🗊Проект «Лермонтов и Кавказ» Тема исследовательского проекта: Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников Автор проекта

Категория: Образование
Нажмите для полного просмотра!
Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №1Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №2Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №3Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №4Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №5Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №6Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №7Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №8Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №9Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №10Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №11Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №12Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №13Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №14Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №15Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №16Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №17Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №18Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №19Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №20Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №21Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №22Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №23Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №24Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №25Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №26Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №27Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №28Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №29Проект «Лермонтов и Кавказ»  Тема исследовательского проекта:  Лермонтов в живописи   и воспоминаниях современников  Автор проекта, слайд №30

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Проект «Лермонтов и Кавказ» Тема исследовательского проекта: Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников Автор проекта. Презентация содержит 30 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Проект «Лермонтов и Кавказ»
Тема исследовательского проекта:
Лермонтов в живописи 
и воспоминаниях современников
Автор проекта: 
ученица 9А класса
МОУ СОШ №3
Перебейнос Ольга
Координатор проекта: 
учитель литературы МОУ СОШ №3
Грибанова Ирина Эдуардовна
Описание слайда:
Проект «Лермонтов и Кавказ» Тема исследовательского проекта: Лермонтов в живописи и воспоминаниях современников Автор проекта: ученица 9А класса МОУ СОШ №3 Перебейнос Ольга Координатор проекта: учитель литературы МОУ СОШ №3 Грибанова Ирина Эдуардовна

Слайд 2





Портрет Лермонтова в детстве
Описание слайда:
Портрет Лермонтова в детстве

Слайд 3





М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)

В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...
Описание слайда:
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.) В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...

Слайд 4





Портрет Лермонтова в детстве
Описание слайда:
Портрет Лермонтова в детстве

Слайд 5





М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)
Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными , но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония , скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись...
Описание слайда:
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.) Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными , но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония , скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись...

Слайд 6





Портрет Лермонтова-корнета
Описание слайда:
Портрет Лермонтова-корнета

Слайд 7





До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.
До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.
Описание слайда:
До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза с фотографии в 1865 г., при первом отдельном издании А.И. Глазунова «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по непонятным причинам указавшего в качестве автора П.З. Захарова, однако на выставке в Таврическом дворце в 1905 году появился оригинал, а в газете "Новое время" (23 марта, №10434) в обозрении был помещен следующий текст "Писал Буткин в 1834 г. Принадлежит Ю.Л. Шереметьевой". Эта заметка осталась незамеченной, а след портрета затерялся. В 1923 году через потомков Столыпиных портрет из саратовского имения (Нееловка) поступил в Мурановский музей, где его и обнаружил Н.П. Пахомов; по надписи на обороте («писал Будкин 1834 года С.-Петербург») он установил фамилию художника и дату. Дополнительным подтверждением авторства Ф.А. Будкина может служить, однако, старая надпись на иконе в Тарханах: «Обличия Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова, работы Будкина». Однако И. Шинкаренко, занимающийся атрибуцией военных портретов и историей военных форм, и Н. Шабанянц, автор работ о живописце П.З. Захарове, пытаются вернуть авторство Захарову и датировать портрет 1838—39 годом, исходя из несоответствия 1834-му году деталей обмундирования, изображенных на портрете Лермонтова, и подвергая сомнению авторство подписи Будкина на обороте портрета. тем не менее, вопрос об авторстве и датировке портрета остаётся открытым. В настоящее время портрет хранится в Институте русской литературы.

Слайд 8





Портрет Лермонтова работы Заболотского
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы Заболотского

Слайд 9





Автопортрет Лермонтова
Описание слайда:
Автопортрет Лермонтова

Слайд 10





О портрете

На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 году передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение В.А. Лопухиной) искусствоведу В.Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, № 31, с. 9. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О.А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель; Институт русской литературы; см. в кн.: «Демон», изд. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.
Описание слайда:
О портрете На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный»). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение А.М. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году на аукционе в Хохберге его купил профессор М. Винклер, в 1955 году передавший два слайда (автопортрет Лермонтова и изображение В.А. Лопухиной) искусствоведу В.Н. Лазареву, который, в свою очередь, передал их Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонек», 1961, № 31, с. 9. В 1962 году Андроников вместе с другими материалами привез из ФРГ оригинал портрета. До этого времени (с 1882 года) в России знали об автопортрете лишь по копии О.А. Кочетовой, выполненной ею с оригинала (акварель; Институт русской литературы; см. в кн.: «Демон», изд. Р. Голике и А. Вильборг, СПБ, 1910). Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.

Слайд 11





Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1838)
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1838)

Слайд 12





О портрете
Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М.Г. Хомутова (?). Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда — в Институт русской литературы. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Другой его портрет Лермонтова — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.; с 1917 — ИРЛИ). Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. В.А. Меншикова (гравюра на стали; ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 году в Государственный литературный музей поступил портрет, очень близкий этой гравюре, — скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
Описание слайда:
О портрете Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова — из собрания командира этого полка М.Г. Хомутова (?). Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Арт. музей и оттуда — в Институт русской литературы. Мнения современников относительно сходства противоречивы. Другой его портрет Лермонтова — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего (бумага, акв.; с 1917 — ИРЛИ). Наиболее популярным стал третий портрет работы Клюндера (1939—40) — из коллекции кн. В.А. Меншикова (гравюра на стали; ИРЛИ, музей Л. в Пятигорске и в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра). В 1936 году в Государственный литературный музей поступил портрет, очень близкий этой гравюре, — скорее всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.

Слайд 13





Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1839)
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы А.И. Клюндера (1839)

Слайд 14





Портрет Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1840)
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы П.Е. Заболотского (1840)

Слайд 15





И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий.
На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.
Описание слайда:
И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.) В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.

Слайд 16





Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840)
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы однополчанина Д.П. Палена (1840)

Слайд 17





К друзьям

  Я рожден с душою пылкой, 
Я люблю с друзьями быть, 
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь. 
                                 1833г.
Описание слайда:
К друзьям Я рожден с душою пылкой, Я люблю с друзьями быть, Я не склонен к славе громкой, Сердце греет лишь любовь; Лиры звук дрожащий, звонкой Мне волнует также кровь. 1833г.

Слайд 18





Портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова (1841)
Описание слайда:
Портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова (1841)

Слайд 19





М.Ю. Лермонтов. 
Рисунок Л. Пастернака. 1891
Описание слайда:
М.Ю. Лермонтов. Рисунок Л. Пастернака. 1891

Слайд 20





М.Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Художник С. Зарянко. 1842(?)
Описание слайда:
М.Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Художник С. Зарянко. 1842(?)

Слайд 21





Лермонтов на смертном одре. Портрет работы Р.К. Шведе
Описание слайда:
Лермонтов на смертном одре. Портрет работы Р.К. Шведе

Слайд 22





Изображения Лермонтова
Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом — портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты—О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов. Пушкина лепил И. П. Витали. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым — П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного — нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова — беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет; Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.
Описание слайда:
Изображения Лермонтова Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом — портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты—О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов. Пушкина лепил И. П. Витали. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым — П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру, К. А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного — нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова — беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет; Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

Слайд 23





Современники о поэте
Н. П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: "Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков". 
 
"По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера, — пишет Руфин Дорохов, сослуживец Лермонтова, — наш поэт был честолюбив и <горд> скрытен".
Описание слайда:
Современники о поэте Н. П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: "Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков". "По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера, — пишет Руфин Дорохов, сослуживец Лермонтова, — наш поэт был честолюбив и <горд> скрытен".

Слайд 24





Современники о поэте
"Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах". Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым. 

"Все плакали, как малые дети", — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск. 

"Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — ...Все радовались".
Описание слайда:
Современники о поэте "Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах". Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым. "Все плакали, как малые дети", — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск. "Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — ...Все радовались".

Слайд 25





Лермонтов и его герои
В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.
Описание слайда:
Лермонтов и его герои В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Слайд 26





Лермонтов и его герои
В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Таковы Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений... И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой "Маскарада" — Евгений Арбенин.
Описание слайда:
Лермонтов и его герои В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Таковы Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений... И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой "Маскарада" — Евгений Арбенин.

Слайд 27





Лермонтов и его герои
 "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. — В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа..."
Описание слайда:
Лермонтов и его герои "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. — В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа..."

Слайд 28





Лермонтов и его герои
В отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая "Героя нашего времени", уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, "выстраивая" их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого. Таков автор путевых записок, в котором мы без труда угадываем черты самого Лермонтова.
Описание слайда:
Лермонтов и его герои В отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая "Героя нашего времени", уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, "выстраивая" их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого. Таков автор путевых записок, в котором мы без труда угадываем черты самого Лермонтова.

Слайд 29





Выводы:
Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность "перевоплощаться" — в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного. насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
Описание слайда:
Выводы: Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность "перевоплощаться" — в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата, в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного. насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Слайд 30





Источники:
http://www.my-lermontov.ru/portret.shtml
М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. Москва, Издательство "Правда" 1988 Вступительная статья И. Андроникова.
Описание слайда:
Источники: http://www.my-lermontov.ru/portret.shtml М. Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. Москва, Издательство "Правда" 1988 Вступительная статья И. Андроникова.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию