🗊Презентация Социокультурные особенности брачности в России

Нажмите для полного просмотра!
Социокультурные особенности брачности в России, слайд №1Социокультурные особенности брачности в России, слайд №2Социокультурные особенности брачности в России, слайд №3Социокультурные особенности брачности в России, слайд №4Социокультурные особенности брачности в России, слайд №5Социокультурные особенности брачности в России, слайд №6Социокультурные особенности брачности в России, слайд №7Социокультурные особенности брачности в России, слайд №8Социокультурные особенности брачности в России, слайд №9Социокультурные особенности брачности в России, слайд №10Социокультурные особенности брачности в России, слайд №11Социокультурные особенности брачности в России, слайд №12Социокультурные особенности брачности в России, слайд №13Социокультурные особенности брачности в России, слайд №14Социокультурные особенности брачности в России, слайд №15Социокультурные особенности брачности в России, слайд №16Социокультурные особенности брачности в России, слайд №17Социокультурные особенности брачности в России, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Социокультурные особенности брачности в России. Доклад-сообщение содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРАЧНОСТИ В РОССИИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА СТУДЕНТОМ 3ГО КУРСА ВШССН МГУ ИМ. ЛОМОНОСОВА ИВАНЧИКОВОЙ МАРИЕЙ
Описание слайда:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРАЧНОСТИ В РОССИИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА СТУДЕНТОМ 3ГО КУРСА ВШССН МГУ ИМ. ЛОМОНОСОВА ИВАНЧИКОВОЙ МАРИЕЙ

Слайд 2





СЕМЬЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Два основных типа семей:
Описание слайда:
СЕМЬЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Два основных типа семей:

Слайд 3





НОРМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Нормы семейного права регулировали взаимоотношения внутри малой и большой семей, а также отношения членов семей с общиной и государством.
Описание слайда:
НОРМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Нормы семейного права регулировали взаимоотношения внутри малой и большой семей, а также отношения членов семей с общиной и государством.

Слайд 4





ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Церковь на Руси присвоила себе право утверждения брака и пропагандировала, что заключение его является одним из божественных таинств, непостижимых для человека. 
Однако церковное оформление брака — «венчание» очень долго не могло вытеснить прежних обычаев «свадьбы».
Описание слайда:
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ Церковь на Руси присвоила себе право утверждения брака и пропагандировала, что заключение его является одним из божественных таинств, непостижимых для человека. Однако церковное оформление брака — «венчание» очень долго не могло вытеснить прежних обычаев «свадьбы».

Слайд 5





УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
Запрещались браки между родственниками (до шестого поколения) 
Брачным возрастом для мужчин считались 15 лет, для женщин меньше: 13-14. Однако эти нормы нередко не соблюдались. 
Старались запрещать браки христиан с иноверцами, а также с некрещеными «от нашего языка», то есть местными, древнерусскими язычниками. 
Фактически браки между представителями знати и представительницами социальных низов не признавались законными и не скреплялись церковью. В этом случае крестьянки и рабыни выступали как наложницы, «меньшицы» — младшие, «вторые» жены. 
Можно было заключать не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых вступить в третий брак. В XIV—XV вв. третий брак в виде исключения разрешался в том случае, «если кто будет молод, а детей не будет у него ни от первого брака, ни от второго». Вероятно, подобные поправки приходилось делать и раньше.
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Запрещались браки между родственниками (до шестого поколения) Брачным возрастом для мужчин считались 15 лет, для женщин меньше: 13-14. Однако эти нормы нередко не соблюдались. Старались запрещать браки христиан с иноверцами, а также с некрещеными «от нашего языка», то есть местными, древнерусскими язычниками. Фактически браки между представителями знати и представительницами социальных низов не признавались законными и не скреплялись церковью. В этом случае крестьянки и рабыни выступали как наложницы, «меньшицы» — младшие, «вторые» жены. Можно было заключать не более двух браков. Даже смерть одного из супругов во втором браке не давала права оставшемуся в живых вступить в третий брак. В XIV—XV вв. третий брак в виде исключения разрешался в том случае, «если кто будет молод, а детей не будет у него ни от первого брака, ни от второго». Вероятно, подобные поправки приходилось делать и раньше.

Слайд 6





РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Определенную роль при заключении первого брака играли родители жениха и невесты, которые, имели даже право заставить своих детей вступить в брак. 
«Устав князя Ярослава» предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или же самоубийство
Родители по отношению к детям имели не только большие права, но и многие обязанности. «Устав князя Ярослава» предусматривал ответственность за обеспечение детей и устройство их в жизни. Невыдача дочери замуж каралась штрафом в пользу митрополита:
Описание слайда:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ Определенную роль при заключении первого брака играли родители жениха и невесты, которые, имели даже право заставить своих детей вступить в брак. «Устав князя Ярослава» предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или же самоубийство Родители по отношению к детям имели не только большие права, но и многие обязанности. «Устав князя Ярослава» предусматривал ответственность за обеспечение детей и устройство их в жизни. Невыдача дочери замуж каралась штрафом в пользу митрополита:

Слайд 7





РУССКИЕ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ
Конец XI – Официальной религией стало Христианство 
Началось формирование традиционного русского свадебного обряда через обряд церковного венчания. 
Но христианские традиции тесно переплелись с языческими славянскими верованиями.
Только к XVI веку полностью сформировался свадебный ритуал с четко определенными этапами, свадебной атрибутикой, одеждой и угощениями
Описание слайда:
РУССКИЕ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ Конец XI – Официальной религией стало Христианство Началось формирование традиционного русского свадебного обряда через обряд церковного венчания. Но христианские традиции тесно переплелись с языческими славянскими верованиями. Только к XVI веку полностью сформировался свадебный ритуал с четко определенными этапами, свадебной атрибутикой, одеждой и угощениями

Слайд 8





СВАТОВСТВО
В назначенный день сваха или родные жениха приходили в дом девушки. 
Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватам.
Описание слайда:
СВАТОВСТВО В назначенный день сваха или родные жениха приходили в дом девушки. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватам.

Слайд 9





ПОМОЛВКА
Помолвка - это провозглашение взаимного согласия влюблённых на вступление в брак. После нее они имели право называться: женихом и невестой.
Она являлась самым важным предсвадебным обрядом. Составлялся уговор и писалась рядная записка
В этот день жених дарил невесте кольцо с каким - либо драгоценным камнем.
В деревнях на помолвке обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью.
Описание слайда:
ПОМОЛВКА Помолвка - это провозглашение взаимного согласия влюблённых на вступление в брак. После нее они имели право называться: женихом и невестой. Она являлась самым важным предсвадебным обрядом. Составлялся уговор и писалась рядная записка В этот день жених дарил невесте кольцо с каким - либо драгоценным камнем. В деревнях на помолвке обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью.

Слайд 10





ДЕВИЧНИК
По традиции накануне свадьбы невеста собирает своих подруг, чтобы провести с ними последний вечер своей свободной незамужней жизни. В старину в этот день невеста обязательно ходила в баню. Туда же приходили женщины петь свадебные песни и расчёсывать волосы невесте. Девушке полагалось плакать и причитать, прощаясь с девичьей волей.
Описание слайда:
ДЕВИЧНИК По традиции накануне свадьбы невеста собирает своих подруг, чтобы провести с ними последний вечер своей свободной незамужней жизни. В старину в этот день невеста обязательно ходила в баню. Туда же приходили женщины петь свадебные песни и расчёсывать волосы невесте. Девушке полагалось плакать и причитать, прощаясь с девичьей волей.

Слайд 11





СВАДЕБНЫЕ ЧИНЫ
Каждый чин исполнял закреплённые за ними ритуальные функции.
Дружка - женатый мужчина, знающий очерёдность обрядовых действий, умеющий хорошо говорить и руководить свадьбой
Сват – женатый человек, ведущий свадьбу вместе с дружкой, который иногда выполнял те же обрядовые действия, что и дружка.
Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Помогала невесте укладывать волосы, надевать головной убор и пр.
Подженишники и подневестницы - выбирались из неженатой молодёжи. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. В современную свадьбу эти персонажи вошли как свидетель и свидетельница.
Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха.
Постельница - замужняя женщина из родни невесты. Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.
Снарядиха - замужняя женщина из родни невесты, которая одевала и причёсывала невесту в день венчания.
Описание слайда:
СВАДЕБНЫЕ ЧИНЫ Каждый чин исполнял закреплённые за ними ритуальные функции. Дружка - женатый мужчина, знающий очерёдность обрядовых действий, умеющий хорошо говорить и руководить свадьбой Сват – женатый человек, ведущий свадьбу вместе с дружкой, который иногда выполнял те же обрядовые действия, что и дружка. Сватья - замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Помогала невесте укладывать волосы, надевать головной убор и пр. Подженишники и подневестницы - выбирались из неженатой молодёжи. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. В современную свадьбу эти персонажи вошли как свидетель и свидетельница. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. Постельница - замужняя женщина из родни невесты. Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Снарядиха - замужняя женщина из родни невесты, которая одевала и причёсывала невесту в день венчания.

Слайд 12





СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ВЕНЧАНИЕ
Обряд сводов: - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под специальные песни посреди избы или во дворе. 
Обряд соединения - важное событие на свадьбе. Жених и невеста связывают воедино свои жизни, становятся супругами.
Связывание новобрачных -  На пиру часто проводили связывание рук новобрачных рушником. Обычно соединяли левую руку жениха и правую руку невесты, затем заматывали рушником или платком и завязывали узел.  
Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. 
Венчание - очень красивый и таинственный обряд, происходящий в церкви. Стоя под венцом, молодые перед лицом Бога, дают клятвы быть верными в горе и радости.
Описание слайда:
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ВЕНЧАНИЕ Обряд сводов: - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под специальные песни посреди избы или во дворе. Обряд соединения - важное событие на свадьбе. Жених и невеста связывают воедино свои жизни, становятся супругами. Связывание новобрачных - На пиру часто проводили связывание рук новобрачных рушником. Обычно соединяли левую руку жениха и правую руку невесты, затем заматывали рушником или платком и завязывали узел.  Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. Венчание - очень красивый и таинственный обряд, происходящий в церкви. Стоя под венцом, молодые перед лицом Бога, дают клятвы быть верными в горе и радости.

Слайд 13





ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
 

О любви: 
Без милого не жить, а и при милом не быть (о разлуке).
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
Любит, как кот сало.
О ком сокрушаюсь, того нет; кого ненавижу, завсегда при мне.
Тошно тому, кто любит кого; а тошнее того, кто не любит никого.
 
Описание слайда:
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ   О любви: Без милого не жить, а и при милом не быть (о разлуке). Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить. Любит, как кот сало. О ком сокрушаюсь, того нет; кого ненавижу, завсегда при мне. Тошно тому, кто любит кого; а тошнее того, кто не любит никого.  

Слайд 14





СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ  И ДЕТИ
Основной источник существования - труд мужчины. 
Женщина активно помогала вести хозяйство, а также рожала и вскармливала многочисленных детей, немалая часть которых, однако, умирала в детстве. 
Регулирования деторождения почти не существовало, хотя уже были известны народные «зелья», вызывавшие выкидыш.
Описание слайда:
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТИ Основной источник существования - труд мужчины. Женщина активно помогала вести хозяйство, а также рожала и вскармливала многочисленных детей, немалая часть которых, однако, умирала в детстве. Регулирования деторождения почти не существовало, хотя уже были известны народные «зелья», вызывавшие выкидыш.

Слайд 15





ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Между супругами существовали обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права оставить друг друга, если один из них был тяжело болен: 
Право решать внутрисемейные вопросы, касавшиеся отношений между мужем и женой, а также жены с окружавшим ее миром, как и право наказания за проступки, принадлежало мужу. «Устав князя Ярослава» преследует наказанием со стороны церковной власти только в тех случаях, когда мужчина оскорблял или бил чужую жену. Подобные же действия по отношению к собственной жене расценивались не как преступление, а как выполнение долга.
Описание слайда:
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ Между супругами существовали обязанности по взаимному содержанию. Ни муж, ни жена не имели права оставить друг друга, если один из них был тяжело болен: Право решать внутрисемейные вопросы, касавшиеся отношений между мужем и женой, а также жены с окружавшим ее миром, как и право наказания за проступки, принадлежало мужу. «Устав князя Ярослава» преследует наказанием со стороны церковной власти только в тех случаях, когда мужчина оскорблял или бил чужую жену. Подобные же действия по отношению к собственной жене расценивались не как преступление, а как выполнение долга.

Слайд 16





О РАЗВОДЕ 
Развод супругов в Древней Руси допускался. Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. 
В XI—XII вв., когда венчание в церкви не стало еще общераспространенным явлением, власти стремились сохранить не только церковный, «законный» брак, но и тот, в заключении которого церковь не принимала участия и который осуждала 
Причины для законного развода: 
Измена жены или физическая неспособность мужа к браку (Измена мужа не служила таким основанием и лишь наказывалась епитимьей). 
Допускался также развод с наложением епитимьи на три года, «если будет очень худо, так что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также тогда, когда муж «начнет красть одежду жены или пропивать». 
«Уставкнязя Ярослава».: нормы развода только из-за проступка жены. Так, муж имел право оставить жену в случае ее прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; в случае общения жены с чужими людьми вне дома без разрешения мужа, за ее покушение на жизнь мужа или соучастие в таком покушении; при участии в ограблении мужа
Описание слайда:
О РАЗВОДЕ Развод супругов в Древней Руси допускался. Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. В XI—XII вв., когда венчание в церкви не стало еще общераспространенным явлением, власти стремились сохранить не только церковный, «законный» брак, но и тот, в заключении которого церковь не принимала участия и который осуждала Причины для законного развода: Измена жены или физическая неспособность мужа к браку (Измена мужа не служила таким основанием и лишь наказывалась епитимьей). Допускался также развод с наложением епитимьи на три года, «если будет очень худо, так что муж не сможет жить с женой или жена с мужем», а также тогда, когда муж «начнет красть одежду жены или пропивать». «Уставкнязя Ярослава».: нормы развода только из-за проступка жены. Так, муж имел право оставить жену в случае ее прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; в случае общения жены с чужими людьми вне дома без разрешения мужа, за ее покушение на жизнь мужа или соучастие в таком покушении; при участии в ограблении мужа

Слайд 17





СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 18





ЛИТЕРАТУРА:
Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси
В.И. Даль – Пословицы и поговорки русского народа
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА: Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси В.И. Даль – Пословицы и поговорки русского народа



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию