🗊Презентация Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №1Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №2Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №3Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №4Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №5Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №6Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №7Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №8Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №9Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №10Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №11Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №12Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №13Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №14Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №15Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №16Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №17Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №18Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №19Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №20Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №21Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №22Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №23Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №24Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №25Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №26Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №27Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №28Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №29Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №30Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №31Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №32Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №33Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №34Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №35Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №36Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №37Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №38Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №39Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №40Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №41Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №42Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №43Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №44Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №45Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №46Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №47Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №48Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №49Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №50Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №51Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №52Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №53Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №54Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №55Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №56Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №57Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №58Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №59Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №60Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №61Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №62Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №63Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №64Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №65Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №66Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №67Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №68Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №69Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №70Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №71Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №72Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №73Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №74Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №75Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №76Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №77Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №78Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №79Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №80Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №81Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №82Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №83Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №84Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №85Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №86Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №87Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №88Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №89Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №90Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №91Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №92Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №93Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №94Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №95Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №96Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №97Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №98Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №99Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №100Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №101Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №102Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №103Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №104Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №105Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №106Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №107Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №108Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №109Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №110Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №111Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №112Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №113Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №114Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №115Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №116Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №117Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №118Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №119

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе. Доклад-сообщение содержит 119 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 А.Н. Крутский, 
О.С. Гибельгауз (Косихина)

Психодидактические технологии системного усвоения знаний 
по физике  
в средней школе
Описание слайда:
А.Н. Крутский, О.С. Гибельгауз (Косихина) Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе

Слайд 2






Курс включает в себя 
8 лекций
Описание слайда:
Курс включает в себя 8 лекций

Слайд 3





  Данный материал был разработан по заказу Московского университета «Первое сентября» и начиная с 2005 года используется два раза в год для проведения дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики России и стран СНГ.
  Данный материал был разработан по заказу Московского университета «Первое сентября» и начиная с 2005 года используется два раза в год для проведения дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики России и стран СНГ.
   Удостоверение о прохождении курсов выдаётся Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.
Описание слайда:
Данный материал был разработан по заказу Московского университета «Первое сентября» и начиная с 2005 года используется два раза в год для проведения дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики России и стран СНГ. Данный материал был разработан по заказу Московского университета «Первое сентября» и начиная с 2005 года используется два раза в год для проведения дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики России и стран СНГ. Удостоверение о прохождении курсов выдаётся Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.

Слайд 4






 За эти 7 лет переподготовку прошли
 более 1000 учителей физики
России и стран СНГ
Описание слайда:
За эти 7 лет переподготовку прошли более 1000 учителей физики России и стран СНГ

Слайд 5





       Содержание курса:
       Содержание курса:
     Сведения об авторах ……………………………..Слайд 6
       Учебный план курсов………………………………………8
       Понятие о психодидактике……………………………….10
       Дискретный подход……………………………………….38
       Системно-функциональный подход…………………...47
       Системно-структурный подход………………………….85
       Системно-логический подход…………………………...95
       Управление учебной деятельностью………………….104
        Пакетные технологии обучения………………………..108
        Заключение ……………………………………………….114
Описание слайда:
Содержание курса: Содержание курса: Сведения об авторах ……………………………..Слайд 6 Учебный план курсов………………………………………8 Понятие о психодидактике……………………………….10 Дискретный подход……………………………………….38 Системно-функциональный подход…………………...47 Системно-структурный подход………………………….85 Системно-логический подход…………………………...95 Управление учебной деятельностью………………….104 Пакетные технологии обучения………………………..108 Заключение ……………………………………………….114

Слайд 6





Сведения об авторах учебного курса 
«Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике»
Описание слайда:
Сведения об авторах учебного курса «Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике»

Слайд 7





          
          
   Ниже приводится учебный план курсов, 
   опубликованный в газете 
     «1 сентября. Физика» за 2005 год
(Лекция №8 добавлена к прежним лекциям)
Описание слайда:
Ниже приводится учебный план курсов, опубликованный в газете «1 сентября. Физика» за 2005 год (Лекция №8 добавлена к прежним лекциям)

Слайд 8


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9






Представляем презентацию, разработанную для лекционного сопровождения курса по психодидактической технологии системного усвоения знаний, предназначенного для учителей школ и студентов физических факультетов педагогических университетов.
Описание слайда:
Представляем презентацию, разработанную для лекционного сопровождения курса по психодидактической технологии системного усвоения знаний, предназначенного для учителей школ и студентов физических факультетов педагогических университетов.

Слайд 10


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





     Литература монографического характера по психодидактике
     Литература монографического характера по психодидактике
Педагогика и психология // Вопросы психологии. – 1981. – №1. – С. 15-43.
Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. 
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. 
Подольский А.И. Системная психодидактика. –  Магнитогорск, «Творчество, 2005. - 328 с.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. –  М.: Новая школа, 2003. – 304 с.
Рахимов А.З. Психодидактика. Учебное пособие. – Уфа: «Творчество», 1996. – 191 с.
Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа-Москва: «Творчество», 2003. – 400 с.
Стоунс  Э.: Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. –  Пер. С англ./ Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
Фокин Ю.Г. Психодидактика высшего образования, - М.:, 2002. 
Крутский А.Н. Психодидактика. Ч. 1,2,3,4,5,6,7,8, 9, 11, 14. 
Берулава Г.А. Психодидактика.  – М.: Изд-во Ун-та РАО, 2006. 
Савенков А.И. Психодидактика. – Национальный книжный центр, 2012. - 360 с.
Описание слайда:
Литература монографического характера по психодидактике Литература монографического характера по психодидактике Педагогика и психология // Вопросы психологии. – 1981. – №1. – С. 15-43. Гельфман Э., Холодная М. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. Подольский А.И. Системная психодидактика. – Магнитогорск, «Творчество, 2005. - 328 с. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003. – 304 с. Рахимов А.З. Психодидактика. Учебное пособие. – Уфа: «Творчество», 1996. – 191 с. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа-Москва: «Творчество», 2003. – 400 с. Стоунс Э.: Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – Пер. С англ./ Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшего образования, - М.:, 2002. Крутский А.Н. Психодидактика. Ч. 1,2,3,4,5,6,7,8, 9, 11, 14. Берулава Г.А. Психодидактика. – М.: Изд-во Ун-та РАО, 2006. Савенков А.И. Психодидактика. – Национальный книжный центр, 2012. - 360 с.

Слайд 12





Деятельность школьного учителя в корне отличается от деятельности преподавателя ВУЗа по степени и средствам воздействия на учащихся. 
Деятельность школьного учителя в корне отличается от деятельности преподавателя ВУЗа по степени и средствам воздействия на учащихся. 
Ученик школы отличается от студента тем, что:
1) его невозможно отчислить за неуспеваемость;
2) его невозможно лишить стипендии.
Описание слайда:
Деятельность школьного учителя в корне отличается от деятельности преподавателя ВУЗа по степени и средствам воздействия на учащихся. Деятельность школьного учителя в корне отличается от деятельности преподавателя ВУЗа по степени и средствам воздействия на учащихся. Ученик школы отличается от студента тем, что: 1) его невозможно отчислить за неуспеваемость; 2) его невозможно лишить стипендии.

Слайд 13






Поэтому чтобы превратить эту массу дерущихся, орущих, смеющихся и т.д. детей в учащихся, у учителя есть единственное средство: заинтересовать своей личностью а также содержанием и процессом обучения. 
Поэтому педагогической психологией и дидактикой разработана система методов и приемов, позволяющих включить в учебную деятельность всех учеников класса.
Описание слайда:
Поэтому чтобы превратить эту массу дерущихся, орущих, смеющихся и т.д. детей в учащихся, у учителя есть единственное средство: заинтересовать своей личностью а также содержанием и процессом обучения. Поэтому педагогической психологией и дидактикой разработана система методов и приемов, позволяющих включить в учебную деятельность всех учеников класса.

Слайд 14





    Далее приводится схема, позволяющая понять истоки появления психодидактической системы.
    Далее приводится схема, позволяющая понять истоки появления психодидактической системы.
     Среди категорий дидактики есть принципы и методы. Но, кроме того, в теории дидактики имеется множество дидактических объектов, которые не имеют чёткой категориальной принадлежности и в научной дидактической литературе авторами называются произвольно то методами, то принципами, то подходами, что далеко не одно и то же. Если это методы, то их применение для учителя не является обязательным. Методы учитель выбирает сам. Если же это принципы, то им  следовать надо неукоснительно, чтобы получить нужный результат. А если это подходы – то непонятно, что это такое. И ибо термин «подход» нигде не определён. Подходом называют то, что непонятно, куда отнести.
Описание слайда:
Далее приводится схема, позволяющая понять истоки появления психодидактической системы. Далее приводится схема, позволяющая понять истоки появления психодидактической системы. Среди категорий дидактики есть принципы и методы. Но, кроме того, в теории дидактики имеется множество дидактических объектов, которые не имеют чёткой категориальной принадлежности и в научной дидактической литературе авторами называются произвольно то методами, то принципами, то подходами, что далеко не одно и то же. Если это методы, то их применение для учителя не является обязательным. Методы учитель выбирает сам. Если же это принципы, то им следовать надо неукоснительно, чтобы получить нужный результат. А если это подходы – то непонятно, что это такое. И ибо термин «подход» нигде не определён. Подходом называют то, что непонятно, куда отнести.

Слайд 15





Схема психодидактических подходов
           Педагогика                         Методологические подходы
                                                    1. Проблемный
Теория воспитания  Теория обучения              2. Программированный 
                                                                             3. Дискретный
                        предмет                                       4. Системно-функциональный
             методологические основы                     5. Системно-структурный
                   закономерности                                6. Системно-логический
                           цели                                           7. Индивидуально-дифференцированный
                        задачи                                          8. Коммуникативный
                    содержание                                      9. Игровой
                      принципы                                       10. Межпредметный
                       методы                                          11. Историко-библиографический
              формы организации                              12. Демонстрационно-технический
                      результаты                                     13. Задачный  
                                                                              14. Модельный
                                                                                       Психодидактика
Описание слайда:
Схема психодидактических подходов Педагогика Методологические подходы 1. Проблемный Теория воспитания Теория обучения 2. Программированный 3. Дискретный предмет 4. Системно-функциональный методологические основы 5. Системно-структурный закономерности 6. Системно-логический цели 7. Индивидуально-дифференцированный задачи 8. Коммуникативный содержание 9. Игровой принципы 10. Межпредметный методы 11. Историко-библиографический формы организации 12. Демонстрационно-технический результаты 13. Задачный 14. Модельный Психодидактика

Слайд 16






    Представляется два способа выхода из этой ситуации. 
   1. «Законодательно» отнести данные дидактические явления к одной из имеющихся категорий.
   2. Вывести их за пределы дидактики.
    Мы пошли по второму пути, организовав на их базе новое научное направление – психодидактику.
Описание слайда:
Представляется два способа выхода из этой ситуации. 1. «Законодательно» отнести данные дидактические явления к одной из имеющихся категорий. 2. Вывести их за пределы дидактики. Мы пошли по второму пути, организовав на их базе новое научное направление – психодидактику.

Слайд 17





    Здесь мы встретились с большой трудностью. Кроме того, что термин «подход» нигде не определён, их количество, отражённое в различной литературе педагогического, науковедческого методического , кибернетического и др. характера превысило всякие разумные пределы. Мы их обнаружили более восьмидесяти.
    Здесь мы встретились с большой трудностью. Кроме того, что термин «подход» нигде не определён, их количество, отражённое в различной литературе педагогического, науковедческого методического , кибернетического и др. характера превысило всякие разумные пределы. Мы их обнаружили более восьмидесяти.
            Поэтому пришлось выделить среди них те «подходы», которые имеют прямое отношение  к процессу обучения, с помощью которых учитель непосредственно организует процесс обучения на уроке, управляет с их помощью процессом обучения.
    Их, по нашим данным, имеется  четырнадцать.
Описание слайда:
Здесь мы встретились с большой трудностью. Кроме того, что термин «подход» нигде не определён, их количество, отражённое в различной литературе педагогического, науковедческого методического , кибернетического и др. характера превысило всякие разумные пределы. Мы их обнаружили более восьмидесяти. Здесь мы встретились с большой трудностью. Кроме того, что термин «подход» нигде не определён, их количество, отражённое в различной литературе педагогического, науковедческого методического , кибернетического и др. характера превысило всякие разумные пределы. Мы их обнаружили более восьмидесяти. Поэтому пришлось выделить среди них те «подходы», которые имеют прямое отношение к процессу обучения, с помощью которых учитель непосредственно организует процесс обучения на уроке, управляет с их помощью процессом обучения. Их, по нашим данным, имеется четырнадцать.

Слайд 18





    Ниже приведена диаграмма, на которой они расположены внутри неё, а остальные подходы являются для них методологической основой.
    Ниже приведена диаграмма, на которой они расположены внутри неё, а остальные подходы являются для них методологической основой.
   Эти четырнадцать дидактических явлений мы назвали «методологическими подходами психодидактики», и сделали их предметом изучения новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики.
    Эта структура отражена на ниже приведённой диаграмме.
Описание слайда:
Ниже приведена диаграмма, на которой они расположены внутри неё, а остальные подходы являются для них методологической основой. Ниже приведена диаграмма, на которой они расположены внутри неё, а остальные подходы являются для них методологической основой. Эти четырнадцать дидактических явлений мы назвали «методологическими подходами психодидактики», и сделали их предметом изучения новой отрасли психолого-педагогического знания – психодидактики. Эта структура отражена на ниже приведённой диаграмме.

Слайд 19





Структура научных подходов
Описание слайда:
Структура научных подходов

Слайд 20






   Далее методологические подходы были подвергнуты классификации.
Описание слайда:
Далее методологические подходы были подвергнуты классификации.

Слайд 21





Классификация методологических подходов
Методологические подходы к обучению
историко-библио-     проблемный        дискретный          индивидуально-              задачный
графический                                                                          дифференци-
                                    программи-           системно-              рованный                   модельный
    игровой                    рованный       функциональный
                                                              коммуникативный
                                                                   системно-
                                                                  структурный       демонстрационно-
                                                                                                  технический
                                                                  системно-             
                                                                   логический
   
                                                                 межпредметный
Описание слайда:
Классификация методологических подходов Методологические подходы к обучению историко-библио- проблемный дискретный индивидуально- задачный графический дифференци- программи- системно- рованный модельный игровой рованный функциональный коммуникативный системно- структурный демонстрационно- технический системно- логический межпредметный

Слайд 22





   Полностью разработка технологии всех перечисленных подходов является делом будущего. 
   Полностью разработка технологии всех перечисленных подходов является делом будущего. 
   Далее в этой лекции мы будем говорить только лишь о большей части блока «системного усвоения», о подходах:
   дискретном;
  системно-функциональном;
   системно-структурном;
   системно-логическом.
Описание слайда:
Полностью разработка технологии всех перечисленных подходов является делом будущего. Полностью разработка технологии всех перечисленных подходов является делом будущего. Далее в этой лекции мы будем говорить только лишь о большей части блока «системного усвоения», о подходах: дискретном; системно-функциональном; системно-структурном; системно-логическом.

Слайд 23






Психодидактика! Каков предмет ее исследования?
Предметом изучения психодидактики является система методологических подходов к обучению и технология их применения в процессе изучения школьных учебных дисциплин.
Описание слайда:
Психодидактика! Каков предмет ее исследования? Предметом изучения психодидактики является система методологических подходов к обучению и технология их применения в процессе изучения школьных учебных дисциплин.

Слайд 24





Основные требования психологии познавательных процессов и дидактики могут быть реализованы в результате применения четырнадцати методологических подходов психодидактики:
         1. Проблемный
           2. Программированный 
           3. Дискретный
          4. Системно-функциональный
          5. Системно-структурный
          6. Системно-логический
          7. Индивидуально-дифференцированный
          8. Коммуникативный
          9. Игровой
         10. Межпредметный
         11. Историко-библиографический
         12. Демонстрационно-технический
         13. Задачный  
         14. Модельный
Описание слайда:
Основные требования психологии познавательных процессов и дидактики могут быть реализованы в результате применения четырнадцати методологических подходов психодидактики: 1. Проблемный 2. Программированный 3. Дискретный 4. Системно-функциональный 5. Системно-структурный 6. Системно-логический 7. Индивидуально-дифференцированный 8. Коммуникативный 9. Игровой 10. Межпредметный 11. Историко-библиографический 12. Демонстрационно-технический 13. Задачный 14. Модельный

Слайд 25







Что же такое методологический подход к обучению?
Описание слайда:
Что же такое методологический подход к обучению?

Слайд 26





Методологическим подходом к обучению будем называть психолого-дидактическую структуру обучающей и учебной деятельности, имеющую четыре составляющих:
Методологическим подходом к обучению будем называть психолого-дидактическую структуру обучающей и учебной деятельности, имеющую четыре составляющих:
 дидактическую;
 психологическую;
 методическую;
 частнопредметную.
Описание слайда:
Методологическим подходом к обучению будем называть психолого-дидактическую структуру обучающей и учебной деятельности, имеющую четыре составляющих: Методологическим подходом к обучению будем называть психолого-дидактическую структуру обучающей и учебной деятельности, имеющую четыре составляющих: дидактическую; психологическую; методическую; частнопредметную.

Слайд 27






   Дидактическая составляющая связана с постановкой конкретной цели на данном этапе процесса обучения.
Описание слайда:
Дидактическая составляющая связана с постановкой конкретной цели на данном этапе процесса обучения.

Слайд 28






   Психологическая составляющая требует  выделить те психические функции личности, актуализация которых позволит достигнуть поставленных дидактических целей.
Описание слайда:
Психологическая составляющая требует выделить те психические функции личности, актуализация которых позволит достигнуть поставленных дидактических целей.

Слайд 29






   Методическая составляющая требует преобразования учебного материала к виду, дающему возможность актуализировать выделенные психические функции личности, позволяющие достигнуть поставленной цели обучения.
Описание слайда:
Методическая составляющая требует преобразования учебного материала к виду, дающему возможность актуализировать выделенные психические функции личности, позволяющие достигнуть поставленной цели обучения.

Слайд 30






   Частно-предметная составляющая связана с реализацией предыдущих составляющих на материале конкретного учебного предмета: физики, химии, истории и др.
   Поэтому кроме общей психодидактики  существуют частные – психодидактика физики, психодидактика химии, психодидактика истории и т.д.
Описание слайда:
Частно-предметная составляющая связана с реализацией предыдущих составляющих на материале конкретного учебного предмета: физики, химии, истории и др. Поэтому кроме общей психодидактики существуют частные – психодидактика физики, психодидактика химии, психодидактика истории и т.д.

Слайд 31





Статус подхода каждому из этих психолого-педагогических явлений придаёт именно методическая составляющая, так как она требует преобразования учебного материала.
Статус подхода каждому из этих психолого-педагогических явлений придаёт именно методическая составляющая, так как она требует преобразования учебного материала.
Именно преобразование содержания изучаемого материала и является характерным признаком методологического подхода.
Описание слайда:
Статус подхода каждому из этих психолого-педагогических явлений придаёт именно методическая составляющая, так как она требует преобразования учебного материала. Статус подхода каждому из этих психолого-педагогических явлений придаёт именно методическая составляющая, так как она требует преобразования учебного материала. Именно преобразование содержания изучаемого материала и является характерным признаком методологического подхода.

Слайд 32





Почему эти подходы названы методологическими, а не методическими?
Почему эти подходы названы методологическими, а не методическими?
Основная задача педагогики и процесса обучения превратить объект обучения в субъект. Если эти подходы для учителя являются во многом методическими, то для учащегося они являются методологическими, поскольку используются в процессе исследования усваеваемого учебного материала  (анализ, синтез, разработка правил усвоения и пр.)
Описание слайда:
Почему эти подходы названы методологическими, а не методическими? Почему эти подходы названы методологическими, а не методическими? Основная задача педагогики и процесса обучения превратить объект обучения в субъект. Если эти подходы для учителя являются во многом методическими, то для учащегося они являются методологическими, поскольку используются в процессе исследования усваеваемого учебного материала (анализ, синтез, разработка правил усвоения и пр.)

Слайд 33





Выше приведённая диаграмма позволяет выявить место методологических подходов психодидактики в системе общенаучных подходов
Рассмотрим её ещё раз
Описание слайда:
Выше приведённая диаграмма позволяет выявить место методологических подходов психодидактики в системе общенаучных подходов Рассмотрим её ещё раз

Слайд 34





Структура научных подходов
Описание слайда:
Структура научных подходов

Слайд 35





Траекторий процесса обучения, по которым может осуществляться взаимодействие учителя, ученика и содержания образования, бесчисленное множество.
Траекторий процесса обучения, по которым может осуществляться взаимодействие учителя, ученика и содержания образования, бесчисленное множество.
       На этой диаграмме можно обозначить 
свыше 8.000.000 возможных траекторий движения к цели в процессе обучения.
Описание слайда:
Траекторий процесса обучения, по которым может осуществляться взаимодействие учителя, ученика и содержания образования, бесчисленное множество. Траекторий процесса обучения, по которым может осуществляться взаимодействие учителя, ученика и содержания образования, бесчисленное множество. На этой диаграмме можно обозначить свыше 8.000.000 возможных траекторий движения к цели в процессе обучения.

Слайд 36






Единственным выходом из создающихся ситуаций является построение технологий.
Описание слайда:
Единственным выходом из создающихся ситуаций является построение технологий.

Слайд 37





Психодидактическая технология системного усвоения знаний включает в себя четыре методологических подхода психодидактики:

Дискретный
Системно-функциональный
Системно-структурный
Системно-логический
Описание слайда:
Психодидактическая технология системного усвоения знаний включает в себя четыре методологических подхода психодидактики: Дискретный Системно-функциональный Системно-структурный Системно-логический

Слайд 38





Дискретный подход
Дискретный подход
к обучению и усвоению знаний
Описание слайда:
Дискретный подход Дискретный подход к обучению и усвоению знаний

Слайд 39


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №39
Описание слайда:

Слайд 40





    На данной схеме показаны несколько уроков процесса обучения. На каждом уроке вводится некоторое количество новых элементов знания. Они обозначены в виде прямоугольников. Их заливка различна, что отражает факт того, что эти элементы знания имеют различное функциональное назначение в курсе изучаемой темы. Они могут быть научными фактами, идеальными объектами, гипотезами, величинами, законами, способами применения изучаемых теоретических положений.
    На данной схеме показаны несколько уроков процесса обучения. На каждом уроке вводится некоторое количество новых элементов знания. Они обозначены в виде прямоугольников. Их заливка различна, что отражает факт того, что эти элементы знания имеют различное функциональное назначение в курсе изучаемой темы. Они могут быть научными фактами, идеальными объектами, гипотезами, величинами, законами, способами применения изучаемых теоретических положений.
Описание слайда:
На данной схеме показаны несколько уроков процесса обучения. На каждом уроке вводится некоторое количество новых элементов знания. Они обозначены в виде прямоугольников. Их заливка различна, что отражает факт того, что эти элементы знания имеют различное функциональное назначение в курсе изучаемой темы. Они могут быть научными фактами, идеальными объектами, гипотезами, величинами, законами, способами применения изучаемых теоретических положений. На данной схеме показаны несколько уроков процесса обучения. На каждом уроке вводится некоторое количество новых элементов знания. Они обозначены в виде прямоугольников. Их заливка различна, что отражает факт того, что эти элементы знания имеют различное функциональное назначение в курсе изучаемой темы. Они могут быть научными фактами, идеальными объектами, гипотезами, величинами, законами, способами применения изучаемых теоретических положений.

Слайд 41





     Они вводятся впервые на данном уроке.
     Они вводятся впервые на данном уроке.
     Небольшими эллипсами показаны уже известные учащимся элементы знания, связующие, с помощью которых вводятся новые элементы знания. 
     Новые элементы знания вносятся учащимися в тетрадь. Критериями выделения новых (доминирующих) элементов знания является:
     - элемент знания встречается впервые;
     - является важным и без него невозможно дальнейшее усвоение материала;
     - имеет большое мировоззренческое значение.
      Эти элементы знания вносятся в тетрадь в виде вопросов и ответов. Мы называем их «доминирующими элементами знания» – ДЭЗ.
     В дальнейшем будут определяться их функции, и они будут объединяться в системы в результате осуществления системно-функционального подхода.
Описание слайда:
Они вводятся впервые на данном уроке. Они вводятся впервые на данном уроке. Небольшими эллипсами показаны уже известные учащимся элементы знания, связующие, с помощью которых вводятся новые элементы знания. Новые элементы знания вносятся учащимися в тетрадь. Критериями выделения новых (доминирующих) элементов знания является: - элемент знания встречается впервые; - является важным и без него невозможно дальнейшее усвоение материала; - имеет большое мировоззренческое значение. Эти элементы знания вносятся в тетрадь в виде вопросов и ответов. Мы называем их «доминирующими элементами знания» – ДЭЗ. В дальнейшем будут определяться их функции, и они будут объединяться в системы в результате осуществления системно-функционального подхода.

Слайд 42





Доминирующие элементы знания
по теме «Плотность вещества»
Описание слайда:
Доминирующие элементы знания по теме «Плотность вещества»

Слайд 43






Следует обратить внимание, что дискретный подход не предусматривает ответы учащихся на поставленные учителем или учебником вопросы на протяжении всего времени изучения учебного предмета. Это бы не соответствовало 
основной задаче педагогики – превращение объекта обучения в субъект.
Описание слайда:
Следует обратить внимание, что дискретный подход не предусматривает ответы учащихся на поставленные учителем или учебником вопросы на протяжении всего времени изучения учебного предмета. Это бы не соответствовало основной задаче педагогики – превращение объекта обучения в субъект.

Слайд 44





  
  
 Задача педагога научить учащихся технологии дискретного подхода.
   Ученик должен научиться не просто искать ответы в учебнике на поставленные вопросы, а анализировать текст и ставить эти вопросы!
Описание слайда:
Задача педагога научить учащихся технологии дискретного подхода. Ученик должен научиться не просто искать ответы в учебнике на поставленные вопросы, а анализировать текст и ставить эти вопросы!

Слайд 45





   Поставить вопросы куда сложнее, чем просто искать на них ответы.
   Поставить вопросы куда сложнее, чем просто искать на них ответы.
   Чтобы поставить вопрос, надо иметь в голове уже готовый на него ответ!
    Иными словами, чтобы поставить вопрос, надо полностью понять и усвоить материал!
    Это соответствует основной задаче дидактики!
Описание слайда:
Поставить вопросы куда сложнее, чем просто искать на них ответы. Поставить вопросы куда сложнее, чем просто искать на них ответы. Чтобы поставить вопрос, надо иметь в голове уже готовый на него ответ! Иными словами, чтобы поставить вопрос, надо полностью понять и усвоить материал! Это соответствует основной задаче дидактики!

Слайд 46





Дискретный подход – это методологический подход к обучению, связанный с выделением основных элементов знаний в пределах конкретной изучаемой темы в виде вопросов, на которые учащиеся самостоятельно дают ответы .
Описание слайда:
Дискретный подход – это методологический подход к обучению, связанный с выделением основных элементов знаний в пределах конкретной изучаемой темы в виде вопросов, на которые учащиеся самостоятельно дают ответы .

Слайд 47






Дискретный подход является начальной фазой системного усвоения знаний.
Он позволяет перейти ко второй его фазе – подходу 
системно-функциональному.
Описание слайда:
Дискретный подход является начальной фазой системного усвоения знаний. Он позволяет перейти ко второй его фазе – подходу системно-функциональному.

Слайд 48





Системно-функциональный подход
Системно-функциональный подход
Описание слайда:
Системно-функциональный подход Системно-функциональный подход

Слайд 49





    Системно-функциональный подход является логическим продолжением действий дискретного подхода, когда происходит анализ функций выделенных элементов знания.
    Системно-функциональный подход является логическим продолжением действий дискретного подхода, когда происходит анализ функций выделенных элементов знания.
      В теории психодидактики выделяется шесть элементов знания изучаемой научной теории: научные факты, гипотезы, идеальные объекты (модели), величины, законы, способы практического применения теоретического знания
        Выделенные в виде вопросов и ответов элементы знания анализируются на предмет их роли (функций) в структуре изучаемой данной научной теории.
     
Затем выделенные элементы знания данной научной теории систематизируются с аналогичными по функциям элементами других ранее изученных научных теорий. После чего можно увидеть их аналогичную внешнюю форму и одинаковую структуру знаний
 о каждом  из них. 
Это даёт возможность конструировать производное знание
в виде «правил системного усвоения»
Сравнительный анализ правил усвоения даёт возможность увидеть и усвоить «метод усвоения», что и является конечной задачей учебного познания
Описание слайда:
Системно-функциональный подход является логическим продолжением действий дискретного подхода, когда происходит анализ функций выделенных элементов знания. Системно-функциональный подход является логическим продолжением действий дискретного подхода, когда происходит анализ функций выделенных элементов знания. В теории психодидактики выделяется шесть элементов знания изучаемой научной теории: научные факты, гипотезы, идеальные объекты (модели), величины, законы, способы практического применения теоретического знания Выделенные в виде вопросов и ответов элементы знания анализируются на предмет их роли (функций) в структуре изучаемой данной научной теории. Затем выделенные элементы знания данной научной теории систематизируются с аналогичными по функциям элементами других ранее изученных научных теорий. После чего можно увидеть их аналогичную внешнюю форму и одинаковую структуру знаний о каждом из них. Это даёт возможность конструировать производное знание в виде «правил системного усвоения» Сравнительный анализ правил усвоения даёт возможность увидеть и усвоить «метод усвоения», что и является конечной задачей учебного познания

Слайд 50






Приведённые теоретические посылки процесса усвоения научного знания реализуются в результате системного анализа изучаемого материала и процесса его познания.
Описание слайда:
Приведённые теоретические посылки процесса усвоения научного знания реализуются в результате системного анализа изучаемого материала и процесса его познания.

Слайд 51





Два подхода к анализу содержания учебного материала
Описание слайда:
Два подхода к анализу содержания учебного материала

Слайд 52





    На приведённых рисунках показано два подхода к изучению содержания учебного предмета.
    На приведённых рисунках показано два подхода к изучению содержания учебного предмета.
    Первый назван «Горизонтальной систематизацией». Римскими цифрами
    обозначены разделы учебного предмета, а арабскими – его элементы знания:  
1 – научные факты, 
2 – гипотезы, 
3 – идеальные объекты, 
4 – величины, 
5 – законы, 
6 – практическое применение .
Описание слайда:
На приведённых рисунках показано два подхода к изучению содержания учебного предмета. На приведённых рисунках показано два подхода к изучению содержания учебного предмета. Первый назван «Горизонтальной систематизацией». Римскими цифрами обозначены разделы учебного предмета, а арабскими – его элементы знания: 1 – научные факты, 2 – гипотезы, 3 – идеальные объекты, 4 – величины, 5 – законы, 6 – практическое применение .

Слайд 53





   
   
Элементы знания, обозначенные одинаковым номером, например, физические величины (№4), изучаются в разных темах учебного предмета через большие промежутки времени: месяц, два и более. Поэтому учащиеся не могут самостоятельно увидеть, что общность функций влечёт за собой и общность структуры знания о каждом из них. Значит необходим и другой путь – систематизация по общности функций, что показано на следующем рисунке.
Описание слайда:
Элементы знания, обозначенные одинаковым номером, например, физические величины (№4), изучаются в разных темах учебного предмета через большие промежутки времени: месяц, два и более. Поэтому учащиеся не могут самостоятельно увидеть, что общность функций влечёт за собой и общность структуры знания о каждом из них. Значит необходим и другой путь – систематизация по общности функций, что показано на следующем рисунке.

Слайд 54





   Вертикальные стрелки показывают, что после изучения нескольких тем имеется возможность систематизации элементов знания по их функциям. То есть, можно посмотреть одновременно, например, на все величины или все изученные законы. Тогда можно увидеть одинаковую структуру знания о каждом из них. Рождаются технологии их системного усвоения в виде определённых правил.
   Вертикальные стрелки показывают, что после изучения нескольких тем имеется возможность систематизации элементов знания по их функциям. То есть, можно посмотреть одновременно, например, на все величины или все изученные законы. Тогда можно увидеть одинаковую структуру знания о каждом из них. Рождаются технологии их системного усвоения в виде определённых правил.
Описание слайда:
Вертикальные стрелки показывают, что после изучения нескольких тем имеется возможность систематизации элементов знания по их функциям. То есть, можно посмотреть одновременно, например, на все величины или все изученные законы. Тогда можно увидеть одинаковую структуру знания о каждом из них. Рождаются технологии их системного усвоения в виде определённых правил. Вертикальные стрелки показывают, что после изучения нескольких тем имеется возможность систематизации элементов знания по их функциям. То есть, можно посмотреть одновременно, например, на все величины или все изученные законы. Тогда можно увидеть одинаковую структуру знания о каждом из них. Рождаются технологии их системного усвоения в виде определённых правил.

Слайд 55





Общая структура 
системно-функционального подхода
Описание слайда:
Общая структура системно-функционального подхода

Слайд 56





Системно-функциональный подход к усвоению 
величин
Описание слайда:
Системно-функциональный подход к усвоению величин

Слайд 57






Структура знания о физической величине
(Это структура минимального состава знания, которая обеспечивает понимание сущности величины)
1. Формула.
2. Определение.
3. Физический смысл.
4. Что принято за единицу величины вообще 
    (в любой системе единиц)?
5. Что принято за единицу величины в СИ?
6. Получить наименование единицы величины  в СИ.
Описание слайда:
Структура знания о физической величине (Это структура минимального состава знания, которая обеспечивает понимание сущности величины) 1. Формула. 2. Определение. 3. Физический смысл. 4. Что принято за единицу величины вообще (в любой системе единиц)? 5. Что принято за единицу величины в СИ? 6. Получить наименование единицы величины в СИ.

Слайд 58





1. Формула. 
где      - скорость, 
           - пройденный путь,  
          - время, за которое этот путь пройден.
Описание слайда:
1. Формула. где - скорость, - пройденный путь, - время, за которое этот путь пройден.

Слайд 59





2. Как дать определение 
(словесную формулировку) 
физической величины?
   Скоростью называется физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
Описание слайда:
2. Как дать определение (словесную формулировку) физической величины? Скоростью называется физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.

Слайд 60





2. Как дать определение 
(словесную формулировку) 
любой физической величины?
Описание слайда:
2. Как дать определение (словесную формулировку) любой физической величины?

Слайд 61






3. Как выявить физический смысл физической  величины?

Выявление физического смысла физических величин возможно понять только в системе с выявлением смысла различных величин других учебных предметов
(например, величин арифметики)
Описание слайда:
3. Как выявить физический смысл физической величины? Выявление физического смысла физических величин возможно понять только в системе с выявлением смысла различных величин других учебных предметов (например, величин арифметики)

Слайд 62





3. Как выявить  смысл отношения (дроби) 
    Три рыбака поймали 15 рыб. Что мы получим, если разделим 15 рыб на три рыбака?
     На четырёх автомобилях привезли 20 т угля. Что мы получим, если разделим 20 т на 4 автомобиля?
Описание слайда:
3. Как выявить смысл отношения (дроби) Три рыбака поймали 15 рыб. Что мы получим, если разделим 15 рыб на три рыбака? На четырёх автомобилях привезли 20 т угля. Что мы получим, если разделим 20 т на 4 автомобиля?

Слайд 63







3. Как выявить физический смысла отношения, если в числителе и знаменателе стоят величины с различным наименованием единиц
    
    
    При деление именованных чисел с различными наименованиями единиц в результате получается величина, показывающая, сколько единиц величины, стоящей в числителе, приходится на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.
Описание слайда:
3. Как выявить физический смысла отношения, если в числителе и знаменателе стоят величины с различным наименованием единиц При деление именованных чисел с различными наименованиями единиц в результате получается величина, показывающая, сколько единиц величины, стоящей в числителе, приходится на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.

Слайд 64





3. Как выявить физический смысла величины
   Скорость равномерного движения показывает, какой путь проходит тело за единицу времени.
Описание слайда:
3. Как выявить физический смысла величины Скорость равномерного движения показывает, какой путь проходит тело за единицу времени.

Слайд 65





3. Как выявить физический смысл любой физической  величины
Описание слайда:
3. Как выявить физический смысл любой физической величины

Слайд 66





4. Что принято за единицу физической величины (вообще, в любой системе единиц)?

   


   За единицу скорости принята такая скорость, при которой тело за единицу времени проходит единицу расстояния.
Описание слайда:
4. Что принято за единицу физической величины (вообще, в любой системе единиц)? За единицу скорости принята такая скорость, при которой тело за единицу времени проходит единицу расстояния.

Слайд 67





5. Что принято за единицу величины в Международной системе единиц (в СИ)?
   За единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой тело за одну секунду проходит путь один метр.
Описание слайда:
5. Что принято за единицу величины в Международной системе единиц (в СИ)? За единицу скорости в СИ принята такая скорость, при которой тело за одну секунду проходит путь один метр.

Слайд 68





6. Получить наименование (обозначение) единицы величины в СИ.
   Чтобы получить наименование (обозначение) единицы скорости в СИ, надо наименование (обозначение) единицы пути в СИ разделить на наименование (обозначение) единицы времени в СИ.
Описание слайда:
6. Получить наименование (обозначение) единицы величины в СИ. Чтобы получить наименование (обозначение) единицы скорости в СИ, надо наименование (обозначение) единицы пути в СИ разделить на наименование (обозначение) единицы времени в СИ.

Слайд 69





Технология усвоения физических величин
Описание слайда:
Технология усвоения физических величин

Слайд 70





Системно-функциональный подход к усвоению 
законов
Описание слайда:
Системно-функциональный подход к усвоению законов

Слайд 71





Структура знания о законе
Минимальный состав знания, обеспечивающий понимание закона
Формула.
Зависимость между какими величинами выражает закон?
Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, от величин, стоящих в правой его части?
Формулировка закона.
Как называется коэффициент пропорциональности?
Каков его физический смысл?
Получить наименование единицы коэффициента.
Чему равен коэффициент пропорциональности.
Описание слайда:
Структура знания о законе Минимальный состав знания, обеспечивающий понимание закона Формула. Зависимость между какими величинами выражает закон? Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, от величин, стоящих в правой его части? Формулировка закона. Как называется коэффициент пропорциональности? Каков его физический смысл? Получить наименование единицы коэффициента. Чему равен коэффициент пропорциональности.

Слайд 72






Первое правило.
Как надо отвечать на вопрос: 
«Напишите формулу закона».

       это закон Кулона, 
где      – сила взаимодействия зарядов;
            и     – значения зарядов;
           – расстояние между ними;
           – коэффициент пропорциональности.
Описание слайда:
Первое правило. Как надо отвечать на вопрос: «Напишите формулу закона». это закон Кулона, где – сила взаимодействия зарядов; и – значения зарядов; – расстояние между ними; – коэффициент пропорциональности.

Слайд 73





2. Второе правило. 
От чего зависит величина, 
стоящая в левой части уравнения? 
От чего зависит сила взаимодействия зарядов?
Сила взаимодействия зарядов зависит от значения модулей зарядов и расстояния между ними.
Описание слайда:
2. Второе правило. От чего зависит величина, стоящая в левой части уравнения? От чего зависит сила взаимодействия зарядов? Сила взаимодействия зарядов зависит от значения модулей зарядов и расстояния между ними.

Слайд 74





Третье правило. 
Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения от величин, стоящих в правой его части?
Сила взаимодействия зарядов прямо пропорциональна каждому из зарядов (пропорциональна их произведению).
     Сила взаимодействия зарядов  обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Описание слайда:
Третье правило. Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения от величин, стоящих в правой его части? Сила взаимодействия зарядов прямо пропорциональна каждому из зарядов (пропорциональна их произведению). Сила взаимодействия зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Слайд 75





   
   
Ответив на второй и третий вопрос мы уже автоматически сконструировали формулировку закона.
Описание слайда:
Ответив на второй и третий вопрос мы уже автоматически сконструировали формулировку закона.

Слайд 76





Четвёртое правило. 
Как сконструировать словесную формулировку закона? (Как дать определение закона? 
Как прочитать закон?)
Сила взаимодействия зарядов прямо пропорциональна их произведению, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Описание слайда:
Четвёртое правило. Как сконструировать словесную формулировку закона? (Как дать определение закона? Как прочитать закон?) Сила взаимодействия зарядов прямо пропорциональна их произведению, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Слайд 77







Пятое правило. 
Как называется коэффициент пропорциональности 
в законе?
Коэффициент пропорциональности в данном законе не имеет названия.
Описание слайда:
Пятое правило. Как называется коэффициент пропорциональности в законе? Коэффициент пропорциональности в данном законе не имеет названия.

Слайд 78





Шестое правило. 
Каков физический смысл коэффициента пропорциональности в законе?
    Коэффициент численно равен силе, которая возникает между двумя зарядами по одной единице, находящимися на расстоянии в одну единицу ( в СИ – между двумя зарядами по одному кулону на расстоянии один метр).
Описание слайда:
Шестое правило. Каков физический смысл коэффициента пропорциональности в законе? Коэффициент численно равен силе, которая возникает между двумя зарядами по одной единице, находящимися на расстоянии в одну единицу ( в СИ – между двумя зарядами по одному кулону на расстоянии один метр).

Слайд 79






   Закрыв каким-либо предметом величины, стоящие в правой части равенства рядом с коэффициентом, мы читаем оставшуюся надпись справа на лево.
Описание слайда:
Закрыв каким-либо предметом величины, стоящие в правой части равенства рядом с коэффициентом, мы читаем оставшуюся надпись справа на лево.

Слайд 80





Седьмое правило 
Как получить наименование 
(обозначение) единицы коэффициента? 
Выражаем из уравнения закона коэффициент.
2) Выполняем процедуру получения наименования единицы коэффициента.
Описание слайда:
Седьмое правило Как получить наименование (обозначение) единицы коэффициента? Выражаем из уравнения закона коэффициент. 2) Выполняем процедуру получения наименования единицы коэффициента.

Слайд 81





Восьмое правило. 
Чему равен коэффициент пропорциональности? 
Коэффициент в законе Кулона является универсальной константой. Она имеет единственное значение, которое можно найти в любом физическом справочнике: 
С такой силой взаимодействуют два заряда по 1 Кл на расстоянии 1 м.
Описание слайда:
Восьмое правило. Чему равен коэффициент пропорциональности? Коэффициент в законе Кулона является универсальной константой. Она имеет единственное значение, которое можно найти в любом физическом справочнике: С такой силой взаимодействуют два заряда по 1 Кл на расстоянии 1 м.

Слайд 82





Системно-функциональный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с выделением элементов знания в пределах изучаемого учебного предмета, выявлением их функций, систематизацией по общности функций, определением структуры знания об этих элементах и разработкой правил их системного усвоения. 
Системно-функциональный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с выделением элементов знания в пределах изучаемого учебного предмета, выявлением их функций, систематизацией по общности функций, определением структуры знания об этих элементах и разработкой правил их системного усвоения.
Описание слайда:
Системно-функциональный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с выделением элементов знания в пределах изучаемого учебного предмета, выявлением их функций, систематизацией по общности функций, определением структуры знания об этих элементах и разработкой правил их системного усвоения. Системно-функциональный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с выделением элементов знания в пределах изучаемого учебного предмета, выявлением их функций, систематизацией по общности функций, определением структуры знания об этих элементах и разработкой правил их системного усвоения.

Слайд 83





Все эти действия согласуются с учением психологии о постановке учебных задач.
Все эти действия согласуются с учением психологии о постановке учебных задач.
Задачи:
 учебные 
 конкретнопрактические
Описание слайда:
Все эти действия согласуются с учением психологии о постановке учебных задач. Все эти действия согласуются с учением психологии о постановке учебных задач. Задачи: учебные конкретнопрактические

Слайд 84





Пример постановки задачи учебной и задачи конкретно практической
Задача конкретно практическая: 
В каких единицах измеряется гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения?
Получить наименование единицы гравитационной постоянной в законе всемирного тяготения.

Задача учебная: 
Как получить наименование единицы гравитационной постоянной в законе всемирного тяготения?
Описание слайда:
Пример постановки задачи учебной и задачи конкретно практической Задача конкретно практическая: В каких единицах измеряется гравитационная постоянная в законе всемирного тяготения? Получить наименование единицы гравитационной постоянной в законе всемирного тяготения. Задача учебная: Как получить наименование единицы гравитационной постоянной в законе всемирного тяготения?

Слайд 85





Таким образом, задача конкретно-практическая предполагает ответ, связанный с извлечением из памяти определённой суммы .знания.
Таким образом, задача конкретно-практическая предполагает ответ, связанный с извлечением из памяти определённой суммы .знания.
   Задача же учебная требует выполнения  учебной деятельности для получения этой суммы знания..
     Формирование учебной деятельности и является конечной целью обучения.
Описание слайда:
Таким образом, задача конкретно-практическая предполагает ответ, связанный с извлечением из памяти определённой суммы .знания. Таким образом, задача конкретно-практическая предполагает ответ, связанный с извлечением из памяти определённой суммы .знания. Задача же учебная требует выполнения учебной деятельности для получения этой суммы знания.. Формирование учебной деятельности и является конечной целью обучения.

Слайд 86






Высшей формой реализации системно-функционального подхода к изучению научной теории является подход 
системно-структурный
Описание слайда:
Высшей формой реализации системно-функционального подхода к изучению научной теории является подход системно-структурный

Слайд 87





Структура знания о явлениях природы
Описание слайда:
Структура знания о явлениях природы

Слайд 88





   Системно-струтурный подход предполагает распределение  материала изучаемой научной теории в соответствии с её структурой (научные факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практическое применение) и занесение сведений о ней в специальную таблицу. Это обеспечивает обзор всей научной теории и возможность воспроизводить целостное знание о ней.
   Системно-струтурный подход предполагает распределение  материала изучаемой научной теории в соответствии с её структурой (научные факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практическое применение) и занесение сведений о ней в специальную таблицу. Это обеспечивает обзор всей научной теории и возможность воспроизводить целостное знание о ней.
Описание слайда:
Системно-струтурный подход предполагает распределение материала изучаемой научной теории в соответствии с её структурой (научные факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практическое применение) и занесение сведений о ней в специальную таблицу. Это обеспечивает обзор всей научной теории и возможность воспроизводить целостное знание о ней. Системно-струтурный подход предполагает распределение материала изучаемой научной теории в соответствии с её структурой (научные факты, гипотезы, идеальные объекты, величины, законы, практическое применение) и занесение сведений о ней в специальную таблицу. Это обеспечивает обзор всей научной теории и возможность воспроизводить целостное знание о ней.

Слайд 89





 Приведём пример урока с использованием идеи системно структурного подхода по теме физики 7 класса «Плотность вещества». 
 Приведём пример урока с использованием идеи системно структурного подхода по теме физики 7 класса «Плотность вещества». 
 Урок может быть организован следующим образом.
Описание слайда:
Приведём пример урока с использованием идеи системно структурного подхода по теме физики 7 класса «Плотность вещества». Приведём пример урока с использованием идеи системно структурного подхода по теме физики 7 класса «Плотность вещества». Урок может быть организован следующим образом.

Слайд 90





Структурная схема по теме
Описание слайда:
Структурная схема по теме

Слайд 91


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №91
Описание слайда:

Слайд 92


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №92
Описание слайда:

Слайд 93





   Изучаемые темы физики меняются, структура знания остаётся неизменной.
   Изучаемые темы физики меняются, структура знания остаётся неизменной.
   Аналогичный подход может быть применён и к другим учебным предметам. Только в них структура знания может быть иной.
   Ниже приведены структурные схемы, взятые из работ учителей школ Пархоменко Н.В., Гилёвой Н.И., Мурзинцевой О.Н. и переработанные соответствующим образом.
Описание слайда:
Изучаемые темы физики меняются, структура знания остаётся неизменной. Изучаемые темы физики меняются, структура знания остаётся неизменной. Аналогичный подход может быть применён и к другим учебным предметам. Только в них структура знания может быть иной. Ниже приведены структурные схемы, взятые из работ учителей школ Пархоменко Н.В., Гилёвой Н.И., Мурзинцевой О.Н. и переработанные соответствующим образом.

Слайд 94


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №94
Описание слайда:

Слайд 95


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №95
Описание слайда:

Слайд 96


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №96
Описание слайда:

Слайд 97





    Системно-структурный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с расположением выделенных внутри изучаемой темы элементов знания в соответствии со структурой изучаемой научной теории:
    Системно-структурный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с расположением выделенных внутри изучаемой темы элементов знания в соответствии со структурой изучаемой научной теории:
    факты, гипотезы, идеальный объект, величины, законы, практическое применение.
    (Следует ещё раз напомнить, что это понимание  подхода в теоретических разработках авторов настоящего курса).
Описание слайда:
Системно-структурный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с расположением выделенных внутри изучаемой темы элементов знания в соответствии со структурой изучаемой научной теории: Системно-структурный подход – это методологический подход к обучению и усвоению знаний, связанный с расположением выделенных внутри изучаемой темы элементов знания в соответствии со структурой изучаемой научной теории: факты, гипотезы, идеальный объект, величины, законы, практическое применение. (Следует ещё раз напомнить, что это понимание подхода в теоретических разработках авторов настоящего курса).

Слайд 98





Системно-логический подход
Описание слайда:
Системно-логический подход

Слайд 99





   Системно-логическим подходом называется психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости, вычерчивании схем и других способах представления логики и иерархии расположения элементов. 
   Системно-логическим подходом называется психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости, вычерчивании схем и других способах представления логики и иерархии расположения элементов. 
     Системно-логический подход особенно целесообразно применять, когда изучаемый материал является сложным и трудным для учащихся.
Описание слайда:
Системно-логическим подходом называется психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости, вычерчивании схем и других способах представления логики и иерархии расположения элементов. Системно-логическим подходом называется психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, основанная на выделении законченных блоков внутри научной теории, их последовательном расположении в порядке выводимости, вычерчивании схем и других способах представления логики и иерархии расположения элементов. Системно-логический подход особенно целесообразно применять, когда изучаемый материал является сложным и трудным для учащихся.

Слайд 100





     Любой сложный для учащегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления:
     Любой сложный для учащегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления:
выделить наиболее существенные его элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
освободить их от излишней информации;
расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знания из другого;
пронумеровать;
по мере возможности дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок, рамок и других графических средств;
содержание каждого блока сделать кратким, изобразив его, по мере возможности, с помощью знаков и рисунков, снабженных ключевыми словами.
Описание слайда:
Любой сложный для учащегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления: Любой сложный для учащегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления: выделить наиболее существенные его элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося; освободить их от излишней информации; расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знания из другого; пронумеровать; по мере возможности дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок, рамок и других графических средств; содержание каждого блока сделать кратким, изобразив его, по мере возможности, с помощью знаков и рисунков, снабженных ключевыми словами.

Слайд 101






В наших работах применяется три вида логических схем.

1. Логические схемы математических выводов. 
2. Интегративные схемы сложных разделов физики.
3. Текстовографические схемы изучения отдельных вопросов физики.
Описание слайда:
В наших работах применяется три вида логических схем. 1. Логические схемы математических выводов. 2. Интегративные схемы сложных разделов физики. 3. Текстовографические схемы изучения отдельных вопросов физики.

Слайд 102





Логическая схема по теме «Законы Фарадея»
Описание слайда:
Логическая схема по теме «Законы Фарадея»

Слайд 103


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №103
Описание слайда:

Слайд 104





Логическая схема по теме «Ток, заряд, напряжение, сопротивление»
Описание слайда:
Логическая схема по теме «Ток, заряд, напряжение, сопротивление»

Слайд 105





Логическая схема по теме «Ток в полупроводниках»
Описание слайда:
Логическая схема по теме «Ток в полупроводниках»

Слайд 106





Управление учебной деятельностью в психодидактической системе
Управление учебной деятельностью в психодидактической системе
Описание слайда:
Управление учебной деятельностью в психодидактической системе Управление учебной деятельностью в психодидактической системе

Слайд 107





   Одним из основных требований дидактики является требование научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы учащийся знал, что он должен делать, какие задания выполнять, когда за них отчитываться, за что получать отметку.
   Одним из основных требований дидактики является требование научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы учащийся знал, что он должен делать, какие задания выполнять, когда за них отчитываться, за что получать отметку.
   Эта информация может быть доведена до учащихся с помощью технологической карты организации учебной деятельности.
Описание слайда:
Одним из основных требований дидактики является требование научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы учащийся знал, что он должен делать, какие задания выполнять, когда за них отчитываться, за что получать отметку. Одним из основных требований дидактики является требование научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо, чтобы учащийся знал, что он должен делать, какие задания выполнять, когда за них отчитываться, за что получать отметку. Эта информация может быть доведена до учащихся с помощью технологической карты организации учебной деятельности.

Слайд 108


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №108
Описание слайда:

Слайд 109






   Такая карта вывешивается в классе до начала изучения темы, а её основные положения, кроме того, разносятся по дням и датам дневника учащегося.
   Это обеспечивает полную детерминацию о видах задания, и сроках отчёта по ним, и даёт возможность самостоятельно планировать сроки выполнения всех заданий.
Описание слайда:
Такая карта вывешивается в классе до начала изучения темы, а её основные положения, кроме того, разносятся по дням и датам дневника учащегося. Это обеспечивает полную детерминацию о видах задания, и сроках отчёта по ним, и даёт возможность самостоятельно планировать сроки выполнения всех заданий.

Слайд 110





Понятие о психодидактических пакетных технологиях обучения
Понятие о психодидактических пакетных технологиях обучения
Описание слайда:
Понятие о психодидактических пакетных технологиях обучения Понятие о психодидактических пакетных технологиях обучения

Слайд 111






 Конечным смыслом развития психодидактических технологий является многовариантная  система методических разработок каждой темы учебного предмета в соответствии с каждым методологическим подходом. Создаётся пакет материалов, в котором находятся дидактические задания для учащихся в количестве, обеспечивающем работу класса (30человек).
Описание слайда:
Конечным смыслом развития психодидактических технологий является многовариантная система методических разработок каждой темы учебного предмета в соответствии с каждым методологическим подходом. Создаётся пакет материалов, в котором находятся дидактические задания для учащихся в количестве, обеспечивающем работу класса (30человек).

Слайд 112


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №112
Описание слайда:

Слайд 113


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №113
Описание слайда:

Слайд 114





Психодидактический пакет – это система материала изучаемой темы, проработанная в соответствии с каждым методологическим подходом к обучению и представленная в количестве экземпляров, достаточном для обеспечения работы учащихся всего класса.
Психодидактический пакет – это система материала изучаемой темы, проработанная в соответствии с каждым методологическим подходом к обучению и представленная в количестве экземпляров, достаточном для обеспечения работы учащихся всего класса.
  (В пакете содержатся задания и инструкции
  учителю и учащимся по их применению).
Описание слайда:
Психодидактический пакет – это система материала изучаемой темы, проработанная в соответствии с каждым методологическим подходом к обучению и представленная в количестве экземпляров, достаточном для обеспечения работы учащихся всего класса. Психодидактический пакет – это система материала изучаемой темы, проработанная в соответствии с каждым методологическим подходом к обучению и представленная в количестве экземпляров, достаточном для обеспечения работы учащихся всего класса. (В пакете содержатся задания и инструкции учителю и учащимся по их применению).

Слайд 115





Можно ли процесс обучения выстроить таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии со всеми требованиями педагогики и психологии?
Можно ли процесс обучения выстроить таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии со всеми требованиями педагогики и психологии?
Да, эту возможность обеспечивает психодидактическая пакетная технология обучения.
Описание слайда:
Можно ли процесс обучения выстроить таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии со всеми требованиями педагогики и психологии? Можно ли процесс обучения выстроить таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии со всеми требованиями педагогики и психологии? Да, эту возможность обеспечивает психодидактическая пакетная технология обучения.

Слайд 116






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описание слайда:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 117





Применение данной системы подходов блока системного усвоения
Применение данной системы подходов блока системного усвоения
знаний решает целый ряд задач психологии обучения и дидактики:
Обучает анализу содержания обучения.
Обучает выявлению структуры содержания научной теории.
Обучает анализу функций элементов знания.
Обучает разработке технологии усвоения.
Развивает мышление учащихся.
Развивает креативную составляющую мышления.
Обучает методам самостоятельной учебной деятельности.
Развивает интерес к обучению.
Формирует навыки учебного труда.
Вооружает универсальными учебными действиями.
В итоге решается центральная задача дидактики – превращения объекта обучения в субъект.
Описание слайда:
Применение данной системы подходов блока системного усвоения Применение данной системы подходов блока системного усвоения знаний решает целый ряд задач психологии обучения и дидактики: Обучает анализу содержания обучения. Обучает выявлению структуры содержания научной теории. Обучает анализу функций элементов знания. Обучает разработке технологии усвоения. Развивает мышление учащихся. Развивает креативную составляющую мышления. Обучает методам самостоятельной учебной деятельности. Развивает интерес к обучению. Формирует навыки учебного труда. Вооружает универсальными учебными действиями. В итоге решается центральная задача дидактики – превращения объекта обучения в субъект.

Слайд 118





Психодидактика – это наука, рассчитанная на перспективу, а в плане пакетных технологий обучения она ориентируется  на несколько десятилетий вперёд.  
Психодидактика – это наука, рассчитанная на перспективу, а в плане пакетных технологий обучения она ориентируется  на несколько десятилетий вперёд.  
Предстоит создание ныне не существующих
проектно-производственных подразделений, которые бы разрабатывали и изготавливали психодидактические пакеты для школы.
Описание слайда:
Психодидактика – это наука, рассчитанная на перспективу, а в плане пакетных технологий обучения она ориентируется на несколько десятилетий вперёд. Психодидактика – это наука, рассчитанная на перспективу, а в плане пакетных технологий обучения она ориентируется на несколько десятилетий вперёд. Предстоит создание ныне не существующих проектно-производственных подразделений, которые бы разрабатывали и изготавливали психодидактические пакеты для школы.

Слайд 119


Психодидактические технологии системного усвоения знаний по физике в средней школе, слайд №119
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию