🗊Презентация Особенности экономики образования на современном этапе развития

Нажмите для полного просмотра!
Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №1Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №2Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №3Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №4Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №5Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №6Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №7Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №8Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №9Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №10Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №11Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №12Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №13Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №14Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №15Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №16Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №17Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №18Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №19Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №20Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №21Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №22Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №23Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №24Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №25Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №26Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №27Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №28Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №29Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №30Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №31Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №32Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №33Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №34Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №35Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №36Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №37Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №38Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №39Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №40Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №41Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №42Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №43Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №44Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №45Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №46Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №47Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №48Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №49Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №50Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №51Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №52Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №53Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №54Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №55Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №56Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №57Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №58Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №59Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №60Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №61Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №62Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №63Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №64Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №65Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №66Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №67Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №68Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №69Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №70Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №71Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №72Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №73Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №74Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №75Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №76Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №77Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №78

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности экономики образования на современном этапе развития. Доклад-сообщение содержит 78 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

ОПД. 07. ДППП «Методика профессионального образования»
Разработчик программы:
Алексеева Наталья Георгиевна, к. э. н. 
alexchirpo@rambler.ru  
2017 г.
Описание слайда:
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ ОПД. 07. ДППП «Методика профессионального образования» Разработчик программы: Алексеева Наталья Георгиевна, к. э. н. alexchirpo@rambler.ru 2017 г.

Слайд 2





Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития 
Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития 

Понятие экономической системы и её факторов
Методология  рыночной экономики. 
Теория рынка образования
Теория производства и издержек
Образовательная услуга и её особенности как товара
Описание слайда:
Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития Тема 3 Особенности экономики образования на современном этапе развития Понятие экономической системы и её факторов Методология рыночной экономики. Теория рынка образования Теория производства и издержек Образовательная услуга и её особенности как товара

Слайд 3





1. Понятие экономической системы и её факторов
1. Понятие экономической системы и её факторов
Экономические явления, процессы и закономерности формируются в рамках определённой экономической системы

Экономическая система представляет собой определённую организационную форму национального общества, модель его организационной структуры

Экономическую систему можно характеризовать с точки зрения взаимодействия производительных сил (ресурсы и МТБ) и производственных отношений (отношения субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ)
Субъектами экономической системы являются домохозяйство, предприятие (фирма), государство

Экономическая система воспроизводится.
Воспроизводство – непрерывное восстановление основных черт и важнейших пропорций экономической системы. Оно бывает простым, расширенным и суженным
Описание слайда:
1. Понятие экономической системы и её факторов 1. Понятие экономической системы и её факторов Экономические явления, процессы и закономерности формируются в рамках определённой экономической системы Экономическая система представляет собой определённую организационную форму национального общества, модель его организационной структуры Экономическую систему можно характеризовать с точки зрения взаимодействия производительных сил (ресурсы и МТБ) и производственных отношений (отношения субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ) Субъектами экономической системы являются домохозяйство, предприятие (фирма), государство Экономическая система воспроизводится. Воспроизводство – непрерывное восстановление основных черт и важнейших пропорций экономической системы. Оно бывает простым, расширенным и суженным

Слайд 4





Потребности
Описание слайда:
Потребности

Слайд 5





Виды потребностей
Потребности разнообразны и группируются по различным признакам









Потребности также делятся на:
первичные (пища, безопасность, жильё, одежда)
вторичные (удовлетворение которых возможно после удовлетворения первичных потребностей)
Потребности лежат в основе формирования экономических интересов
Экономический интерес – это осознанная потребность
Потребности изменчивы, подвижны, динамичны, часто взаимозаменяемы
Описание слайда:
Виды потребностей Потребности разнообразны и группируются по различным признакам Потребности также делятся на: первичные (пища, безопасность, жильё, одежда) вторичные (удовлетворение которых возможно после удовлетворения первичных потребностей) Потребности лежат в основе формирования экономических интересов Экономический интерес – это осознанная потребность Потребности изменчивы, подвижны, динамичны, часто взаимозаменяемы

Слайд 6





Понятие факторов экономической системы
Материальную основу экономической системы образует производство 
В процессе производства происходит соединение факторов производства в определённой комбинации с целью создания материальных благ и их последующей реализации
Понятие «факторы производства» часто отождествляется с категорией экономических, или производственных ресурсов
 Отличие факторов производства от экономических ресурсов состоит в том, что экономические ресурсы – понятие более широкое по сравнению с факторами производства.
Описание слайда:
Понятие факторов экономической системы Материальную основу экономической системы образует производство В процессе производства происходит соединение факторов производства в определённой комбинации с целью создания материальных благ и их последующей реализации Понятие «факторы производства» часто отождествляется с категорией экономических, или производственных ресурсов Отличие факторов производства от экономических ресурсов состоит в том, что экономические ресурсы – понятие более широкое по сравнению с факторами производства.

Слайд 7


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8





Факторы 
производства 
приносят своим владельцам доход:
Земля  - ренту

Капитал – процент

Труд - заработную плату 

Предпринимательство -  прибыль (убыток)
Описание слайда:
Факторы производства приносят своим владельцам доход: Земля - ренту Капитал – процент Труд - заработную плату Предпринимательство - прибыль (убыток)

Слайд 9






2.  Методология  рыночной экономики

Сущность   науки   заключается   в   научном   методе   —   беспристрастной разработке и проверке теорий о том, как устроен мир. 
Экономисты делают  допущения,  поскольку они упрощают сложность мира, делают его более легким для понимания. 
Например, занимаясь изучением международной торговли, можно сделать допущение о том, что мир состоит только из двух стран, каждая из которых производит только два вида товара.
Экономические     модели  —  диаграммы,   графики   и   уравнения.
Экономическим моделям не хватает многих деталей, но именно их отсутствие позволяет глубже осознать действительно важные вещи. Модель, используемая экономистом, учитывает далеко не все экономические факторы.
Описание слайда:
2. Методология рыночной экономики Сущность науки заключается в научном методе — беспристрастной разработке и проверке теорий о том, как устроен мир. Экономисты делают допущения, поскольку они упрощают сложность мира, делают его более легким для понимания. Например, занимаясь изучением международной торговли, можно сделать допущение о том, что мир состоит только из двух стран, каждая из которых производит только два вида товара. Экономические модели — диаграммы, графики и уравнения. Экономическим моделям не хватает многих деталей, но именно их отсутствие позволяет глубже осознать действительно важные вещи. Модель, используемая экономистом, учитывает далеко не все экономические факторы.

Слайд 10





Производственные возможности экономики
Экономические ресурсы общества всегда ограничены.
Экономические ресурсы (факторы производства) могут использоваться эффективно либо неэффективно.
Эффективность обозначает наилучшее использование ресурсов общества для удовлетворения нужд и потребностей людей.
Экономика работает эффективно, если полностью использует доступные ограниченные ресурсы с максимально возможным результатом.
Одни и те же ресурсы могут использоваться различным образом.
Ограниченность ресурсов предполагает ограниченные возможности их использования. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение неограниченных потребностей обнаруживают свою абсолютную ограниченность, но тех же ресурсов оказывается достаточно для удовлетворения ограниченных потребностей. При этом ресурсы становятся относительно ограниченными.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора
Описание слайда:
Производственные возможности экономики Экономические ресурсы общества всегда ограничены. Экономические ресурсы (факторы производства) могут использоваться эффективно либо неэффективно. Эффективность обозначает наилучшее использование ресурсов общества для удовлетворения нужд и потребностей людей. Экономика работает эффективно, если полностью использует доступные ограниченные ресурсы с максимально возможным результатом. Одни и те же ресурсы могут использоваться различным образом. Ограниченность ресурсов предполагает ограниченные возможности их использования. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Ограниченные ресурсы, направляемые на удовлетворение неограниченных потребностей обнаруживают свою абсолютную ограниченность, но тех же ресурсов оказывается достаточно для удовлетворения ограниченных потребностей. При этом ресурсы становятся относительно ограниченными. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора

Слайд 11





Графическое представление производственных возможностей экономики
Описание слайда:
Графическое представление производственных возможностей экономики

Слайд 12





Достижение объемов производства, находящихся в какой-либо точке  за пределами границы производственных возможностей, невозможно.
Достижение объемов производства, находящихся в какой-либо точке  за пределами границы производственных возможностей, невозможно.
Граница производственных возможностей ставит общество перед выбором, поскольку единственный способ увеличения предоставления одного блага — это   уменьшение   производства   другого.   Когда   общество   увеличивает производство   блага   В,   оно   отказывается   от   производства   определенного количества   блага   А.   
Это   издержки   упущенных   возможностей,   или альтернативные издержки.
Описание слайда:
Достижение объемов производства, находящихся в какой-либо точке за пределами границы производственных возможностей, невозможно. Достижение объемов производства, находящихся в какой-либо точке за пределами границы производственных возможностей, невозможно. Граница производственных возможностей ставит общество перед выбором, поскольку единственный способ увеличения предоставления одного блага — это уменьшение производства другого. Когда общество увеличивает производство блага В, оно отказывается от производства определенного количества блага А. Это издержки упущенных возможностей, или альтернативные издержки.

Слайд 13





Практическое занятие по методологии
рыночной экономики
        Учебные цели:
Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от её социальных характеристик и политической ориентации.
Раскрыть понятие «экономическая эффективность».
Уяснить, что представляет собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе.
Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей отдачи факторов производства. 
Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.
Описание слайда:
Практическое занятие по методологии рыночной экономики Учебные цели: Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от её социальных характеристик и политической ориентации. Раскрыть понятие «экономическая эффективность». Уяснить, что представляет собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей отдачи факторов производства. Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.

Слайд 14





УПРАЖНЕНИЯ
  1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.
 а) Начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова.
б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 30 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова.
в) Сделайте выводы механизация процессов повышает производительность труда
Описание слайда:
УПРАЖНЕНИЯ 1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. а) Начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова. б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 30 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова. в) Сделайте выводы механизация процессов повышает производительность труда

Слайд 15


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





2. В группе каждому студенту заданы домашние задания к следующему дню по пяти дисциплинам. Студент за один день может выполнить либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам.
2. В группе каждому студенту заданы домашние задания к следующему дню по пяти дисциплинам. Студент за один день может выполнить либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам.
Начертите кривую производственных (учебных) возможностей студента.
Сделайте выводы:
назовите варианты возможностей студента по выполнению домашнего задания по первым 1,  по другим  1
- сможет ли студент выполнить полностью домашние задания по 2-м первым дисциплинам, и по 2-м другим дисциплинам. НЕТ
 - по скольким первым и другим дисциплинам он сможет выполнить задания полностью. Либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам В каком случае у него не будут полностью использованы производственные возможности Все варианты, лежащие ниже кривой возможностей студента
Описание слайда:
2. В группе каждому студенту заданы домашние задания к следующему дню по пяти дисциплинам. Студент за один день может выполнить либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам. 2. В группе каждому студенту заданы домашние задания к следующему дню по пяти дисциплинам. Студент за один день может выполнить либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам. Начертите кривую производственных (учебных) возможностей студента. Сделайте выводы: назовите варианты возможностей студента по выполнению домашнего задания по первым 1, по другим 1 - сможет ли студент выполнить полностью домашние задания по 2-м первым дисциплинам, и по 2-м другим дисциплинам. НЕТ - по скольким первым и другим дисциплинам он сможет выполнить задания полностью. Либо задания по первым 3-м дисциплинам, либо задания по 2-м другим дисциплинам В каком случае у него не будут полностью использованы производственные возможности Все варианты, лежащие ниже кривой возможностей студента

Слайд 17





Кривая производственных (учебных) возможностей студента
Описание слайда:
Кривая производственных (учебных) возможностей студента

Слайд 18





Пять фундаментальных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система:
Сколько следует производить? В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные и нематериальные потребности общества?

Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какую применять технологию?

Кто должен производить эту продукцию и как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться необходимых коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства
Описание слайда:
Пять фундаментальных вопросов, на которые должна отвечать любая экономическая система: Сколько следует производить? В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе? Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные и нематериальные потребности общества? Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какую применять технологию? Кто должен производить эту продукцию и как она должна распределяться между индивидуальными потребителями? Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться необходимых коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства

Слайд 19





ТЕСТЫ
        1. В экономике действует закон убывающей отдачи факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:
Потребуется всё меньше и меньше производственных ресурсов.
Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объём производства.
Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать.
Потребуется всё больше и больше ресурсов.

        2. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение:
Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование.
Только к рыночной экономике.
Только к отсталой экономике.
К любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации.
Описание слайда:
ТЕСТЫ 1. В экономике действует закон убывающей отдачи факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост: Потребуется всё меньше и меньше производственных ресурсов. Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объём производства. Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать. Потребуется всё больше и больше ресурсов. 2. Проблемы того, «что, как и для кого производить» могут иметь отношение: Только к тоталитарным системам или к обществам, где господствует централизованное планирование. Только к рыночной экономике. Только к отсталой экономике. К любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации.

Слайд 20





           3. Линия производственных возможностей показывает:
           3. Линия производственных возможностей показывает:
Точные количества двух товаров, которые субъект намерен производить.
Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.
Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.
Время, когда вступает в действие закон убывающей отдачи факторов производства

           4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
Полная занятость.
Полное использование производственных ресурсов.
Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.
И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.
Описание слайда:
3. Линия производственных возможностей показывает: 3. Линия производственных возможностей показывает: Точные количества двух товаров, которые субъект намерен производить. Лучшую из возможных комбинаций двух товаров. Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов. Время, когда вступает в действие закон убывающей отдачи факторов производства 4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты: Полная занятость. Полное использование производственных ресурсов. Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов. И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

Слайд 21





3. Теория рынка образования

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением образовательных  благ на рынке. 
Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности 
Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов.
Спрос  - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность. 
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени.
Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги
Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены
Описание слайда:
3. Теория рынка образования Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением образовательных благ на рынке. Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов. Спрос - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени. Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены

Слайд 22





ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением экономических благ на рынке. 
Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности 
Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов.
Спрос  - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность. 
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени.
Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги
Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены
Описание слайда:
ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением экономических благ на рынке. Благо – это всё то, при помощи чего человек осознанно удовлетворяет свои потребности Рынок – институт (механизм), который сводит покупателей и продавцов. Спрос - это потребность, представленная на рынке в течение определённого времени и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платёжеспособная потребность. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке по некоторой цене в течение определённого времени. Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги Ценовая эластичность - это измеритель степени чувствительности потребителей к изменениям цены

Слайд 23





Закон спроса

     Между ценой и величиной спроса существует только обратная связь

Причины наличия обратной связи:
Для потребителя цена – барьер
Высокая цена является препятствием для совершения покупки.

Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности
 
Эффект дохода и замещения

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене люди могут позволить себе купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении других

Эффект замещения указывает на то, что потребители склонны замещать дорогие товары более дешёвыми
Описание слайда:
Закон спроса Между ценой и величиной спроса существует только обратная связь Причины наличия обратной связи: Для потребителя цена – барьер Высокая цена является препятствием для совершения покупки. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности Эффект дохода и замещения Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене люди могут позволить себе купить больше данного товара, не отказывая себе в приобретении других Эффект замещения указывает на то, что потребители склонны замещать дорогие товары более дешёвыми

Слайд 24


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





Неценовые детерминанты спроса
Изменение вкусов покупателей
    Физическое здоровье становится всё более популярным.  Это повышает спрос на спортивную одежду
Изменение числа покупателей
    Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование
Изменение дохода
    Увеличение доходов приводит к повышению спроса на более качественные товары
Изменение цен на сопряжённые товары
    Снижение стоимости авиабилетов сокращает спрос на железнодорожные перевозки
Изменения в ожиданиях потребителей 
    Ожидание повышения цен на товар в будущем повышает спрос на него в текущий момент
Описание слайда:
Неценовые детерминанты спроса Изменение вкусов покупателей Физическое здоровье становится всё более популярным. Это повышает спрос на спортивную одежду Изменение числа покупателей Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование Изменение дохода Увеличение доходов приводит к повышению спроса на более качественные товары Изменение цен на сопряжённые товары Снижение стоимости авиабилетов сокращает спрос на железнодорожные перевозки Изменения в ожиданиях потребителей Ожидание повышения цен на товар в будущем повышает спрос на него в текущий момент

Слайд 26


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Закон предложения

 Между ценой и предложением существует только прямая связь

Причины наличия прямой связи:
Для производителя цена – выручка

Высокая цена является стимулом для развития производства
Описание слайда:
Закон предложения Между ценой и предложением существует только прямая связь Причины наличия прямой связи: Для производителя цена – выручка Высокая цена является стимулом для развития производства

Слайд 28


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Неценовые детерминанты предложения
Изменение ресурсных цен
      Снижение цен на компьютерную технику увеличивает предложение информационных технологий 
Изменение технологии
      Создание более прогрессивной технологии использования средств обучения увеличивает предложение на эти средства.
Изменение налогов и дотаций
       Повышение налога на аренду помещений сокращает их предложение; уменьшение бюджетного финансирования образования сокращает предложение бюджетных мест в образовательных учреждениях 
Изменение цен на другие товары
      Снижение цен на учебную мебель увеличивает предложение на учебную литературу
Изменение ожиданий
      Ожидание существенного снижения в будущем цен на образовательную услугу заставляет образовательные учреждения увеличивать текущее предложение
Изменение числа поставщиков
      Увеличение количества образовательных учреждений, предоставляющих одинаковые образовательные услуги, увеличивает предложение на эти услуги
Описание слайда:
Неценовые детерминанты предложения Изменение ресурсных цен Снижение цен на компьютерную технику увеличивает предложение информационных технологий Изменение технологии Создание более прогрессивной технологии использования средств обучения увеличивает предложение на эти средства. Изменение налогов и дотаций Повышение налога на аренду помещений сокращает их предложение; уменьшение бюджетного финансирования образования сокращает предложение бюджетных мест в образовательных учреждениях Изменение цен на другие товары Снижение цен на учебную мебель увеличивает предложение на учебную литературу Изменение ожиданий Ожидание существенного снижения в будущем цен на образовательную услугу заставляет образовательные учреждения увеличивать текущее предложение Изменение числа поставщиков Увеличение количества образовательных учреждений, предоставляющих одинаковые образовательные услуги, увеличивает предложение на эти услуги

Слайд 30


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31





РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Описание слайда:
РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 32





Практическое занятие: основы теории спроса и предложения
Описание слайда:
Практическое занятие: основы теории спроса и предложения

Слайд 33





ПРОБЛЕМА
Описание слайда:
ПРОБЛЕМА

Слайд 34





ЗАДАНИЕ
Постройте кривые спроса потребителей X, Y, Z.
Постройте кривую рыночного спроса. Объясните, каким образом вы построили эту кривую.
Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей X и Y удвоится, но наполовину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X, Y, Z и кривую рыночного спроса
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ Постройте кривые спроса потребителей X, Y, Z. Постройте кривую рыночного спроса. Объясните, каким образом вы построили эту кривую. Предположим, что спрос на этот товар со стороны потребителей X и Y удвоится, но наполовину сократится со стороны Z. Соответственно измените кривые спроса X, Y, Z и кривую рыночного спроса

Слайд 35





ТЕСТЫ
1. Закон спроса предполагает, что:
а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон
г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?
а) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось
б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара
в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой цене больше, чем раньше.
г)  Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.
Описание слайда:
ТЕСТЫ 1. Закон спроса предполагает, что: а) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены б) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров в) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон г) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет. 2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х? а) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось б) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара в) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой цене больше, чем раньше. г) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

Слайд 36







3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара, вызовет:
а) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо)
б) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево)
в) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх
г) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
а) Потребность
б) Необходимость
в) Спрос 
г) Желание.

5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) Спрос равен предложению
б) Цена равна издержкам плюс прибыль
в) Уровень технологии меняется постепенно
г) Объем предложения равен объему спроса.
Описание слайда:
3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара, вызовет: а) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо) б) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево) в) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх г) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо). 4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо? а) Потребность б) Необходимость в) Спрос г) Желание. 5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если: а) Спрос равен предложению б) Цена равна издержкам плюс прибыль в) Уровень технологии меняется постепенно г) Объем предложения равен объему спроса.

Слайд 37





 6. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения проявляется:
 6. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения проявляется:
а) В росте предложения
б) В снижении предложения
в) В росте объема предложения
г) В падении объема предложения.
 7. Спрос и  предложение  могут  быть  использованы для объяснения координирующей роли цены: 
а) На любом рынке 
б) На рынке ресурсов
в) На валютном рынке
г) На товарном рынке

 8. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:
а) Падение спроса на второй товар
б) Рост спроса на второй товар
в) Увеличение объема спроса на второй товар
г) Падение величины спроса на второй товар.
Описание слайда:
6. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения проявляется: 6. Если цены растут, а прочие условия неизменны, закон предложения проявляется: а) В росте предложения б) В снижении предложения в) В росте объема предложения г) В падении объема предложения. 7. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены: а) На любом рынке б) На рынке ресурсов в) На валютном рынке г) На товарном рынке 8. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет: а) Падение спроса на второй товар б) Рост спроса на второй товар в) Увеличение объема спроса на второй товар г) Падение величины спроса на второй товар.

Слайд 38





4. Теория производства и издержек

В микроэкономическом исследовании наряду с поведением потребителя важную роль играет анализ поведения производителей.

Производство – это процесс использования экономических ресурсов (факторов производства): природных ресурсов, капитала, труда и предпринимательских способностей для производства необходимых товаров и выполнения услуг.

Взаимоотношения между факторами производства в условиях конкретной технологии и результатами производства описываются производственной функцией
Q = F (L, K),
    где Q – максимальный выпуск продукции (максимальное количество обучающихся),
           L – трудовые факторы,
           K – материальные факторы.
Описание слайда:
4. Теория производства и издержек В микроэкономическом исследовании наряду с поведением потребителя важную роль играет анализ поведения производителей. Производство – это процесс использования экономических ресурсов (факторов производства): природных ресурсов, капитала, труда и предпринимательских способностей для производства необходимых товаров и выполнения услуг. Взаимоотношения между факторами производства в условиях конкретной технологии и результатами производства описываются производственной функцией Q = F (L, K), где Q – максимальный выпуск продукции (максимальное количество обучающихся), L – трудовые факторы, K – материальные факторы.

Слайд 39





Общие свойства функциональных зависимостей для разных видов образовательных услуг
Общие свойства функциональных зависимостей для разных видов образовательных услуг

Существует предел увеличения количества обучающихся, которым можно предоставить образовательные услуги за счёт роста затрат одного ресурса при прочих равных условиях. 
Например, существует предел увеличения количества обучающихся при привлечении дополнительных педагогических работников и ограниченных учебных площадях и оборудовании.

Существует определённая взаимная дополняемость факторов образовательной деятельности.  Без сокращения количества обучающихся возможна и определённая взаимозаменяемость этих факторов. 
Например, большое количество педагогических работников может быть заменено  ПК (применимо к дистанционной технологии)
Описание слайда:
Общие свойства функциональных зависимостей для разных видов образовательных услуг Общие свойства функциональных зависимостей для разных видов образовательных услуг Существует предел увеличения количества обучающихся, которым можно предоставить образовательные услуги за счёт роста затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Например, существует предел увеличения количества обучающихся при привлечении дополнительных педагогических работников и ограниченных учебных площадях и оборудовании. Существует определённая взаимная дополняемость факторов образовательной деятельности. Без сокращения количества обучающихся возможна и определённая взаимозаменяемость этих факторов. Например, большое количество педагогических работников может быть заменено ПК (применимо к дистанционной технологии)

Слайд 40





Издержки производства
Внимание!
Выбор оптимального сочетания факторов производства всегда связан с определением издержек.

ИЗДЕРЖКИ – это стоимость всех видов затраченных материалов и услуг.

Точки зрения бухгалтеров и экономистов на издержки
Описание слайда:
Издержки производства Внимание! Выбор оптимального сочетания факторов производства всегда связан с определением издержек. ИЗДЕРЖКИ – это стоимость всех видов затраченных материалов и услуг. Точки зрения бухгалтеров и экономистов на издержки

Слайд 41





Типы рыночных периодов
Описание слайда:
Типы рыночных периодов

Слайд 42





Поведение организации в краткосрочном периоде
(на примере образовательного учреждения)
В этот период образовательному учреждению крайне сложно изменить состав своего капитала, как фактора образовательной деятельности. 

За короткий период оно в состоянии изменить только интенсивность использования капитала. 

Объём предоставляемых образовательных услуг и издержки образовательной деятельности зависят от использования различных переменных ресурсов: трудовых ресурсов, материалов для образовательных и хозяйственных целей, книг и учебных пособий, электроэнергии и т.д. 

В краткосрочном периоде образовательные учреждения могут расширять свою образовательную деятельность, используя переменные (текущие) и постоянные (долгосрочные) факторы.
Описание слайда:
Поведение организации в краткосрочном периоде (на примере образовательного учреждения) В этот период образовательному учреждению крайне сложно изменить состав своего капитала, как фактора образовательной деятельности. За короткий период оно в состоянии изменить только интенсивность использования капитала. Объём предоставляемых образовательных услуг и издержки образовательной деятельности зависят от использования различных переменных ресурсов: трудовых ресурсов, материалов для образовательных и хозяйственных целей, книг и учебных пособий, электроэнергии и т.д. В краткосрочном периоде образовательные учреждения могут расширять свою образовательную деятельность, используя переменные (текущие) и постоянные (долгосрочные) факторы.

Слайд 43





Общие издержки (TC) складываются из переменных (VC) и постоянных (FC) издержек: 
Общие издержки (TC) складываются из переменных (VC) и постоянных (FC) издержек: 

TC = VC + FC

Средние издержки (издержки на обучение одного обучающегося) ATC определятся путём деления общих издержек на количество обучающихся (Q):

ATC = TC : Q 

Средние издержки можно разбить на две составляющие: 
средние переменные расходы AVC и средние постоянные расходы AFC:
AVC = VC : Q      
 AFC = FC : Q

Предельные издержки MC – это изменение совокупных затрат при изменении количества обучающихся (затраты, связанные с обучением дополнительно принятого обучающегося):

MС = ∆TC : ∆Q
Описание слайда:
Общие издержки (TC) складываются из переменных (VC) и постоянных (FC) издержек: Общие издержки (TC) складываются из переменных (VC) и постоянных (FC) издержек: TC = VC + FC Средние издержки (издержки на обучение одного обучающегося) ATC определятся путём деления общих издержек на количество обучающихся (Q): ATC = TC : Q Средние издержки можно разбить на две составляющие: средние переменные расходы AVC и средние постоянные расходы AFC: AVC = VC : Q AFC = FC : Q Предельные издержки MC – это изменение совокупных затрат при изменении количества обучающихся (затраты, связанные с обучением дополнительно принятого обучающегося): MС = ∆TC : ∆Q

Слайд 44





Закон убывающей отдачи
(данные гипотетические)
Описание слайда:
Закон убывающей отдачи (данные гипотетические)

Слайд 45





Выводы:
Выводы:
Валовой продукт  (общий объём производства) увеличивается до тех пор, пока предельный продукт является  величиной положительной, при этом видны два участка: сначала валовой продукт увеличивается нарастающими темпами, а затем, когда начинает действовать закон  убывающей отдачи и предельный продукт снижается,  Валовой продукт растёт замедляющимися темпами. 

При предельном продукте, равном нулю, валовой продукт  имеет максимальную величину.

Когда предельный продукт становится отрицательным, валовой продукт  организации начинает уменьшаться.

Если предельный продукт каждого дополнительного работника превышает средний продукт, который  производится до его привлечения, то последний будет увеличиваться.

Если предельный продукт дополнительного работника становится ниже среднего, то последний начинает уменьшаться
Описание слайда:
Выводы: Выводы: Валовой продукт (общий объём производства) увеличивается до тех пор, пока предельный продукт является величиной положительной, при этом видны два участка: сначала валовой продукт увеличивается нарастающими темпами, а затем, когда начинает действовать закон убывающей отдачи и предельный продукт снижается, Валовой продукт растёт замедляющимися темпами. При предельном продукте, равном нулю, валовой продукт имеет максимальную величину. Когда предельный продукт становится отрицательным, валовой продукт организации начинает уменьшаться. Если предельный продукт каждого дополнительного работника превышает средний продукт, который производится до его привлечения, то последний будет увеличиваться. Если предельный продукт дополнительного работника становится ниже среднего, то последний начинает уменьшаться

Слайд 46


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №47
Описание слайда:

Слайд 48





Модель долгосрочного периода
(на примере образовательного учреждения)
Описание слайда:
Модель долгосрочного периода (на примере образовательного учреждения)

Слайд 49





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«Теория производства и издержек»
Учебные цели:
Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она выражает связь между структурой затрат и объёмом производства. Изобразить производственную функцию графически.
Обратить внимание на действие закона убывающей отдачи.
Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику.
Выявить условие минимизации экономическим субъектом своих издержек
Описание слайда:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Теория производства и издержек» Учебные цели: Изучить производственную функцию, выяснить, каким образом она выражает связь между структурой затрат и объёмом производства. Изобразить производственную функцию графически. Обратить внимание на действие закона убывающей отдачи. Раскрыть содержание всех видов издержек и изучить их динамику. Выявить условие минимизации экономическим субъектом своих издержек

Слайд 50


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №50
Описание слайда:

Слайд 51





Алгоритм решения
Рассчитать общие издержки ТС

Рассчитать средние издержки AFC, AVC, ATC

Рассчитать предельные издержки MC (VCq+1  - VCq  или TCq+1 -  TCq)

По таблице сделать анализ изменения предельных издержек

По таблице сделать анализ изменения средних постоянных издержек AFC

По таблице сделать анализ изменения средних переменных издержек AVC

По таблице сделать анализ средних валовых издержек ATC

Построить графики:
      - FC, VC, TC
      - MC, AFC, AVC, ATC
Описание слайда:
Алгоритм решения Рассчитать общие издержки ТС Рассчитать средние издержки AFC, AVC, ATC Рассчитать предельные издержки MC (VCq+1 - VCq или TCq+1 - TCq) По таблице сделать анализ изменения предельных издержек По таблице сделать анализ изменения средних постоянных издержек AFC По таблице сделать анализ изменения средних переменных издержек AVC По таблице сделать анализ средних валовых издержек ATC Построить графики: - FC, VC, TC - MC, AFC, AVC, ATC

Слайд 52


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №52
Описание слайда:

Слайд 53





ТЕСТЫ

1 Средние общие издержки производства продукции достигают минимальной величины при  том объеме продукции, когда:
а) AVC = АFC
б) Прибыль будет максимальной
в) MC = AVC
г) ATC = MC  
2 Постоянные издержки фирмы - это:
а) Затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения
б) Минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства
в)Издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится
г) Ни один из ответов не является правильным.
Описание слайда:
ТЕСТЫ 1 Средние общие издержки производства продукции достигают минимальной величины при том объеме продукции, когда: а) AVC = АFC б) Прибыль будет максимальной в) MC = AVC г) ATC = MC 2 Постоянные издержки фирмы - это: а) Затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения б) Минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства в)Издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится г) Ни один из ответов не является правильным.

Слайд 54





3 Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):
3 Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):
а)Включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль
б) Включают в себя явные издержки, но не включают неявные
в) Включают в себя неявные издержки, но не включают явные
г) Не включают в себя ни явные, ни неявные издержки

4 Какое из следующих утверждений является правильным?
а) Бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль
б) Экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки
в)Бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль
г) Экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль
Описание слайда:
3 Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки): 3 Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки): а)Включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль б) Включают в себя явные издержки, но не включают неявные в) Включают в себя неявные издержки, но не включают явные г) Не включают в себя ни явные, ни неявные издержки 4 Какое из следующих утверждений является правильным? а) Бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль б) Экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки в)Бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль г) Экономическая прибыль - неявные издержки = бухгалтерская прибыль

Слайд 55





 5. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки?
 5. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки?
а) TC : Q
Б)VC : Q
в) FC : Q
г) (P х Q) : Q
д) FC : Q

6 Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки?
а) MC
б) VC - FC
в) FC + VC
г) (FC + VC) : Q.
 
Описание слайда:
5. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки? 5. Какое из следующих выражений представляет собой предельные издержки? а) TC : Q Б)VC : Q в) FC : Q г) (P х Q) : Q д) FC : Q 6 Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки? а) MC б) VC - FC в) FC + VC г) (FC + VC) : Q.  

Слайд 56





3. Образовательная услуга и её особенности как товара

Основным видом деятельности образовательных учреждений является создание  образовательных  услуг. 
Образовательные  услуги  удовлетворяют  личные (конечный  потребитель),  групповые  (предприятия-работодатели)  и общественные  потребности  (государство).  
С позиции отдельной личности образовательная услуга  – это процесс  передачи  потребителю  знаний,  умений  и  навыков  общеобразовательного  и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных  потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.
С  позиции  предприятия  образовательная  услуга  –  это  процесс профессиональной подготовки (повышения  квалификации,  переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности  и  развития  в  постоянно  изменяющихся  рыночных условиях. 
С  позиции  государства  образовательная  услуга  –  это  процесс, обеспечивающий  расширенное  производство  совокупного  личностного  и интеллектуального потенциала общества.
Описание слайда:
3. Образовательная услуга и её особенности как товара Основным видом деятельности образовательных учреждений является создание образовательных услуг. Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные потребности (государство). С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе. С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях. С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Слайд 57





 Отличительные  особенности,  присущие образовательным услугам:
 Отличительные  особенности,  присущие образовательным услугам:
Потребительная  стоимость  образовательных  услуг  очень  высока, что влечет  за  собой  достаточно  высокую стоимость  этой  услуги,  на  рынке это проявляется в высоких ценах.
Процесс  образования  растянут  во времени,  в  результате  мы  имеем большую  длительность  оказания  подобного рода  услуг.
 Предоставление  образовательных услуг имеет четко выраженную сезонность. 
Потребителями  образовательных услуг  являются  в  большей  части достаточно молодые люди. 
Процесс  предоставления  образовательной  услуги  предполагает результат,  который  может  быть  получен  только по  истечении  срока обучения,  поэтому уместно  говорить  об  отсроченности выявления результата. 
Образовательную услугу невозможно перепродать.
Образовательная услуга подлежит лицензированию
Существует  конкурсный  характер предоставления  образовательных услуг. 
Для  поддержания  образовательной  услуги  на  соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.
Описание слайда:
Отличительные особенности, присущие образовательным услугам: Отличительные особенности, присущие образовательным услугам: Потребительная стоимость образовательных услуг очень высока, что влечет за собой достаточно высокую стоимость этой услуги, на рынке это проявляется в высоких ценах. Процесс образования растянут во времени, в результате мы имеем большую длительность оказания подобного рода услуг. Предоставление образовательных услуг имеет четко выраженную сезонность. Потребителями образовательных услуг являются в большей части достаточно молодые люди. Процесс предоставления образовательной услуги предполагает результат, который может быть получен только по истечении срока обучения, поэтому уместно говорить об отсроченности выявления результата. Образовательную услугу невозможно перепродать. Образовательная услуга подлежит лицензированию Существует конкурсный характер предоставления образовательных услуг. Для поддержания образовательной услуги на соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.

Слайд 58





Тема 4. Экономическая деятельность образовательного учреждения в условиях рыночной экономики
Тема 4. Экономическая деятельность образовательного учреждения в условиях рыночной экономики
Основы экономической деятельности образовательного учреждения
Хозяйственный механизм образовательного учреждения
Имущество образовательного учреждения
Виды деятельности образовательного учреждения
Описание слайда:
Тема 4. Экономическая деятельность образовательного учреждения в условиях рыночной экономики Тема 4. Экономическая деятельность образовательного учреждения в условиях рыночной экономики Основы экономической деятельности образовательного учреждения Хозяйственный механизм образовательного учреждения Имущество образовательного учреждения Виды деятельности образовательного учреждения

Слайд 59


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №59
Описание слайда:

Слайд 60





Основные черты экономической деятельности образовательного учреждения
Описание слайда:
Основные черты экономической деятельности образовательного учреждения

Слайд 61


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №61
Описание слайда:

Слайд 62


Особенности экономики образования на современном этапе развития, слайд №62
Описание слайда:

Слайд 63





2. Хозяйственный механизм образовательного учреждения
Причины формирования хозяйственного механизма в образовании:
Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать экономические задачи стоящие перед обществом. 
В отдельных случаях рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров – так называемых общественных товаров (благ). Это относится к отраслям социальной сферы.
 Финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются за счет средств государственных и муниципальных органов, получающих их через систему всеобщего налогообложения. 
Особый характер товара – образовательные услуги - затрудняет его точную денежную оценку. 
С переходом к рынку экономический механизм в образовательных учреждениях оказался менее приспособленным, чем экономические механизмы промышленных и других предприятий, для хозрасчетной формы управления и рыночного механизма саморегулирования 
Рынок и рыночные инструменты в системе образования в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Описание слайда:
2. Хозяйственный механизм образовательного учреждения Причины формирования хозяйственного механизма в образовании: Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать экономические задачи стоящие перед обществом. В отдельных случаях рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров – так называемых общественных товаров (благ). Это относится к отраслям социальной сферы. Финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются за счет средств государственных и муниципальных органов, получающих их через систему всеобщего налогообложения. Особый характер товара – образовательные услуги - затрудняет его точную денежную оценку. С переходом к рынку экономический механизм в образовательных учреждениях оказался менее приспособленным, чем экономические механизмы промышленных и других предприятий, для хозрасчетной формы управления и рыночного механизма саморегулирования Рынок и рыночные инструменты в системе образования в большей мере нуждаются в государственном регулировании.

Слайд 64





Определение хозяйственного механизма
Хозяйственный механизм означает определенный способ организации и функционирования отрасли и профессиональных организаций

В целом, его можно определить как способ хозяйствования, определенную совокупность форм, методов и инструментов управления.
Современный хозяйственный механизм в системе образования строится на принципах:
 правового регулирования экономических отношений в отрасли
развития самостоятельности образовательных учреждений в решении вопросов производственного и социального развития
Особенности современного хозяйственного механизма в образовании: 
доминирование некоммерческих организаций
сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования
некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилась в профессиональном образовании
Описание слайда:
Определение хозяйственного механизма Хозяйственный механизм означает определенный способ организации и функционирования отрасли и профессиональных организаций В целом, его можно определить как способ хозяйствования, определенную совокупность форм, методов и инструментов управления. Современный хозяйственный механизм в системе образования строится на принципах: правового регулирования экономических отношений в отрасли развития самостоятельности образовательных учреждений в решении вопросов производственного и социального развития Особенности современного хозяйственного механизма в образовании: доминирование некоммерческих организаций сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилась в профессиональном образовании

Слайд 65





Функции хозяйственного механизма в системе образования
Наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица
Регулирование взаимоотношений образовательного учреждения с учредителем на основе действующего законодательства и утвержденных учредительных документов
нормативное бюджетное финансирование 
привлечение в отрасль внебюджетных средств 
Важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития
Описание слайда:
Функции хозяйственного механизма в системе образования Наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица Регулирование взаимоотношений образовательного учреждения с учредителем на основе действующего законодательства и утвержденных учредительных документов нормативное бюджетное финансирование привлечение в отрасль внебюджетных средств Важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития

Слайд 66





Программно-целевой подход в управлении бюджетной сферой в образовании
Описание слайда:
Программно-целевой подход в управлении бюджетной сферой в образовании

Слайд 67





Хозяйственный механизм образовательного учреждения – это совокупность  организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и процесс воспроизводства
Описание слайда:
Хозяйственный механизм образовательного учреждения – это совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и процесс воспроизводства

Слайд 68





ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент  хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент  хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации 

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат
Описание слайда:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат

Слайд 69





Локальная нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственный механизм образовательного учреждения, включает:
Устав образовательного учреждения
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности
Свидетельство о государственной аккредитации
Положение о структуре управления образовательным учреждением
Приказ о ведении бухгалтерского учёта в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» 
Штатное расписание
Правила внутреннего распорядка
Должностные инструкции профессиональных обязанностей
Тарификация в соответствии с учебным планом
Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год
Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников
Приказы по аттестации педагогических работников
Описание слайда:
Локальная нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственный механизм образовательного учреждения, включает: Устав образовательного учреждения Лицензия на право осуществления образовательной деятельности Свидетельство о государственной аккредитации Положение о структуре управления образовательным учреждением Приказ о ведении бухгалтерского учёта в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» Штатное расписание Правила внутреннего распорядка Должностные инструкции профессиональных обязанностей Тарификация в соответствии с учебным планом Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников Приказы по аттестации педагогических работников

Слайд 70





ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент  хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент  хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации 

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ
Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат
Описание слайда:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ– элемент хозяйственного механизма, который включает: организационную структуру образовательной организации ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ Штатное расписание является организационно-распорядительным документом, в котором отражается структура учреждения, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов (ставок), а также компенсационных и стимулирующих выплат

Слайд 71






ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – элемент хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие в образовательном учреждении 

Подсистемы экономического механизма образовательного учреждения:
Подсистемы обеспечения: 
внутренние  экономические  отношения
нормы и нормативы

Функциональные подсистемы:
планирование
прогнозирование
регулирование
система оплаты труда
ценообразование
анализ
учет 

Экономические рычаги:
цены
тарифы
процентные ставки
экономическое  стимулирование
льготы
санкции
Описание слайда:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – элемент хозяйственного механизма. Представляет собой совокупность экономических методов, способов, форм, инструментов, рычагов воздействия на экономические отношения и процессы, происходящие в образовательном учреждении Подсистемы экономического механизма образовательного учреждения: Подсистемы обеспечения: внутренние экономические отношения нормы и нормативы Функциональные подсистемы: планирование прогнозирование регулирование система оплаты труда ценообразование анализ учет Экономические рычаги: цены тарифы процентные ставки экономическое стимулирование льготы санкции

Слайд 72






ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — элемент хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования финансовых отношений 

Подсистемы финансового механизма:

–  финансовое планирование и прогнозирование
–  финансовые показатели, нормативы и лимиты
–  управление финансами
–  финансовые рычаги и стимулы
–  оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности
 финансовый контроль
Описание слайда:
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ — элемент хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования финансовых отношений Подсистемы финансового механизма: – финансовое планирование и прогнозирование – финансовые показатели, нормативы и лимиты – управление финансами – финансовые рычаги и стимулы – оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности финансовый контроль

Слайд 73





3. Имущество образовательного учреждения

Имущество образовательного учреждения, находящееся в его оперативном управлении, включает:
Недвижимое имущество - имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценностным свойствам, исключает его перемещение: здания, сооружения, земельные участки и иное имущество, прикрепленное к земле и связанное с ней. 

Особо ценное движимое имущество:
движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает  500 тыс. руб. 
иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. руб., но без которого осуществление образовательной организацией своей основной деятельности будет существенно затруднено
Обратить внимание! К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности образовательной организации, а также имущество, приобретенное образовательной организацией за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Описание слайда:
3. Имущество образовательного учреждения Имущество образовательного учреждения, находящееся в его оперативном управлении, включает: Недвижимое имущество - имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценностным свойствам, исключает его перемещение: здания, сооружения, земельные участки и иное имущество, прикрепленное к земле и связанное с ней. Особо ценное движимое имущество: движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб. иное движимое имущество, балансовая стоимость которого не превышает 500 тыс. руб., но без которого осуществление образовательной организацией своей основной деятельности будет существенно затруднено Обратить внимание! К особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности образовательной организации, а также имущество, приобретенное образовательной организацией за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Слайд 74





Правовой статус имущественного права бюджетного образовательного учреждения
ГБОУ является юридическим лицом и от своего имени может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущественные права - это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
ГБОУ получает имущество от собственника на праве оперативного управления.  
Право оперативного управления имуществом относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ) которые являются для ГБОУ ограниченными
 ГБОУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым ГБОУ за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества
 Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления,  ГБОУ вправе распоряжаться самостоятельно.
Описание слайда:
Правовой статус имущественного права бюджетного образовательного учреждения ГБОУ является юридическим лицом и от своего имени может осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имущественные права - это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. ГБОУ получает имущество от собственника на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ) которые являются для ГБОУ ограниченными ГБОУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым ГБОУ за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, ГБОУ вправе распоряжаться самостоятельно.

Слайд 75





4. Виды деятельности образовательного учреждения
Основная деятельность направленная на достижение целей ради которых образовательное учреждение создано

Иная деятельность, обеспечивающая достижение целей, ради которых образовательное учреждение создано. Эта деятельность должна находиться в технологической связи с основной деятельностью. 

Приносящая доход  деятельность 


Внимание! Образовательное учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не указанные в его учредительных документах (Уставе)
Описание слайда:
4. Виды деятельности образовательного учреждения Основная деятельность направленная на достижение целей ради которых образовательное учреждение создано Иная деятельность, обеспечивающая достижение целей, ради которых образовательное учреждение создано. Эта деятельность должна находиться в технологической связи с основной деятельностью. Приносящая доход деятельность Внимание! Образовательное учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не указанные в его учредительных документах (Уставе)

Слайд 76





Основные виды деятельности
(примеры)
Описание слайда:
Основные виды деятельности (примеры)

Слайд 77





Иные виды деятельности 
(примеры)
Описание слайда:
Иные виды деятельности (примеры)

Слайд 78





ЗАДАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Слушатель, выполнивший задание, должен уметь:
- формировать  виды деятельности для своего образовательного учреждения 
Задание: Разработать предложение по видам деятельности для своего образовательного учреждения
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Слушатель, выполнивший задание, должен уметь: - формировать виды деятельности для своего образовательного учреждения Задание: Разработать предложение по видам деятельности для своего образовательного учреждения



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию