🗊Презентация О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №1О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №2О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №3О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №4О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №5О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №6О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №7О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №8О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №9О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №10О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №11О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №12О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №13О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №14О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №15О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №16О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №17О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №18О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №19О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





НА ЧТО «Я» МОГУ НАДЕЯТЬСЯ?
В мистерии выступления реализуется центральный антропологический проект Нового времени. Человек обретает себя в с структурах удвоенной самости автора - читателя (слушателя). Ипостась автора – того, кто активно создаёт смысл произведения заметна (высветлена философской и литературоведческой критикой). Ипостась читателя (слушателя) в тени. М. Бахтин, чтобы не потерять диалогического партнёра для автора, визуализировал эту ипостась в качестве со-автора. В человеке как читателе он не заметил ничего «своего». Ничего особенного. Однако именно ему – этой, казалось бы, пассивной тени собственно человеческого в человеке, принадлежит судьбоносная роль - именно в его пассивном действии (слушания или чтения) происходит суд над человеком, претендующим на авторство. Происходит судебное слушание, в котором претендующий на авторство получает или не получает особого рода дары – внимания, признания и имени. 
см. Тищенко П.Д. Голос, рождающийся на кончике пера: философско-антропологическое размышление о природе интеллигенции //Архэ. Вып.6 / Ред. И.Е. Берлянд. М.: РГГУ, 2011. С. 58 – 93. Есть в Интернете.
Описание слайда:
НА ЧТО «Я» МОГУ НАДЕЯТЬСЯ? В мистерии выступления реализуется центральный антропологический проект Нового времени. Человек обретает себя в с структурах удвоенной самости автора - читателя (слушателя). Ипостась автора – того, кто активно создаёт смысл произведения заметна (высветлена философской и литературоведческой критикой). Ипостась читателя (слушателя) в тени. М. Бахтин, чтобы не потерять диалогического партнёра для автора, визуализировал эту ипостась в качестве со-автора. В человеке как читателе он не заметил ничего «своего». Ничего особенного. Однако именно ему – этой, казалось бы, пассивной тени собственно человеческого в человеке, принадлежит судьбоносная роль - именно в его пассивном действии (слушания или чтения) происходит суд над человеком, претендующим на авторство. Происходит судебное слушание, в котором претендующий на авторство получает или не получает особого рода дары – внимания, признания и имени. см. Тищенко П.Д. Голос, рождающийся на кончике пера: философско-антропологическое размышление о природе интеллигенции //Архэ. Вып.6 / Ред. И.Е. Берлянд. М.: РГГУ, 2011. С. 58 – 93. Есть в Интернете.

Слайд 3





TERRI SCHIAVO
Описание слайда:
TERRI SCHIAVO

Слайд 4





TERRI SCHIAVO
В феврале 1990 г. перенесла дома инфаркт миокарда и некоторое время находилась без сознания, сердцебиений и дыхания. Была реанимирована бригадой «скорой помощи». Диагноз персистирующего вегетативного состояния поставлен через год после неудачных попыток реабилитации пациентки, включавших экспериментальное использование «таламического стимулятора» (thalamic stimulator). Законным представителем был по суду в 1990 году назначен ее муж Michael Schiavo. С 1998 по 2005 год между мужем и родителями прошло 16 судебных разбирательств в судах различных инстанций по поводу того нужно или не нужно продолжать искусственное кормление. 18 марта 2005 года года зонд был удален, 31 го марта она умерла.
Описание слайда:
TERRI SCHIAVO В феврале 1990 г. перенесла дома инфаркт миокарда и некоторое время находилась без сознания, сердцебиений и дыхания. Была реанимирована бригадой «скорой помощи». Диагноз персистирующего вегетативного состояния поставлен через год после неудачных попыток реабилитации пациентки, включавших экспериментальное использование «таламического стимулятора» (thalamic stimulator). Законным представителем был по суду в 1990 году назначен ее муж Michael Schiavo. С 1998 по 2005 год между мужем и родителями прошло 16 судебных разбирательств в судах различных инстанций по поводу того нужно или не нужно продолжать искусственное кормление. 18 марта 2005 года года зонд был удален, 31 го марта она умерла.

Слайд 5





TERRI SCHIAVO
Решающую роль сыграло слушание в Окружном апелляционном апелляционном суде штата Флорида в октябре 2002 г., проведённое судьёй Greer’ом. Предметом слушания был вопрос – могут ли новые методы лечения восстановить в какой либо степени когнитивные функции Terry Schiavo? В ходе подготовки к процессу были проведены дополнительные исследования, включавшие компьютерную томографию и стандартные методики типа ЭЭГ, клиническое обследование. Свидетельствовало пять врачей - четыре невролога и один радиолог.
Описание слайда:
TERRI SCHIAVO Решающую роль сыграло слушание в Окружном апелляционном апелляционном суде штата Флорида в октябре 2002 г., проведённое судьёй Greer’ом. Предметом слушания был вопрос – могут ли новые методы лечения восстановить в какой либо степени когнитивные функции Terry Schiavo? В ходе подготовки к процессу были проведены дополнительные исследования, включавшие компьютерную томографию и стандартные методики типа ЭЭГ, клиническое обследование. Свидетельствовало пять врачей - четыре невролога и один радиолог.

Слайд 6





TERRI SCHIAVO
	
	Пять врачей исследовало историю болезни, сканы мозга, видеоматериалы, обследовали пациентку. Три врача поставили диагноз персистирующее вегетативное состояние. Два врача свидетельствовали в суде и ставили диагноз состояния минимального сознания, утверждая, что возможна позитивная динамика. Суд, заслушав экспертов и проведя дополнительные обсуждения и консультации, принял решение в пользу мужа. Пациентка находится в постоянном вегетативном состоянии. Лечение смысла не имеет. Учитывая свидетельство мужа о том, что его жена не хотела бы переносить дополнительные страдания из-за применения бесполезных методов искусственного поддержания жизни. Суд постановил прекратить кормление пациентки… После этого состоялось ещё несколько судебных слушаний, в которых родители пытались отменить решение судьи Geer 2002 года… Но 18 марта 2005 года зонд был удален. 31го марта пациентка умерла от обезвоживания.
Описание слайда:
TERRI SCHIAVO Пять врачей исследовало историю болезни, сканы мозга, видеоматериалы, обследовали пациентку. Три врача поставили диагноз персистирующее вегетативное состояние. Два врача свидетельствовали в суде и ставили диагноз состояния минимального сознания, утверждая, что возможна позитивная динамика. Суд, заслушав экспертов и проведя дополнительные обсуждения и консультации, принял решение в пользу мужа. Пациентка находится в постоянном вегетативном состоянии. Лечение смысла не имеет. Учитывая свидетельство мужа о том, что его жена не хотела бы переносить дополнительные страдания из-за применения бесполезных методов искусственного поддержания жизни. Суд постановил прекратить кормление пациентки… После этого состоялось ещё несколько судебных слушаний, в которых родители пытались отменить решение судьи Geer 2002 года… Но 18 марта 2005 года зонд был удален. 31го марта пациентка умерла от обезвоживания.

Слайд 7





ЦЕНА ОШИБКИ
1. За истекшие 14 лет было показано, что в повреждённом мозге есть стволовые клетки, которые, как ожидается, смогут обеспечивать регенерацию и, в некоторых случаях, восстановление нарушенных функций.
2. Описаны случаи восстановления сознания из состояния минимального сознания после через более, чем два десятилетия после получения травмы.
3. Показано, что некоторые пациенты с диагнозом вегетативного состояния могут давать «ответы», регистрируемые новыми методами компьютерной томографии, не отличающиеся от «ответов» нормальных людей.
По сути, ошибка в проведении границы между вегетативным состоянием и состоянием минимального сознания может привести к убийству пациента.
Описание слайда:
ЦЕНА ОШИБКИ 1. За истекшие 14 лет было показано, что в повреждённом мозге есть стволовые клетки, которые, как ожидается, смогут обеспечивать регенерацию и, в некоторых случаях, восстановление нарушенных функций. 2. Описаны случаи восстановления сознания из состояния минимального сознания после через более, чем два десятилетия после получения травмы. 3. Показано, что некоторые пациенты с диагнозом вегетативного состояния могут давать «ответы», регистрируемые новыми методами компьютерной томографии, не отличающиеся от «ответов» нормальных людей. По сути, ошибка в проведении границы между вегетативным состоянием и состоянием минимального сознания может привести к убийству пациента.

Слайд 8





СТРАХ БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ ЗАЖИВО – КОНЕЦ 19ГО ВЕКА
Описание слайда:
СТРАХ БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ ЗАЖИВО – КОНЕЦ 19ГО ВЕКА

Слайд 9





В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
Ключевую роль в понимании темы выступления играет немодное сегодня слово «начало», взятое во множественном числе. Началом будет называться то, что одномоментно принадлежит и не принадлежит мысли, но заставляет, императивно принуждает её к мышлению. С чего размышление начинается не по времени (тут многое зависит от случайных обстоятельств начала разговора), а по существу
Описание слайда:
В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ? Ключевую роль в понимании темы выступления играет немодное сегодня слово «начало», взятое во множественном числе. Началом будет называться то, что одномоментно принадлежит и не принадлежит мысли, но заставляет, императивно принуждает её к мышлению. С чего размышление начинается не по времени (тут многое зависит от случайных обстоятельств начала разговора), а по существу

Слайд 10





В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
 «Кое-что в наших восприятиях не побуждает наше мышление к дальнейшему исследованию, потому что достаточно определяется самим ощущением; но кое-что решительно требует такого исследования, поскольку ощущение не дает ничего надежного... Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно нисколько не больше, чем другое, ему противоположное».
Платон, Государство, VII, 523b.
 
Описание слайда:
В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ? «Кое-что в наших восприятиях не побуждает наше мышление к дальнейшему исследованию, потому что достаточно определяется самим ощущением; но кое-что решительно требует такого исследования, поскольку ощущение не дает ничего надежного... Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно нисколько не больше, чем другое, ему противоположное». Платон, Государство, VII, 523b.  

Слайд 11





В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
В философии В.С. Библера, обращённость мысли к своим началам (парадоксам, апориям, антиномиям, трагическим амеханиям и т.д.) раскрывает идею нравственности как противопоставленную воплощённости её (мысли) результатов в виде моральных норм, правил, ценностей и т.д. 
Если этика как рефлексия на мораль отслеживает в морали не только нормативное (ценностное) содержание, но и себя как особую деятельность, в которой это содержание не только отображается, но и преобразуется и образуется заново – тогда слово «нравственность» лишнее.
Описание слайда:
В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ? В философии В.С. Библера, обращённость мысли к своим началам (парадоксам, апориям, антиномиям, трагическим амеханиям и т.д.) раскрывает идею нравственности как противопоставленную воплощённости её (мысли) результатов в виде моральных норм, правил, ценностей и т.д. Если этика как рефлексия на мораль отслеживает в морали не только нормативное (ценностное) содержание, но и себя как особую деятельность, в которой это содержание не только отображается, но и преобразуется и образуется заново – тогда слово «нравственность» лишнее.

Слайд 12





ПРОФАНАЦИЯ КАК ПУТЬ В БИОЭТИКУ
В своём философском истолковании феномена биоэтики я профанирую (в концептуальном смысле) библеровскую идею нравственности, заземляя её до жизненных апорий каждодневности. От акмеизма библеровской идеи остаётся только апория мысли, воплощённая не в безвыходных перипетиях на вершинах разумного постижения мира, а в безвыходных жизненных ситуациях, в которых из-за столкновения взаимонесогласующихся экспертных (врачебных, философских, богословских и т.д.) представлений о добре и зле остаётся надеяться на благоразумных профанов, на «людей с улицы (lay people)». Мы все, собственно говоря, на 99% профаны будучи экспертами в достаточно узкой области исследовательского интереса.
Описание слайда:
ПРОФАНАЦИЯ КАК ПУТЬ В БИОЭТИКУ В своём философском истолковании феномена биоэтики я профанирую (в концептуальном смысле) библеровскую идею нравственности, заземляя её до жизненных апорий каждодневности. От акмеизма библеровской идеи остаётся только апория мысли, воплощённая не в безвыходных перипетиях на вершинах разумного постижения мира, а в безвыходных жизненных ситуациях, в которых из-за столкновения взаимонесогласующихся экспертных (врачебных, философских, богословских и т.д.) представлений о добре и зле остаётся надеяться на благоразумных профанов, на «людей с улицы (lay people)». Мы все, собственно говоря, на 99% профаны будучи экспертами в достаточно узкой области исследовательского интереса.

Слайд 13





БИОЭТИКА И КАЗУС
Понимание природы биоэтики опасно связывать с герменевтикой её названия. Она ни в коем случае не является прикладной этикой или особой этикой жизни, хотя бы только потому, что одновременно выступает как прикладная антропология, гносеология, юриспруденция, социология и т.д. То, к чему они все «прикладываются» - это общие проблемы (жизненно-практические апории), выраженные, обычно, естественным языком в повествовательной форме казуса. Казус – изначальный жизненный факт, который с «точки зрения» экспертного сознания видится как «пример», выражение некоторой обобщённой точки зрения. Биоэтика фундаментально меж- и, даже, транс-дисциплинарна, проблемоцентрична её «материя» - казус, а не пример.
Описание слайда:
БИОЭТИКА И КАЗУС Понимание природы биоэтики опасно связывать с герменевтикой её названия. Она ни в коем случае не является прикладной этикой или особой этикой жизни, хотя бы только потому, что одновременно выступает как прикладная антропология, гносеология, юриспруденция, социология и т.д. То, к чему они все «прикладываются» - это общие проблемы (жизненно-практические апории), выраженные, обычно, естественным языком в повествовательной форме казуса. Казус – изначальный жизненный факт, который с «точки зрения» экспертного сознания видится как «пример», выражение некоторой обобщённой точки зрения. Биоэтика фундаментально меж- и, даже, транс-дисциплинарна, проблемоцентрична её «материя» - казус, а не пример.

Слайд 14





СТРАДАНИЕ КАК НАЧАЛО ИМПЕРАТИВНОСТИ
Проблема как связующий центр («аттрактор») множества экспертных и профанных дискурсов «в себе», с теоретической точки зрения, мной понимается как определённого рода «страдание». Тогда императивность, принуждающая разных людей (экспертов в «своей» области и профанов во всех остальных) совместно сотрудничать над разрешением этих проблем, можно интерпретировать в качестве деятельного сострадания. Биоэтика рождается из императивного желания облегчить, к примеру, страдания пациентов, но не как телесных существ (этим занимаются врачи), а как «личностей». Врачебный патернализм, нарушая права пациентов выступать в качестве автономных субъектов, вызывает, тем самым, моральное (в широком смысле) страдание.
Описание слайда:
СТРАДАНИЕ КАК НАЧАЛО ИМПЕРАТИВНОСТИ Проблема как связующий центр («аттрактор») множества экспертных и профанных дискурсов «в себе», с теоретической точки зрения, мной понимается как определённого рода «страдание». Тогда императивность, принуждающая разных людей (экспертов в «своей» области и профанов во всех остальных) совместно сотрудничать над разрешением этих проблем, можно интерпретировать в качестве деятельного сострадания. Биоэтика рождается из императивного желания облегчить, к примеру, страдания пациентов, но не как телесных существ (этим занимаются врачи), а как «личностей». Врачебный патернализм, нарушая права пациентов выступать в качестве автономных субъектов, вызывает, тем самым, моральное (в широком смысле) страдание.

Слайд 15





ЭПОХА И СТРАДАНИЕ
Природа страдания, которое обнаруживается в основаниях жизненных апорий, порождающих биоэтику, мной истолковывается с опорой на подсказки М. Хайдеггера, данные в связи с интерпретацией понятия «эпоха». См. разъяснения в книге «Био-власть в эпоху биотехнологий» М. ИФ РАН 2001. Гл. 3. §2 (C.87 – 89). Есть в Интернете. Об этом будет сказано вскользь.
Описание слайда:
ЭПОХА И СТРАДАНИЕ Природа страдания, которое обнаруживается в основаниях жизненных апорий, порождающих биоэтику, мной истолковывается с опорой на подсказки М. Хайдеггера, данные в связи с интерпретацией понятия «эпоха». См. разъяснения в книге «Био-власть в эпоху биотехнологий» М. ИФ РАН 2001. Гл. 3. §2 (C.87 – 89). Есть в Интернете. Об этом будет сказано вскользь.

Слайд 16





ЗОНЫ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ 
(Б. Г. ЮДИН)
Постоянным продуцентом «страданий» выступает прогресс биомедицинских технологий, который втягивает человека в пограничный режим существования в «зонах фазовых переходов» по Б.Г. Юдину (человек – машина, человек – животное, человек до рождения и на грани смерти). В этих зонах человек становится иным. Возникают области неразличимости, невозможности однозначно сказать – является ли некое существо уже, ещё человеком и его нельзя рассматривать только в качестве средства, или же оно (это похожее на человека существо) пересекает незримую границу, очерчивающую мир человеческого существования, становясь неким фрагментом природного мира, который можно рассматривать только как средство.
Описание слайда:
ЗОНЫ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ (Б. Г. ЮДИН) Постоянным продуцентом «страданий» выступает прогресс биомедицинских технологий, который втягивает человека в пограничный режим существования в «зонах фазовых переходов» по Б.Г. Юдину (человек – машина, человек – животное, человек до рождения и на грани смерти). В этих зонах человек становится иным. Возникают области неразличимости, невозможности однозначно сказать – является ли некое существо уже, ещё человеком и его нельзя рассматривать только в качестве средства, или же оно (это похожее на человека существо) пересекает незримую границу, очерчивающую мир человеческого существования, становясь неким фрагментом природного мира, который можно рассматривать только как средство.

Слайд 17





ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ
Теоретическая визуализация специфически понимаемого страдания в биоэтике представлена в «принципах биоэтики»: защита автономии, требование «творить добро» и «не причинять зла», требование справедливости и уважения человеческого достоинства. Эти принципы не несут конкретных предписаний. Они обозначают лишь вопросы в повестке дня, выложенные перед заинтересованными в разрешении конкретного казуса «сторонами» для совместного обсуждения. В принципах нет общего понятийного содержания, из которого можно было бы вывести верный ответ и, тем самым, превратить казус в пример этого общего понимания.
Описание слайда:
ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ Теоретическая визуализация специфически понимаемого страдания в биоэтике представлена в «принципах биоэтики»: защита автономии, требование «творить добро» и «не причинять зла», требование справедливости и уважения человеческого достоинства. Эти принципы не несут конкретных предписаний. Они обозначают лишь вопросы в повестке дня, выложенные перед заинтересованными в разрешении конкретного казуса «сторонами» для совместного обсуждения. В принципах нет общего понятийного содержания, из которого можно было бы вывести верный ответ и, тем самым, превратить казус в пример этого общего понимания.

Слайд 18





РАЗРЕШЕНИЕ
Разрешение проблемы (облегчение «страдания») понимается как достижение договорённости и выражается в разработке контингентных (приноровленных к случаю – казусу) «норм». Тем самым формируется лабильная, подстраивающаяся к конкретным нуждам нормативная сеть, которая прорастает во все социальные уровни (от исследовательских институтов, больниц и профессиональных объединений до международных организаций типа Совет Европы и ООН), внося свою лепту в формирование аппаратов «мягкой власти».   Био-власти и био-политики.
Описание слайда:
РАЗРЕШЕНИЕ Разрешение проблемы (облегчение «страдания») понимается как достижение договорённости и выражается в разработке контингентных (приноровленных к случаю – казусу) «норм». Тем самым формируется лабильная, подстраивающаяся к конкретным нуждам нормативная сеть, которая прорастает во все социальные уровни (от исследовательских институтов, больниц и профессиональных объединений до международных организаций типа Совет Европы и ООН), внося свою лепту в формирование аппаратов «мягкой власти». Био-власти и био-политики.

Слайд 19





БИОЭТИКА КАК ЖИВОЕ НАЧАЛО
Особенность биоэтического решения жизненно-практической апории в том, что оно в качестве результата осознанно контингентно, временно, локально универсально и, что самое главное, оставляет внутри себя в неснятом виде саму проблемность как осново-полагающее начало последующего переосмысления. Тем самым, оно постоянно открыто к своему пересмотру. Реально эту открытость обеспечивает постоянно идущий в обществе и академической биоэтике спор.
Описание слайда:
БИОЭТИКА КАК ЖИВОЕ НАЧАЛО Особенность биоэтического решения жизненно-практической апории в том, что оно в качестве результата осознанно контингентно, временно, локально универсально и, что самое главное, оставляет внутри себя в неснятом виде саму проблемность как осново-полагающее начало последующего переосмысления. Тем самым, оно постоянно открыто к своему пересмотру. Реально эту открытость обеспечивает постоянно идущий в обществе и академической биоэтике спор.

Слайд 20


О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14, слайд №20
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию