🗊Презентация Понятие диалога в художественном тексте

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Понятие диалога в художественном тексте, слайд №1Понятие диалога в художественном тексте, слайд №2Понятие диалога в художественном тексте, слайд №3Понятие диалога в художественном тексте, слайд №4Понятие диалога в художественном тексте, слайд №5Понятие диалога в художественном тексте, слайд №6Понятие диалога в художественном тексте, слайд №7Понятие диалога в художественном тексте, слайд №8Понятие диалога в художественном тексте, слайд №9Понятие диалога в художественном тексте, слайд №10Понятие диалога в художественном тексте, слайд №11Понятие диалога в художественном тексте, слайд №12Понятие диалога в художественном тексте, слайд №13Понятие диалога в художественном тексте, слайд №14Понятие диалога в художественном тексте, слайд №15Понятие диалога в художественном тексте, слайд №16Понятие диалога в художественном тексте, слайд №17Понятие диалога в художественном тексте, слайд №18Понятие диалога в художественном тексте, слайд №19Понятие диалога в художественном тексте, слайд №20Понятие диалога в художественном тексте, слайд №21Понятие диалога в художественном тексте, слайд №22Понятие диалога в художественном тексте, слайд №23Понятие диалога в художественном тексте, слайд №24Понятие диалога в художественном тексте, слайд №25Понятие диалога в художественном тексте, слайд №26

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Понятие диалога в художественном тексте. Доклад-сообщение содержит 26 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Понятие диалога в художественном тексте
Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ
vk.com/polarday51
Описание слайда:
Понятие диалога в художественном тексте Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ vk.com/polarday51

Слайд 2





Что такое диалог?
Диалог — само действие… когда диалог кончается, всё кончается.
(Бахтин)
Описание слайда:
Что такое диалог? Диалог — само действие… когда диалог кончается, всё кончается. (Бахтин)

Слайд 3





Диалог — не обмен репликами
— А ведь надо правду сказать, — промолвил он, поглаживая свои бурые бакенбарды, — у нас здесь есть мещаночки такие, что куда твоя Венера мендинцейнская... Например, видали вы Василису булочницу?.. — Г-н Бублицын затянулся. Петушков вздрогнул.  — Впрочем, — продолжал Бублицын, исчезая в облаке дыма, — что я у вас спрашиваю! ведь вы такой человек, Иван Афанасьич! бог знает, чем вы занимаетесь, Иван Афанасьич!  
— Тем же, чем и вы, — не без досады и нараспев проговорил Петушков.
— Ну, нет, Иван Афанасьич, нет... Что вы это? 
— Однако? 
— Ну, да уж что, Иван Афанасьич! 
— Однако? однако?
(Тургенев)

Это диалог?
Описание слайда:
Диалог — не обмен репликами — А ведь надо правду сказать, — промолвил он, поглаживая свои бурые бакенбарды, — у нас здесь есть мещаночки такие, что куда твоя Венера мендинцейнская... Например, видали вы Василису булочницу?.. — Г-н Бублицын затянулся. Петушков вздрогнул.  — Впрочем, — продолжал Бублицын, исчезая в облаке дыма, — что я у вас спрашиваю! ведь вы такой человек, Иван Афанасьич! бог знает, чем вы занимаетесь, Иван Афанасьич!   — Тем же, чем и вы, — не без досады и нараспев проговорил Петушков. — Ну, нет, Иван Афанасьич, нет... Что вы это?  — Однако?  — Ну, да уж что, Иван Афанасьич!  — Однако? однако? (Тургенев) Это диалог?

Слайд 4





«Диалог преодолевает замкнутость смыслов» (Бахтин)
Соня. И прекрасно. Это такая редкость, что вы у нас ночуете. Вы, небось, не обедали?
Астров. Нет-с, не обедал.
Соня. Так вот кстати и пообедаете. Мы теперь обедаем в седьмом часу. (Пьет.) Холодный чай!
Телегин. В самоваре уже значительно понизилась температура.
Елена Андреевна. Ничего, Иван Иваныч, мы и холодный выпьем.
(Чехов)
Это диалог?
Описание слайда:
«Диалог преодолевает замкнутость смыслов» (Бахтин) Соня. И прекрасно. Это такая редкость, что вы у нас ночуете. Вы, небось, не обедали? Астров. Нет-с, не обедал. Соня. Так вот кстати и пообедаете. Мы теперь обедаем в седьмом часу. (Пьет.) Холодный чай! Телегин. В самоваре уже значительно понизилась температура. Елена Андреевна. Ничего, Иван Иваныч, мы и холодный выпьем. (Чехов) Это диалог?

Слайд 5





ИВАН ИВАНОВИЧ: Попробуйте скиньте!
ИВАН ИВАНОВИЧ: Попробуйте скиньте!
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Скину, скину, скину, скину!
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Руки коротки!
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Это у меня-то руки коротки?
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Ну да!
ИВАН ИВАНОВИЧ: У Вас! У Вас! Скажите, ведь у него?
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: У него!
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Елизавета Бам, Вы не смеете так говорить.
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему?
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Потому что Вы лишены всякого голоса. Вы совершили гнусное преступление. Не Вам говорить мне дерзости. Вы — преступница!
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему?
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Что почему?
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему я преступница?
ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Потому что Вы лишены всякого голоса.
ИВАН ИВАНОВИЧ: Лишены всякого голоса.
ЕЛИЗАВЕТА БАМ: А я не лишена. Вы можете проверить по часам.
(Хармс)
Это диалог?
Описание слайда:
ИВАН ИВАНОВИЧ: Попробуйте скиньте! ИВАН ИВАНОВИЧ: Попробуйте скиньте! ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Скину, скину, скину, скину! ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Руки коротки! ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Это у меня-то руки коротки? ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Ну да! ИВАН ИВАНОВИЧ: У Вас! У Вас! Скажите, ведь у него? ЕЛИЗАВЕТА БАМ: У него! ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Елизавета Бам, Вы не смеете так говорить. ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему? ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Потому что Вы лишены всякого голоса. Вы совершили гнусное преступление. Не Вам говорить мне дерзости. Вы — преступница! ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему? ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Что почему? ЕЛИЗАВЕТА БАМ: Почему я преступница? ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ: Потому что Вы лишены всякого голоса. ИВАН ИВАНОВИЧ: Лишены всякого голоса. ЕЛИЗАВЕТА БАМ: А я не лишена. Вы можете проверить по часам. (Хармс) Это диалог?

Слайд 6





Петя. Я ворона убил.
Петя. Я ворона убил.
Оля. Зачем, зачем? Кому же надо?
Петя. Он каркал надо мной.
Оля. Обедать будешь ты один сегодня. Запомни, что, ворона убив, в себе самом убил ты что-то.
Петя. Я сыт: я сливки пил у Маши.
Оля. У Маши?.. Завтра ты уедешь!
Поля. Да, сударь, рано, очень рано!
Петя. И хлеба черный кус она мне принесла.
Поля. Пора служить!
Петя. Кому, чему? Себе — согласен, а также милым мне.
(Хлебников)
Это диалог?
Описание слайда:
Петя. Я ворона убил. Петя. Я ворона убил. Оля. Зачем, зачем? Кому же надо? Петя. Он каркал надо мной. Оля. Обедать будешь ты один сегодня. Запомни, что, ворона убив, в себе самом убил ты что-то. Петя. Я сыт: я сливки пил у Маши. Оля. У Маши?.. Завтра ты уедешь! Поля. Да, сударь, рано, очень рано! Петя. И хлеба черный кус она мне принесла. Поля. Пора служить! Петя. Кому, чему? Себе — согласен, а также милым мне. (Хлебников) Это диалог?

Слайд 7





Диалог — это когда
Есть взаимное желание услышать друг друга (установка на диалог);
Есть понимание друг друга.
Описание слайда:
Диалог — это когда Есть взаимное желание услышать друг друга (установка на диалог); Есть понимание друг друга.

Слайд 8





Диалог в литературе
Описание слайда:
Диалог в литературе

Слайд 9





Как это возможно?
Пушкин не скажет: «Я тебя услышал!».
Дело в том, что диалог диахроничен.
«Диахронические отношения связывают элементы в исторической последовательности, не воспринимаемой одним и тем же сознанием; элементы не образуют системы» (де Соссюр)

Пушкин сказал в 1819-м, ты ответил в 2019-м — это все равно диалог!
Описание слайда:
Как это возможно? Пушкин не скажет: «Я тебя услышал!». Дело в том, что диалог диахроничен. «Диахронические отношения связывают элементы в исторической последовательности, не воспринимаемой одним и тем же сознанием; элементы не образуют системы» (де Соссюр) Пушкин сказал в 1819-м, ты ответил в 2019-м — это все равно диалог!

Слайд 10





Диалог героев
Описание слайда:
Диалог героев

Слайд 11





Как строить диалог (введение в проблему)
В монофонической литературе:
Диалог пишется после определения системы образов. Действующие лица говорят то, что должны сказать для движения сюжета.
Речь действующих лиц обусловлена их «биографией», создаваемой заранее («карточки» действующих лиц)
Действующие лица не сообщают ни меньше, ни больше, чем нужно для движения сюжета.
Описание слайда:
Как строить диалог (введение в проблему) В монофонической литературе: Диалог пишется после определения системы образов. Действующие лица говорят то, что должны сказать для движения сюжета. Речь действующих лиц обусловлена их «биографией», создаваемой заранее («карточки» действующих лиц) Действующие лица не сообщают ни меньше, ни больше, чем нужно для движения сюжета.

Слайд 12





Жизнеподобный диалог
— Айя! — кивая головой, говорил Бата.— Спросишь Хан-Магому. Хан-Магома знает, что делать и что говорить. Его свести к русскому начальнику, к Воронцову, князю. Можешь?
— Сведу.
— Свести и назад привести. Можешь?
— Можно.
— Сведешь, вернешься в лес. И я там буду.
— Все сделаю, — сказал Бата, поднялся и, приложив руки к груди, вышел.
(Лев Толстой)
Описание слайда:
Жизнеподобный диалог — Айя! — кивая головой, говорил Бата.— Спросишь Хан-Магому. Хан-Магома знает, что делать и что говорить. Его свести к русскому начальнику, к Воронцову, князю. Можешь? — Сведу. — Свести и назад привести. Можешь? — Можно. — Сведешь, вернешься в лес. И я там буду. — Все сделаю, — сказал Бата, поднялся и, приложив руки к груди, вышел. (Лев Толстой)

Слайд 13





Особенности речи в диалоге
Описание слайда:
Особенности речи в диалоге

Слайд 14





Ошибки построения диалога
Вычурность (даже на уровне частей речи и синтаксиса);
Объем при отсутствии ремарок;
Определение к каждой ремарке;
Штампы;
Герои говорят не между собой, а для читателя;
Мат, жаргон, сленг, акцент и проч.
Описание слайда:
Ошибки построения диалога Вычурность (даже на уровне частей речи и синтаксиса); Объем при отсутствии ремарок; Определение к каждой ремарке; Штампы; Герои говорят не между собой, а для читателя; Мат, жаргон, сленг, акцент и проч.

Слайд 15





Ритм диалога
Считать слоги в прозе
не менее важно, чем в поэзии
(Фоменко)
Описание слайда:
Ритм диалога Считать слоги в прозе не менее важно, чем в поэзии (Фоменко)

Слайд 16





Диалог автора и героя
Возможен только в полифонии
Автор — не повествователь!
Диалогический подход возможен даже применительно к отдельному слову (Бахтин)

«Представим себе диалог, в котором реплики второго собеседника пропущены, но так, что общий смысл нисколько не нарушается. 

Второй собеседник присутствует незримо, его слов нет, но глубокий след этих слов определяет все наличные слова первого собеседника. Мы чувствуем, что это беседа, хотя говорит только один, и беседа напряженнейшая, ибо каждое слово всеми своими фибрами отзывается и реагирует на невидимого собеседника, указывая вне себя, за свои пределы, на несказанное чужое слово»
Описание слайда:
Диалог автора и героя Возможен только в полифонии Автор — не повествователь! Диалогический подход возможен даже применительно к отдельному слову (Бахтин) «Представим себе диалог, в котором реплики второго собеседника пропущены, но так, что общий смысл нисколько не нарушается.  Второй собеседник присутствует незримо, его слов нет, но глубокий след этих слов определяет все наличные слова первого собеседника. Мы чувствуем, что это беседа, хотя говорит только один, и беседа напряженнейшая, ибо каждое слово всеми своими фибрами отзывается и реагирует на невидимого собеседника, указывая вне себя, за свои пределы, на несказанное чужое слово»

Слайд 17





Полифония в науке (Бахтин / Руднев)
«Почти после каждого слова Девушкин оглядывается, боится, чтобы не подумали, что он жалуется, старается заранее заглушить впечатление, которое произведет его сообщение...»
«Слово с лазейкой», симулирующее свою независимость от невысказанного слова собеседника (это слово господина Голядкина),
«Проникновенное слово», отвечающее на те реплики в диалоге, которые собеседником не только не были высказаны, но даже не были выведены им из бессознательного (диалог между Иваном и Алешей в «Братьях Карамазовых», когда Алеша говорит Ивану: «Брат, отца убил не ты» (курсив Достоевского), то есть он хочет сказать брату, чтобы тот не считал себя виноватым в идеологической подготовке Смердякова к убийству Федора Павловича Карамазова, их общего отца. 
Описание слайда:
Полифония в науке (Бахтин / Руднев) «Почти после каждого слова Девушкин оглядывается, боится, чтобы не подумали, что он жалуется, старается заранее заглушить впечатление, которое произведет его сообщение...» «Слово с лазейкой», симулирующее свою независимость от невысказанного слова собеседника (это слово господина Голядкина), «Проникновенное слово», отвечающее на те реплики в диалоге, которые собеседником не только не были высказаны, но даже не были выведены им из бессознательного (диалог между Иваном и Алешей в «Братьях Карамазовых», когда Алеша говорит Ивану: «Брат, отца убил не ты» (курсив Достоевского), то есть он хочет сказать брату, чтобы тот не считал себя виноватым в идеологической подготовке Смердякова к убийству Федора Павловича Карамазова, их общего отца. 

Слайд 18





Вненаходимость (Бахтин)
«Я не могу понять и познать [другого] методом вчувствования, эмпатии, эмоциональным способом».

Герой — не самовыражение автора, а особая личность. Чтобы понять эту особенность, нужно быть как бы вне его, соблюдать дистанцию по отношению к герою, автор должен быть «вненаходимым». Эту позицию можно сравнить с позицией бесстрастности. 

Вненаходимость — эстетически завершенная позиция. Когда мы смотрим на живописное произведение, то стараемся найти верные позицию и дистанцию, чтобы увидеть целостный образ, картину в целом, а не какие-то части и детали. То же самое по отношению к человеку. Надо найти правильную позицию, правильную дистанцию. Художник… должен стать по отношению к себе в позицию вненаходимости.
Описание слайда:
Вненаходимость (Бахтин) «Я не могу понять и познать [другого] методом вчувствования, эмпатии, эмоциональным способом». Герой — не самовыражение автора, а особая личность. Чтобы понять эту особенность, нужно быть как бы вне его, соблюдать дистанцию по отношению к герою, автор должен быть «вненаходимым». Эту позицию можно сравнить с позицией бесстрастности.  Вненаходимость — эстетически завершенная позиция. Когда мы смотрим на живописное произведение, то стараемся найти верные позицию и дистанцию, чтобы увидеть целостный образ, картину в целом, а не какие-то части и детали. То же самое по отношению к человеку. Надо найти правильную позицию, правильную дистанцию. Художник… должен стать по отношению к себе в позицию вненаходимости.

Слайд 19





Диалог как жанр
 Диалоги Платона;
Виланд;
Леопарди.
Описание слайда:
Диалог как жанр Диалоги Платона; Виланд; Леопарди.

Слайд 20





Диалог по Буберу
«Язык не является главной составляющей диалога»
Цель диалога — «достижение единства с Ты»
«Когда мы действительно воспринимаем стихотворение, мы знаем о поэте только то, что узнаём о нем из этого стихотворения, — никакие биографические факты не дадут воспринимающему чистого восприятия: Я, которое нам здесь важно, — субъект этого единственного стихотворения. Но если мы таким же образом прочтем другие стихи того же поэта, их субъекты, дополняя и подтверждая друг друга, соединятся в своем многообразии в единое полифоническое бытие личности»
Описание слайда:
Диалог по Буберу «Язык не является главной составляющей диалога» Цель диалога — «достижение единства с Ты» «Когда мы действительно воспринимаем стихотворение, мы знаем о поэте только то, что узнаём о нем из этого стихотворения, — никакие биографические факты не дадут воспринимающему чистого восприятия: Я, которое нам здесь важно, — субъект этого единственного стихотворения. Но если мы таким же образом прочтем другие стихи того же поэта, их субъекты, дополняя и подтверждая друг друга, соединятся в своем многообразии в единое полифоническое бытие личности»

Слайд 21





Диалог после модернизма
Описание слайда:
Диалог после модернизма

Слайд 22





Интертекст как диалог
Описание слайда:
Интертекст как диалог

Слайд 23





Сотворчество автора и читателя
«Произведение — диалог автора и читателя»
Описание слайда:
Сотворчество автора и читателя «Произведение — диалог автора и читателя»

Слайд 24





Действительно ли мы читаем произведение при сотворчестве?
Описание слайда:
Действительно ли мы читаем произведение при сотворчестве?

Слайд 25





Адресат
Адресат — «воображаемый» автором читатель во время создания произведения, его воображаемый собеседник, соучастник создания произведения, влияющий на его стиль. (Бахтин; Белецкий)
Описание слайда:
Адресат Адресат — «воображаемый» автором читатель во время создания произведения, его воображаемый собеседник, соучастник создания произведения, влияющий на его стиль. (Бахтин; Белецкий)

Слайд 26





Практикум
Диалог «о погоде».
Типы действующих лиц:
– Старик;
– Иностранец;
– Депутат;
– Сантехник;
– Пианист.
Описание слайда:
Практикум Диалог «о погоде». Типы действующих лиц: – Старик; – Иностранец; – Депутат; – Сантехник; – Пианист.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию