🗊 Морфемика Словообразование

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №1  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №2  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №3  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №4  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №5  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №6  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №7  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №8  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №9  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №10  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №11  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №12  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №13  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №14  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №15  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №16  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №17  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №18  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №19  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №20  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №21  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №22  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №23  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №24  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №25  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №26  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №27  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Морфемика Словообразование . Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Морфемика 
Словообразование
Описание слайда:
Морфемика Словообразование

Слайд 2


  
  Морфемика   Словообразование   , слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование. 
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Описание слайда:
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование. Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Слайд 4






Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. 
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. 
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Описание слайда:
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Слайд 5






Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.
Описание слайда:
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

Слайд 6





Способы словообразования
Описание слайда:
Способы словообразования

Слайд 7





Приставочный способ
Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Описание слайда:
Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Слайд 8





Примеры 
со + ученик  →	соученик  (существительное)


пре + большой  → пребольшой (прилагательное)
пере + бежать	→ перебежать (глагол) 


от + ныне → отныне (наречие)
Описание слайда:
Примеры со + ученик → соученик (существительное) пре + большой → пребольшой (прилагательное) пере + бежать → перебежать (глагол) от + ныне → отныне (наречие)

Слайд 9





Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.
Описание слайда:
Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Слайд 10





Примеры
комната + -к- → комнатка

комната + -н- → комнатный 

свет + -л- → светлый 

светлый + -еньк- → светленький 

 светлый + -е → светлеть
Описание слайда:
Примеры комната + -к- → комнатка комната + -н- → комнатный свет + -л- → светлый светлый + -еньк- → светленький светлый + -е → светлеть

Слайд 11






Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.
Описание слайда:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Слайд 12





Примеры 
не- + избежать + -н- → неизбежный

под- +слепой + -оват- → подслеповатый

по- + французский + и → по-французски

со- + курс + ник → сокурсник

в- + читать + ся → вчитаться
Описание слайда:
Примеры не- + избежать + -н- → неизбежный под- +слепой + -оват- → подслеповатый по- + французский + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + читать + ся → вчитаться

Слайд 13






Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Описание слайда:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Слайд 14





Постфиксальный способ
Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться)
С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).
Описание слайда:
Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).

Слайд 15





Бессуффиксный способ
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).
Описание слайда:
Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Слайд 16






Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. 
Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Описание слайда:
Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

Слайд 17






заплывать → заплыв 


рассветать → рассвет


зелёный → зелень
Описание слайда:
заплывать → заплыв рассветать → рассвет зелёный → зелень

Слайд 18





Сложение 
Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: 
Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. 
Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. 
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Описание слайда:
Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

Слайд 19






Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Описание слайда:
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Слайд 20





Переход в другую часть речи
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.
Описание слайда:
Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.

Слайд 21





Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с
помощью чего образовано данное
производное слово, другими словами,
при нем анализируемое производное
слово делится на две части:
производящую основу и
словообразовательную морфему.
Описание слайда:
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

Слайд 22






В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Обеденный ← обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)
Описание слайда:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обед Перерыв ← перерывать Сотрудники ← труд Поели ← ели Отправились ← отправили Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

Слайд 23





Порядок словообразовательного разбора
Поставить анализируемое слово в начальную форму
Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу
Указать словообразующую морфему
Указать способ словообразования
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)
Описание слайда:
Порядок словообразовательного разбора Поставить анализируемое слово в начальную форму Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Слайд 24





Итоги урока
На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.
Описание слайда:
Итоги урока На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования. Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

Слайд 25





Домашнее задание
Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов. 
Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы. 
Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться. 
Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка.
Описание слайда:
Домашнее задание Назовите, что такое словообразовательный анализ, приведите 2-3 примера такого анализа слов. Определите, от каких производящих основ и каким способом были образованы данные глаголы. Властвовать, скромничать, помолодеть, прилуниться, торжествовать, созвониться. Объясните, каким способом образованы данные сложные слова. Грязелечебница, универмаг, ГЭС, Донбасс, лесозаготовка.

Слайд 26





Домашнее задание
Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы. 
Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальность
Мудрость – мудрствовать
Смазчик – смазывание
Ломка – ломкость
Глухота – глухость 
Каким способом образованы данные слова. 
Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый.
Описание слайда:
Домашнее задание Приведите примеры аббревиатур, объясните, каким способом они образованы. Определите, от одной или от разных основ образованы объединенные попарно слова. Музыкант – музыкальность Мудрость – мудрствовать Смазчик – смазывание Ломка – ломкость Глухота – глухость Каким способом образованы данные слова. Безбилетный, приусадебный, исторический, клетчатый, сверхскоростной, ультрафиолетовый, посмертный, молчаливый.

Слайд 27





Домашнее задание
Какие существуют способы словообразования? 
Что такое аббревиатура? 
Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить.
Описание слайда:
Домашнее задание Какие существуют способы словообразования? Что такое аббревиатура? Определите способ образования следующих слов: пригорок, зелень, вылет, (шоколадное) мороженое, глуповатый, соученик, пришить.

Слайд 28





Список литературы
Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. 
И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994. 
Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.
Описание слайда:
Список литературы Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994. Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию