Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Схемы орфограмм по русскому языку
Слайд 2
Описание слайда:
Немного теории
Актуальной проблемой школы является низкая орфографическая грамотность учащихся. Это вызвано рядом причин. Одной из них методисты и учителя-практики считают отсутствие целостного представления о системе русской орфографии. Попытки систематизировать орфографический материал , составить некую схему, опору предпринимались неоднократно. И такая система появилась и даёт свои плоды.
См. www.yamal.org/ook.
Но эта система должна быть не просто представлена ученику в готовом виде. Важно, чтобы ученик «сделал открытие» самостоятельно.
И здесь надо остановиться на таком термине как «когнитивность»
Слайд 3
Описание слайда:
Немного теории
Когнитивность – способность к умственному восприятию и переработке информации.
С этим понятием связано ещё одно - «когнитивизм».
Вот какое определение даёт этому понятию большой толковый словарь: «Когнитивизм – теория, которая утверждает, что люди не просто машины, механически реагирующие на внешние или внутренние факторы, а именно то, что разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне».
В психологии когнитивизм - это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.
Слайд 4
Описание слайда:
Немного теории
Усвоить навык грамотного письма младшему школьнику весьма непросто… Правила забываются… Ошибки повторяются…
Значит, необходимо научить детей особым образом перерабатывать информацию.
Уже несколько лет подряд я со своими детьми «открываю» новую орфограмму, а результатом этого открытия является схема, опора. Иногда таких схем одновременно появляется несколько. И тогда мы вместе их анализируем , выбираем самую-самую… Ученик, будучи автором схемы, легко узнаёт орфограмму, воспроизводит материал, вспоминает правила проверки.
Подобная когнитивная (посредством составления схем) переработка материала способствует прочному усвоению знаний.
Слайд 5
Описание слайда:
Гласные после шипящих
Слайд 6
Описание слайда:
Безударные гласные
в корне
изменение
Слайд 7
Описание слайда:
Парные и непроизносимые согласные
изменения
Слайд 8
Описание слайда:
Гласные после Ц
Исключения:
цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
Слайд 9
Описание слайда:
Правописание Ъ
Ъ пишем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными корня Е, Ё, Ю,Я.
Слайд 10
Описание слайда:
Роль и правописание Ь
Разделительный мягкий знак
Слайд 11
Описание слайда:
Правописание О и Ё после шипящих в корне слова
Исключения:
крыжовник, капюшон, чащоба, чопорный, обжора, чокаться, трещотка, шов …
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
Слайд 12
Описание слайда:
Правописание Ь
глагол 2 лица имя сущ. 3 скл.
Слайд 13
Описание слайда:
Правописание Ь в наречиях
наречие
Исключения:
уж, замуж, невтерпёж
Слайд 14
Описание слайда:
Суффиксы наречий
Исключения:
связно, доверчиво
Слайд 15
Описание слайда:
Правописание приставок
или
В приставках, оканчивающихся на -З перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.
Приставки З- в русском языке нет.
Слайд 16
Описание слайда:
Правописание И, Е
в суффиксах
имён существительных
Суффикс -ек- пишется в словах, при склонении которых, гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в словах, которые при склонении сохраняют И.
Слайд 17
Описание слайда:
Правописание О и Ё
в суффиксах некоторых частей речи
В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под Исключение: ударением пишется ещё О, без ударения - Е.
Слайд 18
Описание слайда:
Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени
глагол пр.вр начальная форма
Слайд 19
Описание слайда:
И в заключение…
Подобных схем много. Здесь представлена лишь часть.
В 1 классе я показываю детям, как можно «зашифровать» наш секрет. Мы вместе «договариваемся» об особых значках и символах. В дальнейшем дети сами делают схемы.
Эти схемы являются результатом работы моих учеников разных лет…А так как я – учитель начальных классов и «открывать новые знания» мне доводится каждые четыре года - схемы могут несколько видоизменяться, но суть остаётся. Я не исправляю то, что получилось у детей – ведь это – их труд
По такому же принципу мы создаём схемы и на уроках математики.
Ученики заносят их в ТЕТРАДЬ СЕКРЕТОВ и пользуются ими в дальнейшем.
Как строится работа по «Открытию» новой орфограммы показано на примере фрагмента урока русского языка.
Слайд 20
Описание слайда:
Желаю творческих успехов!
Презентацию на
тему Схемы орфограмм можно скачать бесплатно ниже: