🗊Презентация Основы теории и методики обучения двигательным действиям

Категория: Спорт
Нажмите для полного просмотра!
Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №1Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №2Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №3Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №4Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №5Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №6Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №7Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №8Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №9Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №10Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №11Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №12Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №13Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №14Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №15Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №16Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №17Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №18Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №19Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №20Основы теории и методики обучения двигательным действиям, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основы теории и методики обучения двигательным действиям. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Вопросы:
Двигательные умения и навыки как предмет 
    обучения в физическом воспитании.
2. Основы формирования двигательного навыка.
3. Законы формирования двигательного навыка.
4. Структура процесса обучения и особенности его 
    этапов.
Описание слайда:
Лекция. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Вопросы: Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. 2. Основы формирования двигательного навыка. 3. Законы формирования двигательного навыка. 4. Структура процесса обучения и особенности его этапов.

Слайд 2





1. Двигательные умения и навыки как предмет 
    обучения в физическом воспитании.
Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры.
Специфика обучения в физическом воспитании - основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности.
Способность человека приобретать знания и овладевать умениями навыками называют обучаемостью. Способность к обучаемости обусловлена:
сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз; сложностью его ритмической структуры действия);
двигательной одаренностью индивида;
накопленным двигательным опытом;
половозрастными показателями;
эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.
Описание слайда:
1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании. Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Специфика обучения в физическом воспитании - основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности. Способность человека приобретать знания и овладевать умениями навыками называют обучаемостью. Способность к обучаемости обусловлена: сложностью изучаемого упражнения (количеством движений и фаз; сложностью его ритмической структуры действия); двигательной одаренностью индивида; накопленным двигательным опытом; половозрастными показателями; эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.

Слайд 3





1.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
1.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
1.2. Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Описание слайда:
1.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. 1.1. Двигательное умение - степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. 1.2. Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Слайд 4





1.3. Структура формирования двигательного навыка
Описание слайда:
1.3. Структура формирования двигательного навыка

Слайд 5





Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 
1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 
4) профессионального мастерства преподавателя; 
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Описание слайда:
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Слайд 6





2. Основы формирования двигательного навыка
Эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).
Описание слайда:
2. Основы формирования двигательного навыка Эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Слайд 7






Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. 
Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.
Описание слайда:
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности: Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.

Слайд 8





2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. 
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. 
 элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ).
 совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).
Описание слайда:
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, М.М.Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Слайд 9





3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ, которые включают:
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ, которые включают:
- зрительный образ двигательного действия, формирующийся на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
- логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
- двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.
Описание слайда:
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ, которые включают: 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ, которые включают: - зрительный образ двигательного действия, формирующийся на основе опосредованного или непосредственного наблюдения; - логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.; - двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

Слайд 10





4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).
1. Генерализации
2. Специализации
3. Автоматизации
Описание слайда:
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом 4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения). 1. Генерализации 2. Специализации 3. Автоматизации

Слайд 11





3. Законы формирования двигательного навыка
 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. 
Неравномерность формирования навыка имеет две разновидности:
а)	в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б)	в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
Описание слайда:
3. Законы формирования двигательного навыка 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Неравномерность формирования навыка имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

Слайд 12






 2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. 

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:
а)	внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б)	внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Описание слайда:
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами: а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка; б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Слайд 13





3. Закон угасания навыка. 
3. Закон угасания навыка. 
Угасание навыка происходит постепенно: 
- теряется способность к точной дифференцировке движений, 
- нарушаются сложные координационные отношения между движениями.
Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
Описание слайда:
3. Закон угасания навыка. 3. Закон угасания навыка. Угасание навыка происходит постепенно: - теряется способность к точной дифференцировке движений, - нарушаются сложные координационные отношения между движениями. Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Слайд 14






 4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Описание слайда:
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

Слайд 15





 5. Закон переноса двигательного навыка. 
 5. Закон переноса двигательного навыка. 

Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Описание слайда:
5. Закон переноса двигательного навыка. 5. Закон переноса двигательного навыка. Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Слайд 16





4. Структура процесса обучения и особенности его этапов
Процесс обучения двигательным действиям  три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики:
I - этап начального разучивания;
II - этап углубленного разучивания;
III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Описание слайда:
4. Структура процесса обучения и особенности его этапов Процесс обучения двигательным действиям три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики: I - этап начального разучивания; II - этап углубленного разучивания; III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Слайд 17





I – этап начального разучивания
Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи:
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.
Описание слайда:
I – этап начального разучивания Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи: 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Слайд 18





I – этап начального разучивания
На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: 
а) лишние, ненужные движения; 
б) искажение движения по амплитуде и направлению; 
в) нарушение ритма двигательного действия; 
г) закрепощенность движения.
Причины ошибок: 
недостаточно ясное представление о двигательной задаче; 
неправильное выполнение предыдущих действий;
 слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; 
влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: 
необходимо указать на ошибку, 
показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. 
вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Описание слайда:
I – этап начального разучивания На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Причины ошибок: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др. Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.

Слайд 19





II - этап углубленного разучивания
Цель - сформировать полноценное двигательное умение.
Основные задачи:
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.
Описание слайда:
II - этап углубленного разучивания Цель - сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи: 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Слайд 20





II - этап углубленного разучивания
Средства обучения:

упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия;
подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Описание слайда:
II - этап углубленного разучивания Средства обучения: упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

Слайд 21





III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования
Цель  - перевести двигательное умение в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1.  Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Описание слайда:
III - этап закрепления и дальнейшего совершенствования Цель - перевести двигательное умение в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию