Описание слайда:
В тексте Д.Л. Быков размышляет о том, в чём заключается «горе ума», горе умного человека?
В тексте Д.Л. Быков размышляет о том, в чём заключается «горе ума», горе умного человека?
Писатель, полемизируя А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским, вовсе отказавшими Чацкому в уме, высказывает несогласие с подобной оценкой грибоедовского персонажа. «Грибоедов попал в нерв», ‒ заявляет Быков, противопоставляя своё видение главного героя комедии мнениям «великих». Упоминаемые ими черты Чацкого, ставящие под сомнение его ум, автор, напротив, считает признаком подлинного ума: умный человек не замыкается в себе, а пытается достучаться до окружающих: «…черта умного человека ‒ изначально и неизбежно присущая уму, ‒ увы, именно в этом: …высказываться перед теми, кто не может тебя понять». И это быковское «увы» отнюдь неслучайно! Чацкий, стремящийся быть понятым, по-настоящему умён, но, увы, сожалеет автор, у большого ума есть не только преимущество перед окружающими, перед всеми этими молчалиными и репетиловыми, заключающееся в отсутствии высокомерия и вере в людей, но и своя «ахиллесова пята» ‒ «необходимость отклика, а в особенности потребность в любви». И причины стремления Чацкого быть понятым для автора так же очевидны, как и его ум: и они не в отсутствии ума, как можно подумать, а в том именно, что в герое «нет холодного презрения к тем, кто много ниже», он не умеет и не желает «вести себя так, чтобы “блаженствовать на свете”», он не способен по своей природе трезво осознать, «что представляет собой общество» и какова на самом деле его возлюбленная, поэтому беззащитен перед напором окружающих и обречён на неизбежное «горе уму».
К какому же выводу приводит нас Д.Л. Быков? Согласно писателю, умный человек ищет понимания – но не находит, ищет любви – но отвергнут. В невозможности взаимопонимания между умным одиночкой и толпой и заключается трагедия таких, как Чацкий. Такие люди и сейчас часто остаются непонятыми, так как самодовольное общество не любит непохожих на него, тех, кто мыслит «по-другому». Они действительно всегда будут испытывать горе из-за своего ума. Но именно эта «немногочисленная, но неистребимая порода людей» является для нас примером того, как можно противостоять обывательскому миру, не плыть по течению, оставаться самим собой даже ценой страданий и одиночества.