🗊Презентация Основные группы сложносочинённых предложений

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №1Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №2Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №3Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №4Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №5Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №6Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №7Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №8Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №9Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №10Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №11Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №12Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №13Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №14Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №15Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №16Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №17Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №18Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №19Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №20Основные группы сложносочинённых предложений, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основные группы сложносочинённых предложений. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ТЕМА № 1
Основные группы сложносочинённых 
предложений
Описание слайда:
ТЕМА № 1 Основные группы сложносочинённых предложений

Слайд 2





Учебная цель: 
расширить знания учащихся о сложносочинённых  предложениях, о сочинительных союзах  и их значениях в этих предложениях
Описание слайда:
Учебная цель: расширить знания учащихся о сложносочинённых предложениях, о сочинительных союзах и их значениях в этих предложениях

Слайд 3





Ученик должен знать и уметь: 
 1.Отличать сложносочинённые предложения                                                           от   других видов сложных предложений.
2. Определять группы сложносочинённых предложений  по значению и союзам.
3.Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Описание слайда:
Ученик должен знать и уметь: 1.Отличать сложносочинённые предложения от других видов сложных предложений. 2. Определять группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. 3.Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Слайд 4





Тип урока: 
урок усвоения новых знаний
Описание слайда:
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Слайд 5





Форма деятельности: 
индивидуальная работа
Описание слайда:
Форма деятельности: индивидуальная работа

Слайд 6





Количество часов: 
2
Описание слайда:
Количество часов: 2

Слайд 7





Формы и виды контроля: 
текущий
Описание слайда:
Формы и виды контроля: текущий

Слайд 8





Формы и виды взаимодействия учителя и ученика: 
практикум, тренинг
Описание слайда:
Формы и виды взаимодействия учителя и ученика: практикум, тренинг

Слайд 9





Теоретический материал(лекция)
Сложносочинённое предложение(ССП)— это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и  равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
Описание слайда:
Теоретический материал(лекция) Сложносочинённое предложение(ССП)— это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

Слайд 10





Виды сочинительных союзов
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три основные группы:
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни, не только, но и.., тоже, также, как..,так и ..
 В них говорится об: 
                                   а) одновременности событий и явлений:
Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет.
                                         б)  их следовании друг за другом:
Сверкнула молния ,и вслед за ней ударил гром.
Описание слайда:
Виды сочинительных союзов По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три основные группы: Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни — ни, не только, но и.., тоже, также, как..,так и ..  В них говорится об: а) одновременности событий и явлений: Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. б) их следовании друг за другом: Сверкнула молния ,и вслед за ней ударил гром.

Слайд 11






в)  обусловленности одного события другим:
И метался ветер быстрый по бурьянам, и снопами мчались искры по туманам.
2.Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли.
 В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких.
Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит.
 То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же.
 В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него.
 Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
 Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.
 
(союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы, поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)
Описание слайда:
в) обусловленности одного события другим: И метался ветер быстрый по бурьянам, и снопами мчались искры по туманам. 2.Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли.  В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит.  То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же.  В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.   (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы, поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)

Слайд 12





Образец  построения схемы сложносочинённого предложения:
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада].
[ - =   ] ,но [ - =   ]. ССП с противительным союзом
Описание слайда:
Образец построения схемы сложносочинённого предложения: [Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада]. [ - = ] ,но [ - = ]. ССП с противительным союзом

Слайд 13





Знаки препинания с сложносочинённых предложениях( ССП)
Между частями ССП перед сочинительными союзами  ставится:
1.Запятая,если части предложения выражают одновременность, последовательность событий или причинно -следственные связи:
         И туманы разойдутся, и на свете станет ясно.
Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.  
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал .
2.Тире, если а) во второй части сложного предложения дан  вывод или следствие действия первого:
Умейте жить – и будете живыми.
б) если в предложении выражена быстрая смена событий:
Еще напор — и враг бежит.

3.Точка с запятой, если простые предложения в сложном имеют значительный объём или в их середине уже есть запятые:
Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад ; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы.
Описание слайда:
Знаки препинания с сложносочинённых предложениях( ССП) Между частями ССП перед сочинительными союзами ставится: 1.Запятая,если части предложения выражают одновременность, последовательность событий или причинно -следственные связи: И туманы разойдутся, и на свете станет ясно. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.   То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал . 2.Тире, если а) во второй части сложного предложения дан вывод или следствие действия первого: Умейте жить – и будете живыми. б) если в предложении выражена быстрая смена событий: Еще напор — и враг бежит. 3.Точка с запятой, если простые предложения в сложном имеют значительный объём или в их середине уже есть запятые: Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад ; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы.

Слайд 14





ІІ
Если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член, то запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится:
Вскоре после восхода(общее обстоятельство времени) набежала туча и брызнул короткий дождь.
 С востока (общее обстоятельство места) надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
Описание слайда:
ІІ Если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член, то запятая между частями сложносочинённого предложения не ставится: Вскоре после восхода(общее обстоятельство времени) набежала туча и брызнул короткий дождь.  С востока (общее обстоятельство места) надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.

Слайд 15





Контрольные вопросы:
1.Что называется сложносочинённым предложением?
2.На какие группы делятся ССП по союзам и значению?
3.Когда между частями ССП ставится запятая и точка с запятой?
4.Когда   между частями ССП ставится тире?	
5.Когда между простыми предложениями в составе ССП запятая не ставится?
Описание слайда:
Контрольные вопросы: 1.Что называется сложносочинённым предложением? 2.На какие группы делятся ССП по союзам и значению? 3.Когда между частями ССП ставится запятая и точка с запятой? 4.Когда между частями ССП ставится тире? 5.Когда между простыми предложениями в составе ССП запятая не ставится?

Слайд 16





Тестовые задания для самостоятельной работы(:проверь себя)
1.Сложносочинённым( в дальнейшем –ССП) является:
а) Всюду сильно пахнет яблоками, тут- особенно.
б) Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
в) Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок.
г) Чувствую, что скоро осень будет.
2.Между частями ССП запятая не ставится, если:
а) в простых предложениях, входящих в ССП, идёт речь о быстрой смене событий;
б) второе предложение содержит неожиданное следствие или резкое противопоставление;
в) простые предложения связаны подчинительными союзами;
г) в предложении есть общий второстепенный член .
3.Между частями ССП ставится тире,если:
а) есть общий второстепенный член предложения;
б) идёт речь о быстрой смене событий;
в) во втором предложении содержится неожиданное следствие из первого;
г) в предложении содержится одновременность, последовательность событий.
Описание слайда:
Тестовые задания для самостоятельной работы(:проверь себя) 1.Сложносочинённым( в дальнейшем –ССП) является: а) Всюду сильно пахнет яблоками, тут- особенно. б) Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой. в) Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок. г) Чувствую, что скоро осень будет. 2.Между частями ССП запятая не ставится, если: а) в простых предложениях, входящих в ССП, идёт речь о быстрой смене событий; б) второе предложение содержит неожиданное следствие или резкое противопоставление; в) простые предложения связаны подчинительными союзами; г) в предложении есть общий второстепенный член . 3.Между частями ССП ставится тире,если: а) есть общий второстепенный член предложения; б) идёт речь о быстрой смене событий; в) во втором предложении содержится неожиданное следствие из первого; г) в предложении содержится одновременность, последовательность событий.

Слайд 17






4.В каком из данных ССП  части связаны соединительным союзом:
а) Стало темно, и улица мало-помалу опустела .
б) Разбирать эту брехню было трудно и скучно, но вечер скучен.
в) Встречные слуги жались от него к стене, а он шёл, не замечая их.
г) На Сахалин обрушился сильный циклон, однако сообщение с материком не было прервано?
5.Найдите  ССП, части которого связаны противительным союзом:
а) Дверь медленно отворяется, и я  опять остаюсь один.
б) У миссис слёзы сразу высохли, и лицо вспыхнуло.
в) Ломовой вёз два стула, кухонный стол и огромный красный шкап, а больше мебели у   дворянина не было.
г) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр.
6.Найдите ССП, части которого связаны разделительным союзом:
а) Ещё было рано, а уже гнали разбегающееся по выгону стадо.
б) Ни деревню не видно, ни лес не проглядывает.
в) Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. 
г) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. 
Описание слайда:
4.В каком из данных ССП части связаны соединительным союзом: а) Стало темно, и улица мало-помалу опустела . б) Разбирать эту брехню было трудно и скучно, но вечер скучен. в) Встречные слуги жались от него к стене, а он шёл, не замечая их. г) На Сахалин обрушился сильный циклон, однако сообщение с материком не было прервано? 5.Найдите ССП, части которого связаны противительным союзом: а) Дверь медленно отворяется, и я опять остаюсь один. б) У миссис слёзы сразу высохли, и лицо вспыхнуло. в) Ломовой вёз два стула, кухонный стол и огромный красный шкап, а больше мебели у дворянина не было. г) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр. 6.Найдите ССП, части которого связаны разделительным союзом: а) Ещё было рано, а уже гнали разбегающееся по выгону стадо. б) Ни деревню не видно, ни лес не проглядывает. в) Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.  г) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. 

Слайд 18





Контрольный тест по теме «Основные  группы сложносочинённых предложений»
1.Между частями ССП не нужно ставить запятую( знаки препинания пропущены) в предложении:
а)  Была страшная гроза и сбор яблок временно прекратили.
б) Он, верно, говорил бы ещё долго но тут тяжело зашумел подходящий товарный поезд.
в) Было утро и в трактире ещё пусто.
г) За окном медленно падал снежок  и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2.Какие  предложения  не являются ССП:
а) И с грустью гляжу в эту тёмную даль, где забытая жизнь родины мерцает такими бледными тихими огоньками.
б) Поезд на подъёмах скрипит и качается, а под уклоны бежит, как старик.
в) Зимний день в лесах очень короток, и вот уже синеют за окнами сумерки.
г) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба  в пруду?
3. В каком случае в ССП перед союзом и не  нужна запятая(знаки препинания пропущены):
а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
в)  И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
 г) Еще раз моргнуло и за решеткой явилось бледное пятно?
Описание слайда:
Контрольный тест по теме «Основные группы сложносочинённых предложений» 1.Между частями ССП не нужно ставить запятую( знаки препинания пропущены) в предложении: а) Была страшная гроза и сбор яблок временно прекратили. б) Он, верно, говорил бы ещё долго но тут тяжело зашумел подходящий товарный поезд. в) Было утро и в трактире ещё пусто. г) За окном медленно падал снежок и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты. 2.Какие предложения не являются ССП: а) И с грустью гляжу в эту тёмную даль, где забытая жизнь родины мерцает такими бледными тихими огоньками. б) Поезд на подъёмах скрипит и качается, а под уклоны бежит, как старик. в) Зимний день в лесах очень короток, и вот уже синеют за окнами сумерки. г) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба  в пруду? 3. В каком случае в ССП перед союзом и не  нужна запятая(знаки препинания пропущены): а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна. б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. в)  И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.  г) Еще раз моргнуло и за решеткой явилось бледное пятно?

Слайд 19






4.Какое из данных ССП имеет общий второстепенный член предложения:
а) После дождя вечернее небо очистилось и в селе стало тихо.
б) Но далеко были его мысли и ,как всегда, все смеялись над ним.
в) И все имели дома, и все переводили их на жён.
г) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха?
5.Между частями ССП запятая не ставится в предложении( знаки препинания не расставлены)
а) Тихо скрипнула половица и на пороге появилась незнакомка.
б) Скоро буря пройдёт и на небе засияет солнышко.
в) Над водою встал туман а солнце никак не хотело прятаться за тучи.
г)Морозило и за снежными полями   на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря?
6.Между частями ССП нужно ставить тире в предложении(знаки препинания пропущены):
а) Настанет день и всё уйдёт в архив.
б) Был дождь мягкий и гречка пахла ароматом.
в) Ещё день или два и зацветут яблоневые сады.
г) Уже яблоком круглым закатился день и ночь широкая пишет.
Описание слайда:
4.Какое из данных ССП имеет общий второстепенный член предложения: а) После дождя вечернее небо очистилось и в селе стало тихо. б) Но далеко были его мысли и ,как всегда, все смеялись над ним. в) И все имели дома, и все переводили их на жён. г) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха? 5.Между частями ССП запятая не ставится в предложении( знаки препинания не расставлены) а) Тихо скрипнула половица и на пороге появилась незнакомка. б) Скоро буря пройдёт и на небе засияет солнышко. в) Над водою встал туман а солнце никак не хотело прятаться за тучи. г)Морозило и за снежными полями на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря? 6.Между частями ССП нужно ставить тире в предложении(знаки препинания пропущены): а) Настанет день и всё уйдёт в архив. б) Был дождь мягкий и гречка пахла ароматом. в) Ещё день или два и зацветут яблоневые сады. г) Уже яблоком круглым закатился день и ночь широкая пишет.

Слайд 20





Инструкции  и рекомендации учащимся:
1.Перед изучением данной темы повторить материал 7 класса : « Виды союзов».
2.Повторить, что такое сложное предложение, средства связи в нём простых предложений.
Описание слайда:
Инструкции и рекомендации учащимся: 1.Перед изучением данной темы повторить материал 7 класса : « Виды союзов». 2.Повторить, что такое сложное предложение, средства связи в нём простых предложений.

Слайд 21





Ответы на тесты: 
«Проверь себя»:
1.б  2.г  3.б, в  4.а  5.в  6. б
Контрольный тест:
1.г  2. а, г  3. а, б  4.а  5. б    6. а
Описание слайда:
Ответы на тесты: «Проверь себя»: 1.б 2.г 3.б, в 4.а 5.в 6. б Контрольный тест: 1.г 2. а, г 3. а, б 4.а 5. б 6. а



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию