🗊Проблема нравственного выбора в литературе Материалы к урокам подготовки к экзаменам Учитель Чевдарь Л.К.

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №1Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №2Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №3Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №4Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №5Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №6Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №7Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №8Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №9Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №10Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №11Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №12Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №13Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №14Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №15Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №16Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №17Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №18Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №19Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Проблема нравственного выбора в литературе Материалы к урокам подготовки к экзаменам Учитель Чевдарь Л.К.. Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Проблема нравственного выбора в литературе
Материалы к урокам подготовки к экзаменам
Учитель Чевдарь Л.К.
Описание слайда:
Проблема нравственного выбора в литературе Материалы к урокам подготовки к экзаменам Учитель Чевдарь Л.К.

Слайд 2





В.М.Васнецов «Витязь на распутье»
Описание слайда:
В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

Слайд 3





    Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:
    Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:

Налево ехати - богату быти,
Направо ехати - женату быти.
Как прямо ехати - живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...
Описание слайда:
Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано: Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано: Налево ехати - богату быти, Направо ехати - женату быти. Как прямо ехати - живу не бывати. Нет пути ни прохожему, Ни проезжему, ни пролетному. Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...

Слайд 4





        Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.
        Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.
Описание слайда:
Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути. Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.

Слайд 5





Проблема нравственного выбора в книгах о войне
Описание слайда:
Проблема нравственного выбора в книгах о войне

Слайд 6





«Судьба человека», 1956 год
Описание слайда:
«Судьба человека», 1956 год

Слайд 7





« На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»                            М.Шолохов
Война перечеркнула семейное счастье Андрея Соколова: погибла семья, убили старшего сына – офицера.
В плену ради спасения худенького парнишки – командира Соколов своими руками душит предателя. Ему нелегко было принять это решение «Первый раз в жизни убил, и то своего…». Но гибелью предателя он предотвратил гибель многих честных людей.
Описание слайда:
« На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» М.Шолохов Война перечеркнула семейное счастье Андрея Соколова: погибла семья, убили старшего сына – офицера. В плену ради спасения худенького парнишки – командира Соколов своими руками душит предателя. Ему нелегко было принять это решение «Первый раз в жизни убил, и то своего…». Но гибелью предателя он предотвратил гибель многих честных людей.

Слайд 8





Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с  жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с  жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Описание слайда:
Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Слайд 9








Последний свой выбор герой совершил уже в послевоенный период своей жизни, когда было потеряно практически все, но дана была возможность как-то вынести лишения, потери, горе одиночества, и Андрей Соколов находит в себе силы подобрать мальчика – сироту и усыновить его.
Описание слайда:
Последний свой выбор герой совершил уже в послевоенный период своей жизни, когда было потеряно практически все, но дана была возможность как-то вынести лишения, потери, горе одиночества, и Андрей Соколов находит в себе силы подобрать мальчика – сироту и усыновить его.

Слайд 10





Повесть Б.Васильева «Завтра была война»
 В повести Б. Васильева «Завтра была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои повести – довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.
Описание слайда:
Повесть Б.Васильева «Завтра была война» В повести Б. Васильева «Завтра была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои повести – довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.

Слайд 11





 
 
Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце концов известную истину, которую автор предельно точно сформулировал в предсмертном письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее».
 И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство по отношению к своим гражданам.
Описание слайда:
Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце концов известную истину, которую автор предельно точно сформулировал в предсмертном письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее». И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство по отношению к своим гражданам.

Слайд 12





Поработать с текстом
Поработать с текстом
Описание слайда:
Поработать с текстом Поработать с текстом

Слайд 13





Проблема выбора в классической литературе
Описание слайда:
Проблема выбора в классической литературе

Слайд 14





Герой и его выбор в литературе  XX века
                        «…у каждого своя правда, своя борозда»
                                                                                                  М.Шолохов
Описание слайда:
Герой и его выбор в литературе XX века «…у каждого своя правда, своя борозда» М.Шолохов

Слайд 15





В.Железников. Чучело.
Повесть о девочке-шестикласснице, Ленке Бессольцевой,  которая попала в трудное положение — одноклассники объявили ей бойкот. 
Застенчивая, нерешительная, она оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе Ленка  и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.
Описание слайда:
В.Железников. Чучело. Повесть о девочке-шестикласснице, Ленке Бессольцевой, которая попала в трудное положение — одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная, она оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе Ленка и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

Слайд 16


Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Проблема нравственного выбора в литературе  Материалы к урокам подготовки к экзаменам  Учитель Чевдарь Л.К., слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Кадры из фильма «Чучело»
Автор сценария - Владимир Железников;

Режиссер - постановщик - Ролан Быков;

Главную роль исполняла Кристина Орбакайте;
Диму Сомова сыграл сын 
Ролана Быкова.
Описание слайда:
Кадры из фильма «Чучело» Автор сценария - Владимир Железников; Режиссер - постановщик - Ролан Быков; Главную роль исполняла Кристина Орбакайте; Диму Сомова сыграл сын Ролана Быкова.

Слайд 19





Выбор героя в современной литературе
Андрей Геласимов «Чужая Бабушка». 
Девятнадцатилетняя Татьяна, дочь Ивановны, бывшей парашютистки, а в настоящем работающей диспетчером, выходит замуж и узнает, что у ее мужа есть дочь Оля. Отец хочет отдать ее в интернат. Не раздумывая, проявляя решительность и твердость,  как это требует характер спортсменки, Ивановна, мать Татьяны,  срочно оформляет пенсию и принимает смелое и неожиданное для своей семьи решение: требует от зятя позволить ей  оформить опекунство над девочкой. Она не может пережить, чтобы ребенок (пусть даже и чужой) рос без семьи. Чужая бабушка оказалась роднее самых близких людей.
Описание слайда:
Выбор героя в современной литературе Андрей Геласимов «Чужая Бабушка». Девятнадцатилетняя Татьяна, дочь Ивановны, бывшей парашютистки, а в настоящем работающей диспетчером, выходит замуж и узнает, что у ее мужа есть дочь Оля. Отец хочет отдать ее в интернат. Не раздумывая, проявляя решительность и твердость, как это требует характер спортсменки, Ивановна, мать Татьяны, срочно оформляет пенсию и принимает смелое и неожиданное для своей семьи решение: требует от зятя позволить ей оформить опекунство над девочкой. Она не может пережить, чтобы ребенок (пусть даже и чужой) рос без семьи. Чужая бабушка оказалась роднее самых близких людей.

Слайд 20





Роман Сенчин  «Ёлтышевы»
Дежурный по медвытрезвителю Николай  Елтышев «большую часть своей жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности, и за это будешь постепенно вознагражден». Но однажды он нарушает закон: закрывает в небольшой комнате вытрезвителя нескольких  «ночных нарушителей», поступивших в его дежурство, которые к утру «задыхаются» в душном помещении, а кто-то из них  погибает. Столкнувшись « с судьбой», с необходимостью выживать , с возможностью действовать, найти выход, принять какое – то решение, Николай теряет свое человеческое лицо и постепенно превращается в равнодушного, жалкого человека. Проблема поступка, от которого  может зависеть  человеческая судьба , интересует автора и выносится им на суд читателя. Судьба героя сломана, он движется по жизни, подхваченный общим потоком равнодушия, бессердечности, безучастности. Герой, не в силах справиться с  обстоятельствами, все больше загоняет себя в угол, все больше «грязнет» в «болоте» деревенской жизни, гибнет сам и губит  свою семью.  Почему так случилось? Что произошло? Чего он не заметил ? Что прошло мимо? Автор произведения сам отвечает на эти вопросы: « Тот момент, когда, как в сказке про богатыря, нужно было выбрать путь, по которому двинуться дальше, Елтышев проспал». Не раз « появлялась возможность изменить судьбу» , но « он не решался» и превратился в «душегуба», уже так знакомого нам из классической литературы.
Описание слайда:
Роман Сенчин «Ёлтышевы» Дежурный по медвытрезвителю Николай Елтышев «большую часть своей жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности, и за это будешь постепенно вознагражден». Но однажды он нарушает закон: закрывает в небольшой комнате вытрезвителя нескольких «ночных нарушителей», поступивших в его дежурство, которые к утру «задыхаются» в душном помещении, а кто-то из них погибает. Столкнувшись « с судьбой», с необходимостью выживать , с возможностью действовать, найти выход, принять какое – то решение, Николай теряет свое человеческое лицо и постепенно превращается в равнодушного, жалкого человека. Проблема поступка, от которого может зависеть человеческая судьба , интересует автора и выносится им на суд читателя. Судьба героя сломана, он движется по жизни, подхваченный общим потоком равнодушия, бессердечности, безучастности. Герой, не в силах справиться с обстоятельствами, все больше загоняет себя в угол, все больше «грязнет» в «болоте» деревенской жизни, гибнет сам и губит свою семью. Почему так случилось? Что произошло? Чего он не заметил ? Что прошло мимо? Автор произведения сам отвечает на эти вопросы: « Тот момент, когда, как в сказке про богатыря, нужно было выбрать путь, по которому двинуться дальше, Елтышев проспал». Не раз « появлялась возможность изменить судьбу» , но « он не решался» и превратился в «душегуба», уже так знакомого нам из классической литературы.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию