🗊Презентация Предмет риторики

Нажмите для полного просмотра!
Предмет риторики, слайд №1Предмет риторики, слайд №2Предмет риторики, слайд №3Предмет риторики, слайд №4Предмет риторики, слайд №5Предмет риторики, слайд №6Предмет риторики, слайд №7Предмет риторики, слайд №8Предмет риторики, слайд №9Предмет риторики, слайд №10Предмет риторики, слайд №11Предмет риторики, слайд №12Предмет риторики, слайд №13Предмет риторики, слайд №14Предмет риторики, слайд №15Предмет риторики, слайд №16Предмет риторики, слайд №17Предмет риторики, слайд №18Предмет риторики, слайд №19Предмет риторики, слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Предмет риторики. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 РИТОРИКА

Преподаватель: к. филол.н., доцент кафедры русского языка и культуры речи ТГПУ 
Светлана Александровна Песоцкая

8-913-847-52-88
swetla62@tpu.ru
Описание слайда:
РИТОРИКА Преподаватель: к. филол.н., доцент кафедры русского языка и культуры речи ТГПУ Светлана Александровна Песоцкая 8-913-847-52-88 swetla62@tpu.ru

Слайд 2





Предмет риторики
В центре культуры речи находится нормативность: как сказать правильно? 
У риторики 3 аспекта – доказательство, убеждение, красноречие 
    -  Доказательство лежит в области логики,      рационального мышления.
Красноречие – в области эстетики (как сказать красиво).          
 Убеждение  находится в промежуточной зоне, т.к. затрагивает 2 аспекта – логический и эстетический. Убеждение отличается от доказательства тем, что входит в зону нерационального, а эмоционального.
Описание слайда:
Предмет риторики В центре культуры речи находится нормативность: как сказать правильно? У риторики 3 аспекта – доказательство, убеждение, красноречие - Доказательство лежит в области логики, рационального мышления. Красноречие – в области эстетики (как сказать красиво). Убеждение находится в промежуточной зоне, т.к. затрагивает 2 аспекта – логический и эстетический. Убеждение отличается от доказательства тем, что входит в зону нерационального, а эмоционального.

Слайд 3





Риторика в системе знаний
Описание слайда:
Риторика в системе знаний

Слайд 4





Предмет риторики
Принципиальное отличие от других филологических дисциплин:
литературоведение, грамматика, синтаксис, стилистика и др. – работа с чужими текстами/произведениями  как готовыми фактами культуры;
риторика – создание/конструирование собственных текстов/произведений, процесс производства текстов
Описание слайда:
Предмет риторики Принципиальное отличие от других филологических дисциплин: литературоведение, грамматика, синтаксис, стилистика и др. – работа с чужими текстами/произведениями как готовыми фактами культуры; риторика – создание/конструирование собственных текстов/произведений, процесс производства текстов

Слайд 5





Разделы/модули/темы курса
Историческое развитие риторики в Европе и России
Основные категории дисциплины
Риторический идеал
Взаимосвязь вербального и невербального общения в риторике
Логика и ее законы, ошибки логического мышления
Аргументация и структура рассуждения
Убеждение в риторике. Богословская риторика в духовной словесности. Лучшие образцы богословской полемики
Риторические жанры
Риторические приемы и средства выразительности: фигуры и тропы
Описание слайда:
Разделы/модули/темы курса Историческое развитие риторики в Европе и России Основные категории дисциплины Риторический идеал Взаимосвязь вербального и невербального общения в риторике Логика и ее законы, ошибки логического мышления Аргументация и структура рассуждения Убеждение в риторике. Богословская риторика в духовной словесности. Лучшие образцы богословской полемики Риторические жанры Риторические приемы и средства выразительности: фигуры и тропы

Слайд 6





Лекция 1. Историческое развитие риторики в Европе и России
Риторика – одна из самых древних филологических наук.
Сложилась в Греции в IV в. до н. э.
Главное содержание – теория аргументации в публичной речи.
В центре теории аргументации – искусство словесного убеждения: обосновать предлагаемые идеи посредством доводов так, чтобы слушающие согласились с доводами и присоединились к ним.
Описание слайда:
Лекция 1. Историческое развитие риторики в Европе и России Риторика – одна из самых древних филологических наук. Сложилась в Греции в IV в. до н. э. Главное содержание – теория аргументации в публичной речи. В центре теории аргументации – искусство словесного убеждения: обосновать предлагаемые идеи посредством доводов так, чтобы слушающие согласились с доводами и присоединились к ним.

Слайд 7





Теория аргументации – главное содержание риторики
Риторика – «способность находить возможные
 способы убеждения относительно каждого 
данного предмета».

«Риторика полезна, потому что 
истина и справедливость по своей 
природе сильнее своих противопо-
ложностей, а если решения 
поставляются не должным образом, 
то истина и справедливость 
необходимо побеждаются  своими                                                        
противоположностями, что достойно
порицания».                                      
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Описание слайда:
Теория аргументации – главное содержание риторики Риторика – «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противопо- ложностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания». Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Слайд 8





Место риторики в античной науке
Физика – знание о природе
Этика – знание об общественных установлениях
Логика – знание о слове как инструменте мышления и деятельности
Логические науки (Органон, 7 свободных искусств):
Тривиум: грамматика, диалектика, риторика
Квадриум (завершает образование): арифметика, музыка, геометрия, астрономия
Описание слайда:
Место риторики в античной науке Физика – знание о природе Этика – знание об общественных установлениях Логика – знание о слове как инструменте мышления и деятельности Логические науки (Органон, 7 свободных искусств): Тривиум: грамматика, диалектика, риторика Квадриум (завершает образование): арифметика, музыка, геометрия, астрономия

Слайд 9





Риторика в Риме
заимствована как одна из образовательных наук
приспособлена к нуждам римского общества
усовершенствована как учебный предмет
Варрон (116-27 гг. до н.э.),
филолог, автор более 
600 произведений
ф





Квинтилиан (35-100 гг. 
до н.э.) 
первый профессор римской 
риторики, создатель 
педагогической теории

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), оратор,                                           
государственный деятель
Описание слайда:
Риторика в Риме заимствована как одна из образовательных наук приспособлена к нуждам римского общества усовершенствована как учебный предмет Варрон (116-27 гг. до н.э.), филолог, автор более 600 произведений ф Квинтилиан (35-100 гг. до н.э.) первый профессор римской риторики, создатель педагогической теории Цицерон (106-43 гг. до н.э.), оратор, государственный деятель

Слайд 10





Этапы развития европейской риторики
I этап –  античность (IV в до н.э. - 476 в. н.э.).
II этап – средневековье (богословская полемика, ключевой жанр – проповедь; вместо однократной речи – ряд поучений в форме беседы или слова – гомилетика: духовно-нравственное просвещение, обучение и воспитание).
III этап – новое время (XVII – XIX вв.) (снижение общественного значения ораторской речи, развитие письменных жанров и частной риторики).
IV этап – новейшее время (с начала ХХ в. и до настоящего времени) – неориторика (связь с возникновением тоталитарных обществ, с постановкой перед наукой и философией задачи управления массовым сознанием – манипуляции последним).
Описание слайда:
Этапы развития европейской риторики I этап – античность (IV в до н.э. - 476 в. н.э.). II этап – средневековье (богословская полемика, ключевой жанр – проповедь; вместо однократной речи – ряд поучений в форме беседы или слова – гомилетика: духовно-нравственное просвещение, обучение и воспитание). III этап – новое время (XVII – XIX вв.) (снижение общественного значения ораторской речи, развитие письменных жанров и частной риторики). IV этап – новейшее время (с начала ХХ в. и до настоящего времени) – неориторика (связь с возникновением тоталитарных обществ, с постановкой перед наукой и философией задачи управления массовым сознанием – манипуляции последним).

Слайд 11





Этапы развития риторики в России
I этап – практическое использование риторики в древнерусской литературе (ХI- ХVI вв.)
II этап – создание основ систематического школьного образования – тривиума (конец XVI – начало XVII в.): свободные переводы (Филипп Меланхтон,  Иоанн Дамаскин), выход «Грамматики» Смотрицкого в 1618-1619 гг. 
III этап – ломоносовский (1730-е гг. – до начала XIX в.): создание нормы литературного русского языка с опорой на деловую прозу, исторические сочинения, политические оратории, проповедь.
Описание слайда:
Этапы развития риторики в России I этап – практическое использование риторики в древнерусской литературе (ХI- ХVI вв.) II этап – создание основ систематического школьного образования – тривиума (конец XVI – начало XVII в.): свободные переводы (Филипп Меланхтон, Иоанн Дамаскин), выход «Грамматики» Смотрицкого в 1618-1619 гг. III этап – ломоносовский (1730-е гг. – до начала XIX в.): создание нормы литературного русского языка с опорой на деловую прозу, исторические сочинения, политические оратории, проповедь.

Слайд 12





Этапы развития риторики в России: 
М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.)
«Письмо о правилах российского стихотворства», 1739
«Краткое
руководство к красноречию», 1748
«Российская грамматика», 1757
«Предисловие 
о пользе книг церковных», 1758
Планы написать «Логику» как 
 завершение 
русского тривиума не состоялись 
по причине смерти ученого
Описание слайда:
Этапы развития риторики в России: М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.) «Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 «Краткое руководство к красноречию», 1748 «Российская грамматика», 1757 «Предисловие о пользе книг церковных», 1758 Планы написать «Логику» как завершение русского тривиума не состоялись по причине смерти ученого

Слайд 13





Этапы развития риторики в России
 IV этап – эпоха расцвета (с начала XIX в. до 30-х гг. 
XIX в.). 
Создание руководств по риторике.
 А.Ф. Мерзляков,
 А.И. Галич,
 И.И. Давыдов. 
Особое место учебников Н.Ф. Кошанского – профессора «Царско-сельского Лицея». 
Воспитание нескольких поколений образованных и талантливых людей, обеспечивших расцвет русской культуры.
Описание слайда:
Этапы развития риторики в России IV этап – эпоха расцвета (с начала XIX в. до 30-х гг. XIX в.). Создание руководств по риторике. А.Ф. Мерзляков, А.И. Галич, И.И. Давыдов. Особое место учебников Н.Ф. Кошанского – профессора «Царско-сельского Лицея». Воспитание нескольких поколений образованных и талантливых людей, обеспечивших расцвет русской культуры.

Слайд 14





Расцвет российской риторики: вклад Н.Ф. Кошанского
(1781-1831 гг.)
доктор философии и свободных
 искусств,
Профессор
 русской и латинской словесности,
преподавание в Лицее – 1811-1828 гг.
Учебники:
«Общая риторика», 1829,
«Частная риторика», 1832.
Описание слайда:
Расцвет российской риторики: вклад Н.Ф. Кошанского (1781-1831 гг.) доктор философии и свободных искусств, Профессор русской и латинской словесности, преподавание в Лицее – 1811-1828 гг. Учебники: «Общая риторика», 1829, «Частная риторика», 1832.

Слайд 15






V этап (общий с Европой) – развитие неориторики  новейшего времени: конец ХIХ в. – начало ХХ в. – до настоящего времени.
Функции риторики:
обучение навыкам красноречия и убеждения,
обеспечение возможности противостоять манипулированию сознанием за счет понимания техники манипуляции.
Определяют ее социальное значение:
 формирует успешную языковую личность
 (с навыками эффективной коммуникации),
обеспечивает личности относительную духовную свободу.
Описание слайда:
V этап (общий с Европой) – развитие неориторики новейшего времени: конец ХIХ в. – начало ХХ в. – до настоящего времени. Функции риторики: обучение навыкам красноречия и убеждения, обеспечение возможности противостоять манипулированию сознанием за счет понимания техники манипуляции. Определяют ее социальное значение: формирует успешную языковую личность (с навыками эффективной коммуникации), обеспечивает личности относительную духовную свободу.

Слайд 16





Риторика – сильное и опасное «оружие», «палка о двух концах»
Использование в негативных целях манипуляция сознанием, формирование тоталитарного мышления, 
Использование в позитивных целях обеспечение духовной свободы личности.
Описание слайда:
Риторика – сильное и опасное «оружие», «палка о двух концах» Использование в негативных целях манипуляция сознанием, формирование тоталитарного мышления, Использование в позитивных целях обеспечение духовной свободы личности.

Слайд 17





Домашнее задание

I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции:
1.	Перечислите 7 свободных искусств, которые составляли основу античного образования – Органон.
2.	Что является главным содержанием риторики?
3.	Какова задача риторики по замыслу Аристотеля?
4.	Что изучает общая риторика?
5.	Что является предметом изучения в частной риторике?
6.	Что является предметом риторики и чем он отличается от предмета изучения в других филологических дисциплинах?
Описание слайда:
Домашнее задание I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции: 1. Перечислите 7 свободных искусств, которые составляли основу античного образования – Органон. 2. Что является главным содержанием риторики? 3. Какова задача риторики по замыслу Аристотеля? 4. Что изучает общая риторика? 5. Что является предметом изучения в частной риторике? 6. Что является предметом риторики и чем он отличается от предмета изучения в других филологических дисциплинах?

Слайд 18





Домашнее задание
I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции:

7.	Что было главным предметом средневековой византийской и западноевропейской риторики?
8.	Когда появилась и что собой представляла первая русская риторика?
9.	Назовите этапы развития русской риторики и ее представителей.
10.	В чем главная заслуга филологических трудов М.В. Ломоносова?
11.	Каким фактором обусловлено появление неориторики в ХХ в.?
12.	Что дает современному человеку понимание технической «кухни» массовой коммуникации?
Описание слайда:
Домашнее задание I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции: 7. Что было главным предметом средневековой византийской и западноевропейской риторики? 8. Когда появилась и что собой представляла первая русская риторика? 9. Назовите этапы развития русской риторики и ее представителей. 10. В чем главная заслуга филологических трудов М.В. Ломоносова? 11. Каким фактором обусловлено появление неориторики в ХХ в.? 12. Что дает современному человеку понимание технической «кухни» массовой коммуникации?

Слайд 19





Домашнее задание
I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции:

13. Каковы задачи современной риторики?
14. Назовите основные категории или ключевые понятия общей риторики.
15. Какими видами слова должен владеть современный человек?
16. Почему в ходе изучения риторики следует пользоваться широким кругом источников – учебниками РЯ, руководствами по стилистике, словарями разных типов и т.п.?
17.	Назовите 2 основные функции неориторики в современном обществе и связанное с этими функциями значение этой области знания.
Описание слайда:
Домашнее задание I. Вопросы для самоконтроля к вводной лекции: 13. Каковы задачи современной риторики? 14. Назовите основные категории или ключевые понятия общей риторики. 15. Какими видами слова должен владеть современный человек? 16. Почему в ходе изучения риторики следует пользоваться широким кругом источников – учебниками РЯ, руководствами по стилистике, словарями разных типов и т.п.? 17. Назовите 2 основные функции неориторики в современном обществе и связанное с этими функциями значение этой области знания.

Слайд 20





Спасибо за внимание!
ВОПРОСЫ???
Описание слайда:
Спасибо за внимание! ВОПРОСЫ???



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию