Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Морфемика
Словообразование
Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Слайд 4
Описание слайда:
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Слайд 5
Описание слайда:
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.
Слайд 6
Описание слайда:
Способы словообразования
Слайд 7
Описание слайда:
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Слайд 8
Описание слайда:
Примеры
со + ученик → соученик (существительное)
пре + большой → пребольшой (прилагательное)
пере + бежать → перебежать (глагол)
от + ныне → отныне (наречие)
Слайд 9
Описание слайда:
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.
Слайд 10
Описание слайда:
Примеры
комната + -к- → комнатка
комната + -н- → комнатный
свет + -л- → светлый
светлый + -еньк- → светленький
светлый + -е → светлеть
Слайд 11
Описание слайда:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.
Слайд 12
Описание слайда:
Примеры
не- + избежать + -н- → неизбежный
под- +слепой + -оват- → подслеповатый
по- + французский + и → по-французски
со- + курс + ник → сокурсник
в- + читать + ся → вчитаться
Слайд 13
Описание слайда:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Слайд 14
Описание слайда:
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться)
С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).
Слайд 15
Описание слайда:
Бессуффиксный способ
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).
Слайд 16
Описание слайда:
Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость.
Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Слайд 17
Описание слайда:
заплывать → заплыв
рассветать → рассвет
зелёный → зелень
Слайд 18
Описание слайда:
Сложение
Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Слайд 19
Описание слайда:
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Слайд 20
Описание слайда:
Переход в другую часть речи
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.
Слайд 21
Описание слайда:
Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с
помощью чего образовано данное
производное слово, другими словами,
при нем анализируемое производное
слово делится на две части:
производящую основу и
словообразовательную морфему.
Слайд 22
Описание слайда:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
Обеденный ← обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)
Слайд 23
Описание слайда:
Порядок словообразовательного разбора
Поставить анализируемое слово в начальную форму
Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу
Указать словообразующую морфему
Указать способ словообразования
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)
Слайд 24
Описание слайда:
Итоги урока
На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.
Слайд 25
Описание слайда:
Домашнее задание
Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов.
Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы.
Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться.
Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка.
Слайд 26
Описание слайда:
Домашнее задание
Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы.
Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальность
Мудрость – мудрствовать
Смазчик – смазывание
Ломка – ломкость
Глухота – глухость
Каким способом образованы данные слова.
Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый.
Слайд 27
Описание слайда:
Домашнее задание
Какие существуют способы словообразования?
Что такое аббревиатура?
Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить.
Слайд 28
Описание слайда:
Список литературы
Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994.
Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.
Презентацию на
тему Морфемика Словообразование можно скачать бесплатно ниже: