🗊Презентация Неврологический осмотр новорожденного

Нажмите для полного просмотра!
Неврологический осмотр новорожденного, слайд №1Неврологический осмотр новорожденного, слайд №2Неврологический осмотр новорожденного, слайд №3Неврологический осмотр новорожденного, слайд №4Неврологический осмотр новорожденного, слайд №5Неврологический осмотр новорожденного, слайд №6Неврологический осмотр новорожденного, слайд №7Неврологический осмотр новорожденного, слайд №8Неврологический осмотр новорожденного, слайд №9Неврологический осмотр новорожденного, слайд №10Неврологический осмотр новорожденного, слайд №11Неврологический осмотр новорожденного, слайд №12Неврологический осмотр новорожденного, слайд №13Неврологический осмотр новорожденного, слайд №14Неврологический осмотр новорожденного, слайд №15Неврологический осмотр новорожденного, слайд №16Неврологический осмотр новорожденного, слайд №17Неврологический осмотр новорожденного, слайд №18Неврологический осмотр новорожденного, слайд №19Неврологический осмотр новорожденного, слайд №20Неврологический осмотр новорожденного, слайд №21Неврологический осмотр новорожденного, слайд №22Неврологический осмотр новорожденного, слайд №23Неврологический осмотр новорожденного, слайд №24Неврологический осмотр новорожденного, слайд №25Неврологический осмотр новорожденного, слайд №26Неврологический осмотр новорожденного, слайд №27Неврологический осмотр новорожденного, слайд №28Неврологический осмотр новорожденного, слайд №29Неврологический осмотр новорожденного, слайд №30Неврологический осмотр новорожденного, слайд №31Неврологический осмотр новорожденного, слайд №32Неврологический осмотр новорожденного, слайд №33Неврологический осмотр новорожденного, слайд №34Неврологический осмотр новорожденного, слайд №35Неврологический осмотр новорожденного, слайд №36Неврологический осмотр новорожденного, слайд №37Неврологический осмотр новорожденного, слайд №38Неврологический осмотр новорожденного, слайд №39Неврологический осмотр новорожденного, слайд №40Неврологический осмотр новорожденного, слайд №41Неврологический осмотр новорожденного, слайд №42Неврологический осмотр новорожденного, слайд №43Неврологический осмотр новорожденного, слайд №44Неврологический осмотр новорожденного, слайд №45Неврологический осмотр новорожденного, слайд №46Неврологический осмотр новорожденного, слайд №47Неврологический осмотр новорожденного, слайд №48Неврологический осмотр новорожденного, слайд №49Неврологический осмотр новорожденного, слайд №50Неврологический осмотр новорожденного, слайд №51Неврологический осмотр новорожденного, слайд №52Неврологический осмотр новорожденного, слайд №53Неврологический осмотр новорожденного, слайд №54Неврологический осмотр новорожденного, слайд №55Неврологический осмотр новорожденного, слайд №56Неврологический осмотр новорожденного, слайд №57Неврологический осмотр новорожденного, слайд №58Неврологический осмотр новорожденного, слайд №59Неврологический осмотр новорожденного, слайд №60Неврологический осмотр новорожденного, слайд №61Неврологический осмотр новорожденного, слайд №62Неврологический осмотр новорожденного, слайд №63Неврологический осмотр новорожденного, слайд №64Неврологический осмотр новорожденного, слайд №65Неврологический осмотр новорожденного, слайд №66Неврологический осмотр новорожденного, слайд №67Неврологический осмотр новорожденного, слайд №68Неврологический осмотр новорожденного, слайд №69Неврологический осмотр новорожденного, слайд №70Неврологический осмотр новорожденного, слайд №71Неврологический осмотр новорожденного, слайд №72Неврологический осмотр новорожденного, слайд №73Неврологический осмотр новорожденного, слайд №74Неврологический осмотр новорожденного, слайд №75Неврологический осмотр новорожденного, слайд №76Неврологический осмотр новорожденного, слайд №77Неврологический осмотр новорожденного, слайд №78Неврологический осмотр новорожденного, слайд №79Неврологический осмотр новорожденного, слайд №80Неврологический осмотр новорожденного, слайд №81Неврологический осмотр новорожденного, слайд №82Неврологический осмотр новорожденного, слайд №83Неврологический осмотр новорожденного, слайд №84Неврологический осмотр новорожденного, слайд №85Неврологический осмотр новорожденного, слайд №86

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Неврологический осмотр новорожденного. Доклад-сообщение содержит 86 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Неврологический  осмотр новорожденного
Описание слайда:
Неврологический осмотр новорожденного

Слайд 2





Неврологический осмотр
  является  неотъемлемой   частью  клинического   обследования   новорожденного    
Общее  состояние   новорожденного    
   ребенка невозможно оценить  без исследования   деятельности   ЦНС. 
Описание слайда:
Неврологический осмотр   является  неотъемлемой   частью  клинического   обследования   новорожденного    Общее  состояние   новорожденного    ребенка невозможно оценить  без исследования   деятельности   ЦНС. 

Слайд 3





Перинатальные поражения ЦНС
  чаще  имеют  диффузный   характер.   Реакции ЦНС  новорожденных   на различные   патогенные   воздействия   проявляются   неспецифическими    неврологическими    синдромами.   
В связи  с этим  топическая диагностика   поражений  ЦНС у них  в  большинстве  случаев  мало результативна, очаговая  неврологическая   симптоматика   
     выявляется  редко;  при одной  и той же локализации   повреждения   головного  мозга могут быть совершенно   различные неврологические   нарушения
Описание слайда:
Перинатальные поражения ЦНС   чаще  имеют  диффузный   характер.   Реакции ЦНС  новорожденных   на различные   патогенные   воздействия   проявляются   неспецифическими    неврологическими    синдромами.   В связи  с этим  топическая диагностика   поражений  ЦНС у них  в  большинстве  случаев  мало результативна, очаговая  неврологическая   симптоматика   выявляется  редко;  при одной  и той же локализации   повреждения   головного  мозга могут быть совершенно   различные неврологические   нарушения

Слайд 4





Другой  важной  особенностью    неврологического    осмотра  новорожденного 
является обязательный  учет гестационного  возраста,  так как выраженность оцениваемых   поведенческих   и неврологических   признаков   зависит  от степени созревания  ЦНС.
Описание слайда:
Другой  важной  особенностью    неврологического    осмотра  новорожденного является обязательный  учет гестационного  возраста,  так как выраженность оцениваемых   поведенческих   и неврологических   признаков   зависит  от степени созревания  ЦНС.

Слайд 5





Неврологический    осмотр  новорожденного    включает  в себя оценку:

• спонтанной   двигательной   активности и
 поведенческого   состояния;
• коммуникабельности;
• мышечного  тонуса;
• безусловных  рефлексов;
• исследования   функций  черепных  нервов, сухожильных  рефлексов;
•выявления   возможного   источника  болевых ощущений.
Описание слайда:
Неврологический    осмотр  новорожденного    включает  в себя оценку: • спонтанной   двигательной   активности и поведенческого   состояния; • коммуникабельности; • мышечного  тонуса; • безусловных  рефлексов; • исследования   функций  черепных  нервов, сухожильных  рефлексов; •выявления   возможного   источника  болевых ощущений.

Слайд 6





Неврологический    осмотр  должен  осуществляться   в условиях, максимально  приближенных    к  стандартным: 
   температура   помещения    +24—26°С  (для недоношенных   в кувезе  +32—35°С), 
освещение   должно  быть нерезким, симметричным   по  отношению    к ребенку, 
желательно   отсутствие   шума, раздражающего   ребенка,  
пеленальный    столик   должен   быть  полужестким;   
 оптимальное  время  осмотра  — за  1 час до кормления.
Описание слайда:
Неврологический    осмотр  должен  осуществляться   в условиях, максимально  приближенных    к  стандартным:     температура   помещения    +24—26°С  (для недоношенных   в кувезе  +32—35°С), освещение   должно  быть нерезким, симметричным   по  отношению    к ребенку, желательно   отсутствие   шума, раздражающего   ребенка,  пеленальный    столик   должен   быть  полужестким;    оптимальное  время  осмотра  — за  1 час до кормления.

Слайд 7





Нужно помнить, что
При  низкой   окружающей температуре  более  вероятно  получить  реакцию  повышения   мышечного   тонуса и тремор, при  высокой  — мышечную   гипотонию.
 Важно  обратить  внимание  на то, чтобы  голова  ребенка  находилась   в сагиттальной   плоскости, ибо из-за  асимметричного    шейного   тонического   рефлекса   на  стороне   поворота головы  возможно  снижение  мышечного  тонуса конечностей, а на противоположной  — повышение.  
Непосредственно после кормления   у новорожденного вследствие   насыщения может быть снижен мышечный тонус и ряд рефлексов, реакций, а при осмотре  перед кормлением   — некоторое  беспокойство, тремор  и повышение   мышечного   тонуса  из-за  относительной    гипогликемии.
Описание слайда:
Нужно помнить, что При  низкой   окружающей температуре  более  вероятно  получить  реакцию  повышения   мышечного   тонуса и тремор, при  высокой  — мышечную   гипотонию.  Важно  обратить  внимание  на то, чтобы  голова  ребенка  находилась   в сагиттальной   плоскости, ибо из-за  асимметричного    шейного   тонического   рефлекса   на  стороне   поворота головы  возможно  снижение  мышечного  тонуса конечностей, а на противоположной  — повышение.   Непосредственно после кормления   у новорожденного вследствие   насыщения может быть снижен мышечный тонус и ряд рефлексов, реакций, а при осмотре  перед кормлением   — некоторое  беспокойство, тремор  и повышение   мышечного   тонуса  из-за  относительной    гипогликемии.

Слайд 8





Внешний осмотр

      Опытный врач одним взглядом оценивает реальное состояние ребенка, а это следующие показатели:
Поза – характерными считаются эмбриональная или поза флексии, иногда младенцы принимают позицию «фехтовальщика»;
Крик – нормальная реакция ребенка на осмотр громкий эмоциональный крик. Слабый крик или отсутствие крика должны вызвать беспокойство, а  монотонный, раздраженный крик характерен для неврологических заболеваний;
Выражение лица – спокойное выражение лица со своеобразной живой мимикой характерно для здорового малыша. А маско-образное, болезненное, беспокойное или недовольное выражение лица может свидетельствовать о патологическом состоянии ребенка;
Цвет кожных покровов после рождения – розовый с красноватым оттенком, но в целом зависит от возраста младенца
Описание слайда:
Внешний осмотр Опытный врач одним взглядом оценивает реальное состояние ребенка, а это следующие показатели: Поза – характерными считаются эмбриональная или поза флексии, иногда младенцы принимают позицию «фехтовальщика»; Крик – нормальная реакция ребенка на осмотр громкий эмоциональный крик. Слабый крик или отсутствие крика должны вызвать беспокойство, а  монотонный, раздраженный крик характерен для неврологических заболеваний; Выражение лица – спокойное выражение лица со своеобразной живой мимикой характерно для здорового малыша. А маско-образное, болезненное, беспокойное или недовольное выражение лица может свидетельствовать о патологическом состоянии ребенка; Цвет кожных покровов после рождения – розовый с красноватым оттенком, но в целом зависит от возраста младенца

Слайд 9





Патологические  позы
Опистотонус - ребенок лежит на боку, голова резко запрокинута назад, конечности разогнуты и напряжены. 
Поза «лягавой собаки»  - запрокинутая голова, выгнутое туловище, втянутый живот, прижатые к груди руки, подтянутые к животу ноги может наблюдаться при воспалении мозговых оболочек.
Поза «лягушки» отмечается при общей мышечной гипотонии.
Описание слайда:
Патологические позы Опистотонус - ребенок лежит на боку, голова резко запрокинута назад, конечности разогнуты и напряжены. Поза «лягавой собаки» - запрокинутая голова, выгнутое туловище, втянутый живот, прижатые к груди руки, подтянутые к животу ноги может наблюдаться при воспалении мозговых оболочек. Поза «лягушки» отмечается при общей мышечной гипотонии.

Слайд 10


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Внешний осмотр
Положение головы – если голову можно резко привести к плечу, то патологию грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящей к кривошее, можно исключить
Установка стоп и кистей – важный показатель для диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата и неврологической патологии. Некоторые симптомы, такие как пяточной или свисающей стопы, «тюленей» лапки, свисающей кисти или «когтистой лапки» принимаются к сведению сразу же;
Пропорции тела – соотношение роста, массы тела, окружности головы и груди у младенцев особые. В случае нарушения этих соотношений можно сделать вывод о непропорциональном развитии ребенка и выяснять его причины.
Описание слайда:
Внешний осмотр Положение головы – если голову можно резко привести к плечу, то патологию грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящей к кривошее, можно исключить Установка стоп и кистей – важный показатель для диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата и неврологической патологии. Некоторые симптомы, такие как пяточной или свисающей стопы, «тюленей» лапки, свисающей кисти или «когтистой лапки» принимаются к сведению сразу же; Пропорции тела – соотношение роста, массы тела, окружности головы и груди у младенцев особые. В случае нарушения этих соотношений можно сделать вывод о непропорциональном развитии ребенка и выяснять его причины.

Слайд 14


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №14
Описание слайда:

Слайд 15


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Следует обращать внимание
на общее телосложение ребенка, пропорциональность туловища и конечностей. 
Так, нарушение пропорции туловища и конечностей характерно для хромосомных синдромов, заболеваний соединительной ткани, врожденных эктомезодермальных дисплазий.
Большое значение имеет констатация малых аномалий развития (дизэмбриогенетических стигм), являющихся результатом воздействия в эмбриогенезе различных неблагоприятных факторов.
Описание слайда:
Следует обращать внимание на общее телосложение ребенка, пропорциональность туловища и конечностей. Так, нарушение пропорции туловища и конечностей характерно для хромосомных синдромов, заболеваний соединительной ткани, врожденных эктомезодермальных дисплазий. Большое значение имеет констатация малых аномалий развития (дизэмбриогенетических стигм), являющихся результатом воздействия в эмбриогенезе различных неблагоприятных факторов.

Слайд 18


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Среди признаков общей активности ребенка необходимо отметить
спонтанную двигательную активность.
      Ее оценка достаточно субъективна и зависит от опыта врача, объективизация же возможна лишь при анализе видеозаписи активности в течение суток.  
     Обычно спонтанные  движения заключаются в периодическом сгибании и разгибании ног, их перекресте, отталкивании от опоры; движения рук на уровне груди в локтевых и лучезапястных суставах со сжатием кулаков. 
      Наличие хореoатетoидного компонента в движениях, являющегося физиологическим для новорожденных детей, свидетельствует о преобладании экстрапирамидной моторики и заключается в беспокойстве языка, растопыривании и независимых друг от друга движений пальцев.
Описание слайда:
Среди признаков общей активности ребенка необходимо отметить спонтанную двигательную активность.  Ее оценка достаточно субъективна и зависит от опыта врача, объективизация же возможна лишь при анализе видеозаписи активности в течение суток. Обычно спонтанные движения заключаются в периодическом сгибании и разгибании ног, их перекресте, отталкивании от опоры; движения рук на уровне груди в локтевых и лучезапястных суставах со сжатием кулаков. Наличие хореoатетoидного компонента в движениях, являющегося физиологическим для новорожденных детей, свидетельствует о преобладании экстрапирамидной моторики и заключается в беспокойстве языка, растопыривании и независимых друг от друга движений пальцев.

Слайд 20





В результате физиологической гипертонии мышц сгибательной группы, которая преобладает у ребенка первых месяцев жизни,
конечности новорожденного согнуты во всех суставах, руки прижаты к туловищу, а ноги слегка отведены в бедрах. 
Мышечный тонус симметричен, 
голова  —  по средней линии или слегка запрокинута назад из-за повышения тонуса в разгибателях головы и шеи. 
Новорожденный совершает и разгибательные движения, но сгибательная поза преобладает, особенно в верхних конечностях (эмбриональная поза).
Описание слайда:
В результате физиологической гипертонии мышц сгибательной группы, которая преобладает у ребенка первых месяцев жизни, конечности новорожденного согнуты во всех суставах, руки прижаты к туловищу, а ноги слегка отведены в бедрах. Мышечный тонус симметричен, голова  —  по средней линии или слегка запрокинута назад из-за повышения тонуса в разгибателях головы и шеи. Новорожденный совершает и разгибательные движения, но сгибательная поза преобладает, особенно в верхних конечностях (эмбриональная поза).

Слайд 21





Эмбриональная поза
Описание слайда:
Эмбриональная поза

Слайд 22





Симметричность движений и поз
При акушерских парезах рук определяется асимметричное расположение верхних конечностей. 
На стороне поражения рука разогнута, лежит вдоль туловища, ротирована внутрь в плече, пронирована в предплечье, кисть  —  в ладонном сгибании. 
Асимметричное расположение конечностей возможно при гемипарезах.
Описание слайда:
Симметричность движений и поз При акушерских парезах рук определяется асимметричное расположение верхних конечностей. На стороне поражения рука разогнута, лежит вдоль туловища, ротирована внутрь в плече, пронирована в предплечье, кисть  —  в ладонном сгибании. Асимметричное расположение конечностей возможно при гемипарезах.

Слайд 23


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Необходимо описать
положение головы, 
форму черепа, 
его размеры, 
состояние черепных швов и родничков (втяжение, выбухание, пульсация), 
смещение, дефекты черепных костей, 
отметить наличие родовой опухоли, кефалогематомы.
 Знание размера черепа при рождении и наблюдение за дальнейшей динамикой его роста важны для диагностики гидроцефалии и микроцефалии в первые недели жизни ребенка.
Описание слайда:
Необходимо описать положение головы, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов и родничков (втяжение, выбухание, пульсация), смещение, дефекты черепных костей, отметить наличие родовой опухоли, кефалогематомы. Знание размера черепа при рождении и наблюдение за дальнейшей динамикой его роста важны для диагностики гидроцефалии и микроцефалии в первые недели жизни ребенка.

Слайд 25


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





У детей с тяжелыми поражениями нервной системы, с выраженными двигательными нарушениями, задержкой психического развития
часто уже с первых месяцев жизни можно отметить замедленный рост черепа, быстрое смыкание черепных швов, преждевременное закрытие большого родничка. 
Прогрессирующее чрезмерное увеличение размеров черепа наблюдается при врожденной и приобретенной гидроцефалии.
Описание слайда:
У детей с тяжелыми поражениями нервной системы, с выраженными двигательными нарушениями, задержкой психического развития часто уже с первых месяцев жизни можно отметить замедленный рост черепа, быстрое смыкание черепных швов, преждевременное закрытие большого родничка. Прогрессирующее чрезмерное увеличение размеров черепа наблюдается при врожденной и приобретенной гидроцефалии.

Слайд 28





Лицо
Важно определить, нет ли врожденных черепно-лицевых асимметрий или других специфических черт лица. 
Например, гротесковые черты лица с выдающимися лобными буграми и седловидной формой черепа характерны для некоторых мукополисахаридозов и муколипидозов, 
«монголоидные» черты лица наблюдаются при болезни Дауна, 
«кукольное» лицо — симптом ранних форм гликогенозов.
Описание слайда:
Лицо Важно определить, нет ли врожденных черепно-лицевых асимметрий или других специфических черт лица. Например, гротесковые черты лица с выдающимися лобными буграми и седловидной формой черепа характерны для некоторых мукополисахаридозов и муколипидозов, «монголоидные» черты лица наблюдаются при болезни Дауна, «кукольное» лицо — симптом ранних форм гликогенозов.

Слайд 29





Черепные нервы
Описание слайда:
Черепные нервы

Слайд 30





Мимика новорожденного
достаточно богата, как правило, симметрична и заключается в сжимании глаз, нахмуривании лба, углублении носогубных складок, напряжении языка, открывании рта. 
Асимметрия лица возможна в первые сутки вследствие особенностей прохождения головы ребенка через родовые пути. 
С другой стороны, асимметрия лица может обусловлена поражением черепной  иннервации.
Описание слайда:
Мимика новорожденного достаточно богата, как правило, симметрична и заключается в сжимании глаз, нахмуривании лба, углублении носогубных складок, напряжении языка, открывании рта. Асимметрия лица возможна в первые сутки вследствие особенностей прохождения головы ребенка через родовые пути. С другой стороны, асимметрия лица может обусловлена поражением черепной иннервации.

Слайд 31





Черепные нервы
I пара.  —  обонятельный нерв. На резкие запахи новорожденные реагируют неудовольствием, смыкают веки, морщат лицо, становятся беспокойными, кричат.
II пара  —  зрительный нерв. У новорожденных все необходимые для зрения отделы глазного яблока сформированы, за исключением fovea centralis, которая у них менее развита, чем остальная часть сетчатки. Неполное развитие fovea centralis и несовершенно действующая аккомодация снижают возможность ясного видения предметов (физиологическая дальнозоркость). Искусственный источник света вызывает у новорожденного рефлекторное смыкание век и легкое отбрасывание головы назад.
Описание слайда:
Черепные нервы I пара.  —  обонятельный нерв. На резкие запахи новорожденные реагируют неудовольствием, смыкают веки, морщат лицо, становятся беспокойными, кричат. II пара  —  зрительный нерв. У новорожденных все необходимые для зрения отделы глазного яблока сформированы, за исключением fovea centralis, которая у них менее развита, чем остальная часть сетчатки. Неполное развитие fovea centralis и несовершенно действующая аккомодация снижают возможность ясного видения предметов (физиологическая дальнозоркость). Искусственный источник света вызывает у новорожденного рефлекторное смыкание век и легкое отбрасывание головы назад.

Слайд 32





Фиксацию взора на предмете иногда можно отметить уже у 5 —  8-дневных детей,
но более постоянной она становится с 4 — 6-й недели жизни.
 В 9 — 10-дневном возрасте новорожденные делают первые попытки следить за движущимися яркими предметами, при этом осуществляют движения только глазные яблоки, голова остается неподвижной. 
После 4 нед постепенно появляется сочетанный поворот головы и глазных яблок. 
Развитие фиксации взора на предмете связано в известной мере со степенью психического развития. Своевременное появление фиксации взора является благоприятным симптомом, свидетельствующим о нормальном психическом развитии. 
Если у ребенка задержано психическое развитие, фиксация взора появляется поздно, она непостоянна, ребенок быстро теряет предмет из поля зрения и становится к нему безразличным.
Описание слайда:
Фиксацию взора на предмете иногда можно отметить уже у 5 —  8-дневных детей, но более постоянной она становится с 4 — 6-й недели жизни. В 9 — 10-дневном возрасте новорожденные делают первые попытки следить за движущимися яркими предметами, при этом осуществляют движения только глазные яблоки, голова остается неподвижной. После 4 нед постепенно появляется сочетанный поворот головы и глазных яблок. Развитие фиксации взора на предмете связано в известной мере со степенью психического развития. Своевременное появление фиксации взора является благоприятным симптомом, свидетельствующим о нормальном психическом развитии. Если у ребенка задержано психическое развитие, фиксация взора появляется поздно, она непостоянна, ребенок быстро теряет предмет из поля зрения и становится к нему безразличным.

Слайд 33





Патология
кровоизлияния в сетчатку при тяжелых родах. Обычно кровоизлияния рассасываются на 7 — 10-й день жизни; в тяжелых случаях возможны повторные кровоизлияния, которые в дальнейшем вызывают различной степени амблиопию. 
Кроме того, у новорожденных можно обнаружить различные аномалии развития (атрофию зрительных нервов, колобому, катаракту, микрофтальмию). 
Для ранней диагностики патологии сетчатки и прозрачных сред глаза необходим осмотр новорожденных окулистом в родильных домах.
Описание слайда:
Патология кровоизлияния в сетчатку при тяжелых родах. Обычно кровоизлияния рассасываются на 7 — 10-й день жизни; в тяжелых случаях возможны повторные кровоизлияния, которые в дальнейшем вызывают различной степени амблиопию. Кроме того, у новорожденных можно обнаружить различные аномалии развития (атрофию зрительных нервов, колобому, катаракту, микрофтальмию). Для ранней диагностики патологии сетчатки и прозрачных сред глаза необходим осмотр новорожденных окулистом в родильных домах.

Слайд 34





Ill, IV и VI .пары: глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы.
У новорожденного зрачки одинаковой величины, с живой прямой и содружественной реакциями на свет. 
Движения глазных яблок осуществляются раздельно: еще нет бинокулярного зрения. 
Сочетанные движения глаз непостоянны, возникают случайно. Глазные яблоки часто спонтанно конвергируют к средней линии, в связи с чем периодически наблюдается сходящееся косоглазие. 
Оно не должно быть постоянным, в противном случае это свидетельствует о поражении центральной нервной системы. 
Движения глазных яблок у новорожденных толчкообразные. Постепенно, по мере фиксации взора, когда ребенок начинает следить за предметами, движения становятся плавными, содружественными.
Описание слайда:
Ill, IV и VI .пары: глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы. У новорожденного зрачки одинаковой величины, с живой прямой и содружественной реакциями на свет. Движения глазных яблок осуществляются раздельно: еще нет бинокулярного зрения. Сочетанные движения глаз непостоянны, возникают случайно. Глазные яблоки часто спонтанно конвергируют к средней линии, в связи с чем периодически наблюдается сходящееся косоглазие. Оно не должно быть постоянным, в противном случае это свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Движения глазных яблок у новорожденных толчкообразные. Постепенно, по мере фиксации взора, когда ребенок начинает следить за предметами, движения становятся плавными, содружественными.

Слайд 35





Движения глазных яблок у новорожденного
у ряда детей может отмечаться горизонтальный нистагм в покое, а его наличие при вращении ребенка является признаком сохранности вестибулярного аппарата.
Постоянный или длительный (более 20 секунд) нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный) свидетельствует о раздражении вестибулярного аппарата вследствие гипоксически-ишемической энцефалопатии (II стадия), внутричерепного кровоизлияния, вертебрально-базилярной недостаточности вследствие спинальной травмы на уровне пятого(или) шестого шейного сегментов спинного мозга. 
Стойкое сходящееся косоглазие с приведением одного глазного яблока свидетельствует о поражении отводящего нерва, расходящееся косоглазие свидетельствует о поражении глазодвигательного нерва и, как правило, ассоциируется с птозом на стороне поражения и расширением зрачка (мидриаз).
Описание слайда:
Движения глазных яблок у новорожденного у ряда детей может отмечаться горизонтальный нистагм в покое, а его наличие при вращении ребенка является признаком сохранности вестибулярного аппарата. Постоянный или длительный (более 20 секунд) нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный) свидетельствует о раздражении вестибулярного аппарата вследствие гипоксически-ишемической энцефалопатии (II стадия), внутричерепного кровоизлияния, вертебрально-базилярной недостаточности вследствие спинальной травмы на уровне пятого(или) шестого шейного сегментов спинного мозга. Стойкое сходящееся косоглазие с приведением одного глазного яблока свидетельствует о поражении отводящего нерва, расходящееся косоглазие свидетельствует о поражении глазодвигательного нерва и, как правило, ассоциируется с птозом на стороне поражения и расширением зрачка (мидриаз).

Слайд 36





В норме зрачки у новорожденного ребенка округлой формы симметричны и имеют диаметр 2—3 мм.
Симметричное сужение зрачков (миоз) отмечается при II стадии гипоксически-ишемической энцефалопатии; 
односторонний миоз, ассоциирующийся с птозом и энофтальмом, являются признаками поражения спинного мозга на уровне седьмого шейного сегмента на стороне сужения зрачка (синдром Бернара-Горнера),
 при наличии также атаксии, тремора и миоклоний на стороне миоза можно предположить поражение покрышки мозга. Симметричный мидриаз отмечается при 1 стадии гипоксически-ишемической энцефалопатии. 
Односторонний мидриаз, наряду с указанным выше поражением глазодвигательного нерва, может свидетельствовать о поражении среднего мозга, а при ассоциации с птозом на стороне мидриаза и гемипарезом на противоположной формируется синдром Вебера.
Описание слайда:
В норме зрачки у новорожденного ребенка округлой формы симметричны и имеют диаметр 2—3 мм. Симметричное сужение зрачков (миоз) отмечается при II стадии гипоксически-ишемической энцефалопатии; односторонний миоз, ассоциирующийся с птозом и энофтальмом, являются признаками поражения спинного мозга на уровне седьмого шейного сегмента на стороне сужения зрачка (синдром Бернара-Горнера), при наличии также атаксии, тремора и миоклоний на стороне миоза можно предположить поражение покрышки мозга. Симметричный мидриаз отмечается при 1 стадии гипоксически-ишемической энцефалопатии. Односторонний мидриаз, наряду с указанным выше поражением глазодвигательного нерва, может свидетельствовать о поражении среднего мозга, а при ассоциации с птозом на стороне мидриаза и гемипарезом на противоположной формируется синдром Вебера.

Слайд 37





При поражении глазодвигательных нервов
может быть сходящееся и реже расходящееся косоглазие. 
Птоз у детей раннего возраста может быть обусловлен недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко, 
аплазией ядра глазодвигательного нерва 
 неразделением в эмбриогенезе функций мышц крыловидной и поднимающей верхнее веко (жевательно-мигательная синкинезия).
Парезы взора у новорожденных чаще бывают врожденными. Их причиной является недоразвитие ствола головного мозга.
Описание слайда:
При поражении глазодвигательных нервов может быть сходящееся и реже расходящееся косоглазие. Птоз у детей раннего возраста может быть обусловлен недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко, аплазией ядра глазодвигательного нерва неразделением в эмбриогенезе функций мышц крыловидной и поднимающей верхнее веко (жевательно-мигательная синкинезия). Парезы взора у новорожденных чаще бывают врожденными. Их причиной является недоразвитие ствола головного мозга.

Слайд 38





При исследовании глазодвигательных нервов у новорожденных
важно обращать внимание на величину глазных щелей. 
При акушерском парезе руки иногда возникает синдром Бернара — Горнера на стороне пареза.
 Птоз встречается при врожденной аплазии крупноклеточного ядра III пары, а также при жевательно-мигательной синкинезии Маркуса — Гунна.
Описание слайда:
При исследовании глазодвигательных нервов у новорожденных важно обращать внимание на величину глазных щелей. При акушерском парезе руки иногда возникает синдром Бернара — Горнера на стороне пареза. Птоз встречается при врожденной аплазии крупноклеточного ядра III пары, а также при жевательно-мигательной синкинезии Маркуса — Гунна.

Слайд 39





Расширение глазной щели,
ассоциирующееся со сглаженностью носогубной складки и гипомимией нижней половины лица, повышением мышечного тонуса и периостальных рефлексов на стороне расширения глазной щели и девиацией языка в противоположную сторону, свидетельствует о поражении пирамидных путей на стороне расширения, глазной щели. 
При расширении глазной щели с невозможностью сомкнуть веки (лагофтальм), отхождением вверх глазного яблока (феномен Белла), повышенным слезотечением или, наоборот, сухостью глаза можно говорить о периферическом поражении VII лицевого нерва или ядра. 
Наличие подобной симптоматики с повышением мышечного тонуса, периостальных рефлексов и гипокинезией на противоположной стороне свидетельствует о поражении среднего мозга (синдром Мийяра-Гюблера); 
сочетание признаков периферического пареза лицевого нерва с нарушением сосания, глотания, атрофией мышц языка, а также в ряде случаев с деформацией ушного хряща и недоразвитием нижней челюсти свидетельствует о врожденном (как правило, аутосомно-доминантном) недоразвитии ядер лицевых нервов (синдром Мебиуса)
Описание слайда:
Расширение глазной щели, ассоциирующееся со сглаженностью носогубной складки и гипомимией нижней половины лица, повышением мышечного тонуса и периостальных рефлексов на стороне расширения глазной щели и девиацией языка в противоположную сторону, свидетельствует о поражении пирамидных путей на стороне расширения, глазной щели. При расширении глазной щели с невозможностью сомкнуть веки (лагофтальм), отхождением вверх глазного яблока (феномен Белла), повышенным слезотечением или, наоборот, сухостью глаза можно говорить о периферическом поражении VII лицевого нерва или ядра. Наличие подобной симптоматики с повышением мышечного тонуса, периостальных рефлексов и гипокинезией на противоположной стороне свидетельствует о поражении среднего мозга (синдром Мийяра-Гюблера); сочетание признаков периферического пареза лицевого нерва с нарушением сосания, глотания, атрофией мышц языка, а также в ряде случаев с деформацией ушного хряща и недоразвитием нижней челюсти свидетельствует о врожденном (как правило, аутосомно-доминантном) недоразвитии ядер лицевых нервов (синдром Мебиуса)

Слайд 40





При спонтанных движениях глазных яблок вниз или при быстром перемещении головы в пространстве
между веком и радужкой появлется белая полоса склеры (симптом Грефе). 
Симптом Грефе может встречаться у здоровых недоношенных и незрелых детей, а также доношенных детей первых дней жизни. 
Этот симптом может возникать при гидроцефалии, синдроме внутричерепной гипертензии, билирубиновой энцефалопатии.
 
Описание слайда:
При спонтанных движениях глазных яблок вниз или при быстром перемещении головы в пространстве между веком и радужкой появлется белая полоса склеры (симптом Грефе). Симптом Грефе может встречаться у здоровых недоношенных и незрелых детей, а также доношенных детей первых дней жизни. Этот симптом может возникать при гидроцефалии, синдроме внутричерепной гипертензии, билирубиновой энцефалопатии.  

Слайд 41





 В первые дни у новорожденных, чаще у недоношенных
можно наблюдать симптом «заходящего солнца»: ребенка, находящегося в горизонтальном положении, быстро переводят в вертикальное, глазные яблоки поворачиваются вниз и внутрь, в широкой глазной щели становится видна полоска склеры; спустя несколько секунд глазные яблоки возвращаются в исходное положение. 
Наличие этого симптома после 4-недельного возраста в сочетании с другими симптомами свидетельствует о поражении нервной системы, повышении внутричерепного давления
Описание слайда:
В первые дни у новорожденных, чаще у недоношенных можно наблюдать симптом «заходящего солнца»: ребенка, находящегося в горизонтальном положении, быстро переводят в вертикальное, глазные яблоки поворачиваются вниз и внутрь, в широкой глазной щели становится видна полоска склеры; спустя несколько секунд глазные яблоки возвращаются в исходное положение. Наличие этого симптома после 4-недельного возраста в сочетании с другими симптомами свидетельствует о поражении нервной системы, повышении внутричерепного давления

Слайд 42





V пара  —  тройничный нерв.
У новорожденных проверяют функцию двигательной порции, наблюдая за актом сосания. 
При поражении двигательной порции тройничного нерва наблюдаются отвисание нижней челюсти, смещение ее в больную сторону, затруднение сосания, атрофия жевательной мускулатуры на пораженной стороне. 
При поражении I ветви тройничного нерва корнеальный рефлекс отсутствует или снижен.
Описание слайда:
V пара  —  тройничный нерв. У новорожденных проверяют функцию двигательной порции, наблюдая за актом сосания. При поражении двигательной порции тройничного нерва наблюдаются отвисание нижней челюсти, смещение ее в больную сторону, затруднение сосания, атрофия жевательной мускулатуры на пораженной стороне. При поражении I ветви тройничного нерва корнеальный рефлекс отсутствует или снижен.

Слайд 43





Асимметричное открывание рта при зевании и крике у ребёнка
может быть признаком одностороннего поражения двигательной порции тройничного нерва. 
Нарушение глотания, крика и атрофия мышц языка у новорожденного могут быть связаны с поражением каудальной группы краниальных нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), при этом снижение глотательного рефлекса свидетельств о периферическом поражении каудальной группы нервов (бульбарный паралич), повышение — о поражении надъядерных образований (псевдобульбарный паралич).
Описание слайда:
Асимметричное открывание рта при зевании и крике у ребёнка может быть признаком одностороннего поражения двигательной порции тройничного нерва. Нарушение глотания, крика и атрофия мышц языка у новорожденного могут быть связаны с поражением каудальной группы краниальных нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), при этом снижение глотательного рефлекса свидетельств о периферическом поражении каудальной группы нервов (бульбарный паралич), повышение — о поражении надъядерных образований (псевдобульбарный паралич).

Слайд 44





VII пара  —  лицевой нерв.
наблюдая за состоянием мимической мускулатуры во время сосания, крика, плача новорожденного, а также вызывая ряд рефлексов, требующих для своего осуществления участия мимической мускулатуры (роговичный, корнеальный, орбикулопальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный).
Описание слайда:
VII пара  —  лицевой нерв. наблюдая за состоянием мимической мускулатуры во время сосания, крика, плача новорожденного, а также вызывая ряд рефлексов, требующих для своего осуществления участия мимической мускулатуры (роговичный, корнеальный, орбикулопальпебральный, поисковый, хоботковый, сосательный).

Слайд 45





Патология
Периферический парез лицевой мускулатуры встречается у новорожденных, извлеченных при помощи полостных щипцов, когда травмируются конечные ветви п facialis.
можно отметить расширение глазной щели на стороне поражения; при крике угол рта перетягивается в здоровую сторону. 
Грубое поражение лицевого нерва затрудняет сосание: ребенок не может плотно захватывать сосок, иногда молоко вытекает из угла рта.
 Поисковый рефлекс угнетен на стороне поражения. Поглаживание в области угла рта вызывает рефлекторный поворот головы в сторону раздражителя, а опускание угла рта затруднено.
Описание слайда:
Патология Периферический парез лицевой мускулатуры встречается у новорожденных, извлеченных при помощи полостных щипцов, когда травмируются конечные ветви п facialis. можно отметить расширение глазной щели на стороне поражения; при крике угол рта перетягивается в здоровую сторону. Грубое поражение лицевого нерва затрудняет сосание: ребенок не может плотно захватывать сосок, иногда молоко вытекает из угла рта. Поисковый рефлекс угнетен на стороне поражения. Поглаживание в области угла рта вызывает рефлекторный поворот головы в сторону раздражителя, а опускание угла рта затруднено.

Слайд 46





Патология
Центральный парез лицевой мускулатуры диагностировать труднее  —  асимметрия носогубных складок у новорожденных слабо выражена и не всегда связана с поражением VII пары нерва.
Описание слайда:
Патология Центральный парез лицевой мускулатуры диагностировать труднее  —  асимметрия носогубных складок у новорожденных слабо выражена и не всегда связана с поражением VII пары нерва.

Слайд 47





VIII пара  —  слуховой и вестибулярный нервы.
На резкий звуковой раздражитель новорожденный отвечает смыканием век  (акустико-пальпебральный рефлекс), реакцией испуга, изменением дыхательного ритма, двигательным беспокойством, поворотом головы. 
В первые дни жизни реакция вызывается с трудом, быстро истощается после повторной стимуляции, но в дальнейшем наблюдается в норме у всех новорожденных. 
В ответ на звуковой раздражитель происходят также подергивание глазных яблок, мигание, наморщивание лба, открывание рта, разгибание руки, растопыривание или сжимание пальцев кисти, прекращение крика, сосательных движений и др.
Описание слайда:
VIII пара  —  слуховой и вестибулярный нервы. На резкий звуковой раздражитель новорожденный отвечает смыканием век  (акустико-пальпебральный рефлекс), реакцией испуга, изменением дыхательного ритма, двигательным беспокойством, поворотом головы. В первые дни жизни реакция вызывается с трудом, быстро истощается после повторной стимуляции, но в дальнейшем наблюдается в норме у всех новорожденных. В ответ на звуковой раздражитель происходят также подергивание глазных яблок, мигание, наморщивание лба, открывание рта, разгибание руки, растопыривание или сжимание пальцев кисти, прекращение крика, сосательных движений и др.

Слайд 48





По мере роста и развития
ребенок вначале начинает реагировать на голос матери, но другие звуки еще не локализует, к 3-му месяцу он начинает реагировать на звуки, локализовать их. 
У новорожденного с поражением нервной системы реакция на звуковой раздражитель значительно запаздывает. 
Наряду с этим нервно-психическое развитие ребенка на 1-м году жизни тесно связано с нормальным развитием слухового анализатора.
Описание слайда:
По мере роста и развития ребенок вначале начинает реагировать на голос матери, но другие звуки еще не локализует, к 3-му месяцу он начинает реагировать на звуки, локализовать их. У новорожденного с поражением нервной системы реакция на звуковой раздражитель значительно запаздывает. Наряду с этим нервно-психическое развитие ребенка на 1-м году жизни тесно связано с нормальным развитием слухового анализатора.

Слайд 49





У новорожденных в первые дни
жизни можно наблюдать спонтанный, мелкоразмашистый горизонтальный нистагм, который становится более четким после слабых движений головы. В норме нистагм непостоянен.
Описание слайда:
У новорожденных в первые дни жизни можно наблюдать спонтанный, мелкоразмашистый горизонтальный нистагм, который становится более четким после слабых движений головы. В норме нистагм непостоянен.

Слайд 50





IX, X пары  —  языкоглоточный и блуждающий нервы.
У новорожденных исследовать функцию IX, X черепных нервов можно, наблюдая за синхронностью актов сосания, глотания и дыхания. При поражении IX, X пар нервов нарушено глотание: ребенок держит молоко во рту, долго не проглатывает, с трудом берет грудь, кричит во время кормления, захлебывается, поперхивается. 
Крик монотонный, мало модулированный. 
Ранняя диагностика бульварного синдрома очень важна, так как попадание пищи — в дыхательные пути часто ведет к аспирационной пневмонии.
Описание слайда:
IX, X пары  —  языкоглоточный и блуждающий нервы. У новорожденных исследовать функцию IX, X черепных нервов можно, наблюдая за синхронностью актов сосания, глотания и дыхания. При поражении IX, X пар нервов нарушено глотание: ребенок держит молоко во рту, долго не проглатывает, с трудом берет грудь, кричит во время кормления, захлебывается, поперхивается. Крик монотонный, мало модулированный. Ранняя диагностика бульварного синдрома очень важна, так как попадание пищи — в дыхательные пути часто ведет к аспирационной пневмонии.

Слайд 51





XI пара  —  добавочный нерв.
При поражении XI нерва у новорожденных отсутствует поворот головы в противоположную сторону, наблюдаются запрокидывание головы назад, ограничение поднятия руки выше горизонтального уровня. Раздражение добавочного нерва сопровождается спастической кривошеей и подергиванием головы в противоположную сторону. У новорожденных кривошея чаше всего является результатом механической травмы грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Описание слайда:
XI пара  —  добавочный нерв. При поражении XI нерва у новорожденных отсутствует поворот головы в противоположную сторону, наблюдаются запрокидывание головы назад, ограничение поднятия руки выше горизонтального уровня. Раздражение добавочного нерва сопровождается спастической кривошеей и подергиванием головы в противоположную сторону. У новорожденных кривошея чаше всего является результатом механической травмы грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Слайд 52





XII пара  —  подъязычный нерв.
Положение языка во рту, его подвижность, участие в акте сосания дают представление о состоянии подъязычного нерва. 
У детей раннего возраста с церебральным параличом при двустороннем поражении кортико-нуклеарных путей функции языка нарушаются (псевдобульбарный синдром). А
трофии мышц языка при этом не выявляется. 
При пороках развития может наблюдаться макроглоссия  —  увеличение размеров языка. Иногда отмечается врожденное недоразвитие языка (синдром Гроба).
Описание слайда:
XII пара  —  подъязычный нерв. Положение языка во рту, его подвижность, участие в акте сосания дают представление о состоянии подъязычного нерва. У детей раннего возраста с церебральным параличом при двустороннем поражении кортико-нуклеарных путей функции языка нарушаются (псевдобульбарный синдром). А трофии мышц языка при этом не выявляется. При пороках развития может наблюдаться макроглоссия  —  увеличение размеров языка. Иногда отмечается врожденное недоразвитие языка (синдром Гроба).

Слайд 53





При ягодичном предлежании,
когда проводится извлечение головки с помощью различных акушерских манипуляций, иногда происходит надрыв мышцы с последующим ее укорочением за счет разрастания соединительной ткани. 
В 50 — 60% случаев поражение добавочного нерва сочетается с повреждением плечевого сплетения в родах. 
При гемиатрофии отмечается недоразвитие грудино-ключично- сосцевидной мышцы и как следствие  —  кривошея.
Описание слайда:
При ягодичном предлежании, когда проводится извлечение головки с помощью различных акушерских манипуляций, иногда происходит надрыв мышцы с последующим ее укорочением за счет разрастания соединительной ткани. В 50 — 60% случаев поражение добавочного нерва сочетается с повреждением плечевого сплетения в родах. При гемиатрофии отмечается недоразвитие грудино-ключично- сосцевидной мышцы и как следствие  —  кривошея.

Слайд 54





Двигательная сфера
Описание слайда:
Двигательная сфера

Слайд 55





необходимо тщательно проанализировать
двигательную активность, объем активных и пассивных движений в различных положениях —  на спине, животе, в вертикальном положении.
В развитии моторики ребенка можно наметить две взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда врожденных безусловных рефлексов.
Описание слайда:
необходимо тщательно проанализировать двигательную активность, объем активных и пассивных движений в различных положениях —  на спине, животе, в вертикальном положении. В развитии моторики ребенка можно наметить две взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда врожденных безусловных рефлексов.

Слайд 56





Основные безусловные рефлексы грудного ребенка можно распределить на две группы:
сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), 
и надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).
Описание слайда:
Основные безусловные рефлексы грудного ребенка можно распределить на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы, обеспечивающие регуляцию мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы (регулируются центрами продолговатого и среднего мозга).

Слайд 57


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №57
Описание слайда:

Слайд 58





Оральные сегментарные автоматизмы имеют
огромное значение для новорожденного, поскольку обусловливают возможность сосания. 
Они выявляются у доношенного новорожденного с первого дня жизни 
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) — надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. 
Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы. 
Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Описание слайда:
Оральные сегментарные автоматизмы имеют огромное значение для новорожденного, поскольку обусловливают возможность сосания. Они выявляются у доношенного новорожденного с первого дня жизни Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) — надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы. Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Слайд 59





Ладонно-ротовой рефлекс
является филогенетически очень древним, на его базе формируются разнообразные руко-ротовые реакции.
 В первые 2 мес. жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3 мес. можно отметить лишь отдельные его компоненты. 
При поражении центральной нервной системы у ребенка старше 2 мес. рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней, пассивных движениях рук.
Описание слайда:
Ладонно-ротовой рефлекс является филогенетически очень древним, на его базе формируются разнообразные руко-ротовые реакции. В первые 2 мес. жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3 мес. можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении центральной нервной системы у ребенка старше 2 мес. рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней, пассивных движениях рук.

Слайд 60





Хоботковый рефлекс  
—  быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает сокращение m. orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком». Этот рефлекс является постоянным компонентом сосательных движений. В норме рефлекс определяется до 2 — 3 мес, угасание его задерживается у детей с поражением нервной системы.
Описание слайда:
Хоботковый рефлекс   —  быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает сокращение m. orbicularis oris, вытягивание губ «хоботком». Этот рефлекс является постоянным компонентом сосательных движений. В норме рефлекс определяется до 2 — 3 мес, угасание его задерживается у детей с поражением нервной системы.

Слайд 61





Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
 —  поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. 
Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному. При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону. 
Поисковый рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами. 
Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3-4 месячного возраста, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

 Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.
Описание слайда:
Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля  —  поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному. При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону. Поисковый рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами. Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3-4 месячного возраста, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению. Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Слайд 62





Сосательный рефлекс
возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Например, при вкладывании в рот соска появляются ритмичные сосательные движения. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни.
Описание слайда:
Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Например, при вкладывании в рот соска появляются ритмичные сосательные движения. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни.

Слайд 63


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №63
Описание слайда:

Слайд 64





Спинальные двигательные автоматизмы. Защитный рефлекс новорожденного. 
Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. 
Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. 
У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
Описание слайда:
Спинальные двигательные автоматизмы. Защитный рефлекс новорожденного. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Слайд 65





Рефлекс ползания (Бауэра)
Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения  —  спонтанное ползанье.
 Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. 
Ползающие движения у новорожденных - становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. 
Рефлекс физиологичен до 4 мес. жизни, затем он угасает. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. 
Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. 
При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 мес, как и другие безусловные рефлексы.
Описание слайда:
Рефлекс ползания (Бауэра) Новорожденного укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения  —  спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. Ползающие движения у новорожденных - становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 мес. жизни, затем он угасает. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 мес, как и другие безусловные рефлексы.

Слайд 66


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №66
Описание слайда:

Слайд 67





Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных
.У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. 
Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. 
Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. 
Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. 
Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных). 
Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.
Описание слайда:
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных .У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Слайд 68





Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны
до 1 — 1,5 мес, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия- абазия. 
Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.
Описание слайда:
Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 мес, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия- абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.

Слайд 69





У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни
реакция опоры  и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. 
При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. 
У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.
Описание слайда:
У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры  и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Слайд 70





Хватательный рефлекс
появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним.
 При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена. 
Рефлекс физиологичен до 3 4 мес, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. 
Наличие рефлекса после 4 — 5 мес. свидетельствует о поражении нервной системы.
Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.
Описание слайда:
Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена. Рефлекс физиологичен до 3 4 мес, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 мес. свидетельствует о поражении нервной системы. Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

Слайд 71


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №71
Описание слайда:

Слайд 72





Рефлекс Галанта.
При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
Описание слайда:
Рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Слайд 73





Рефлекс Переза.
Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до  3-4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорожденности и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.
Описание слайда:
Рефлекс Переза. Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до  3-4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорожденности и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Слайд 74





Рефлекс Моро
Вызывается: ударом по поверхности рядом с ребенком или внезапным разгибанием нижних конечностей
1 фаза – раскидывает руки и сжимает кулачки
2 фаза – руки возвращаются в исходное положение
Хорошо выражен до 4-5 мес
Описание слайда:
Рефлекс Моро Вызывается: ударом по поверхности рядом с ребенком или внезапным разгибанием нижних конечностей 1 фаза – раскидывает руки и сжимает кулачки 2 фаза – руки возвращаются в исходное положение Хорошо выражен до 4-5 мес

Слайд 75


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №75
Описание слайда:

Слайд 76





Патология
Отсутствие рефлекса у новорожденного
Гемипарез – асимметричный рефлекс Моро
Задержка редукции рефлекса после 5 мес/
Описание слайда:
Патология Отсутствие рефлекса у новорожденного Гемипарез – асимметричный рефлекс Моро Задержка редукции рефлекса после 5 мес/

Слайд 77





Надсегментарные позотонические автоматизмы
Миелэнцефальные
Зависимость положения тела от положения головы
Необходимы в определенном возрасте – до 2-х месяцев
Если вовремя не редуцируются, мешают развитию ребенка
Описание слайда:
Надсегментарные позотонические автоматизмы Миелэнцефальные Зависимость положения тела от положения головы Необходимы в определенном возрасте – до 2-х месяцев Если вовремя не редуцируются, мешают развитию ребенка

Слайд 78


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №78
Описание слайда:

Слайд 79





Надсегментарные позотонические автоматизмы
Мезенцефалические:
Шейная выпрямляющая реакция – поворот головы в сторону вызывает поворот всего тела в сторону
Туловищая выпрямляющая реакция – стопы касаются опоры – выпрямляется голова 
Выпрямляющий рефлекс туловища – сначала поворот головы, затем поворот плечевого пояса и только потом поворот таза – выражен к 6-8 мес
Описание слайда:
Надсегментарные позотонические автоматизмы Мезенцефалические: Шейная выпрямляющая реакция – поворот головы в сторону вызывает поворот всего тела в сторону Туловищая выпрямляющая реакция – стопы касаются опоры – выпрямляется голова Выпрямляющий рефлекс туловища – сначала поворот головы, затем поворот плечевого пояса и только потом поворот таза – выражен к 6-8 мес

Слайд 80


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №80
Описание слайда:

Слайд 81





Тремор конечностей
Допустим у новорожденных и детей первых месяцев жизни
Описание слайда:
Тремор конечностей Допустим у новорожденных и детей первых месяцев жизни

Слайд 82





Сухожильные рефлексы 
Наиболее постоянно вызываются коленные  и рефлексы с двуглавой и трехглавой мышц
Ахилловы рефлекс появляются к 3-4 мес.
Описание слайда:
Сухожильные рефлексы Наиболее постоянно вызываются коленные и рефлексы с двуглавой и трехглавой мышц Ахилловы рефлекс появляются к 3-4 мес.

Слайд 83





Двигательные нарушения выявляются в 
Пробе на тракцию – в норме – умеренное сопротивление
Проба на отведение нижних конечностей
Описание слайда:
Двигательные нарушения выявляются в Пробе на тракцию – в норме – умеренное сопротивление Проба на отведение нижних конечностей

Слайд 84


Неврологический осмотр новорожденного, слайд №84
Описание слайда:

Слайд 85





Другие сферы
Исследование чувствительности имеет малое значение
Могут отмечаться вегетативные расстройства – приступы цианоза, бледность, покраснение, мраморность кожных покровов, нарушения ритма дыхания и сердцебиения и т.д.
Описание слайда:
Другие сферы Исследование чувствительности имеет малое значение Могут отмечаться вегетативные расстройства – приступы цианоза, бледность, покраснение, мраморность кожных покровов, нарушения ритма дыхания и сердцебиения и т.д.

Слайд 86





Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию