🗊Презентация Особенности редакторской работы с научным текстом

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №1Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №2Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №3Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №4Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №5Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №6Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №7Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №8Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №9Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №10Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №11Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №12Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №13Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №14Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №15Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №16Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №17Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №18Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №19Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №20Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №21Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №22Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №23Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №24Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №25Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №26Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №27Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №28Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №29Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №30Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №31Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №32Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №33Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Особенности редакторской работы с научным текстом. Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Особенности редакторской работы с научным текстом
М. А. ЛАППО 
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Описание слайда:
Особенности редакторской работы с научным текстом М. А. ЛАППО ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Слайд 2


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Плагиат
ПЛАГИА'Т, а, м. [от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
Виды плагиата: 
1) дословное воспроизведение; 
2) парафраз; 
3) перевод на другой язык.
Описание слайда:
Плагиат ПЛАГИА'Т, а, м. [от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов] (книжн., право). Незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова) Виды плагиата: 1) дословное воспроизведение; 2) парафраз; 3) перевод на другой язык.

Слайд 5





Близкие к П. явления
Компиляция

КОМПИЛЯ́ЦИЯ, -и, ж.
1. Составление каких-л. сочинений путем заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточниками. Заниматься компиляцией.
2. Работа, составленная таким методом. Грамматика г. Иванова принадлежит к числу довольно сносных компиляций, то есть довольно хорошо сделанных и склеенных выборок из разных грамматик. Белинский, Русская грамматика, составленная А. Ивановым.
[От лат. compilatio — ограбление; скопление документов] (МАС)
Автоплагиат (использование собственного материала, который был опубликован раньше, без указания источника).
Описание слайда:
Близкие к П. явления Компиляция КОМПИЛЯ́ЦИЯ, -и, ж. 1. Составление каких-л. сочинений путем заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточниками. Заниматься компиляцией. 2. Работа, составленная таким методом. Грамматика г. Иванова принадлежит к числу довольно сносных компиляций, то есть довольно хорошо сделанных и склеенных выборок из разных грамматик. Белинский, Русская грамматика, составленная А. Ивановым. [От лат. compilatio — ограбление; скопление документов] (МАС) Автоплагиат (использование собственного материала, который был опубликован раньше, без указания источника).

Слайд 6





План анализа статьи 
(=зачетная работа)
1. Типы и функции «старого» знания
2. Типы (блоки) нового
3. Средства и функции метатекста
4. Ссылки (отсылки) и списки литературы
5. Реферат-резюме (=от 1/10 до 1/15)
6. Рекомендации автору (учебное, а не реальное задание!)
Описание слайда:
План анализа статьи (=зачетная работа) 1. Типы и функции «старого» знания 2. Типы (блоки) нового 3. Средства и функции метатекста 4. Ссылки (отсылки) и списки литературы 5. Реферат-резюме (=от 1/10 до 1/15) 6. Рекомендации автору (учебное, а не реальное задание!)

Слайд 7









Котюрова М.П., Баженова Е А. Культура научной речи: текст и его редактирование. М., 2008.
[с. 71−72] 
Наиболее характерные типы содержания старого знания: 
Старое знание – понятие: На основе «тесноты стихового ряда» (термин Ю. Н. Тынянова) здесь возникает кульминация… звуковой стороны; Перечисленные признаки близки к понятиям «внутренняя геоантиклиналь второго рода» по В. А. Николаеву и «центральное поднятие» по В. В. Белоусову. 
Старое знание – дефиниция: Как очень точно определяет М. И. Лисина, «развитие представляет собой усвоение детьми социально-исторического опыта человечества и материальной культуры».
Описание слайда:
Котюрова М.П., Баженова Е А. Культура научной речи: текст и его редактирование. М., 2008. [с. 71−72] Наиболее характерные типы содержания старого знания: Старое знание – понятие: На основе «тесноты стихового ряда» (термин Ю. Н. Тынянова) здесь возникает кульминация… звуковой стороны; Перечисленные признаки близки к понятиям «внутренняя геоантиклиналь второго рода» по В. А. Николаеву и «центральное поднятие» по В. В. Белоусову. Старое знание – дефиниция: Как очень точно определяет М. И. Лисина, «развитие представляет собой усвоение детьми социально-исторического опыта человечества и материальной культуры».

Слайд 8





Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому buona sera, так как у тосканцев вечер начинается с тринадцати часов дня… Автор уверяет, что расхождения такого рода между языками удаляют их от реальности….
Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому buona sera, так как у тосканцев вечер начинается с тринадцати часов дня… Автор уверяет, что расхождения такого рода между языками удаляют их от реальности….
Старое знание – выводное суждение: По Пирсону, «…изменения энергии структуры, связанные с ближайшей координацией, полностью подавляют меньшие по величине изменения энергии электронов, связанные с эффектами энергетической зоны структуры».
Описание слайда:
Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому buona sera, так как у тосканцев вечер начинается с тринадцати часов дня… Автор уверяет, что расхождения такого рода между языками удаляют их от реальности…. Старое знание – умозаключение: Один из авторов рассуждает так: немецкое guten Abend ‘добрый вечер’ не равняется итальянскому buona sera, так как у тосканцев вечер начинается с тринадцати часов дня… Автор уверяет, что расхождения такого рода между языками удаляют их от реальности…. Старое знание – выводное суждение: По Пирсону, «…изменения энергии структуры, связанные с ближайшей координацией, полностью подавляют меньшие по величине изменения энергии электронов, связанные с эффектами энергетической зоны структуры».

Слайд 9


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





БЛОКИ НОВОГО
Актуальность
Новизна
Проблема
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Гипотеза
Теоретическая база исследования
Степень научной разработанности проблемы
Описание слайда:
БЛОКИ НОВОГО Актуальность Новизна Проблема Цель Задачи Объект Предмет Гипотеза Теоретическая база исследования Степень научной разработанности проблемы

Слайд 12





БЛОКИ НОВОГО
Эмпирическая база исследования
Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук)
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Перспективы исследования
и др. 
+(см. типы статей)
Описание слайда:
БЛОКИ НОВОГО Эмпирическая база исследования Методы исследования (общенаучные, частнонаучные, методы смежных наук) Теоретическая значимость Практическая значимость Перспективы исследования и др. +(см. типы статей)

Слайд 13










Компиляцию часто сопровождают:
Нарушение схемы оформления авторизации
Авторизация – «модусная категория, с помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников или способов ее получения. <…> План содержания авторизации организуется противопоставлением свое / чужое, или авторское / цитируемое; при этом специальной пометы требует только второй случай – изложение чужой информации, пересказ» (Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984).
Бедный метатекст
Описание слайда:
Компиляцию часто сопровождают: Нарушение схемы оформления авторизации Авторизация – «модусная категория, с помощью которой излагаемая информация в предложении квалифицируется в отношении источников или способов ее получения. <…> План содержания авторизации организуется противопоставлением свое / чужое, или авторское / цитируемое; при этом специальной пометы требует только второй случай – изложение чужой информации, пересказ» (Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984). Бедный метатекст

Слайд 14





Маркеры авторизации
1 группа
- Так, Р. Якобсон считает... 
- Замена близкозвучным словом, или, по Домбровской, «фонетическая аллюзия»... (ВЯ)
- Р. Матланд и Студлар высказали предположение, что…
- Дж. Роунер отмечает…
- Согласно Е. А. Здравомысловой, …(СОЦИС).
2 группа
- Многие философы-компаративисты настаивают на том, что материалистический интерес... (ВФ)
- Как правило, лингвисты не усматривали здесь никаких проблем для теоретического исследования ... (ВЯ)
- Феминистские последователи марксизма предлагают два варианта концептуализации гендерных отношений… (СОЦИС)
- Идеологи социального партнерства в России, выступавшие от имени научного сообщества ... заявляли, что... (ВЭ)
Описание слайда:
Маркеры авторизации 1 группа - Так, Р. Якобсон считает... - Замена близкозвучным словом, или, по Домбровской, «фонетическая аллюзия»... (ВЯ) - Р. Матланд и Студлар высказали предположение, что… - Дж. Роунер отмечает… - Согласно Е. А. Здравомысловой, …(СОЦИС). 2 группа - Многие философы-компаративисты настаивают на том, что материалистический интерес... (ВФ) - Как правило, лингвисты не усматривали здесь никаких проблем для теоретического исследования ... (ВЯ) - Феминистские последователи марксизма предлагают два варианта концептуализации гендерных отношений… (СОЦИС) - Идеологи социального партнерства в России, выступавшие от имени научного сообщества ... заявляли, что... (ВЭ)

Слайд 15





Схема авторизации 
(по Н. П. Перфильевой)
1. Цитата / парафраз
2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент)
3. «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008
4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.
Описание слайда:
Схема авторизации (по Н. П. Перфильевой) 1. Цитата / парафраз 2. «Левая граница». Указание на автора (вводный компонент) 3. «Правая граница». Отсылка (в скобках или в сноске) к источнику, или т.н. «ссылка». См. ГОСТ Р 7.0.5-2008 4. Факультативно: выражение оценки, отношения к передаваемой мысли.

Слайд 16





Пример 1
Очень важно напомнить мнение Л.С. Выготского о психических и физиологических процессах, сформулированное в статье 1930 г. «Психика, сознание, бессознательное». Там Выготский пишет: «До сих пор еще широко распространено мнение, что со держание и предмет психологической науки составляют психические явления или процессы и что, следовательно, психология как самостоятельная наука возможна только на основе идеалистического философского допущения самостоятельности и изначальности духа наравне с материей» [1, с. 133].
Описание слайда:
Пример 1 Очень важно напомнить мнение Л.С. Выготского о психических и физиологических процессах, сформулированное в статье 1930 г. «Психика, сознание, бессознательное». Там Выготский пишет: «До сих пор еще широко распространено мнение, что со держание и предмет психологической науки составляют психические явления или процессы и что, следовательно, психология как самостоятельная наука возможна только на основе идеалистического философского допущения самостоятельности и изначальности духа наравне с материей» [1, с. 133].

Слайд 17





Пример 2
В западной литературе можно встретить несколько определений (нейро)психологического тестирования. Одно из всеобъемлющих определений дано Б. Уилсон с коллегами [1], в котором тестирование трактуется как систематический сбор, организация и интерпретация информации о человеке и конкретной ситуации, в которой он/она живет.
Описание слайда:
Пример 2 В западной литературе можно встретить несколько определений (нейро)психологического тестирования. Одно из всеобъемлющих определений дано Б. Уилсон с коллегами [1], в котором тестирование трактуется как систематический сбор, организация и интерпретация информации о человеке и конкретной ситуации, в которой он/она живет.

Слайд 18





Пример 3
По обоснованному утверждению К. Поппера, «знание не может начинаться с ничего – c tаbula rasa – и даже с наблюдения. Продвижение знания состоит главным образом в модификации прежнего знания» [цит. по: Ильин, Калинкин 1985: 20].
Описание слайда:
Пример 3 По обоснованному утверждению К. Поппера, «знание не может начинаться с ничего – c tаbula rasa – и даже с наблюдения. Продвижение знания состоит главным образом в модификации прежнего знания» [цит. по: Ильин, Калинкин 1985: 20].

Слайд 19





Упрощенные варианты схемы А.
Данные о влиянии интенсивных физических нагрузок на функцию почек и водно-солевой гомеостаз весьма противоречивы. Одни авторы считают, что стайерские нагрузки вызывают преходящие нарушения почечных функций [8–11], другие не отмечают негативного эффекта, даже в зрелом возрасте [12, 13] (Айзман, Головин, Гиренко).
Многочисленные исследования подтверждают, что каждая хромосома в пространстве ядра занимает определенное пространство, называемое хромосомной территорией [1–4].
В работе (Рожков, Козак, 1989) представлен детальный качественный анализ устойчивости лесов при климатических изменениях, а также в условиях хозяйственной деятельности.  !!!
Описание слайда:
Упрощенные варианты схемы А. Данные о влиянии интенсивных физических нагрузок на функцию почек и водно-солевой гомеостаз весьма противоречивы. Одни авторы считают, что стайерские нагрузки вызывают преходящие нарушения почечных функций [8–11], другие не отмечают негативного эффекта, даже в зрелом возрасте [12, 13] (Айзман, Головин, Гиренко). Многочисленные исследования подтверждают, что каждая хромосома в пространстве ядра занимает определенное пространство, называемое хромосомной территорией [1–4]. В работе (Рожков, Козак, 1989) представлен детальный качественный анализ устойчивости лесов при климатических изменениях, а также в условиях хозяйственной деятельности. !!!

Слайд 20





Отступления от схемы А.:
 (левая граница)
Пахотный слой – это та часть почвенного профиля, которая первой непосредственно принимает на себя всю силу воздействия происходящих во внешней среде изменений и которая наиболее активно изменяется адекватно новым условиям ландшафта, отражая особенности современного естественно-антропогенного или культурного почвообразования [3].
На практическом занятии в аудитории студенты знакомятся с методикой расчетов, алгоритмом решения задач. Задача преподавателя дисциплины БЖД, в данном случае заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в названных разделах дисциплины, но и научить решать конкретные задачи и принимать конкретные действия, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов [3,4].
Описание слайда:
Отступления от схемы А.: (левая граница) Пахотный слой – это та часть почвенного профиля, которая первой непосредственно принимает на себя всю силу воздействия происходящих во внешней среде изменений и которая наиболее активно изменяется адекватно новым условиям ландшафта, отражая особенности современного естественно-антропогенного или культурного почвообразования [3]. На практическом занятии в аудитории студенты знакомятся с методикой расчетов, алгоритмом решения задач. Задача преподавателя дисциплины БЖД, в данном случае заключается в том, чтобы не только дать определенные знания студентам в названных разделах дисциплины, но и научить решать конкретные задачи и принимать конкретные действия, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов [3,4].

Слайд 21





Отступления от схемы А.:
(правая граница)
По мнению Л.А.Михайлова, культура безопасности жизнедеятельности определяется как квалификационная психофизиологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ и действий, влияющих на безопасность.
Описание слайда:
Отступления от схемы А.: (правая граница) По мнению Л.А.Михайлова, культура безопасности жизнедеятельности определяется как квалификационная психофизиологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ и действий, влияющих на безопасность.

Слайд 22





Нарушение схемы А. приводит

к двусмысленности, нарушение ясности текста, к искажению научной мысли
Иначе говоря, интернет в единственном числе — это вообще интернет или его серьезная часть, а интернеты — это та его область, где люди общаются между собой, вступая в постоянные диалоги, как правило, с юмором и шутками [Кронгауз, 2013].
к неразличению своего и чужого, старого и нового в тексте, т.е. к отсутствию новизны как важной категории научного текста.
Описание слайда:
Нарушение схемы А. приводит к двусмысленности, нарушение ясности текста, к искажению научной мысли Иначе говоря, интернет в единственном числе — это вообще интернет или его серьезная часть, а интернеты — это та его область, где люди общаются между собой, вступая в постоянные диалоги, как правило, с юмором и шутками [Кронгауз, 2013]. к неразличению своего и чужого, старого и нового в тексте, т.е. к отсутствию новизны как важной категории научного текста.

Слайд 23





Фрагменты статей

1) Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
2) Как известно, в условиях вуза развитие личности и индивидуальности студентов продолжается (С.М.Годник, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис), и задача высшей школы заключается в том, чтобы создать условия по развитию и актуализации всех сущностных сил обучающегося. 
3) А.В. Царик выделил факторы, влияющие на формирование потребности в физическом совершенстве человека, В.В. Койносов дал определение физкультурной потребности, А.Г. Комков выделил уровни физкультурно-спортивной деятельности…
Описание слайда:
Фрагменты статей 1) Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). 2) Как известно, в условиях вуза развитие личности и индивидуальности студентов продолжается (С.М.Годник, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис), и задача высшей школы заключается в том, чтобы создать условия по развитию и актуализации всех сущностных сил обучающегося. 3) А.В. Царик выделил факторы, влияющие на формирование потребности в физическом совершенстве человека, В.В. Койносов дал определение физкультурной потребности, А.Г. Комков выделил уровни физкультурно-спортивной деятельности…

Слайд 24





Фрагменты статей
4) В процессе чтения лекций по высшей математике возникают проблемы, связанные с представлением учебной информации преподавателем, восприятием и воспроизведением её студентами. Многочисленные исследования показывают, что лучше всего информация воспринимается в «сжатом» и визуальном виде. Одним из эффективных средств «сжатия» и визуализации учебной информации являются конспекты-метапланы. «Метаплан представляет собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение.» [1, с.176]
5) В последние годы отмечается выраженная тенденция к увеличению числа детей с заболеваниями органов дыхания, в частности бронхитами [1]. По некоторым данным ежегодная заболеваемость последними достигает 75-250 на 1000 детей в год, причем большая их часть протекают на фоне обструктивного синдрома [2]. Проблема острого обструктивного бронхита (ООБ) является одной из наиболее актуальных в современной педиатрии, что связано с высокой частотой, тяжелым течением, развитием осложнений, переходом в рецидивирующую форму и бронхиальную астму и возможным летальным исходом [3, 4].
Описание слайда:
Фрагменты статей 4) В процессе чтения лекций по высшей математике возникают проблемы, связанные с представлением учебной информации преподавателем, восприятием и воспроизведением её студентами. Многочисленные исследования показывают, что лучше всего информация воспринимается в «сжатом» и визуальном виде. Одним из эффективных средств «сжатия» и визуализации учебной информации являются конспекты-метапланы. «Метаплан представляет собой инвариантное множество знаковых форм (элементов), имеющих определенное назначение.» [1, с.176] 5) В последние годы отмечается выраженная тенденция к увеличению числа детей с заболеваниями органов дыхания, в частности бронхитами [1]. По некоторым данным ежегодная заболеваемость последними достигает 75-250 на 1000 детей в год, причем большая их часть протекают на фоне обструктивного синдрома [2]. Проблема острого обструктивного бронхита (ООБ) является одной из наиболее актуальных в современной педиатрии, что связано с высокой частотой, тяжелым течением, развитием осложнений, переходом в рецидивирующую форму и бронхиальную астму и возможным летальным исходом [3, 4].

Слайд 25





Метатекст
МЕТАТЕКСТ (от греч. meta΄– через, после, между)  «функционально-семантическая категория текста, означающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения)»  (С.В.Лосева).
МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию. С позиций читателя М. – инструкция для понимания текста; с позиций автора – это автокомментарий действий (Т.В.Шмелева).
Описание слайда:
Метатекст МЕТАТЕКСТ (от греч. meta΄– через, после, между)  «функционально-семантическая категория текста, означающая присутствие говорящего в тексте, имеющего цель передачи авторского отношения к языковому коду своего высказывания (речевого произведения)» (С.В.Лосева). МЕТАТЕКСТ – часть текста, назначение которой выявлять его структуру и смысловую организацию. С позиций читателя М. – инструкция для понимания текста; с позиций автора – это автокомментарий действий (Т.В.Шмелева).

Слайд 26





Метатекст
«Любой текст обладает метатекстовым потенциалом, который может быть развернут полностью, частично либо не развернут совсем, что зависит от человеческого фактора: 1) от текстовой и лингвистической компетенции Говорящего, 2) от его способности к речевой рефлексии и 3) от склонности к заботе об интересах Другого, то есть Адресата» (Н.П.Перфильева. Метатекст в аспекте текстовых категорий. Новосибирск, 2006)
 Xарактер вербального М. и его удельный вес определяется фактором жанра и индивидуальной манерой автора. Так, деловой документ допускает минимум М.; публицистический текст – максимум; информационные медийные тексты практически исключают М. – они невелики по объёму и стандартны по построению, их структура заранее известна и не требует особых комментариев. Научные тексты (статья, напр.) предполагают стандартизированный М., владение которым составляет одну из компетенций автора. М. – одно из проявлений авторского начала в тексте  (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).
Описание слайда:
Метатекст «Любой текст обладает метатекстовым потенциалом, который может быть развернут полностью, частично либо не развернут совсем, что зависит от человеческого фактора: 1) от текстовой и лингвистической компетенции Говорящего, 2) от его способности к речевой рефлексии и 3) от склонности к заботе об интересах Другого, то есть Адресата» (Н.П.Перфильева. Метатекст в аспекте текстовых категорий. Новосибирск, 2006) Xарактер вербального М. и его удельный вес определяется фактором жанра и индивидуальной манерой автора. Так, деловой документ допускает минимум М.; публицистический текст – максимум; информационные медийные тексты практически исключают М. – они невелики по объёму и стандартны по построению, их структура заранее известна и не требует особых комментариев. Научные тексты (статья, напр.) предполагают стандартизированный М., владение которым составляет одну из компетенций автора. М. – одно из проявлений авторского начала в тексте (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).

Слайд 27





 Средства выражения М.
Средства выражения М. могут быть вербальные (словесные) и невербальные. Вербальные составляют вводные слова типа во-первых, во-вторых; наконец, например, кстати, впрочем, итак; обороты типа кстати говоря, забегая вперёд, подводя итог; самостоятельные предложения типа перейдём ко второму вопросу; в завершение следует отметить следующее. При этом автор может обозначать себя через местоимения я, мы, разнообразные безличные обороты: следует сделать оговорку; стоит привести ещё один пример; можно подчеркнуть одно обстоятельство. Невербальные включают обозначение частей текста с помощью цифр, букв в алфавитном порядке, а также (такие средства называют параграфемными) деление текста на абзацы и главки, шрифтовое выделение. Параграфемные показатели М. могут быть «переведены» на вербальные: абзац = перехожу к новой теме; шрифтовое выделение = выделяю наиболее важное.
Описание слайда:
Средства выражения М. Средства выражения М. могут быть вербальные (словесные) и невербальные. Вербальные составляют вводные слова типа во-первых, во-вторых; наконец, например, кстати, впрочем, итак; обороты типа кстати говоря, забегая вперёд, подводя итог; самостоятельные предложения типа перейдём ко второму вопросу; в завершение следует отметить следующее. При этом автор может обозначать себя через местоимения я, мы, разнообразные безличные обороты: следует сделать оговорку; стоит привести ещё один пример; можно подчеркнуть одно обстоятельство. Невербальные включают обозначение частей текста с помощью цифр, букв в алфавитном порядке, а также (такие средства называют параграфемными) деление текста на абзацы и главки, шрифтовое выделение. Параграфемные показатели М. могут быть «переведены» на вербальные: абзац = перехожу к новой теме; шрифтовое выделение = выделяю наиболее важное.

Слайд 28






 Понятие М. и термин введены в лингвистику А. Вежбицкой. Она обратила внимание на гетерогенность текста, увидела в нём «метатекстовые нити», которые сшивают текст, обеспечивая его связность; привела примеры метатекстовых показателей (операторов) разных языков. Термин образован из слова текст и греческой приставки мета-, значение которой связывают с абстрагированностью, переходом к другому состоянию. (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).
Описание слайда:
Понятие М. и термин введены в лингвистику А. Вежбицкой. Она обратила внимание на гетерогенность текста, увидела в нём «метатекстовые нити», которые сшивают текст, обеспечивая его связность; привела примеры метатекстовых показателей (операторов) разных языков. Термин образован из слова текст и греческой приставки мета-, значение которой связывают с абстрагированностью, переходом к другому состоянию. (Т.В.Шмелева // ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Базовые компетенции: Словарь-справочник. Красноярск, 2014).

Слайд 29





Гаврилова Алла Александровна
Гаврилова Алла Александровна
Управление пониманием читателя научного текста с помощью метатекстовых средств
(на материале научных текстов русского и немецкого языков)
Специальность 10.02.19 – теория языка
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Саратов – 2009
Описание слайда:
Гаврилова Алла Александровна Гаврилова Алла Александровна Управление пониманием читателя научного текста с помощью метатекстовых средств (на материале научных текстов русского и немецкого языков) Специальность 10.02.19 – теория языка Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Саратов – 2009

Слайд 30


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №30
Описание слайда:

Слайд 31


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32





МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ 
1. Вводная часть реферата
2. Тема статьи, ее общая характеристика
3. Проблема статьи
4. Композиция статьи
5. Описание основного содержания статьи
6. Иллюстрация автором своих положений
7. Заключение, выводы автора
8. Выводы и оценки референта
Описание слайда:
МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА НАУЧНОЙ СТАТЬИ  1. Вводная часть реферата 2. Тема статьи, ее общая характеристика 3. Проблема статьи 4. Композиция статьи 5. Описание основного содержания статьи 6. Иллюстрация автором своих положений 7. Заключение, выводы автора 8. Выводы и оценки референта

Слайд 33


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Особенности редакторской работы с научным текстом, слайд №34
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию