🗊 Презентация по философии Проблема сознания в философии и психологии

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №1  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №2  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №3  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №4  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №5  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №6  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №7  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №8  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №9  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №10  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №11  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №12  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №13  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №14  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №15  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №16  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №17  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №18  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №19  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №20  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №21  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №22  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №23  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №24  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №25  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №26  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №27  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №28  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №29  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №30  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №31  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №32  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №33  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №34  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №35  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №36  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №37  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №38  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №39  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №40  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №41  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №42  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №43  
  Презентация по философии  Проблема сознания в философии и психологии   , слайд №44

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Презентация по философии Проблема сознания в философии и психологии . Презентация содержит 44 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Презентация
по философии
Проблема сознания в философии и психологии
Описание слайда:
Презентация по философии Проблема сознания в философии и психологии

Слайд 2





Содержание
Введение
Виды сознания
Функции сознания
Психологическая характеристика сознания
Развитие проблемы сознания в философии и психологии
Сознание и бытие – основной вопрос философии
Анализ понимания сознания у разных мыслителей
Искусственное сознание: миф или реальность?
Заключение
Литература
Описание слайда:
Содержание Введение Виды сознания Функции сознания Психологическая характеристика сознания Развитие проблемы сознания в философии и психологии Сознание и бытие – основной вопрос философии Анализ понимания сознания у разных мыслителей Искусственное сознание: миф или реальность? Заключение Литература

Слайд 3





Сознание — это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку.
Сознание — это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку.
Описание слайда:
Сознание — это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Сознание — это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Слайд 4





Современная трактовка сознания:
Современная трактовка сознания:
Описание слайда:
Современная трактовка сознания: Современная трактовка сознания:

Слайд 5





Виды сознания
Общественное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений;
Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека;
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания.
Описание слайда:
Виды сознания Общественное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений; Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека; Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания.

Слайд 6





Функции сознания:
Познавательная;
Прогноза, предвидения, целеполагания;
Доказательства истинности знания;
Ценностная;
Коммуникативная;
Регулятивная.
Описание слайда:
Функции сознания: Познавательная; Прогноза, предвидения, целеполагания; Доказательства истинности знания; Ценностная; Коммуникативная; Регулятивная.

Слайд 7





Психологическая характеристика сознания включает в себя:
Психологическая характеристика сознания включает в себя:
«со-знание», т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. 
закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». 
обеспечение целеполагающей деятельности человека. 
наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Описание слайда:
Психологическая характеристика сознания включает в себя: Психологическая характеристика сознания включает в себя: «со-знание», т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечение целеполагающей деятельности человека. наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Слайд 8





Развитие проблемы сознания в философии и психологии
Описание слайда:
Развитие проблемы сознания в философии и психологии

Слайд 9





Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.
Описание слайда:
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.

Слайд 10






Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. 
Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям, в конечном счете характер мышления, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. 
Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).
Описание слайда:
Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям, в конечном счете характер мышления, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Слайд 11





 В античности, при господствующем космоцентрическом  мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
 В античности, при господствующем космоцентрическом  мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
Описание слайда:
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

Слайд 12





 В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. 
Сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.
Описание слайда:
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.

Слайд 13





 В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире.
Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием.
Описание слайда:
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием.

Слайд 14





Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов.
Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.
Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. 
Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека.
Описание слайда:
Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека.

Слайд 15





Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его.
Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нём первооснову всего сущего.
Описание слайда:
Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нём первооснову всего сущего.

Слайд 16





Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности.
Домарксовские материалисты истолковывали человека как природное, биологическое существо, превращали сознание в пассивное созерцание мира.
Описание слайда:
Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности. Домарксовские материалисты истолковывали человека как природное, биологическое существо, превращали сознание в пассивное созерцание мира.

Слайд 17





Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
Рассматривая материальность мира и его бытия как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о бытии как о существующем до материи или независимо от неё, а также идеалистические попытки вывести бытие из акта сознания. С другой стороны, недостаточным является подчёркивание только объективности бытия, т.к. в таком случае остаётся невыясненным вопрос о материальном или идеальном характере бытия. 
Признавая бытие – первичным, а сознание – вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не как пассивное отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.
Сознание и бытие – наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии.
Описание слайда:
Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его бытия как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о бытии как о существующем до материи или независимо от неё, а также идеалистические попытки вывести бытие из акта сознания. С другой стороны, недостаточным является подчёркивание только объективности бытия, т.к. в таком случае остаётся невыясненным вопрос о материальном или идеальном характере бытия. Признавая бытие – первичным, а сознание – вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не как пассивное отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на бытие. Сознание и бытие – наиболее общие философские категории, трактовка которых зависит от решения основного вопроса философии.

Слайд 18





Анализ понимания «сознания»
у разных мыслителей
Описание слайда:
Анализ понимания «сознания» у разных мыслителей

Слайд 19





Платон (428-347 г. до н.э.)
древнегреч.философ-идеалист, ученик Сократа
Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме.
Описание слайда:
Платон (428-347 г. до н.э.) древнегреч.философ-идеалист, ученик Сократа Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме.

Слайд 20





Рене Декарт (1596-1650)
франц.философ, математик, физик, физиолог
Первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.
Описание слайда:
Рене Декарт (1596-1650) франц.философ, математик, физик, физиолог Первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Слайд 21





Эммануил Кант (1724-1804)
нем.философ и учёный, родоначальник нем.классического идеализма
По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т.п. Именно эту априорную основу, присущую всем людям, он называет трансцендентальным сознанием.
Описание слайда:
Эммануил Кант (1724-1804) нем.философ и учёный, родоначальник нем.классического идеализма По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т.п. Именно эту априорную основу, присущую всем людям, он называет трансцендентальным сознанием.

Слайд 22





Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
нем.философ, объективный идеалист
Гегель считал, что привычка охватывает все виды и ступени деятельности духа. Привычка по Гегелю - это сведенная к чистой идеальности телесность, которая присуща душе, как таковой. Это означает, что “бытие для себя” представляет собой совершенно бессознательное содержание, но в то же время и основу сознания, к которому это “бытие для себя” восходит. Итак, Гегель утверждает, что в привычке наше сознание одновременно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, наоборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней.
Описание слайда:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) нем.философ, объективный идеалист Гегель считал, что привычка охватывает все виды и ступени деятельности духа. Привычка по Гегелю - это сведенная к чистой идеальности телесность, которая присуща душе, как таковой. Это означает, что “бытие для себя” представляет собой совершенно бессознательное содержание, но в то же время и основу сознания, к которому это “бытие для себя” восходит. Итак, Гегель утверждает, что в привычке наше сознание одновременно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, наоборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней.

Слайд 23





Маркс Карл (1818-1883)
основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии
нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит;
сознание производно от материи, предельно просто и понятно.
Описание слайда:
Маркс Карл (1818-1883) основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит; сознание производно от материи, предельно просто и понятно.

Слайд 24





Фридрих Энгельс (1820-1895)
немецкий философ, социолог
Сознание человека возникло в результате перехода наших предков к трудовой, производственной деятельности.
Развитие сознания, развитие человеческой психики обуславливается ходом общественно-исторического процесса.
Развитие это выражалось прежде всего в возникновении новых потребностей человека.
Овладевая природой, человек научился владеть и собой.
Описание слайда:
Фридрих Энгельс (1820-1895) немецкий философ, социолог Сознание человека возникло в результате перехода наших предков к трудовой, производственной деятельности. Развитие сознания, развитие человеческой психики обуславливается ходом общественно-исторического процесса. Развитие это выражалось прежде всего в возникновении новых потребностей человека. Овладевая природой, человек научился владеть и собой.

Слайд 25





Вильгельм Вундт (1832-1920)
немецкий физиолог и психолог, физиолог, идеалист
Вундт говорил о сознании как «совокупности сознаваемых нами состояний», то есть явлений, содержаний, которые как на сцене сменяют друг друга.
Описание слайда:
Вильгельм Вундт (1832-1920) немецкий физиолог и психолог, физиолог, идеалист Вундт говорил о сознании как «совокупности сознаваемых нами состояний», то есть явлений, содержаний, которые как на сцене сменяют друг друга.

Слайд 26





Брентано Франц (1838-1917)
австрийский философ и психолог
Брентано считал необходимым изучать сознание как единство всех духовных актов методом так называемого «внутреннего восприятия», то есть непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании.
Описание слайда:
Брентано Франц (1838-1917) австрийский философ и психолог Брентано считал необходимым изучать сознание как единство всех духовных актов методом так называемого «внутреннего восприятия», то есть непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании.

Слайд 27





А.Н.Леонтьев (1903-1979)
русский психолог
Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его «деятельности»
Описание слайда:
А.Н.Леонтьев (1903-1979) русский психолог Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его «деятельности»

Слайд 28





Л.С.Выготский (1905-1981)
русский психолог
Человеческое поведение отлично от поведения животных, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Психическая деятельность тоже опосредствована орудиями, правда, орудия эти другие: речь. У животных нет речи, которая регулирует психические процессы, а значит и нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы.
Описание слайда:
Л.С.Выготский (1905-1981) русский психолог Человеческое поведение отлично от поведения животных, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Психическая деятельность тоже опосредствована орудиями, правда, орудия эти другие: речь. У животных нет речи, которая регулирует психические процессы, а значит и нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы.

Слайд 29





Жан Поль Сартр (1905-1980)
франц.философ и писатель, глава фр.атеистического экзистенциализма
Согласно Ж.П.Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансендирует. Сартр отрицает существование подсознательного и бессознательного.
Описание слайда:
Жан Поль Сартр (1905-1980) франц.философ и писатель, глава фр.атеистического экзистенциализма Согласно Ж.П.Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансендирует. Сартр отрицает существование подсознательного и бессознательного.

Слайд 30





М.К.Мамардашвили (1930-1990)
советский философ, доктор философских наук, профессор
 Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство.
 Термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности.
Описание слайда:
М.К.Мамардашвили (1930-1990) советский философ, доктор философских наук, профессор Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. Термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности.

Слайд 31





Искусственное сознание:
миф или реальность?
Описание слайда:
Искусственное сознание: миф или реальность?

Слайд 32





Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире, свободной воли, сознания, генезиса понимания. 
Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире, свободной воли, сознания, генезиса понимания. 
Эти вопросы, так или иначе, возникают при обсуждении проблемы искусственного интеллекта, так как в связи с этой проблемой встает необходимость выяснения природы сознания, функций сознания и его возможностей.
Проблема искусственного интеллекта возникла в  начале прошлого века и примерно с его середины прошлого века активно обсуждается в связи с быстрым развитием вычислительной техники.
Описание слайда:
Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире, свободной воли, сознания, генезиса понимания. Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире, свободной воли, сознания, генезиса понимания. Эти вопросы, так или иначе, возникают при обсуждении проблемы искусственного интеллекта, так как в связи с этой проблемой встает необходимость выяснения природы сознания, функций сознания и его возможностей. Проблема искусственного интеллекта возникла в начале прошлого века и примерно с его середины прошлого века активно обсуждается в связи с быстрым развитием вычислительной техники.

Слайд 33





История вопроса
В начале XVII века Рене Декарт предположил, что животное — некий сложный механизм, тем самым сформулировав механистическую теорию. 
В 1623 г. Вильгельм Шикард построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые. 
В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой механической вычислительной машиной.
В 1910—1913 гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики», которая произвела революцию в формальной логике. 
В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно-контролируемый компьютер. 
Уоррен Маккалок и Валтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей.
Описание слайда:
История вопроса В начале XVII века Рене Декарт предположил, что животное — некий сложный механизм, тем самым сформулировав механистическую теорию. В 1623 г. Вильгельм Шикард построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые. В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой механической вычислительной машиной. В 1910—1913 гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики», которая произвела революцию в формальной логике. В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно-контролируемый компьютер. Уоррен Маккалок и Валтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей.

Слайд 34





Современное положение вопроса
Некоторые из самых впечатляющих современных проектов:
Робот Deep Blue — победил чемпиона мира по шахматам. 
20q — проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классической игры «20 вопросов». 
Распознавание речи. Системы такие как ViaVoice способны обслуживать потребителей. 
Роботы в ежегодном турнире RoboCup соревнуются в упрощённой форме футбола.
Описание слайда:
Современное положение вопроса Некоторые из самых впечатляющих современных проектов: Робот Deep Blue — победил чемпиона мира по шахматам. 20q — проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классической игры «20 вопросов». Распознавание речи. Системы такие как ViaVoice способны обслуживать потребителей. Роботы в ежегодном турнире RoboCup соревнуются в упрощённой форме футбола.

Слайд 35





В настоящее время существует несколько точек зрения на проблему искусственного интеллекта и сознания.
Остановимся на них поподробнее.
Описание слайда:
В настоящее время существует несколько точек зрения на проблему искусственного интеллекта и сознания. Остановимся на них поподробнее.

Слайд 36





Первая точка зрения
 Согласно этой точки зрения, всякое мышление есть вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются каким-либо алгоритмами. Осмысленное осознание, согласно этой точке зрения, это также вычисление. 
 Считается возможным создание искусственного интеллекта и, что это только вопрос времени и техники.
 Осознание обязано своим возникновением сложности сопровождающих деятельность мозга вычислений. Сознание это эмерджентный синергетический эффект сложных, с нелинейными взаимосвязями вычислительных процедур мозга.
Описание слайда:
Первая точка зрения Согласно этой точки зрения, всякое мышление есть вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются каким-либо алгоритмами. Осмысленное осознание, согласно этой точке зрения, это также вычисление. Считается возможным создание искусственного интеллекта и, что это только вопрос времени и техники. Осознание обязано своим возникновением сложности сопровождающих деятельность мозга вычислений. Сознание это эмерджентный синергетический эффект сложных, с нелинейными взаимосвязями вычислительных процедур мозга.

Слайд 37





Вторая точка зрения
 Сознание является характерным, особым проявлением физической активности мозга. Любую физическую активность мозга можно смоделировать посредством вычислений. Но, даже смоделировав ее посредством вычислений невозможно вызвать ощущения, в основе которых они лежат. Т.е. можно смоделировать процессы, соответствующие  состоянию, когда разумное существо испытывает страх, но невозможно вызвать страх у самого компьютера. 
 Часто основой интеллектуального поведения человека являются эмоции, на основе которых строятся алгоритмы и всякие логические цепочки. Поэтому человеческий интеллект будет не совсем похож на искусственный, в котором процесс как раз обратный чувства, эмоции предполагается моделировать.
Описание слайда:
Вторая точка зрения Сознание является характерным, особым проявлением физической активности мозга. Любую физическую активность мозга можно смоделировать посредством вычислений. Но, даже смоделировав ее посредством вычислений невозможно вызвать ощущения, в основе которых они лежат. Т.е. можно смоделировать процессы, соответствующие состоянию, когда разумное существо испытывает страх, но невозможно вызвать страх у самого компьютера. Часто основой интеллектуального поведения человека являются эмоции, на основе которых строятся алгоритмы и всякие логические цепочки. Поэтому человеческий интеллект будет не совсем похож на искусственный, в котором процесс как раз обратный чувства, эмоции предполагается моделировать.

Слайд 38





Третья точка зрения
Сторонники третьей точки зрения, считают, что осознание есть результат физической активности мозга, но даже смоделировать эту активность нельзя никакими вычислительными средствами. Невозможность смоделировать внешние проявления сознания означает, что после достаточно большого количества вопросов компьютер собьется и начнет отвечать не так как человек.
Описание слайда:
Третья точка зрения Сторонники третьей точки зрения, считают, что осознание есть результат физической активности мозга, но даже смоделировать эту активность нельзя никакими вычислительными средствами. Невозможность смоделировать внешние проявления сознания означает, что после достаточно большого количества вопросов компьютер собьется и начнет отвечать не так как человек.

Слайд 39





Аргументы третей точки зрения в пользу того, что нельзя  построить модель искусственного сознания и интеллекта:
 нельзя создать замкнутую формальную систему логически обоснованных правил, которых было бы достаточно для доказательства всех утверждений даже в элементарной математике. Мозг это замкнутая система и, по-видимому, он сам себя полностью познать не может. 
 в основе деятельности мозга могут быть невычислительные процессы. Под невычислительными процессами здесь понимаются такие процессы, которые невозможно завершить, они не имеют конца. Поэтому если такие процессы возможны в математике, то почему они не могут быть задействованы  деятельности мозга.
 нашей повседневной деятельности возможны ситуации, когда не  думаем и не говорим. Что тогда происходит в нервной системе? Психологи говорят - это нечто несимволическое, невербальное. Но если это невыразимо, то, как мы его ложем смоделировать, процессом каких вычислений это может быть?
Описание слайда:
Аргументы третей точки зрения в пользу того, что нельзя построить модель искусственного сознания и интеллекта: нельзя создать замкнутую формальную систему логически обоснованных правил, которых было бы достаточно для доказательства всех утверждений даже в элементарной математике. Мозг это замкнутая система и, по-видимому, он сам себя полностью познать не может. в основе деятельности мозга могут быть невычислительные процессы. Под невычислительными процессами здесь понимаются такие процессы, которые невозможно завершить, они не имеют конца. Поэтому если такие процессы возможны в математике, то почему они не могут быть задействованы деятельности мозга. нашей повседневной деятельности возможны ситуации, когда не думаем и не говорим. Что тогда происходит в нервной системе? Психологи говорят - это нечто несимволическое, невербальное. Но если это невыразимо, то, как мы его ложем смоделировать, процессом каких вычислений это может быть?

Слайд 40





Четвёртая точка зрения
 Сознание не только не может быть смоделировано, но проблема сознания вообще не является научной проблемой в традиционном понимании научных задач.
 Сознание является личным, индивидуальным, неповторимым и потому не подлежит научному изучению. 
 Психическому приписывают действенную способность, т.е. реальность может быть следствием наших переживаний, мыслей, желаний и т.п. Получается, что ментальное не сводимо к физическим и физиологическим процессам, оно не может быть следствием только этих процессов и более ничего.
 При таком понимании роли сознания и его функций исчезает дихотомия между субъектом и объектом.
Описание слайда:
Четвёртая точка зрения Сознание не только не может быть смоделировано, но проблема сознания вообще не является научной проблемой в традиционном понимании научных задач. Сознание является личным, индивидуальным, неповторимым и потому не подлежит научному изучению. Психическому приписывают действенную способность, т.е. реальность может быть следствием наших переживаний, мыслей, желаний и т.п. Получается, что ментальное не сводимо к физическим и физиологическим процессам, оно не может быть следствием только этих процессов и более ничего. При таком понимании роли сознания и его функций исчезает дихотомия между субъектом и объектом.

Слайд 41





Анализируя  статьи и работы современных авторов, можно сделать вывод: большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить  каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. 
Анализируя  статьи и работы современных авторов, можно сделать вывод: большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить  каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. 
Эти авторы полагают, что обладание сознанием (в узком смысле слова) ещё не означает умения думать, строить умозаключения. То есть можно, подобно большинству животных, иметь сознание, но не иметь интеллекта. Сознание – это способность к восприятию, осознанию себя, своего внутреннего и внешнего мира. В этом смысле сознанием обладают все существа – от примитивных и до человека. 
Современные авторы полагают, что все наши сознательные процессы – это не более чем набор нервных импульсов, не имеющих ничего общего с предметами, которые мы видим, слышим, обоняем и осязаем. Мы не должны осознавать своей нервной деятельности, не должны видеть, воспринимать осознанно происходящее. Так же как компьютер или калькулятор не может осознавать своих действий, не отдаёт себе отчёта в том, что и зачем он делает.
Описание слайда:
Анализируя статьи и работы современных авторов, можно сделать вывод: большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. Анализируя статьи и работы современных авторов, можно сделать вывод: большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. Эти авторы полагают, что обладание сознанием (в узком смысле слова) ещё не означает умения думать, строить умозаключения. То есть можно, подобно большинству животных, иметь сознание, но не иметь интеллекта. Сознание – это способность к восприятию, осознанию себя, своего внутреннего и внешнего мира. В этом смысле сознанием обладают все существа – от примитивных и до человека. Современные авторы полагают, что все наши сознательные процессы – это не более чем набор нервных импульсов, не имеющих ничего общего с предметами, которые мы видим, слышим, обоняем и осязаем. Мы не должны осознавать своей нервной деятельности, не должны видеть, воспринимать осознанно происходящее. Так же как компьютер или калькулятор не может осознавать своих действий, не отдаёт себе отчёта в том, что и зачем он делает.

Слайд 42





Заключение
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
Описание слайда:
Заключение Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.

Слайд 43





Литература
Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия.   Москва 1999г.
Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.   Политиздат 1989г.
Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
Менский М.Б. Человек  и квантовый мир. – Фрязино: “Век 2”, 2005. – 320с.
Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва – Ижевск:   Институт компьютерных исследований, 2005. – 688 с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.
Спиркин А.Г.   Философия. Москва 1998г.
Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект: современный подход. М.: «Вильямс», 2007. — с.1424.
Описание слайда:
Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: “Век 2”, 2005. – 320с. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. – 688 с. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г. Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект: современный подход. М.: «Вильямс», 2007. — с.1424.

Слайд 44





Тугаринов В.П. Философия сознания.  Москва 1971г.
Тугаринов В.П. Философия сознания.  Москва 1971г.
Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с
Хант Г. Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения – М.: ООО “Издательство АСТ” и др., 2004. – 555 с.
Э.Юдковский. «Искусственный интеллект как позитивный и негативный фактор глобального риска». — сборник «Риски глобальной катастрофы», Оксфорд, 2007.
Описание слайда:
Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с Хант Г. Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения – М.: ООО “Издательство АСТ” и др., 2004. – 555 с. Э.Юдковский. «Искусственный интеллект как позитивный и негативный фактор глобального риска». — сборник «Риски глобальной катастрофы», Оксфорд, 2007.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию