основа В такой основе выделяются аффиксы, можно объяснить происхождение слова: стол-ик «маленький стол») лес-н-ой («относящийся к лесу»)

Слайд 11





Способы словообразования
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение (разные виды)
Описание слайда:
Способы словообразования Морфологические Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение (разные виды)

Слайд 12





Порядок словообразовательного анализа
1.Определяем часть речи.
2. Определяем основу и лексическое значение.
3. Определяем производящую основу, указываем морфему, которая послужила образованию производной основы.
4. Указываем способ словообразования.
Записываем словообразовательную цепочку, доведя ее до вершины словообразовательного гнезда.
Описание слайда:
Порядок словообразовательного анализа 1.Определяем часть речи. 2. Определяем основу и лексическое значение. 3. Определяем производящую основу, указываем морфему, которая послужила образованию производной основы. 4. Указываем способ словообразования. Записываем словообразовательную цепочку, доведя ее до вершины словообразовательного гнезда.

Слайд 13





Способы образования медицинских терминов
Суффиксальный:
-ит- служит для образования терминов, называющих воспалительные процессы: синусит, гайморит, бронхит и т.д.
-оз- (лат. –osis-), реже -иаз- (лат.-iasis-) указывают на названия заболеваний, в том числе патологических, хронических процессов, не являющихся воспалительными: артроз, токсикоз, туберкулез, невроз, психоз
 -изм-: дальтонизм, кретинизм 
-ома(а) служит для образования терминов, называющих различного рода опухоли :аденома, ангиома, бластома, липома
Описание слайда:
Способы образования медицинских терминов Суффиксальный: -ит- служит для образования терминов, называющих воспалительные процессы: синусит, гайморит, бронхит и т.д. -оз- (лат. –osis-), реже -иаз- (лат.-iasis-) указывают на названия заболеваний, в том числе патологических, хронических процессов, не являющихся воспалительными: артроз, токсикоз, туберкулез, невроз, психоз -изм-: дальтонизм, кретинизм -ома(а) служит для образования терминов, называющих различного рода опухоли :аденома, ангиома, бластома, липома

Слайд 14





Способы образования медицинских терминов
Приставочный (префиксальный)
терминоэлементы-приставки гипо - гипер, олиго - поли, изо - анизо, гетеро - гомо, моно - поли и т.д. (при их посредстве образованы многочисленные термины – антонимы) : 
мононеврит – полиневрит
гипотония - гипертония
Описание слайда:
Способы образования медицинских терминов Приставочный (префиксальный) терминоэлементы-приставки гипо - гипер, олиго - поли, изо - анизо, гетеро - гомо, моно - поли и т.д. (при их посредстве образованы многочисленные термины – антонимы) : мононеврит – полиневрит гипотония - гипертония

Слайд 15





Способы образования медицинских терминов
Приставочно-суффиксальный:
астигматизм (приставка а-, гр. stigma (точка) + суффикс -изм-) 
гипертиреоз (гипер- + анат. glandula thyreoidea (щитовидная железа) + суффикс -оз-).
Описание слайда:
Способы образования медицинских терминов Приставочно-суффиксальный: астигматизм (приставка а-, гр. stigma (точка) + суффикс -изм-) гипертиреоз (гипер- + анат. glandula thyreoidea (щитовидная железа) + суффикс -оз-).

Слайд 16





Способы образования медицинских терминов
Сложение:
голеностоп, сердцебиение, пульмонология, брадикардия

Аббревиация:
медпомощь, медсанчасть,
 ЛФК, СПИД, ЖКТ, ОРВИ, ЦНС и др.
Описание слайда:
Способы образования медицинских терминов Сложение: голеностоп, сердцебиение, пульмонология, брадикардия Аббревиация: медпомощь, медсанчасть, ЛФК, СПИД, ЖКТ, ОРВИ, ЦНС и др.

Слайд 17





Исправьте словообразовательные ошибки
В его манерах была неподдельная благородность.
Завтра в расписание нам поставили психологию заместо информатики.
Будьте осторожны: на улицах гололед, не подскользнитесь!
Это был очень трудолюбимый человек.
Описание слайда:
Исправьте словообразовательные ошибки В его манерах была неподдельная благородность. Завтра в расписание нам поставили психологию заместо информатики. Будьте осторожны: на улицах гололед, не подскользнитесь! Это был очень трудолюбимый человек.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию