🗊Презентация на тему Софизмы и парадоксы

Категория: Математика
Нажмите для полного просмотра!
Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №1Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №2Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №3Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №4Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №5Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №6Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №7Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №8Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №9Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №10Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №11Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №12Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №13Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №14Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №15Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №16Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №17Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №18Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №19Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №20Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №21Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №22

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация на тему Софизмы и парадоксы. Презентация содержит 22 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Софизмы и парадоксы
Подготовил: учитель математики 
филиала МКОУ СОШ с.Святославка 
в с. Воздвиженка
Сергадеев А.В.
Описание слайда:
Софизмы и парадоксы Подготовил: учитель математики филиала МКОУ СОШ с.Святославка в с. Воздвиженка Сергадеев А.В.

Слайд 2





Цель и задачи.

Цель: 
Дать определения софизмам и парадоксам.
Понять в чём различие и сходство между ними.
Задачи:
Познакомиться с парадоксами и софизмами; 
Понять, как найти ошибку в них.
Описание слайда:
Цель и задачи. Цель: Дать определения софизмам и парадоксам. Понять в чём различие и сходство между ними. Задачи: Познакомиться с парадоксами и софизмами; Понять, как найти ошибку в них.

Слайд 3





Что такое софизм? 
Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Описание слайда:
Что такое софизм? Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.

Слайд 4





Экскурс в историю.
Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.
Описание слайда:
Экскурс в историю. Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.

Слайд 5





Классификация софизмов
Описание слайда:
Классификация софизмов

Слайд 6


Презентация на тему Софизмы и парадоксы, слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





проверим
  Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Описание слайда:
проверим Разбор софизма: Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правила действий с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.

Слайд 8





«Дважды два  -  пять»
 Напишем тождество 4:4=5:5. 
  Вынесем из каждой части тождества общие
  множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или 2*2=5 
   Так как 1:1=1, то сократим и получим  
              Где ошибка?
Описание слайда:
«Дважды два - пять» Напишем тождество 4:4=5:5. Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1) или 2*2=5 Так как 1:1=1, то сократим и получим Где ошибка?

Слайд 9





проверим
  Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).
Описание слайда:
проверим Разбор софизма. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).

Слайд 10





« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба»
Пусть  а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c . 
Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b2 - ab = ca + c2. Вычтем из обеих частей bc. Получим: b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда 
b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.    
Где ошибка???
Описание слайда:
« Спичка вдвое длиннее телеграфного столба» Пусть  а дм- длина спички и b дм - длина столба. Разность между b и  a  обозначим через c . Имеем  b - a = c, b = a + c. Перемножаем два эти равенства по частям, находим: b2 - ab = ca + c2. Вычтем из обеих частей bc. Получим: b2- ab - bc = ca + c2 - bc, или b(b - a - c) = - c(b - a - c), откуда b = - c, но c = b - a, поэтому b = a - b, или a = 2b.     Где ошибка???

Слайд 11





проверим
В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.
Описание слайда:
проверим В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на (b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0.Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.

Слайд 12





«Полупустое и полуполное»

«Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».
Описание слайда:
«Полупустое и полуполное» «Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

Слайд 13





проверим
Разбор софизма.  Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.
Описание слайда:
проверим Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

Слайд 14





«Софизм учебы»
Описание слайда:
«Софизм учебы»

Слайд 15





              
	Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к софизму. Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат. 
  Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу (словарь Ожегова).
В широком смысле парадокс - высказывание, истинность которого неочевидна. Парадоксальными называются любые неожиданные противоречивые высказывания. 
Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.
Описание слайда:
Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") близок к софизму. Но от него он отличается тем, что это не преднамеренно полученный противоречивый результат. Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу (словарь Ожегова). В широком смысле парадокс - высказывание, истинность которого неочевидна. Парадоксальными называются любые неожиданные противоречивые высказывания. Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.

Слайд 16





«Парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе».
Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000 метров впереди Ахиллеса. Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем ползёт черепаха.
Ахиллес никогда не догонит черепаху.
Описание слайда:
«Парадокс Зенона об Ахиллесе и черепахе». Ахиллес и черепаха движутся по прямой в одну и ту же сторону, черепаха находится на расстоянии 1000 метров впереди Ахиллеса. Ахиллес бежит в 10 раз быстрее, чем ползёт черепаха. Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Слайд 17





 «Доказательство» 
Ахиллес никогда не догонит черепаху, ведь пока он пробежит 1000 метров до того места, где находилась черепаха, та уже отползёт на 100 метров вперёд. Когда же Ахиллес пробежит и эти 100 метров, черепаха отползёт ещё немного дальше. Это будет продолжаться бесконечно: каждый раз, когда Ахиллес бежит до места, где была черепаха, она уже отползёт на некоторое расстояние.
Описание слайда:
«Доказательство» Ахиллес никогда не догонит черепаху, ведь пока он пробежит 1000 метров до того места, где находилась черепаха, та уже отползёт на 100 метров вперёд. Когда же Ахиллес пробежит и эти 100 метров, черепаха отползёт ещё немного дальше. Это будет продолжаться бесконечно: каждый раз, когда Ахиллес бежит до места, где была черепаха, она уже отползёт на некоторое расстояние.

Слайд 18





«Парадокс лжеца»
Критянин Эпименид сказал:
"Все критяне лжецы".
Эпименид сам критянин. Следовательно, он лжец.
Но если Эпименид лгун, тогда его заявление, что все критяне лгуны - ложно. 
Значит, критяне не лгуны.
Между тем Эпименид, как определено условием, критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение "все критяне лгуны" - истинно.
Описание слайда:
«Парадокс лжеца» Критянин Эпименид сказал: "Все критяне лжецы". Эпименид сам критянин. Следовательно, он лжец. Но если Эпименид лгун, тогда его заявление, что все критяне лгуны - ложно. Значит, критяне не лгуны. Между тем Эпименид, как определено условием, критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение "все критяне лгуны" - истинно.

Слайд 19





«Парадокс парикмахера»
В некой деревне, где жил единственный парикмахер-мужчина, был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя?
Как будто не может, поскольку это запрещено указом. 
И вместе с тем, если он не бреет себя, значит, попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить.
Описание слайда:
«Парадокс парикмахера» В некой деревне, где жил единственный парикмахер-мужчина, был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя? Как будто не может, поскольку это запрещено указом. И вместе с тем, если он не бреет себя, значит, попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить.

Слайд 20





«Парадокс кучи»
Два приятеля однажды вели такой разговор.
 - Видишь кучу песка? - спросил первый.
    - Я-то её вижу, - ответил второй, - но её нет на самом деле.
    - Почему? - удивился первый.
    - Очень просто, - ответил второй. - Давай рассудим: одна песчинка, очевидно, не образует кучи песка. Если n песчинок не могут образовать кучи песка, то и после прибавления ещё одной песчинки они по-прежнему не могут образовать кучи. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучи, т. е. кучи песка нет.
Описание слайда:
«Парадокс кучи» Два приятеля однажды вели такой разговор. - Видишь кучу песка? - спросил первый. - Я-то её вижу, - ответил второй, - но её нет на самом деле. - Почему? - удивился первый. - Очень просто, - ответил второй. - Давай рассудим: одна песчинка, очевидно, не образует кучи песка. Если n песчинок не могут образовать кучи песка, то и после прибавления ещё одной песчинки они по-прежнему не могут образовать кучи. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучи, т. е. кучи песка нет.

Слайд 21





Вывод:
ПАРАДОКС - это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы.
      Парадокс в более узком и более современном значении – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
    Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные.
Софизм – это обман. Но обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть.
Описание слайда:
Вывод: ПАРАДОКС - это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. Парадокс в более узком и более современном значении – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные и доказательные. Софизм – это обман. Но обман тонкий и закамуфлированный, так что его не сразу и не каждому удается раскрыть.

Слайд 22





Литература
Список литературы.
А.Г. Мадера, Д.А. Мадера  «Математические софизмы» Москва, «Просвещение», 2003г.
Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка»  Москва, «Просвещение», 1988г.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004г
Описание слайда:
Литература Список литературы. А.Г. Мадера, Д.А. Мадера «Математические софизмы» Москва, «Просвещение», 2003г. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка» Москва, «Просвещение», 1988г. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004г



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию