Содержание ▲
- Урок русского языка
в 5 классе
По теме:…
- Знать: понятие словосочетание, способы связи слов…
- «Язык неистощим…
- Темница, царевна, там, в,
тужит, волк, а,…
- В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей…
- Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.…
- В темнице там царевна тужит,
А бурый волк…
- Как устанавливается смысл в предложении между…
- Слова каких частей речи могут составлять…
-
Виды словосочетаний по строению.
…
- Задание: выбери нужное
Задание: выбери…
-
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
…
- Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
Прочитайте…
- Перед вами фрагмент из повести «Детство»…
- Вывод: необычные словосочетания используются…
- Задание: Найди эпитет и метафору.…
- Сравни тексты. К какому стилю они относятся…
- Проверь себя!
По горизонтали:
4. Связь…
- Литература:
Литература:
Г.А.Богданова. Уроки…
- Скачать
- Похожие презентации
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Урок русского языка
в 5 классе
По теме: «Словосочетание»
Слайд 2
Описание слайда:
Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.
Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Слайд 3
Описание слайда:
«Язык неистощим
в соединении слов»
А.С.Пушкин
Слайд 4
Описание слайда:
Темница, царевна, там, в,
тужит, волк, а, служит,
бурый, ей, верно.
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Слайд 5
Описание слайда:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Что помогло вам построить предложение?
- Выделите словосочетания.
Слайд 6
Описание слайда:
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.
х
Тужит в темнице
х
Тужит там
х
Бурый волк
х
Служит ей
х
Служит верно
Слайд 7
Описание слайда:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
-Измените главное слово.
О волке (Предложный падеж)
- Что стало с зависимым?
бур/ом/ (оно тоже изменилось)
Вывод 2: слова в словосочетании связаны
грамматически.
Слайд 8
Описание слайда:
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение)
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение)
Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Слайд 9
Описание слайда:
Слова каких частей речи могут составлять словосочетание?
Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Слайд 10
Описание слайда:
Виды словосочетаний по строению.
Слайд 11
Описание слайда:
Задание: выбери нужное
Задание: выбери нужное
Глубокая (весна, осень, ночь, день)
Большое ( спасибо, пожалуйста)
Рыбный (суп, хвост)
Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)
Слайд 12
Описание слайда:
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Слайд 13
Описание слайда:
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
О чем пишет поэт?
О каком времени года?
Какое словосочетание
вас удивило?
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в тени,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Слайд 14
Описание слайда:
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.
- Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это?
- Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?
«Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса:
-Напоить его малиной, закутать с головой…
Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
Слайд 15
Описание слайда:
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
Эпитет - образное определение предмета.
Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Слайд 16
Описание слайда:
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье…
А.С.Пушкин
Слайд 17
Описание слайда:
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.
Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.
Слайд 18
Описание слайда:
Проверь себя!
По горизонтали:
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам.
5. Сочетание слов.
6;7. Способы грамматической связи.
По вертикали:
Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания.
2;3. Части словосочетания.
Слайд 19
Описание слайда:
Литература:
Литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. -
Москва:«Просвещение», 2003
Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001
Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2
2006г.
Презентацию на
тему Словосочетание (5 класс) можно скачать бесплатно ниже: