🗊Презентация Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №1Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №2Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №3Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №4Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №5Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №6Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №7Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №8Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №9Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №10Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №11Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №12Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №13Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №14Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №15Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №16Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №17Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №18Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №19Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №20Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №21Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №22Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №23Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №24Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №25Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №26Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №27Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №28Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №29Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №30Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №31Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №32Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №33Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №34Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №35Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №36Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №37Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №38Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №39Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №40Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №41Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №42Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №43Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №44Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №45Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №46Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №47Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №48Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №49Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии, слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии. Доклад-сообщение содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии.
Описание слайда:
Специфика научного исследования. Понятие метода и методологии.

Слайд 2





    Современная наука включает в себя различные аспекты: 
    Современная наука включает в себя различные аспекты: 
средства, приборы, необходимые для изучения явлений; 
методы исследования явлений; 
лаборатории, институты, научные организации; 
люди, занятые научными исследованиями; 
система знаний, зафиксированных в виде текстов; 
конференции, научные экспедиции, защиты дипломов, диссертаций и прочее.
Описание слайда:
Современная наука включает в себя различные аспекты: Современная наука включает в себя различные аспекты: средства, приборы, необходимые для изучения явлений; методы исследования явлений; лаборатории, институты, научные организации; люди, занятые научными исследованиями; система знаний, зафиксированных в виде текстов; конференции, научные экспедиции, защиты дипломов, диссертаций и прочее.

Слайд 3





    Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний. 
    Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.
Описание слайда:
Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний. Наука представляет собой определенную человеческую деятельность, которая выделена в процессе разделения труда и направлена на получение знаний, то есть наука – это производство знаний.

Слайд 4





    Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. 
    Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Описание слайда:
Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Парадигма (греч. παράδειγµα – пример) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Слайд 5





    Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. 
    Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. 
   Научная революция в широком смысле приводит к коренному перевороту в представлениях о мире, к смене научных картин мира.
Описание слайда:
Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций – это конфликт различных систем ценностей, способов решения научных задач. Научная революция в широком смысле приводит к коренному перевороту в представлениях о мире, к смене научных картин мира.

Слайд 6





   Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. 
   Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.
Описание слайда:
Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок. Развитие науки связано с формированием научной картины мира – целостной системы представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающей в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок.

Слайд 7





    Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира.
    Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира.
   Основой науки как процесса является научно-исследовательская деятельность.
Описание слайда:
Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира. Парадигма находится внутри научной картины мира и ограничивается ее рамками. Фактически она является специально разработанной, наиболее строгой с точки зрения доказательности, частью научной картины мира. Основой науки как процесса является научно-исследовательская деятельность.

Слайд 8





   Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения. 
   Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.
Описание слайда:
Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения. Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.

Слайд 9





   Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику. 
   Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику.
Описание слайда:
Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику. Научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта и оказывают глубокое влияние на экономическое и техническое развитие. Проблемы их финансирования и организации являются центральными проблемами государственной политики тех стран, которые стремятся создать современную конкурентоспособную экономику.

Слайд 10





Важнейшие критерии научного знания:
Важнейшие критерии научного знания:
   1. Объективность, или принцип объективности. 
   Имеется в виду, что природу необходимо познавать из нее самой, в этом смысле она самодостаточна; предметы изучения и их отношения должны быть познаны такими, какими они есть, без привнесения в них чего-либо постороннего или сверхприродного).
Описание слайда:
Важнейшие критерии научного знания: Важнейшие критерии научного знания: 1. Объективность, или принцип объективности. Имеется в виду, что природу необходимо познавать из нее самой, в этом смысле она самодостаточна; предметы изучения и их отношения должны быть познаны такими, какими они есть, без привнесения в них чего-либо постороннего или сверхприродного).

Слайд 11





    2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 
    2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 
   В научном знании действует принцип достаточного основания, сформулированный Г.В. Лейбницем: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; научное знание не может опираться на мнения, авторитет.
Описание слайда:
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. 2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В научном знании действует принцип достаточного основания, сформулированный Г.В. Лейбницем: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе»; научное знание не может опираться на мнения, авторитет.

Слайд 12





  3. Эссенциалистская направленность. 
  3. Эссенциалистская направленность. 
   Означает нацеленность на воспроизве- дение сущности, закономерностей объекта. 
 4. Системность знания. 
 Речь идет о его особой упорядоченности в форме научных теорий. Именно поэтому результаты научного исследования, как правило, выступают в виде системы понятий, категорий, законов.
Описание слайда:
3. Эссенциалистская направленность. 3. Эссенциалистская направленность. Означает нацеленность на воспроизве- дение сущности, закономерностей объекта. 4. Системность знания. Речь идет о его особой упорядоченности в форме научных теорий. Именно поэтому результаты научного исследования, как правило, выступают в виде системы понятий, категорий, законов.

Слайд 13





    5. Проверяемость. 
    5. Проверяемость. 
   Здесь имеется в виду и обращение к научному наблюдению, и к практике, и испытание логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.
Описание слайда:
5. Проверяемость. 5. Проверяемость. Здесь имеется в виду и обращение к научному наблюдению, и к практике, и испытание логикой; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

Слайд 14





  Основные  этапы  научного  исследования:
  Основные  этапы  научного  исследования:
 процесс  изучения,  
эксперимент, 
концептуализация 
 проверка теории
Описание слайда:
Основные этапы научного исследования: Основные этапы научного исследования: процесс изучения, эксперимент, концептуализация проверка теории

Слайд 15





  Проблема  (греч. πρόβληµα)  в  науке -  это   противоречивая  ситуация, которая требует своего разрешения. 
  Проблема  (греч. πρόβληµα)  в  науке -  это   противоречивая  ситуация, которая требует своего разрешения.
Описание слайда:
Проблема (греч. πρόβληµα) в науке - это противоречивая ситуация, которая требует своего разрешения. Проблема (греч. πρόβληµα) в науке - это противоречивая ситуация, которая требует своего разрешения.

Слайд 16





  Проблема возникает  в  случае,  если  старое  знание  обнаружило  свою   несостоятельность (например,  в  результате  открытия  новых  фактов,   которые  не  укладываются  в  рамки  прежних  теоретических   представлений),  а  новое  знание  еще  не  приняло  развитой  формы. 
  Проблема возникает  в  случае,  если  старое  знание  обнаружило  свою   несостоятельность (например,  в  результате  открытия  новых  фактов,   которые  не  укладываются  в  рамки  прежних  теоретических   представлений),  а  новое  знание  еще  не  приняло  развитой  формы.
Описание слайда:
Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы. Проблема возникает в случае, если старое знание обнаружило свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы.

Слайд 17





  Указать  на  значимость проблемы исследования  и  необходимость  ее  решения - значит, обосновать  актуальность  предстоящего  исследования. Поэтому научные  работы начинаются  с  обоснования  актуальности  темы   исследования. 
  Указать  на  значимость проблемы исследования  и  необходимость  ее  решения - значит, обосновать  актуальность  предстоящего  исследования. Поэтому научные  работы начинаются  с  обоснования  актуальности  темы   исследования.
Описание слайда:
Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования. Указать на значимость проблемы исследования и необходимость ее решения - значит, обосновать актуальность предстоящего исследования. Поэтому научные работы начинаются с обоснования актуальности темы исследования.

Слайд 18





  доказательство  актуальности  выбранной  темы 
  доказательство  актуальности  выбранной  темы 
   формулировка  целей предпринимаемого исследования
    конкретные  задачи,  которые  предстоит решить  для  их  достижения
Описание слайда:
доказательство актуальности выбранной темы доказательство актуальности выбранной темы формулировка целей предпринимаемого исследования конкретные задачи, которые предстоит решить для их достижения

Слайд 19





  Цель  -  это  конечный  результат,  к которому  стремится  исследователь.  Решение  задач оформляет  всю дальнейшую  стратегию  научного  исследования. 
  Цель  -  это  конечный  результат,  к которому  стремится  исследователь.  Решение  задач оформляет  всю дальнейшую  стратегию  научного  исследования.
Описание слайда:
Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования. Цель - это конечный результат, к которому стремится исследователь. Решение задач оформляет всю дальнейшую стратегию научного исследования.

Слайд 20





   Для  более  четкой постановки  целей  и  задач  формулируются  объект  и  предмет исследования.
   Для  более  четкой постановки  целей  и  задач  формулируются  объект  и  предмет исследования.
   Объект исследования – это вещь, процесс или явление,  порождающее  проблемную  ситуацию  и  избранное  для  изучения. 
   Объект  является  носителем  проблемы,  на  которую  направлена 
   исследовательская  деятельность.
Описание слайда:
Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования. Для более четкой постановки целей и задач формулируются объект и предмет исследования. Объект исследования – это вещь, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект является носителем проблемы, на которую направлена исследовательская деятельность.

Слайд 21





  Предмет  исследования  -  это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск. 
  Предмет  исследования  -  это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск.
Описание слайда:
Предмет исследования - это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск. Предмет исследования - это конкретная область объекта, внутри которой ведётся научный поиск.

Слайд 22





   Необходимые условия проведения научного исследования:
   Необходимые условия проведения научного исследования:
предварительный  анализ  информации по теме исследования;
предварительный  анализ  имеющейся литературы по теме исследования;
предварительный  анализ условий  и  методов  решения  задач  данного  класса.
Описание слайда:
Необходимые условия проведения научного исследования: Необходимые условия проведения научного исследования: предварительный анализ информации по теме исследования; предварительный анализ имеющейся литературы по теме исследования; предварительный анализ условий и методов решения задач данного класса.

Слайд 23





   Важнейший  момент  исследования  –  построение  гипотезы (греч. ύπόθεσις  –  предположение),  то  есть  научного  предположения, истинное  значение  которого  пока  неопределенно.  Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. 
   Важнейший  момент  исследования  –  построение  гипотезы (греч. ύπόθεσις  –  предположение),  то  есть  научного  предположения, истинное  значение  которого  пока  неопределенно.  Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. 
   Гипотеза представляет  собой  возможный,  предполагаемый  ответ  на  вопрос, поставленный  исследователем.
Описание слайда:
Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. Важнейший момент исследования – построение гипотезы (греч. ύπόθεσις – предположение), то есть научного предположения, истинное значение которого пока неопределенно. Построение гипотезы – один из наиболее трудных этапов исследования. Гипотеза представляет собой возможный, предполагаемый ответ на вопрос, поставленный исследователем.

Слайд 24





теоретический  анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности
теоретический  анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности
Описание слайда:
теоретический анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности теоретический анализ гипотезы и накопление материала для проверки ее обоснованности

Слайд 25





   Если  научная гипотеза  подтверждается,  исследователь  приходит  к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений  или  научным  предсказаниям.  Затем  происходит внедрение  полученных  результатов  в  производство  (в  случае приклад- ных научных исследований).
   Если  научная гипотеза  подтверждается,  исследователь  приходит  к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений  или  научным  предсказаниям.  Затем  происходит внедрение  полученных  результатов  в  производство  (в  случае приклад- ных научных исследований).
Описание слайда:
Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований). Если научная гипотеза подтверждается, исследователь приходит к окончательной формулировке новых фактов или законов, получению объяснений или научным предсказаниям. Затем происходит внедрение полученных результатов в производство (в случае приклад- ных научных исследований).

Слайд 26





    В  гносеологии  (греч. γνώσις  –  знание,  λόγος  –  слово,  учение) выделяют  два  уровня  познания:
    В  гносеологии  (греч. γνώσις  –  знание,  λόγος  –  слово,  учение) выделяют  два  уровня  познания:
Описание слайда:
В гносеологии (греч. γνώσις – знание, λόγος – слово, учение) выделяют два уровня познания: В гносеологии (греч. γνώσις – знание, λόγος – слово, учение) выделяют два уровня познания:

Слайд 27





   Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан  с  непосредственным  исследованием  чувственно воспринимаемых  объектов,  когда  осуществляется  процесс накопления  информации  об  исследуемых  явлениях  с  помощью наблюдений,  выполнения  разнообраз- ных  измерений,  проведения экспери- ментов.
   Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан  с  непосредственным  исследованием  чувственно воспринимаемых  объектов,  когда  осуществляется  процесс накопления  информации  об  исследуемых  явлениях  с  помощью наблюдений,  выполнения  разнообраз- ных  измерений,  проведения экспери- ментов.
Описание слайда:
Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов. Эмпирический (греч. έµπειρία – опыт) уровень научного познания связан с непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов, когда осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях с помощью наблюдений, выполнения разнообраз- ных измерений, проведения экспери- ментов.

Слайд 28





   Особая  роль  эмпирического  уровня  познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с  изучаемыми  природными  или  социальными  объектами. 
   Особая  роль  эмпирического  уровня  познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с  изучаемыми  природными  или  социальными  объектами. 
   Полученные фактические данные систематизируются в виде таблиц, 
   схем, графиков и т.д.
Описание слайда:
Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Особая роль эмпирического уровня познания заключается в фиксации непосредственного взаимодействия человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Полученные фактические данные систематизируются в виде таблиц, схем, графиков и т.д.

Слайд 29





   На  теоретическом  уровне  научного  познания  происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. 
   На  теоретическом  уровне  научного  познания  происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. 
   Результат  теоретического  познания  –  гипотезы,  теории,  законы, которые  формируются  в  процессе  теоретического  осмысления научных  фактов,  статистических  данных,  получаемых  на эмпирическом уровне.
Описание слайда:
На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. На теоретическом уровне научного познания происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Результат теоретического познания – гипотезы, теории, законы, которые формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.

Слайд 30





   Понятие  «теория»  (греч. θεωρία  –  рассмотрение, исследование)  означает  интеллектуальное  отражение  реальности. 
   Понятие  «теория»  (греч. θεωρία  –  рассмотрение, исследование)  означает  интеллектуальное  отражение  реальности. 
   Теория  представляет  собой  концептуальную  систему  знаний, 
   адекватно  и  целостно  отражающую  объективно  существующие 
  отношения  и  связи  между  явлениями  объективной  реальности.
Описание слайда:
Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности. Понятие «теория» (греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) означает интеллектуальное отражение реальности. Теория представляет собой концептуальную систему знаний, адекватно и целостно отражающую объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности.

Слайд 31





    Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы  и  другие  элементы.  
    Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы  и  другие  элементы.  
    Понятие  –  это  мысль,  выделяющая  и    обобщающая  предметы  или  явления  некоторого  класса  по определённым  общим  и  в  совокупности  специфическим  для  них признакам.  
    Переход  от  восприятий,  представлений  к  отражению  в форме  понятий  характеризует  переход  от  эмпирической  ступени 
    познания  к  теоретическому  мышлению.
Описание слайда:
Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы. Структуру теории образуют понятия, суждения, умозаключения, законы и другие элементы. Понятие – это мысль, выделяющая и обобщающая предметы или явления некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий характеризует переход от эмпирической ступени познания к теоретическому мышлению.

Слайд 32





   Суждение  –  это  форма мышления,  в  которой  что-либо  утверждается  или  отрицается  о предмете  или  явлении,  его  свойствах  или  отношениях  между  ними. 
   Суждение  –  это  форма мышления,  в  которой  что-либо  утверждается  или  отрицается  о предмете  или  явлении,  его  свойствах  или  отношениях  между  ними. 
   Рассуждение,  в  ходе  которого  осу- ществляется  переход  от    некоторых  исходных  суждений  (предпосылок)  к  новым  суждениям (заключениям)  называется умозаключением.
Описание слайда:
Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете или явлении, его свойствах или отношениях между ними. Рассуждение, в ходе которого осу- ществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям (заключениям) называется умозаключением.

Слайд 33





  Закон  –  это объективная,  существенная,  необходимая  и  устойчивая  связь  между 
  Закон  –  это объективная,  существенная,  необходимая  и  устойчивая  связь  между 
  предметами или явлениями. Закон не терпит исключений (в отличие от закономернос- ти).
Описание слайда:
Закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между Закон – это объективная, существенная, необходимая и устойчивая связь между предметами или явлениями. Закон не терпит исключений (в отличие от закономернос- ти).

Слайд 34





  Структуру  эмпирического  уровня  исследования  составляют: 
  Структуру  эмпирического  уровня  исследования  составляют: 
-факты;  
-эмпирические обобщения,  
-эмпирические закономер- ности.
Описание слайда:
Структуру эмпирического уровня исследования составляют: Структуру эмпирического уровня исследования составляют: -факты; -эмпирические обобщения, -эмпирические закономер- ности.

Слайд 35





   Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения,    достоверность  которого  строго  установлена.
   Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения,    достоверность  которого  строго  установлена.
   Факт  является элементом,  составляющим основу  научного  знания.
  Эмпирическое обобщение – система определенных научных фактов.
  Систематизация  разрозненных  фактов необходима  для  их дальнейшего изучения.
Описание слайда:
Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факт (лат. Factum- свершившееся) – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факт является элементом, составляющим основу научного знания. Эмпирическое обобщение – система определенных научных фактов. Систематизация разрозненных фактов необходима для их дальнейшего изучения.

Слайд 36





   Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно  отметить,  что  определенные  факты  повторяются  или  их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление  эмпирических закономерностей.  
   Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно  отметить,  что  определенные  факты  повторяются  или  их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление  эмпирических закономерностей.  
   Эмпирические закономерности отражают регулярность в явлениях, устойчивость в    отношениях между наблюдаемыми явлениями.
Описание слайда:
Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей. Получив некоторое эмпирическое обобщение, можно отметить, что определенные факты повторяются или их появление носит систематический характер. В этом случае возможно выявление эмпирических закономерностей. Эмпирические закономерности отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями.

Слайд 37





   Метод  (греч. µέθοδος  –  способ,  путь  к  чему-либо)  означает совокупность  приемов  и  операций  практического  и  теоретического   освоения  действительности. 
   Метод  (греч. µέθοδος  –  способ,  путь  к  чему-либо)  означает совокупность  приемов  и  операций  практического  и  теоретического   освоения  действительности. 
   Метод  предоставляет  систему 
   принципов,  требований  и  правил,  руководствуясь  которыми исследователь  может  достичь  намеченной  цели.
Описание слайда:
Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод (греч. µέθοδος – способ, путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предоставляет систему принципов, требований и правил, руководствуясь которыми исследователь может достичь намеченной цели.

Слайд 38





    Владение  методом подразумевает  знание  того,  каким  образом  и  в  какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или  иных  задач.  При  этом,  в  методе  всегда  отражено  знание  о предмете  исследования. 
    Владение  методом подразумевает  знание  того,  каким  образом  и  в  какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или  иных  задач.  При  этом,  в  методе  всегда  отражено  знание  о предмете  исследования. 
   Только  осознанное применение  методов,  связанное  с  пониманием  их  возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях, 
   более эффективной.
Описание слайда:
Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования. Владение методом подразумевает знание того, каким образом и в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. При этом, в методе всегда отражено знание о предмете исследования. Только осознанное применение методов, связанное с пониманием их возможностей, границ, делает научную деятельность, при прочих равных условиях, более эффективной.

Слайд 39





    Появление  методов  восходит  к  практической  деятельности человека.  Приёмы  практических  действий  человека  всегда  должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. 
    Появление  методов  восходит  к  практической  деятельности человека.  Приёмы  практических  действий  человека  всегда  должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. 
   Становясь  предметом  осознания,  эти  способы  деятельности становились  источниками  методов  мышления,  а  в  дальнейшем,  в связи  с  развитием  науки,  они  привели  к  учению  о  методе  – методологии.
Описание слайда:
Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Появление методов восходит к практической деятельности человека. Приёмы практических действий человека всегда должны были сообразовываться со свойствами и законами действительности. Становясь предметом осознания, эти способы деятельности становились источниками методов мышления, а в дальнейшем, в связи с развитием науки, они привели к учению о методе – методологии.

Слайд 40





    Понятие  методология  (греч.  µεθοδολογία)  дословно  означает «учение  о  методах». 
    Понятие  методология  (греч.  µεθοδολογία)  дословно  означает «учение  о  методах». 
   Методология  представляет  собой  систему  принципов, устанавливаю- щих  наиболее  эффективные  способы  приращения  и     практического  применения  знаний.
Описание слайда:
Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах». Понятие методология (греч. µεθοδολογία) дословно означает «учение о методах». Методология представляет собой систему принципов, устанавливаю- щих наиболее эффективные способы приращения и практического применения знаний.

Слайд 41





    Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. 
    Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. 
    Определение  и  обоснование  методов  необходимы  для своевременного  избавления  на  каждом  этапе  развития  научного 
    знания  от  старых  и  выработки  новых  методов  познания,  которые соответствуют современному уровню освоения мира.
Описание слайда:
Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. Методология занимается изучением происхождения, сущности, эффективнос- ти и других характеристик методов познания. Определение и обоснование методов необходимы для своевременного избавления на каждом этапе развития научного знания от старых и выработки новых методов познания, которые соответствуют современному уровню освоения мира.

Слайд 42





Методология предстает в различных аспектах: 
Методология предстает в различных аспектах: 
-как учение о методах и процедурах научной
деятельности,  а  также  как  раздел  общей
теории познания, прежде  всего,  теории
научного познания  (эпистемологии)  и
философии науки;
-как учение об организации научной деятельности;
-как  комплекс  принципов  и  подходов
исследовательской деятельности, на которые
опирается исследователь в ходе получения 
и  разработки  знаний.
Описание слайда:
Методология предстает в различных аспектах: Методология предстает в различных аспектах: -как учение о методах и процедурах научной деятельности, а также как раздел общей теории познания, прежде всего, теории научного познания (эпистемологии) и философии науки; -как учение об организации научной деятельности; -как комплекс принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний.

Слайд 43





Понятие  методология 
Понятие  методология 
употребляется в двух
значениях: 
1.  совокупность  методов,  применяемых  в  какой-либо  сфере деятельности; 
2.  учение о научном методе познания.
Описание слайда:
Понятие методология Понятие методология употребляется в двух значениях: 1. совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности; 2. учение о научном методе познания.

Слайд 44





Проблема метода 
Проблема метода 
стала  важнейшим  вопросом  философии  Нового  времени,  что выразилось в споре двух основных направлений в теории познания: 
эмпиризма              рационализма
Описание слайда:
Проблема метода Проблема метода стала важнейшим вопросом философии Нового времени, что выразилось в споре двух основных направлений в теории познания: эмпиризма рационализма

Слайд 45





  Эмпиризм  –  направление  в  гносеологии,  которое  считает чувственный  опыт  основным  источником  познания. 
  Эмпиризм  –  направление  в  гносеологии,  которое  считает чувственный  опыт  основным  источником  познания. 
  Родоначальник эмпиризма - 
  Френсис  Бэкон.
Описание слайда:
Эмпиризм – направление в гносеологии, которое считает чувственный опыт основным источником познания. Эмпиризм – направление в гносеологии, которое считает чувственный опыт основным источником познания. Родоначальник эмпиризма - Френсис Бэкон.

Слайд 46





Эксперимент  –  есть
Эксперимент  –  есть
метод  исследования  некоторого
явления  в  управляемых
условиях, характеризующийся
(в отличие  от  наблюдения)
активным взаимодействием  с
изучаемым  объектом.
Описание слайда:
Эксперимент – есть Эксперимент – есть метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, характеризующийся (в отличие от наблюдения) активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Слайд 47





Основа  познания  – индукция (лат.
Основа  познания  – индукция (лат.
inductio – наведение) – процесс
логического вывода на основе перехода
от частного положения к общему, то
есть, наблюдая некое  единообразие  в
природе,  мы  приходим  к  утверждению 
естественных  законов. 
На  основе  опытных  данных  по
индукции исследователи приходят к
общим положениям, знаниям о мире.
Описание слайда:
Основа познания – индукция (лат. Основа познания – индукция (лат. inductio – наведение) – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, то есть, наблюдая некое единообразие в природе, мы приходим к утверждению естественных законов. На основе опытных данных по индукции исследователи приходят к общим положениям, знаниям о мире.

Слайд 48





Чтобы  избежать  «великого  обмана  чувств»,  по
Чтобы  избежать  «великого  обмана  чувств»,  по
мнению Бэкона, надо  выявить  причины  наших
заблуждений. Образно  он  назвал искаженные
представления о действительности – идолами
познания: 
1.  Идолы  рода  –  антропоморфизм,  наделение  природных процессов человеческими свойствами. 
2.  Идолы пещеры – обусловлены сложностью внутреннего мира человека, из-за которых восприятие мира искажается. 
3.  Идолы рынка – неправильное употребление слов. 
4.  Идолы  театра  –  некритические  заимствования  из  различных научных доктрин.
Описание слайда:
Чтобы избежать «великого обмана чувств», по Чтобы избежать «великого обмана чувств», по мнению Бэкона, надо выявить причины наших заблуждений. Образно он назвал искаженные представления о действительности – идолами познания: 1. Идолы рода – антропоморфизм, наделение природных процессов человеческими свойствами. 2. Идолы пещеры – обусловлены сложностью внутреннего мира человека, из-за которых восприятие мира искажается. 3. Идолы рынка – неправильное употребление слов. 4. Идолы театра – некритические заимствования из различных научных доктрин.

Слайд 49





Основы  альтернативной  эмпиризму
Основы  альтернативной  эмпиризму
рационалистической философии  были заложены
Рене  Декартом  (лат. Renatus  Cartesius - Картезий). 
Метод - «точные  и  простые  правила»,соблюдение 
которых помогает приращению знания и позволяет
отличить ложное от истинного. В  отличие  от
эмпириков,  рационалисты доминирующую  роль в
познании  отводили  не  опыту,  а  разуму.
 «Мыслю,  следовательно  существую» (Cogito
 ergo  sum)
Описание слайда:
Основы альтернативной эмпиризму Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии были заложены Рене Декартом (лат. Renatus Cartesius - Картезий). Метод - «точные и простые правила»,соблюдение которых помогает приращению знания и позволяет отличить ложное от истинного. В отличие от эмпириков, рационалисты доминирующую роль в познании отводили не опыту, а разуму. «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum)

Слайд 50





Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. 
Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. 
   Началом (посылками)  дедукции  являются аксиомы,  постулаты  или  просто гипотезы,имеющие  характер  общих  утверждений,  а концом  – следствия из посылок, теоремы
   («частное»).
Описание слайда:
Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Основной метод мышления – дедукция (лат.deductio – выведение), при котором частное положение логическим путем выводится из общего. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы,имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию