🗊Переходные и непереходные глаголы

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Переходные и непереходные глаголы, слайд №1Переходные и непереходные глаголы, слайд №2Переходные и непереходные глаголы, слайд №3Переходные и непереходные глаголы, слайд №4Переходные и непереходные глаголы, слайд №5Переходные и непереходные глаголы, слайд №6Переходные и непереходные глаголы, слайд №7Переходные и непереходные глаголы, слайд №8Переходные и непереходные глаголы, слайд №9Переходные и непереходные глаголы, слайд №10Переходные и непереходные глаголы, слайд №11Переходные и непереходные глаголы, слайд №12Переходные и непереходные глаголы, слайд №13Переходные и непереходные глаголы, слайд №14Переходные и непереходные глаголы, слайд №15Переходные и непереходные глаголы, слайд №16Переходные и непереходные глаголы, слайд №17Переходные и непереходные глаголы, слайд №18Переходные и непереходные глаголы, слайд №19Переходные и непереходные глаголы, слайд №20Переходные и непереходные глаголы, слайд №21Переходные и непереходные глаголы, слайд №22Переходные и непереходные глаголы, слайд №23Переходные и непереходные глаголы, слайд №24Переходные и непереходные глаголы, слайд №25Переходные и непереходные глаголы, слайд №26Переходные и непереходные глаголы, слайд №27Переходные и непереходные глаголы, слайд №28Переходные и непереходные глаголы, слайд №29Переходные и непереходные глаголы, слайд №30Переходные и непереходные глаголы, слайд №31Переходные и непереходные глаголы, слайд №32Переходные и непереходные глаголы, слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Переходные и непереходные глаголы. Презентация содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Переходные и непереходные глаголы
Описание слайда:
Переходные и непереходные глаголы

Слайд 2





Цели:
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»;
узнать о связи категорий «возвратность–переходность»;
научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы;
правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.
Описание слайда:
Цели: познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы; правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.

Слайд 3





План урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала.
Тренировочные упражнения.
Культура речи.
Домашнее задание.
Итоги урока. Оценки.
Описание слайда:
План урока Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. Культура речи. Домашнее задание. Итоги урока. Оценки.

Слайд 4





Мы знакомы домами.
Мы знакомы домами.
В одном переулке стояли дома.
Родина – наш общий дом.
Летом мы были в доме отдыха.
Описание слайда:
Мы знакомы домами. Мы знакомы домами. В одном переулке стояли дома. Родина – наш общий дом. Летом мы были в доме отдыха.

Слайд 5





Мы знакомы домами.
Мы знакомы домами.
Описание слайда:
Мы знакомы домами. Мы знакомы домами.

Слайд 6





Дома

    На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
   Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное – 
Домой так и тянет меня.
                                     Агния Барто
Описание слайда:
Дома На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное – Домой так и тянет меня. Агния Барто

Слайд 7





      Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания 

глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.
Описание слайда:
Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.

Слайд 8


Переходные и непереходные глаголы, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Переходные и непереходные глаголы, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Переходные и непереходные глаголы, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Переходные и непереходные глаголы, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Переходные и непереходные глаголы, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13







Строит дом

Кладёт кирпич

Штукатурит стены

Белит потолок 

Клеит обои

Настилает линолеум

Прибивает плинтус
Описание слайда:
Строит дом Кладёт кирпич Штукатурит стены Белит потолок Клеит обои Настилает линолеум Прибивает плинтус

Слайд 14





Что общего в значении всех этих глаголов? 
Действие направлено на какой-то предмет.
Описание слайда:
Что общего в значении всех этих глаголов? Действие направлено на какой-то предмет.

Слайд 15





Чтение § 82
Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.

Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса!
Кого?/Чего?     и      Кого?/Что?
Описание слайда:
Чтение § 82 Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса! Кого?/Чего? и Кого?/Что?

Слайд 16





Особые случаи
        Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:
при отрицании,
при указании на часть целого
Описание слайда:
Особые случаи Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании, при указании на часть целого

Слайд 17





Распилил доски –
Распилил доски –
 не распилил досок.
Описание слайда:
Распилил доски – Распилил доски – не распилил досок.

Слайд 18





Налить бензин – 
Налить бензин – 
налить бензина.
Описание слайда:
Налить бензин – Налить бензин – налить бензина.

Слайд 19





       Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?
Возвратные глаголы
Описание слайда:
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся? Возвратные глаголы

Слайд 20





В чём особенность возвратных глаголов?
В чём особенность возвратных глаголов?
 
Действие возвращается на предмет, который его производит.
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? 
Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
Описание слайда:
В чём особенность возвратных глаголов? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.

Слайд 21





Сравните
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться 
чернеет – чернеется
Описание слайда:
Сравните убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется

Слайд 22





   Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).  
   Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться). 
Описание слайда:
Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).  Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться). 

Слайд 23





Чем отличаются глаголы в данных предложениях?
Редактор правит рукопись. 
 Миром правит сам человек.
Описание слайда:
Чем отличаются глаголы в данных предложениях? Редактор правит рукопись. Миром правит сам человек.

Слайд 24





Редактор правит рукопись. 
Редактор правит рукопись.
Описание слайда:
Редактор правит рукопись. Редактор правит рукопись.

Слайд 25





      В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный. 
При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).
Описание слайда:
В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный. При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

Слайд 26





Домашнее задание
выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.
Описание слайда:
Домашнее задание выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.

Слайд 27





Итоги урока
От чего может зависеть переходность глаголов?
Какие глаголы называются переходными?
Как соотносятся категории переходности и возвратности?
Описание слайда:
Итоги урока От чего может зависеть переходность глаголов? Какие глаголы называются переходными? Как соотносятся категории переходности и возвратности?

Слайд 28





        Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
Описание слайда:
Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.

Слайд 29





          К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. 
      К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать. 
          К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. 
      К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
Описание слайда:
      К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.       К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.       К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.       К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

Слайд 30





С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол. 
      При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: 
С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол. 
      При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: 
для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; 
при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.
Описание слайда:
С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.       При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.       При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.

Слайд 31





убедить – убедиться
убедить – убедиться
остановить – остановиться
стучать – стучаться 
чернеет – чернеется
Описание слайда:
убедить – убедиться убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется

Слайд 32





Рефлексия учащихся 
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Описание слайда:
Рефлексия учащихся Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

Слайд 33





	Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области
	Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области
Описание слайда:
Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию