🗊Презентация Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №1Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №2Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №3Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №4Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №5Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №6Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №7Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №8Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №9Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №10Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №11Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №12Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №13Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №14Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №15Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №16Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №17Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №18Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Патрология. Лекция II. Священномученик Ириней Лионский. Период III века. Доклад-сообщение содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Патрология
Лекция II
Священномученик Ириней Лионский
Период III века
Описание слайда:
Патрология Лекция II Священномученик Ириней Лионский Период III века

Слайд 2






святой Ириней становится крупнейшим богословом периода апологетов
завершая эту эпоху, в своем творчестве уже значительно выходит за ее пределы. Слово его было нацелено не на диалог с внешним миром, но — на борьбу с внутренним врагом: не привлечение язычников в Церковь, но отсечение от нее еретиков
Родился святой в Малой Азии, вероятно, в Смирне, с которой было связано время его возмужания как христианина и богослова; в греческой христианской семье. Год его рождения точно не известен, приблизительно между 130 и 140 гг.
Описание слайда:
святой Ириней становится крупнейшим богословом периода апологетов завершая эту эпоху, в своем творчестве уже значительно выходит за ее пределы. Слово его было нацелено не на диалог с внешним миром, но — на борьбу с внутренним врагом: не привлечение язычников в Церковь, но отсечение от нее еретиков Родился святой в Малой Азии, вероятно, в Смирне, с которой было связано время его возмужания как христианина и богослова; в греческой христианской семье. Год его рождения точно не известен, приблизительно между 130 и 140 гг.

Слайд 3





Личности повлиявшие на формирование богословия  свщмч. Иринея
Огромное значение для формирования духовного облика и взглядов святого имел свщмч. Поликарп Смирнский, которого он долгое время знал лично (был его учеником, а потом и сотрудником), знаменитый муж апостольский и ученик апостола Иоанна Богослова
Значительное влияние на формирование взглядов св. Иринея оказал свт. Мелитон Сардийский
дата его поставления на Лионскую кафедру — 178 год
Описание слайда:
Личности повлиявшие на формирование богословия свщмч. Иринея Огромное значение для формирования духовного облика и взглядов святого имел свщмч. Поликарп Смирнский, которого он долгое время знал лично (был его учеником, а потом и сотрудником), знаменитый муж апостольский и ученик апостола Иоанна Богослова Значительное влияние на формирование взглядов св. Иринея оказал свт. Мелитон Сардийский дата его поставления на Лионскую кафедру — 178 год

Слайд 4





Став Лионским епископом, святой Ириней оказывается как бы на стыке двух культур, двух традиций: малоазийской (восточной) и римской (западной)
Этот симбиоз проявится как в его богословии (впитавшем элементы обеих традиций), так и в той роли миротворца между Римской и Малоазийскими Церквами, которую ему предстоит сыграть впоследствии
Около 190 года между Римским епископом св. Виктором и Малоазийскими Церквами разгорелся спор; причиною его были две календарные практики празднования Пасхи, восходящие к двум традициям, причем обе они почитались апостольскими (синоптиков, с одной стороны, и ап. Иоанна Богослова, с другой)
Свщмч. Ириней угасил спор способствовав примирению
Описание слайда:
Став Лионским епископом, святой Ириней оказывается как бы на стыке двух культур, двух традиций: малоазийской (восточной) и римской (западной) Этот симбиоз проявится как в его богословии (впитавшем элементы обеих традиций), так и в той роли миротворца между Римской и Малоазийскими Церквами, которую ему предстоит сыграть впоследствии Около 190 года между Римским епископом св. Виктором и Малоазийскими Церквами разгорелся спор; причиною его были две календарные практики празднования Пасхи, восходящие к двум традициям, причем обе они почитались апостольскими (синоптиков, с одной стороны, и ап. Иоанна Богослова, с другой) Свщмч. Ириней угасил спор способствовав примирению

Слайд 5





Борьба с гностицизмом
Важной задачей святого Иринея Лионского на протяжении его епископского служения станет борьба с гностицизмом. Помимо своего грандиозного труда, посвященного этой борьбе — «Пяти книг против ересей», — святой обличает последователей гностицизма в письмах, употребляет против них власть епископа, простирая свой авторитет в этом вопросе и за пределы собственной кафедры
святой Иринеи претерпел мученическую кончину в 2О2 году при гонении императора Септимия Севера
Описание слайда:
Борьба с гностицизмом Важной задачей святого Иринея Лионского на протяжении его епископского служения станет борьба с гностицизмом. Помимо своего грандиозного труда, посвященного этой борьбе — «Пяти книг против ересей», — святой обличает последователей гностицизма в письмах, употребляет против них власть епископа, простирая свой авторитет в этом вопросе и за пределы собственной кафедры святой Иринеи претерпел мученическую кончину в 2О2 году при гонении императора Септимия Севера

Слайд 6





Труды:
Многие из сочинений, написанных святым Иринеем, не сохранились — от них остались лишь упоминания или незначительные фрагменты наших дней дошел грандиозный труд, известный, как правило, под названием «Пять книг против ересей» (или просто «Против ересей»); впрочем, в оригинале его название звучит иначе: «Обличение лжеименного знания (гнозиса)»
Этот труд невиданно объемен (около 500 страниц стандартного книжного печатного формата)
До наших дней дошло и другое, значительно менее объемное произведение святого — «Доказательство апостольской проповеди»
труды св. Иринея Лионского служат для нас главными источниками многочисленных исторических сведений о жизни древней Церкви
Описание слайда:
Труды: Многие из сочинений, написанных святым Иринеем, не сохранились — от них остались лишь упоминания или незначительные фрагменты наших дней дошел грандиозный труд, известный, как правило, под названием «Пять книг против ересей» (или просто «Против ересей»); впрочем, в оригинале его название звучит иначе: «Обличение лжеименного знания (гнозиса)» Этот труд невиданно объемен (около 500 страниц стандартного книжного печатного формата) До наших дней дошло и другое, значительно менее объемное произведение святого — «Доказательство апостольской проповеди» труды св. Иринея Лионского служат для нас главными источниками многочисленных исторических сведений о жизни древней Церкви

Слайд 7





Вклад в богословие свщмч. Иринея
Вклад в богословие Церкви святого Иринея значителен и много-образен, однако важнейшее в нем обнимается двумя областями догматического знания: сотериологией и учением о Предании Церкви
Примечательно также предвосхищение, предчувствие святым Иринеем специфической проблематики III века — проблемы связи жизни, спасения, истории человека и творения с таинственной жизнью Святой Троицы; в недрах этой проблематики впоследствии и будет вызревать и рождаться троическое богословие Церкви
Описание слайда:
Вклад в богословие свщмч. Иринея Вклад в богословие Церкви святого Иринея значителен и много-образен, однако важнейшее в нем обнимается двумя областями догматического знания: сотериологией и учением о Предании Церкви Примечательно также предвосхищение, предчувствие святым Иринеем специфической проблематики III века — проблемы связи жизни, спасения, истории человека и творения с таинственной жизнью Святой Троицы; в недрах этой проблематики впоследствии и будет вызревать и рождаться троическое богословие Церкви

Слайд 8





Сотериология
Тема спасения вытекает у святого Иринея из полемики с докетизмом (то есть с учением о призрачности тела Христова или, по крайней мере, Его страданий; учением, которое в той или иной форме неизменно бытовало в рамках гностических доктрин)
в его сотериологии становится утверждение истинности человечества Христова, обладающего не только духовно-душевной, но и подлинной телесной природой, способной страдать и умереть. Именно отсюда рождается гениальная святоотеческая формула «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» на тысячелетия ставшая квинтэссенцией всей сотериологии, предчувствованная и фактически сформулированная (пусть и в более пространном виде) святым Иринеем Лионским
Описание слайда:
Сотериология Тема спасения вытекает у святого Иринея из полемики с докетизмом (то есть с учением о призрачности тела Христова или, по крайней мере, Его страданий; учением, которое в той или иной форме неизменно бытовало в рамках гностических доктрин) в его сотериологии становится утверждение истинности человечества Христова, обладающего не только духовно-душевной, но и подлинной телесной природой, способной страдать и умереть. Именно отсюда рождается гениальная святоотеческая формула «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» на тысячелетия ставшая квинтэссенцией всей сотериологии, предчувствованная и фактически сформулированная (пусть и в более пространном виде) святым Иринеем Лионским

Слайд 9





Христология
Не только в своей знаменитой формуле, но и в других текстах в ясных традициях малоазийского богословия, вслед за свт. Мелитоном Сардийским, святой Ириней утверждает мысль о двух природах во Христе
Закономерным продолжением христологии святого Иринея является его мысль об участии всего человека в спасении — его духа, души и тела.
Особенно подчеркивает святой Ириней значение таинства Евхаристии в этом процессе
Описание слайда:
Христология Не только в своей знаменитой формуле, но и в других текстах в ясных традициях малоазийского богословия, вслед за свт. Мелитоном Сардийским, святой Ириней утверждает мысль о двух природах во Христе Закономерным продолжением христологии святого Иринея является его мысль об участии всего человека в спасении — его духа, души и тела. Особенно подчеркивает святой Ириней значение таинства Евхаристии в этом процессе

Слайд 10





Учение о Предании
Учение о Предании святого Иринея продолжает таковое учение ранних апологетов. Признаки Предания, правда, применительно к Церкви Ветхозаветной, к ее праведникам и пророкам, мы наблюдали в богословии свт. Феофила Антиохийского (Непрерывность, идущая от древности, согласие)
Описание слайда:
Учение о Предании Учение о Предании святого Иринея продолжает таковое учение ранних апологетов. Признаки Предания, правда, применительно к Церкви Ветхозаветной, к ее праведникам и пророкам, мы наблюдали в богословии свт. Феофила Антиохийского (Непрерывность, идущая от древности, согласие)

Слайд 11





Предзарождение троической проблематики III в.
Значимо и учение св. Иринея о единстве Святой Троицы. В общем и целом троическии догмат станет предметом пристального внимания Церкви в последующих III и, особенно, IV веках
Как и все богословие святого Иринея, его богословие Троицы являет себя в контексте антигностической полемики, а точнее, в контексте опровержения учения Маркиона — гностической доктрины, разделяющей и даже противопоставляющей дело Отца и Сына в истории (Отец мыслился Маркионом как несовершенный или даже «злой» бог в противоположность Сыну, спасающему человека). В полемике с маркионитством святой Ириней утверждает мысль о единстве дела Отца, Сына и Святого Духа
«Руками Отца, то есть через Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию»
Описание слайда:
Предзарождение троической проблематики III в. Значимо и учение св. Иринея о единстве Святой Троицы. В общем и целом троическии догмат станет предметом пристального внимания Церкви в последующих III и, особенно, IV веках Как и все богословие святого Иринея, его богословие Троицы являет себя в контексте антигностической полемики, а точнее, в контексте опровержения учения Маркиона — гностической доктрины, разделяющей и даже противопоставляющей дело Отца и Сына в истории (Отец мыслился Маркионом как несовершенный или даже «злой» бог в противоположность Сыну, спасающему человека). В полемике с маркионитством святой Ириней утверждает мысль о единстве дела Отца, Сына и Святого Духа «Руками Отца, то есть через Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию»

Слайд 12





Общая характеристика периода III века — эпохи становления систематического богословия
К началу III века отношения Церкви с внешним миром радикально изменились. Апологеты сделали свое дело — защитили образ Церкви от неадекватных представлений в глазах языческого мира; путь к широкому диалогу Церкви с окружающим миром был открыт. Миссия по прежнему оставалась приоритетною задачей Церкви, но теперь она способна была перейти из пассивной в активную свою стадию — из защиты в победное наступление
Произошедшие изменения повлекли за собой новые задачи. В общем и целом можно выделить две генеральные задачи, которые стояли перед церковной мыслью в III веке: активная миссия и осмысление значеиия виутритроической жизни Бога для бытия тварного мира
Описание слайда:
Общая характеристика периода III века — эпохи становления систематического богословия К началу III века отношения Церкви с внешним миром радикально изменились. Апологеты сделали свое дело — защитили образ Церкви от неадекватных представлений в глазах языческого мира; путь к широкому диалогу Церкви с окружающим миром был открыт. Миссия по прежнему оставалась приоритетною задачей Церкви, но теперь она способна была перейти из пассивной в активную свою стадию — из защиты в победное наступление Произошедшие изменения повлекли за собой новые задачи. В общем и целом можно выделить две генеральные задачи, которые стояли перед церковной мыслью в III веке: активная миссия и осмысление значеиия виутритроической жизни Бога для бытия тварного мира

Слайд 13





Активная миссия
Общая миссионерская задача сохранялась. Вслед за апологетами отцам и учителям Церкви III века необходимо было показать языческому миру, что он идет ко Христу. Для осуществления этой задачи они взяли за основу богословие св. Иустина Мученика и других апологетов о семенах Логоса
Любой, в том числе миссионерский, диалог возможен лишь при наличии точек соприкосновения сторон. Для образованной части внешнего мира высшим авторитетом в те времена была философия, поэтому именно в области философии апологеты, а затем и учителя Церкви III века ищут точки соприкосновения с внешним миром
Описание слайда:
Активная миссия Общая миссионерская задача сохранялась. Вслед за апологетами отцам и учителям Церкви III века необходимо было показать языческому миру, что он идет ко Христу. Для осуществления этой задачи они взяли за основу богословие св. Иустина Мученика и других апологетов о семенах Логоса Любой, в том числе миссионерский, диалог возможен лишь при наличии точек соприкосновения сторон. Для образованной части внешнего мира высшим авторитетом в те времена была философия, поэтому именно в области философии апологеты, а затем и учителя Церкви III века ищут точки соприкосновения с внешним миром

Слайд 14





Активная миссия
В рамках активной миссии отцам и учителям Церкви III века нужно было уже не просто показать языческому миру, что он идет ко Христу и что учение Христово есть истинная, высшая и совершенная философия (эти задачи ставили для себя и апологеты); но показать, наглядно представить языческому миру эту совершенную философию в удобном для него виде, то есть в виде философской системы (ибо именно таковы были философии самого античного языческого мира)
Осмысление этой задачи вызревает в недрах александрийской богословской школы, во всей предельной полноте ее формулирует Климент Александрийский, а пытается осуществить — его ученик Ориген. Их труды, а также труды их учеников, приносят большой успех в деле церковной миссии. Совокупными усилиями Церкви наиболее значимая часть окружающего ее языческого мира в течение III века приходит ко Христу и вливается в Церковь
Описание слайда:
Активная миссия В рамках активной миссии отцам и учителям Церкви III века нужно было уже не просто показать языческому миру, что он идет ко Христу и что учение Христово есть истинная, высшая и совершенная философия (эти задачи ставили для себя и апологеты); но показать, наглядно представить языческому миру эту совершенную философию в удобном для него виде, то есть в виде философской системы (ибо именно таковы были философии самого античного языческого мира) Осмысление этой задачи вызревает в недрах александрийской богословской школы, во всей предельной полноте ее формулирует Климент Александрийский, а пытается осуществить — его ученик Ориген. Их труды, а также труды их учеников, приносят большой успех в деле церковной миссии. Совокупными усилиями Церкви наиболее значимая часть окружающего ее языческого мира в течение III века приходит ко Христу и вливается в Церковь

Слайд 15





Осмысление значения внутритроического бытия
для человека
В результате на стыке миссионерских задач времени и внутреннего импульса развития догматического самосознания Церкви рождается систематическое богословие как таковое. Ему сопутствует и рождение систематической экзегезы
Таким образом, именно взятый целиком III век может быть назван периодом активной миссии и становления систематического богословия в жизни Церкви
Описание слайда:
Осмысление значения внутритроического бытия для человека В результате на стыке миссионерских задач времени и внутреннего импульса развития догматического самосознания Церкви рождается систематическое богословие как таковое. Ему сопутствует и рождение систематической экзегезы Таким образом, именно взятый целиком III век может быть назван периодом активной миссии и становления систематического богословия в жизни Церкви

Слайд 16





Формирование Богословских школ
Богословие наиболее важных для церковного учения отцов и учителей Церкви III века несет на себе характерный отпечаток богословия той школы, в среде которой эти люди получили воспитание и сформировали свой образ мысли
Александрийская школа:
- Пантен;
- Климент Александрийский;
- Ориген;
- Свт. Дионисий Александрийский
Описание слайда:
Формирование Богословских школ Богословие наиболее важных для церковного учения отцов и учителей Церкви III века несет на себе характерный отпечаток богословия той школы, в среде которой эти люди получили воспитание и сформировали свой образ мысли Александрийская школа: - Пантен; - Климент Александрийский; - Ориген; - Свт. Дионисий Александрийский

Слайд 17





Богословские школы
Антиохийская школа:
Свт. Григорий Неокесарийский
Римо-карфагенская школа:
- Тертуллиан;
- Свщмч. Киприан Карфагенский
Малоазийская школа:
- Свщмч. Ипполит Римский;
- Свщмч. Мефодий Патарский
Описание слайда:
Богословские школы Антиохийская школа: Свт. Григорий Неокесарийский Римо-карфагенская школа: - Тертуллиан; - Свщмч. Киприан Карфагенский Малоазийская школа: - Свщмч. Ипполит Римский; - Свщмч. Мефодий Патарский

Слайд 18





Краткая история периода
Новая эпоха активной миссии начинается с трудов учителей Церкви — Климента (и его учителя Пантена) в Александрии и Тертуллиана в Риме
Хотя оба они принадлежат к западным богословским школам, их мысли во многих деталях антагонистичны. Представитель «богословской акривии», непримиримый обличитель язычества Тертуллиан и духовный наследник св. Иустина Мученика, идущий навстречу миру Климент Александрийский будут иметь неодинаковое значение для последующей жизни Церкви и ее отношений с миром. Однако оба они, Климент и Тертуллиан, «зададут тон» идеям и течениям мысли этого столетия
Описание слайда:
Краткая история периода Новая эпоха активной миссии начинается с трудов учителей Церкви — Климента (и его учителя Пантена) в Александрии и Тертуллиана в Риме Хотя оба они принадлежат к западным богословским школам, их мысли во многих деталях антагонистичны. Представитель «богословской акривии», непримиримый обличитель язычества Тертуллиан и духовный наследник св. Иустина Мученика, идущий навстречу миру Климент Александрийский будут иметь неодинаковое значение для последующей жизни Церкви и ее отношений с миром. Однако оба они, Климент и Тертуллиан, «зададут тон» идеям и течениям мысли этого столетия

Слайд 19





Краткая история периода
Традиция Климента и вообще александрийской школы окажется наиболее яркой, определяющей и главенствующей во всем последующем развитии богословия III века. Особую роль в этом сыграет личность Оригена, ученика Климента Александрийского, — несмотря на многочисленные и существеннейшие ошибки, фигуры, самой яркой на всем горизонте столетия. Современники Оригена, такие как свщмч. Ипполит Римский, отчасти скроются в «лучах его талантов», хотя и их жизнь, и учение были куда как более безупречны
Со смертью Оригена заканчивается первая половина III века. Трудами этого поколения святых отцов будут проложены важные пути, по которым уверенно пойдет церковная мысль в последующем IV веке, с началом вселенских триадологических споров
Описание слайда:
Краткая история периода Традиция Климента и вообще александрийской школы окажется наиболее яркой, определяющей и главенствующей во всем последующем развитии богословия III века. Особую роль в этом сыграет личность Оригена, ученика Климента Александрийского, — несмотря на многочисленные и существеннейшие ошибки, фигуры, самой яркой на всем горизонте столетия. Современники Оригена, такие как свщмч. Ипполит Римский, отчасти скроются в «лучах его талантов», хотя и их жизнь, и учение были куда как более безупречны Со смертью Оригена заканчивается первая половина III века. Трудами этого поколения святых отцов будут проложены важные пути, по которым уверенно пойдет церковная мысль в последующем IV веке, с началом вселенских триадологических споров



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию